I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"

I. Оценка текущего состояния сферы реализации

государственной программы Российской Федерации "Развитие

промышленности и повышение ее конкурентоспособности"

Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - Программа) разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N ВП-П13-8165.

Программа направлена на объединение усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных компаний на внутреннем и мировом рынках.

Программа разработана в тесной взаимосвязи с государственными программами в других отраслях промышленности и описывает систему мер промышленной политики для гражданских отраслей с низким уровнем участия государства в капитале организаций промышленности. Данный подход предопределяет особенности инструментальных приоритетов Программы и их направленность.

Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, в настоящее время развиваются на базе новых производственных возможностей, созданных в значительной степени при поддержке государства. В большинстве случаев предприятия в этих отраслях формируются на базе современных технологических решений, ориентируются на выпуск конкурентоспособного ассортимента, эффективно конкурируют и кооперируются с международными корпорациями.

Текущее состояние гражданских отраслей российской обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Фактически в настоящее время промышленность развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют. Следствием возникшей неоднородности является неустойчивость развития отраслей промышленности и усиление ее структурных диспропорций. Так, темп роста отраслей промышленности в 2020 году колебался от 87,3 процента (спад в автомобилестроении) до 123 процентов (рост в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях), разница между максимальными и минимальными темпами роста в пределах одного года составила 35,7 процентных пункта.

С этой точки зрения замедление темпов роста российской промышленности носит структурный характер и обусловлено неравномерным развитием рынков и организаций промышленности. Соответственно, для решения возникших проблем необходимо диверсифицировать инструменты промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей. В условиях возможного ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала необходимо фокусировать ресурсы государства на приоритетных направлениях поддержки, избегая распыления средств.

Промышленная политика государства должна быть ориентирована на решение системных проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития. Руководящим принципом промышленной политики должно стать эффективное сглаживание влияния на развитие промышленности рисков всех уровней - глобальных, национальных и отраслевых.

Важным элементом промышленной политики в отраслях с существенным государственным участием было создание интегрированных структур под государственным контролем с целью концентрации мер государственной поддержки на приоритетных проектах и направлениях. Эта работа была в целом завершена с созданием объединенных корпораций, таких как Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".

Выход государства из капитала организаций промышленности, в том числе с использованием таких форм, как публичное размещение акций в Российской Федерации и на международных биржах, будет способствовать интеграции российских организаций промышленности в международные цепочки создания стоимости. Поддержка стратегических инвесторов - лидеров в своих секторах даст возможность привлечь передовые промышленные технологии, необходимые для обновления ассортимента и технологической базы промышленности. В целом выход государства из капитала организаций промышленности приведет к повышению прозрачности при распределении бюджетных средств, а усиление конкуренции за государственный заказ повысит бюджетную эффективность.

Глубокая трансформация промышленности в Российской Федерации происходит на фоне крайне динамичной ситуации в мировом индустриальном секторе (кардинальные перемены как в организации производства на основе современных информационных технологий, так и в технологической и товарной структуре промышленности на основе применения новых материалов). Необходимо создание глобально конкурентоспособного сектора биоэкономики, который наряду с наноиндустрией и информационными технологиями должен стать основой модернизации и построения постиндустриальной экономики.

Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, формирование единого экономического и технологического пространства в рамках Евразийского экономического союза, развитие межрегиональных промышленных кластеров на Дальнем Востоке и в западных регионах Российской Федерации создают новые возможности для организаций промышленности. Вместе с тем интенсивная региональная и технологическая интеграция приводят к росту конкуренции за потребителя и ресурсы, а межгосударственные соглашения ограничивают набор инструментов по поддержке национальных производителей.

В таких условиях дальнейшая подпитка обрабатывающих отраслей финансовыми средствами на ведение текущей деятельности и обеспечение инструментами государственной поддержки с расчетом на медленный рост, постепенную трансформацию и интеграцию в эффективную технологическую среду невозможно. Необходимо стимулировать интенсивный рост, быстрое обновление технологической базы, ориентировать промышленность на создание новых рынков и отраслей, способных участвовать в мировой технологической гонке на равных с ведущими экономиками мира, обеспечить устойчивость российской промышленности за счет формирования "среднего класса" промышленных производств.

Членство Российской Федерации во Всемирной торговой организации требует выстраивания арсенала инструментов государственной поддержки на основе развития институциональных условий, выстраивания системы долгосрочных, устойчивых и предсказуемых мер, направленных на повышение эффективности промышленных предприятий, в том числе на сглаживание колебаний макроэкономических показателей, влияющих на конкурентоспособность экономики. В этом ряду важное значение имеет создание комплекса инструментов государственной поддержки на основе принципов проектного финансирования.

Поддержка промышленности должна формироваться исходя из понимания того факта, что государство не является стационарным и постоянным источником финансирования части текущих и капитальных затрат организаций промышленности. Финансирование должно предоставляться на проектной основе для реализации конкретных целей развития. В среднесрочном периоде доля бюджетного финансирования должна последовательно сокращаться в пользу внебюджетных источников. При увеличении общего объема инвестиций в промышленное производство меры поддержки должны быть конечны, и на определенном этапе отрасли, получившие поддержку государства, должны войти в режим развития на основе рыночных ресурсов и генерации стоимости в эффективно работающих компаниях.

Вышеперечисленные факторы лежат в основе новой структурной промышленной политики, которая позволит наилучшим образом использовать имеющиеся конкурентные преимущества для качественного скачка в развитии отечественной промышленности.

Мировая экономика вплотную приблизилась к началу нового индустриального цикла, реструктуризации всего комплекса отраслей промышленности, сложившегося в основном во второй половине XX века. Трансформация технологической и структурной базы промышленности ("технологическая революция") будет происходить по четырем основным направлениям.

Во-первых, промышленность переходит к управлению жизненным циклом продукта, когда на этапе проектирования должны закладываться параметры и расходы, связанные с обслуживанием, а затем и с выведением продукта из эксплуатации. Во-вторых, сам процесс проектирования и инжиниринга будет строиться на основе программных технологий и компьютерного моделирования. Фактически речь идет о полной автоматизации всех процессов проектирования и инжиниринга в промышленном секторе, развитии "цифрового производства". В-третьих, обязательным условием промышленного развития становится использование производств и материалов нового поколения, в том числе продукт-ориентированное. В настоящее время в мире все большее распространение получает идея создания материалов под конкретный продукт. В-четвертых, вокруг производств будет происходить развертывание промышленной инфраструктуры нового типа, так называемых "умных сред" (умные дороги, умные сети, умные производства).

Переход на усовершенствованные, более эффективные и инновационные технологии в отраслях обрабатывающей промышленности - одна из основных задач, поставленных Правительством Российской Федерации. В рамках реализации основных положений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, Программой предусмотрен ряд мероприятий, нацеленных на существенные преобразования в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности.

Для решения задач в области модернизации и инновационного развития предполагается реализация мероприятий по развитию национальной инновационной системы, созданию полноценной структуры биоэкономики в Российской Федерации, формированию системы технологического прогнозирования, ориентированного на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики с учетом развития ключевых производственных технологий. Для этих целей предполагается взаимоувязка мероприятий подпрограмм Программы с формируемыми технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров, а также создаваемыми или актуализируемыми программами развития и стратегиями государственных институтов развития, государственных компаний и корпораций.

В реализации государственной промышленной политики в настоящее время особую актуальность имеет решение задач по импортозамещению. Импортозамещение в современных условиях - это процесс создания современных конкурентоспособных производств, направленный на замещение импортируемых в настоящее время товаров, как потребительских, так и производственных, принцип расстановки акцентов государственной промышленной политики, основанный на осознанном отказе от специализации в производстве только тех продуктов, в которых Российская Федерация имеет сравнительные преимущества перед другими странами в настоящее время. Импортозамещающая промышленная политика ориентируется на стимулирование изменения отраслевой структуры экономики таким образом, чтобы государство получало преимущество перед другими странами в производстве современной высокотехнологичной продукции, товаров с высокой добавленной стоимостью и в обозримой перспективе - значимым экспортным потенциалом. Это накладывает определенные требования и ограничения на структуру целей, задач и мероприятий Программы.

В качестве одной из важнейших задач Программы также рассматривается обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Достижение целей Программы и ее структурных элементов предполагает создание новых передовых технологий и оборудования, необходимых для их применения на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации.

Утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (далее - основные направления деятельности) определили цели, основные задачи и приоритеты политики Правительства Российской Федерации в области научно-технологического и социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. В основные направления деятельности были включены двенадцать национальных проектов, а также другие меры, которые позволят добиться максимального эффекта для экономики и повышения качества жизни людей. В рамках Программы будут выполнены задачи по ускорению технологического развития Российской Федерации, обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике, созданию в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительных экспортно-ориентированных секторов, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных высококвалифицированными кадрами.

В настоящее время поддержка промышленного производства строится вокруг комплекса мер по нескольким направлениям - от защиты инвестиций до информационной, кадровой и локализационной политики. Сформированы и внедрены механизмы специальных инвестиционных контрактов, фонды развития промышленности на федеральном и региональном уровнях, субсидиарные меры поддержки, ориентированные на привлечение частных инвестиций в промышленность, создана инфраструктура поддержки экспорта, развернута планомерная работа по определению понятия "российский продукт" и реализации соответствующей системы подтверждения, приняты и реализуются двадцать отраслевых документов стратегического планирования, охватывающих подавляющее большинство отраслей обрабатывающей промышленности. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р была утверждена Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года (далее - стратегия), которая определяет основные направления государственной промышленной политики. Согласно стратегии реализация государственной промышленной политики будет способствовать не только развитию промышленного потенциала страны, но и повышению гибкости реагирования на угрозы в области экономической, экологической и биологической безопасности. В стратегии представлена оценка текущего состояния российской промышленности, вызовы и возможности для ее развития, цели, задачи, целевые индикаторы, приоритетные направления развития по пятнадцати отраслям промышленности.

Стратегия предполагает, что доля организаций обрабатывающей промышленности, использующих технологические инновации, вырастет с 20 процентов в 2020 году до 50 процентов в 2035 году. Объем экспорта промышленной продукции за указанный период увеличится со 142 млрд. долларов США до 290 млрд. долларов США, продукции машиностроения - с 39 млрд. долларов США до 95 млрд. долларов США. Ежегодные темпы роста в обрабатывающей промышленности по отраслям, отнесенным к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, должны поддерживаться на уровне не менее 104,5 процента в 2023 - 2025 годах с дальнейшим снижением до 103 процентов в 2031 - 2035 годах. Положения стратегии не учитывают последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации о национальных целях развития) определены национальные цели развития Российской Федерации, направленные на обеспечение устойчивого экономического и социального развития Российской Федерации, укрепление государственного, культурно-ценностного и экономического суверенитета, увеличение численности населения страны и повышение уровня жизни граждан (далее - национальные цели).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.10.2024 N 1451)

(см. текст в предыдущей редакции)

В Указе Президента Российской Федерации о национальных целях развития обозначены национальные цели до 2030 года и на перспективу до 2036 года и целевые показатели, характеризующие их достижение. Как следствие, положения Программы скорректированы с учетом положений стратегии и Указа Президента Российской Федерации о национальных целях развития.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.10.2024 N 1451)

(см. текст в предыдущей редакции)

Эффективность оказываемой поддержки подтверждается ростом показателей обрабатывающей промышленности по итогам реализации второго этапа Программы. Выросла роль гражданских обрабатывающих отраслей промышленности (в рамках сферы ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, то есть не учитывая пищевую промышленность, производство кокса и нефтепродуктов) в национальной экономике. С 2017 по 2020 год выросло количество индустриальных парков, промышленных технопарков, промышленных кластеров. Значительно увеличилось и количество организаций промышленности, осуществляющих деятельность в них.

Благодаря успешно проводимой промышленной политике сохраняется умеренный опережающий темп роста промышленного производства - около 2,5 процента ежегодно, несмотря на экономические санкции и неблагоприятную динамику макроэкономических показателей с 2014 года.

Вследствие импортозамещения доля импортной продукции на внутреннем рынке по промышленным товарам сократилась с 49 процентов в 2014 году до примерно 40 процентов к началу 2020 года. В 2020 году российская промышленность показала достаточную устойчивость к внешним шокам, вызванным эпидемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Оценка возможного сокращения экспорта продукции обрабатывающих производств, проведенная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, показала, что негативные эффекты от падения спроса у ключевых торговых партнеров малозначимы для российских предприятий обрабатывающих отраслей.

По мере реализации Программы объем ее финансирования постоянно увеличивается. Для повышения эффективности использования выделенных средств перечень мер постоянно корректируется, набор инструментов все более формализуется, неэффективные меры исключаются. Имеется тенденция постепенной консолидации мер: происходит переход от узкоотраслевых к более универсальным, единым субсидиям, это позволяет перераспределять поддержку в пользу наиболее перспективных направлений, не меняя общих принципов стимулирования. Постоянно корректируется перечень показателей эффективности реализации поддержки в сторону более конкретных формулировок. В последние годы постепенно развивается территориальная составляющая промышленной политики, вводятся точечные меры поддержки промышленности на приоритетных территориях.

Введение против Российской Федерации экономических санкций со стороны иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, сказалось на развитии обрабатывающей промышленности. Объем промышленного производства по итогам 2022 года в обрабатывающей промышленности составил 98,7 процента по сравнению с показателем 2021 года. На динамику выпуска обрабатывающей промышленности в 2022 году наибольшее негативное воздействие оказали внешнеторговые ограничения, затруднившие как экспорт продукции, так и импорт сырья, материалов и комплектующих, а для отдельных секторов - снижение потребительского спроса населения, особенно на товары длительного пользования. В 2023 году ожидается постепенное восстановление инвестиционной активности в обрабатывающих отраслях с возвращением на ранее предполагавшуюся траекторию промышленного роста.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.09.2023 N 1434)