Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы
Приоритеты и цели государственной политики
в сфере реализации государственной программы Российской
Федерации "Развитие науки и технологий"
на 2013 - 2020 годы
Особенности формирования государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации с учетом больших вызовов определяют новую роль науки и технологий как основополагающих элементов решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать большие вызовы и эффективно отвечать на них.
Реакцией на большие вызовы должно стать создание технологий, продуктов и услуг, не только отвечающих национальным интересам Российской Федерации, но и востребованных в мире.
Реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации позволила получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для перехода к реализации новых приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, отвечающих на большие вызовы.
Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий, определенной в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г. N Пр-83, является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, определяет вариант достижения лидерства в ведущих научно-технологических секторах и фундаментальных научных исследованиях, который характеризуется:
восстановлением лидирующих позиций российской фундаментальной науки;
существенными усилиями государства по модернизации сектора исследований и разработок;
концентрацией усилий на наиболее перспективных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение российских разработок и улучшить позицию Российской Федерации на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг;
увеличением спроса на научные и инженерные кадры;
ростом финансирования исследований и разработок со стороны бизнеса, в том числе со стороны новых создаваемых компаний и секторов экономики;
формированием развитой национальной инновационной системы.
Согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", основной целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
Целевые ориентиры научно-технической и инновационной сферы на среднесрочный период направлены прежде всего на создание эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) детализованы механизмы реализации указанных стратегий и определены конкретные меры, источники и объемы финансирования.
Так, например, в подпрограмме 1 "Фундаментальные научные исследования" предусмотрены мероприятия по реализации Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2538-р, направленной на поддержку фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации и на восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки. Ключевым показателем, характеризующим результаты научных исследований, преимущественно фундаментальных, является показатель "Удельный вес Российской Федерации в общемировом количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), который отражен в Программе.
В части развития кадрового потенциала в рамках подпрограмм 1 "Фундаментальные научные исследования" и 3 "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" реализуются мероприятия по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук, по созданию под руководством ведущих ученых конкурентоспособных лабораторий мирового уровня, проводящих прорывные научные исследования и готовящих высококвалифицированные научные кадры. Научно-исследовательский сектор характеризуют показатели Программы "Средний возраст исследователей", "Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей".
Положение Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, о переводе государственного финансирования науки в основном на конкурсную основу учтено путем реализации нового механизма финансирования науки в подведомственных вузах в рамках государственного задания, направленного на концентрацию выделяемых бюджетных средств на ведущих исследователях, ведущих лабораториях, отдельных задельных научных проектах и востребованной научной инфраструктуре.
Также в Программе предусмотрены мероприятия, направленные на финансирование научных исследований на основе всестороннего развития системы государственных и негосударственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.
В целях реализации положений указанных стратегий учтены такие мероприятия, характеризующие основные направления и меры государственной политики в области науки, технологий, инноваций и развития интеллектуального потенциала, как кадры и человеческий капитал, инфраструктура сектора исследований и разработок, взаимодействие и кооперация, в том числе в рамках Национальной технологической инициативы, международное сотрудничество и интеграция.
Для успешной реализации проводимой государством политики нужно понимать, какие главные проблемы (прежде всего социально-экономические) стоят перед человечеством в целом и перед страной в частности, и эффективно решать их за счет развития науки и новых технологий.
Системные изменения в государственной научно-технической политике (изменение регулирования, масштабные структурные реформы - реформа Российской академии наук, развитие системы фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, формирование новой системы регулирования труда научных работников) направлены на предоставление большей свободы научным и образовательным организациям в выборе направлений, тематик и способов организации научных исследований и разработок.
Одновременно в сфере науки и технологий формируются новые механизмы, обеспечивающие развитие конкуренции, создающие возможность концентрации ресурсов на наиболее интересных идеях, результативных ученых, коллективах, организациях. Расширяются возможности научных и образовательных организаций по управлению полученными научными, научно-техническими результатами, их самостоятельной коммерциализации, передачи прав индустриальным партнерам, развитию новых направлений бизнеса с использованием возможностей, предоставляемых институтами развития.
Таким образом, стратегия действий, направленная на научно-технологическое развитие Российской Федерации, нацелена на встраивание науки в общеэкономические процессы Российской Федерации и призвана обеспечить структурные сдвиги экономики, рост качества жизни и благосостояния нации, в том числе за счет эффективного использования ее интеллектуального потенциала. Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
создание возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны;
создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам;
формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, обеспечив повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, создав условия для развития наукоемкого бизнеса;
формирование современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающей повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок;
формирование модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" определяет задачу повышения экономической привлекательности работы в сфере науки и фиксирует необходимость повышения к 2018 году средней заработной платы научных работников до 200 процентов средней заработной платы в соответствующем регионе. Решение этой задачи будет осуществляться в том числе через поддержку научных коллективов, демонстрирующих высокие результаты научной деятельности.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" определяет задачи:
систематизации проводимых фундаментальных исследований через формирование Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2538-р, и развитие механизмов ее финансирования;
развития конкурсных механизмов поддержки научных исследований через расширение деятельности государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и увеличение к 2018 году их финансирования в части фундаментальных и поисковых научных исследований до 25 млрд. рублей;
интернационализации и распространения результатов научной деятельности российских исследователей через увеличение доли их публикаций в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science), до 2,44 процента.
Ключевым индикатором, отражающим усиление влияния национальной системы науки и технологий на экономику, является достижение установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" значения объема внутренних затрат на исследования и разработки 1,77 процента общего объема валового внутреннего продукта. Это позволит обеспечить поддержку наукоемких отраслей экономики за счет увеличения притока частных инвестиций в исследования и разработки вследствие повышения востребованности результатов науки реальным сектором экономики.
В 2015 году сформулирована важная задача - объем бюджетных ассигнований на проведение фундаментальных научных исследований в процентном отношении к валовому внутреннему продукту не должен уменьшаться. Такое поручение было дано по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Во избежание рисков снижения наукоемкости валового внутреннего продукта необходимо наращивать объемы частного финансирования. Увеличение поддержки за счет средств частного капитала должно происходить в части прикладных исследований и экспериментальных разработок и создать возможности для государства увеличить поддержку фундаментальных исследований и сформировать в конечном итоге глобально конкурентоспособный сектор фундаментальной науки.
Согласно результатам сценарных расчетов обеспечения значения объема внутренних затрат на исследования и разработки 1,77 процента общего объема валового внутреннего продукта для сценария 1, характеризующегося сохранением текущих тенденций развития исследований и разработок, значения показателя внутренних затрат на исследования и разработки по годам составят в 2016 году 793,1 млрд. рублей, в 2017 году - 921,3 млрд. рублей, в 2018 году - 969,7 млрд. рублей, в 2019 году - 1000,4 млрд. рублей, в 2020 году - 1089,3 млрд. рублей или 0,958 процента, 1,061 процента, 1,051 процента, 1,012 процента, 1,012 процента валового внутреннего продукта соответственно, в том числе за счет бюджетных источников в 2016 году 387,2 млрд. рублей, в 2017 году - 498,4 млрд. рублей, в 2018 году - 493 млрд. рублей, в 2019 году - 473,2 млрд. рублей, в 2020 году - 515,2 млрд. рублей или 0,468 процента, 0,574 процента, 0,534 процента, 0,479 процента, 0,479 процента валового внутреннего продукта соответственно и за счет внебюджетных источников в 2016 году 405,9 млрд. рублей, в 2017 году - 423 млрд. рублей, в 2018 году - 476,7 млрд. рублей, в 2019 году - 527,2 млрд. рублей, в 2020 году - 574,1 млрд. рублей или 0,49 процента, 0,487 процента, 0,517 процента, 0,533 процента, 0,533 процента валового внутреннего продукта соответственно.
Для сценария 2, характеризующегося скоординированной межведомственной политикой по развитию исследований и разработок, значения показателя внутренних затрат на исследования и разработки по годам составят в 2016 году 908,4 млрд. рублей, в 2017 году - 1161,8 млрд. рублей, в 2018 году - 1376,3 млрд. рублей, в 2019 году - 1599,9 млрд. рублей, в 2020 году - 1905,3 млрд. рублей или 1,097 процента, 1,3338 процента, 1,491 процента, 1,618 процента, 1,77 процента валового внутреннего продукта соответственно, в том числе за счет бюджетных источников в 2016 году 387,2 млрд. рублей, в 2017 году - 498,4 млрд. рублей, в 2018 году - 493 млрд. рублей, в 2019 году - 473,2 млрд. рублей, в 2020 году - 515,2 млрд. рублей или 0,468 процента, 0,574 процента, 0,534 процента, 0,479 процента, 0,479 процента валового внутреннего продукта соответственно и за счет внебюджетных источников в 2016 году 521,2 млрд. рублей, в 2017 году - 663,4 млрд. рублей, в 2018 году - 883,3 млрд. рублей, в 2019 году - 1126,8 млрд. рублей, в 2020 году - 1390,1 млрд. рублей или 0,629 процента, 0,764 процента, 0,957 процента, 1,14 процента, 1,291 процента валового внутреннего продукта соответственно.
Достижение соответствующих сценарию 2 скоординированной межведомственной политики по развитию исследований и разработок темпов роста внутренних затрат на исследования и разработки возможно лишь в случае скоординированных мероприятий всех государственных программ Российской Федерации, нацеленных на развитие фундаментальных и прикладных исследований в Российской Федерации, и лишь частично обеспечивается инструментами Программы.
В рамках указанных стратегий главными задачами, решаемыми для достижения стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий, в сфере реализации Программы (создание научно-технологического задела и развитие современной инфраструктуры сектора исследований и разработок) являются:
повышение эффективности государственного участия в развитии отечественной фундаментальной и прикладной науки, а также технологий, необходимых для обеспечения национальной безопасности, систем жизнеобеспечения и других сфер ответственности государства;
активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере;
обеспечение рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации;
создание условий для активизации инновационной деятельности частного капитала.
В соответствии с основными целями и задачами государственной политики в рассматриваемой сфере в рамках реализации Программы основные усилия будут сосредоточены на создании научно-технологического задела, формировании исследовательского потенциала и ориентированы:
на поддержку и развитие конкурентных преимуществ высокотехнологичных секторов российской экономики (атомная, авиакосмическая и ряд других, в том числе новых высокотехнологичных секторов экономики);
на формирование принципиально новой технологической базы российской экономики, основанной на конвергенции наук и технологий;
на обеспечение секторов экономики, создающих в ходе своего развития гарантированный внутренний спрос на инновации, и, как следствие, на исследования и разработки (медицина, агрокомплекс, транспорт, энергетика, строительство и ряд других секторов экономики);
на решение задач национальной безопасности, включая предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий.
В развитие указанных выше задач, решаемых для достижения стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий, с учетом изложенных приоритетов определены следующие основные задачи Программы:
развитие фундаментальных научных исследований;
создание опережающего научно-технологического задела на приоритетных направлениях научно-технологического развития;
институциональное развитие сектора исследований и разработок, совершенствование его структуры, системы управления и финансирования, интеграция науки и образования;
формирование современной материально-технической базы сектора исследований и разработок;
обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство.
на повышение конкурентоспособности исследований и разработок, их результативности, а также на обеспечение эффективности государственных расходов на их поддержку;
на постепенное увеличение доли конкурсного финансирования научных исследований в структуре финансирования научных исследований, расширение роли фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности в финансировании научных исследований, использование института независимой вневедомственной оценки деятельности научных организаций государственного сектора в соответствии с международной практикой, расширение состава инструментов финансирования государственного сектора науки, включая фундаментальную науку, опережающего развития инструментов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих рациональное разделение рисков между государством, наукой и бизнесом, увеличение финансирования из внебюджетных источников, в том числе за счет увеличения доходов от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, осуществление подготовки научных кадров научными организациями в пределах установленных государственных заданий, формирование и реализацию комплекса мер по развитию негосударственного сектора науки;
на развитие материально-технической базы фундаментальной науки;
на адресную поддержку работ, осуществляемых исследователями и научными коллективами, способными на выполнение научных исследований на мировом уровне;
на реализацию стратегических программ (проектов) национальной значимости на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт";
на содействие развитию внутрифирменной (корпоративной) науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию, центрам коллективного пользования научным оборудованием в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры и поддержки распространения среди предприятий лучших достижений в организации внутрифирменных инновационных систем;
на осуществление модернизации кадровой политики российского сектора исследований и разработок, в том числе путем создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности (планирование карьеры, введение системы индивидуальных грантов для молодых ученых, их поощрений);
на реформирование системы оплаты труда в сфере науки, устанавливающей зависимость оплаты труда от результатов и качества работы;
на развитие финансирования науки через долгосрочные формы адресного финансирования на конкурсной основе отдельных научных групп, реализующих исследовательские проекты под руководством ведущих ученых;
на содействие кооперации университетов и научных организаций с производственными комплексами через реализацию инновационных проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие с бизнесом;
на реализацию ключевых проектов планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы в целях создания, развития и продвижения передовых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских организаций на формируемых глобальных рынках, в том числе путем поэтапного совершенствования нормативно-правовой базы в целях устранения барьеров для использования передовых технологических решений и создания системы стимулов для их внедрения, совершенствования системы образования для обеспечения перспективных кадровых потребностей динамично развивающихся компаний, научных и творческих коллективов, участвующих в создании новых глобальных рынков, развития системы профессиональных сообществ и популяризации Национальной технологической инициативы;
на содействие расширению и ускорению использования в экономике результатов российских исследований и разработок, в том числе путем развития инструментов трансфера результатов исследований и разработок между гражданской и военной сферами.
В рамках Программы предусмотрена поддержка мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию их научно-производственного комплекса, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации.
Направления научных исследований, финансируемых за счет средств Программы, будут скоординированы с направлениями научных исследований государственных программ, ответственными исполнителями которых являются иные федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и другие.
Программа определяет направления и условия развития до 2020 года работ по созданию научно-технологического задела в Российской Федерации, формирует единое, открытое к международной кооперации научно-образовательное пространство в стране, устанавливает ориентиры научному и образовательному сообществам, коммерческим компаниям, молодежи, международным партнерам в отношении тенденций в развитии науки и технологий в стране.
В рамках Программы с 2017 года предусмотрена новая форма поддержки социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации. Такую поддержку предусмотрено осуществлять путем предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для осуществления мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации. Правила предоставления и распределения указанных субсидий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1561 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм, федеральных целевых программ и их значениях приведены в приложении N 1.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2.
Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 3.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета приведено в приложении N 4.
План реализации Программы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов приведен в приложении N 5.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей