Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Юстиция"

Стратегические приоритеты в сфере государственной программы

Российской Федерации "Юстиция"

Конституцией Российской Федерации установлен демократический правовой характер Российского государства, что обусловливает особую роль сферы юстиции, обеспечения прав и свобод граждан. Права и свободы человека, относящиеся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, а также их укрепление в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", наряду с развитием безопасного информационного пространства, укреплением законности и правовых основ международных отношений определены национальными интересами Российской Федерации на современном этапе. Вопросы правовой помощи и правового просвещения, цифровизации сферы юстиции, судебно-экспертной деятельности, развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система) и повышения эффективности деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации имеют особую значимость.

Цифровая трансформация и обеспечение управления правовым пространством на основе информационных технологий являются стратегическими приоритетами развития государства и соответствуют цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", и стратегическому направлению в области цифровой трансформации государственного управления, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2024 г. N 637-р.

Основными направлениями деятельности в области цифровизации сферы юстиции, реализуемыми Министерством юстиции Российской Федерации в рамках настоящей Программы, являются:

создание широкого спектра цифровых правовых сервисов и ресурсов, развитие и цифровизация государственных услуг и функций, ориентация на развитие и широкое применение информационных технологий и внедрение искусственного интеллекта;

участие совместно с заинтересованными федеральными государственными органами в создании единого государственного информационного ресурса оцифрованных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В настоящее время органы публичной власти всех уровней, граждане и организации в своей повседневной деятельности руководствуются официальной информацией о нормативных правовых актах Российской Федерации, содержащейся на официальных порталах правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) обеспечивает официальное опубликование правовых актов в формате pdf. Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo-minjust.ru) обеспечивает предоставление более 16,1 млн. нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней в машиночитаемом формате на основе системы федеральных регистров и государственных реестров Министерства юстиции Российской Федерации. Неофициальная правовая информация предоставляется посредством различных справочно-правовых систем коммерческих организаций. Официальный статус имеют только тексты правовых актов, размещенные на государственных правовых ресурсах, тогда как необходимые для повседневной деятельности сведения о контрольном состоянии правовых актов в справочно-правовых системах официально не верифицированы.

В этих условиях целями государственной политики в сфере юстиции являются модернизация федеральных государственных информационных систем "Подсистема "Нормативные правовые акты Российской Федерации" Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации" и "Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов", создание и развитие федеральной государственной системы "Право" на основе современных цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта в интересах обеспечения конституционного права граждан на получение достоверной информации, верховенства Конституции Российской Федерации и систематизации правовых актов.

Одним из приоритетных направлений также является обеспечение доступности государственных услуг, оказываемых Министерством юстиции Российской Федерации в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), что соответствует достижению национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", в рамках которой установлены следующие целевые показатели:

увеличение к 2030 году до 99 процентов доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе внедрение системы поддержки принятия решений в рамках предоставления не менее чем 100 массовых социально значимых государственных услуг в электронном виде в проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя, за счет внедрения в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы;

увеличение к 2030 году до 95 процентов доли использования российского программного обеспечения в государственных органах, государственных корпорациях, государственных компаниях и хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов, а также в их аффилированных юридических лицах.

Внедрение новых механизмов предоставления государственных услуг в деятельность Министерства юстиции Российской Федерации, в первую очередь наиболее массовых и социально значимых, с использованием единого портала позволит оптимизировать процессы приема заявлений о предоставлении государственных услуг и выдаче результатов предоставления таких услуг, а также процессы настройки, управления и обработки заявлений, анализа и оценки возможности предоставления государственных услуг в электронном виде.

Улучшение доступности и качества предоставляемых Министерством юстиции Российской Федерации государственных услуг в электронном виде с использованием единого портала нацелено на обеспечение заявителей унифицированными формами документов и образцами их заполнения, а также на снижение издержек как заявителей, так и должностных лиц Министерства в процессе оказания государственных услуг. Это позволит оптимизировать процесс получения конечного результата предоставления государственных услуг в электронном виде, в том числе с учетом сокращения регламентных сроков оказания государственных услуг.

В настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации на едином портале размещены 6 интерактивных форм для предоставления государственных услуг.

Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы предоставляют одну из массовых и социально значимых государственных услуг - государственную услугу по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, внесении в их учредительные документы изменений, при внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях (далее - государственная регистрация некоммерческих организаций).

В 2023 году отмечен ежемесячный прирост заявлений о государственной регистрации некоммерческих организаций, поданных с использованием единого портала. На конец 2023 года доля государственных услуг по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций, предоставленных в электронном виде, составила 46 процентов.

Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2022 г. введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система по реализации полномочий и функций Министерства.

Указанная система предназначена для автоматизации процессов деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, в частности в сфере некоммерческих организаций, связанных с ведением реестров и предоставлением государственных услуг, в том числе в электронном виде, а также с осуществлением иных полномочий и функций Министерства в указанной сфере.

Кроме того, Министерством юстиции Российской Федерации ежегодно осуществляется анализ требующих разрешения вопросов и направляются в территориальные органы Министерства методические письма о порядке электронного взаимодействия с органами Федеральной налоговой службы. Территориальные органы Министерства получают консультации по вопросам, возникающим при предоставлении государственных услуг в электронном виде.

Территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации ведется постоянная разъяснительная работа с представителями некоммерческих организаций о плюсах получения государственных услуг в электронном виде.

Государственная регистрация актов гражданского состояния обеспечивает соблюдение государственных и общественных интересов, а также охрану личных и имущественных прав граждан. Принятые меры нормативного правового регулирования и уровень цифровой трансформации органов записи актов гражданского состояния, который достигнут сегодня благодаря созданию Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, позволяют получать государственные услуги по регистрации актов гражданского состояния экстерриториально в любом органе записи актов гражданского состояния, а также предоставлять юридически значимые сведения заинтересованным органам власти.

Основными направлениями деятельности, реализуемыми Министерством юстиции Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, являются развитие и совершенствование порядка предоставления государственных услуг, в том числе путем перехода на реестровую модель, упрощение их получения гражданами, поддержание высокого качества работы органов записи актов гражданского состояния, а также преодоление тенденции оттока квалифицированных кадров, в том числе путем обеспечения надлежащего уровня финансирования, выделяемого из бюджета Российской Федерации. Указанные направления деятельности должны обеспечить переход на качественно новый уровень организации предоставления услуг органами записи актов гражданского состояния.

Одной из социально ориентированных функций, возложенных на Министерство юстиции Российской Федерации, является развитие системы квалифицированной юридической помощи, право на получение которой гарантируется статьей 48 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

По данным мониторинга системы бесплатной юридической помощи, проводимого Министерством юстиции Российской Федерации, более 33,4 млн. человек входят в категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.

Главными направлениями развития системы бесплатной юридической помощи, отражающими современную цель государственной политики, являются совершенствование законодательства Российской Федерации в этой сфере, создание государственных юридических бюро во всех регионах, а также цифровизация процесса оказания бесплатной юридической помощи.

Из 89 субъектов Российской Федерации в 34 регионах основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются только адвокаты, в 7 регионах - только государственные юридические бюро, в 44 регионах задействованы и государственные юридические бюро, и адвокаты (смешанная модель), в 3 регионах (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика и Херсонская область) региональные законы содержат положения, предусматривающие создание смешанной модели системы оказания бесплатной юридической помощи, однако еще не приняты нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на реализацию таких положений. В Запорожской области государственная система бесплатной юридической помощи находится в стадии формирования.

Результатами работы Министерства юстиции Российской Федерации с регионами по вопросу создания государственных юридических бюро стало увеличение их количества с 26 до 51 бюро за период с 2021 по 2024 год.

В 2023 году бесплатная юридическая помощь оказана гражданам участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в 483489 случаях, что на 20 процентов превышает объем такой помощи, оказанной в 2022 году (403514 случаев).

Цифровая трансформация системы правовой помощи в Российской Федерации осуществляется на основе эксплуатации информационной системы "Правовая помощь", что способствует выполнению целевого показателя, характеризующего достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", а также достижению к 2030 году "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.

Оказание бесплатной юридической помощи посредством информационной системы "Правовая помощь" обеспечивает минимизацию случаев оказания некачественной юридической помощи, способствует повышению доступности бесплатной юридической помощи, а также предоставлению единого цифрового пространства гражданам и всем участникам государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи для правового информирования, правового просвещения и получения населением равного доступа к квалифицированной бесплатной юридической помощи.

Одним из основных гарантов реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи и на судебную защиту является институт адвокатуры, который обеспечивает доступ граждан и юридических лиц к правосудию и непосредственно связан с публично-правовыми функциями, прежде всего через судебное представительство.

В связи с этим развитие и совершенствование законодательства Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре являются основой для повышения качества оказываемой квалифицированной юридической помощи, позволят создать условия для консолидации юридической профессии и профессионализации судебного представительства.

Целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц служит институт нотариата, гарантируя доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов. В настоящее время происходит комплексное изменение законодательства Российской Федерации о нотариате и нотариальной деятельности путем принятия нового федерального закона, отвечающего современным условиям существования института нотариата и вызовам, стоящим перед ним, а также перед обществом и государством.

В целях повышения уровня доступности правовых услуг, в частности квалифицированной бесплатной юридической помощи гражданам и организациям, осуществления принципа "все виды юридической помощи - в шаговой доступности" и предоставления гражданам возможности получения государственных услуг в режиме "одного окна", создания площадки позитивного взаимодействия граждан и государства, значительного сокращения сроков отправления правосудия, отказа от арендуемых служебных помещений, создания инфраструктуры для судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее - судебно-экспертные учреждения), дальнейшего развития и наращивания экспертного потенциала и развития инфраструктуры Министерства реализуются пилотные проекты создания "кварталов юстиции". Так в 2022 - 2023 годах на первом этапе успешно реализованы "кварталы юстиции" в гг. Кемерово и Казани.

В высокой степени готовности находятся проекты, предлагаемые для реализации на втором этапе в 17 субъектах Российской Федерации. До 2030 года предполагается осуществить проектирование, строительство и реконструкцию, а также приобретение административных зданий и сооружений в 29 субъектах Российской Федерации.

Одним из приоритетов государственной политики в сфере юстиции является развитие института судебных экспертиз. Доказательственная база, сформированная с учетом результатов производства судебных экспертиз, в большинстве случаев является основой для осуществления уголовного, гражданского и административного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также для принятия обоснованных независимых решений как при расследовании, так и при судебном рассмотрении дел.

В систему судебно-экспертных учреждений входят 64 федеральных бюджетных учреждения, в том числе федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы имени профессора А.Р. Шляхова при Министерстве юстиции Российской Федерации - головное судебно-экспертное учреждение по научно-методическому обеспечению судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях, 9 региональных центров судебной экспертизы, а также 54 лаборатории судебной экспертизы в субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день судебно-экспертные учреждения представлены на территориях всех 89 субъектов Российской Федерации, в том числе в 64 субъектах - в качестве самостоятельных учреждений и в 25 субъектах - в качестве филиалов.

В судебно-экспертных учреждениях в настоящее время организовано производство 67 видов судебных экспертиз по 34 их родам. Основными заказчиками судебных экспертиз как основной формы использования специальных знаний в судопроизводстве являются судебные и следственные органы. Ежегодно в судебно-экспертных учреждениях выполняется свыше 135 тыс. судебных экспертиз и экспертных исследований.

Вместе с тем актуальное состояние судебно-экспертных учреждений на сегодняшний день не позволяет в полной мере решить поставленные перед ними задачи. Они недостаточно обеспечены финансированием, необходимой штатной численностью, специальным криминалистическим оборудованием и научно-методической базой. Таким образом, необходимо обеспечить развитие системы судебно-экспертных учреждений, предусмотрев усиление инфраструктурной и материально-технической базы таких учреждений в каждом субъекте Российской Федерации.

Отдельным аспектом деятельности Министерства юстиции Российской Федерации является международная деятельность.

Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", относит к национальным внешнеполитическим интересам Российской Федерации укрепление правовых основ международных отношений, защиту прав, свобод и законных интересов российских граждан, защиту российских организаций от иностранных противоправных посягательств и ставит задачу по всесторонней эффективной защите их прав.

Во исполнение указанных положений Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет международное взаимодействие также по следующим направлениям:

разработка международных договоров Российской Федерации, обеспечивающих международное сотрудничество судебных, правоохранительных и иных компетентных органов по правовым вопросам, и участие в качестве центрального органа в реализации международных договоров в сфере правовой помощи по гражданским, семейным, торговым и уголовным делам, а также по вопросам передачи осужденных в государства их гражданства;

представление интересов Российской Федерации на международных площадках в целях развития и совершенствования норм международного частного и международного публичного права, права интеграционных объединений, а также международных стандартов защиты прав человека;

правовое обеспечение международной правотворческой деятельности Российской Федерации, проверка международных договоров, разрабатываемых иными федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями, на предмет наличия оснований ратификации, правовой определенности и системности правового регулирования;

развитие международного межведомственного сотрудничества с иностранными органами юстиции;

участие в разработке и реализации государственной политики в сфере международной безопасности, включая противодействие коррупции и отмыванию доходов, использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, полученных преступным путем, борьбу с терроризмом и дерадикализацию;

разработка мер по защите граждан и организаций в условиях односторонних ограничительных мер и иных недружественных действий.

В рамках реализации Министерством юстиции Российской Федерации своих полномочий как центрального органа по вопросам взаимной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, а также по вопросам передачи лиц, осужденных к лишению свободы, в государства их гражданства или постоянного проживания Министерство преследует цель внедрить эффективные цифровые решения в этой области.

Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации во взаимодействии с территориальными органами оказывает помощь гражданам в истребовании с территорий иностранных государств документов, касающихся личных, имущественных или неимущественных прав и интересов граждан Российской Федерации и иных лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы обеспечивают предоставление государственных услуг по удостоверению подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств, и по проставлению апостиля, в том числе электронного, на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации. Кроме того, Министерство координирует деятельность российских компетентных органов в сфере проставления апостиля и осуществляет ее методическое сопровождение.

Министерство юстиции Российской Федерации ежегодно организует Петербургский международный юридический форум, в котором принимают участие около 4000 человек, включая руководителей юридических ведомств иностранных государств, представителей российских и зарубежных органов законодательной и исполнительной власти, органов прокуратуры, следствия, судей, представителей адвокатуры, международных организаций, делового, экспертного и медийного сообществ.

Важнейшими инструментами соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в процессе ведомственного нормотворчества являются государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, а также проведение антикоррупционной и правовой экспертиз проектов нормативных правовых актов Российской Федерации.

Стратегические приоритеты в сфере развития уголовно-исполнительной системы определены в соответствии с целями государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, установленными Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", а также Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. N 1138-р.

К стратегическим приоритетам в сфере развития уголовно-исполнительной системы относятся:

обеспечение и реализация прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

исправление осужденных, предполагающее обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства, соответствующих законодательству Российской Федерации, совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития;

совершенствование организации уголовно-исполнительной системы, повышение эффективности деятельности входящих в эту систему учреждений, оптимизация их состава, обеспечение безопасности, развитие производства и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала, цифровая трансформация уголовно-исполнительной системы;

обеспечение содействия лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, а также защита прав и законных интересов указанных лиц.

В 2022 - 2024 годах разработаны и приняты законодательные акты, направленные в том числе на гуманизацию законодательства Российской Федерации, ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, а также на решение проблем, связанных с исполнением уголовных наказаний и исправлением осужденных, соблюдением прав и улучшением условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых.

Одной из приоритетных задач является организация взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний с субъектами пробации, а также коммерческими и некоммерческими организациями для реализации целей пробации.

Способами эффективного решения указанной задачи являются обеспечение нормативного правового регулирования функций пробации, осуществление постоянного мониторинга правоприменения в этой сфере и организация информационного взаимодействия между субъектами пробации, органами и организациями, участвующими в осуществлении связанных с ней процедур.

В целях улучшения условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых осуществляются меры по исполнению соответствующих требований законодательства Российской Федерации, проводятся мероприятия по строительству и реконструкции объектов учреждений уголовно-исполнительной системы, а также по ликвидации ветхих объектов.

По итогам 2023 года доля исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, в которых условия отбывания наказания осужденными соответствуют законодательству Российской Федерации, составила 76,6 процента, а доля следственных изоляторов, в которых условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых соответствуют законодательству Российской Федерации, достигла 82,2 процента. 299 сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы гражданам Российской Федерации и совместно проживающим с ними членам их семей предоставлено жилье.

В целях достижения соответствия помещений для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых правилам проектирования, исключения возможности негативного влияния на городскую среду и распространения среди молодежи криминальной субкультуры планируется передислокация учреждений уголовно-исполнительной системы за пределы городов в учреждения уголовно-исполнительной системы объединенного типа, создаваемые в районах с доступными коммуникациями и транспортной логистикой, согласно Генеральной схеме размещения учреждений уголовно-исполнительной системы.

Одним из основных средств исправления осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации является общественно полезный труд.

В результате сотрудничества с федеральными органами исполнительной власти и взаимодействия с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, руководителями предприятий и коммерческих организаций по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг увеличено количество заказов, для реализации которых привлекаются осужденные.

Так, по итогам 2023 года доля осужденных к лишению свободы, привлеченных к оплачиваемому труду на производственных объектах, по отношению к численности осужденных, подлежащих привлечению к труду, составила 82,4 процента.

Одной из основных задач Федеральной службы судебных приставов является обеспечение установленного порядка деятельности судов, в рамках которого осуществляется комплекс мер, направленных на создание условий для надлежащего обеспечения правосудия и безопасности в судах.

В 2023 году судебными приставами исполнено около 2,1 млн. заявок на обеспечение безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, задержано почти 8,5 тыс. лиц, скрывавшихся от органов дознания, следствия или суда, в том числе 843 лица, находившиеся в розыске за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Эффективность осуществления приводов лиц, уклоняющихся от добровольной явки в суд, составила 97 процентов (из 273 тыс. лиц, подлежащих приводу в суды).

Одним из важных индикаторов является принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов.

В 2023 году доля завершенных исполнительных производств по отношению к общему количеству возбужденных исполнительных производств составила 64 процента, а в 2022 году показатель был на уровне 63,3 процента.

В 2023 году взысканная в пользу различных категорий взыскателей сумма превысила 1,1 трлн, рублей, в том числе в пользу физических лиц - 181,2 млрд. рублей, в пользу юридических лиц - 530,4 млрд. рублей, в бюджетную систему Российской Федерации - более 450 млрд. рублей.

Работа в сфере принудительного исполнения также направлена на обеспечение прав социально незащищенных категорий граждан в сфере принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, в том числе по алиментам.

По итогам работы за 2023 год доля исполнительных производств, в рамках которых реализуются права на получение алиментов, составила 91,3 процента.

В рамках реализации государственной политики Российской Федерации, направленной на создание необходимых условий развития цифровой экономики, а также на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", основными приоритетами являются электронно-цифровые технологии и цифровая трансформация принудительного исполнения.

Переход на электронное взаимодействие с судебными и иными уполномоченными органами позволит значительно ускорить процедуру поступления на исполнение исполнительных документов, исключить потенциально возможные случаи утраты исполнительных документов при пересылке, оптимизировать нагрузку на суды и на сотрудников Федеральной службы судебных приставов.

Переход на электронное взаимодействие со всеми государственными органами, организациями и иными операторами данных позволит в кратчайшие сроки обрабатывать и получать информацию о должнике и его имущественном положении, что, в свою очередь, сократит сроки нахождения на принудительном исполнении исполнительных документов и увеличит количество фактически исполненных исполнительных документов.

Современные цифровые и платформенные решения с использованием сервисов Федеральной службы судебных приставов позволяют наладить эффективное взаимодействие с гражданами, потребности которых служат основой для принятия решений.

Одним из стратегических приоритетов настоящей Программы на этом направлении является совершенствование способов и методов защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении контроля за деятельностью по возврату просроченной задолженности.

Реализацию такого стратегического приоритета предлагается осуществить путем:

наделения должностных лиц Федеральной службы судебных приставов дополнительными полномочиями по истребованию у операторов персональных данных сведений (информации), необходимых для выявления нарушений законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности;

налаживания системы дистанционного государственного контроля (мониторинга), заключающейся в целенаправленном, постоянном и опосредованном получении и анализе информации об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе специальных технических средств, в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Реализация стратегических приоритетов в сфере юстиции, предусмотренных настоящей Программой, будет способствовать достижению целей государственной и общественной безопасности в части защиты основных прав и свобод человека и гражданина, совершенствования механизмов взаимодействия государства и гражданского общества и укрепления законности, определенных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".