Приложение N 28

к государственной программе

Российской Федерации

"Охрана окружающей среды"

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДНЫХ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИХ

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ДОЛИ НАПРАВЛЕННЫХ НА ЗАХОРОНЕНИЕ

ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЕ

ЦЕЛЕЙ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА

"КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ

ОТХОДАМИ" НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЭКОЛОГИЯ"

Список изменяющих документов

(введены Постановлением Правительства РФ от 08.07.2022 N 1222;

в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266,

от 25.11.2023 N 1994, от 14.10.2024 N 1372)

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих мероприятия по снижению доли направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" (далее соответственно - мероприятия региональных проектов, субсидии).

2. Для целей настоящих Правил:

под мероприятиями региональных проектов понимаются мероприятия, направленные на создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

(см. текст в предыдущей редакции)

под расходами концедента понимаются расходы, принимаемые на себя концедентом по концессионным соглашениям в целях финансового обеспечения и (или) возмещения расходов концессионера на создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения (без учета налога на добавленную стоимость), включая возмещение расходов концессионера на погашение основного долга по кредитам (займам), привлеченным на цели создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения, и расходов концессионера на выплату процентов и комиссий по таким кредитам (займам), произведенных в период с 2022 по 2024 год из расчета предусмотренной кредитным договором (договором займа) процентной ставки, но не более размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа), при условии своевременного исполнения заемщиками текущих обязательств по кредитам (займам) в сроки и объемах, которые установлены графиком погашения кредита (займа);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

(см. текст в предыдущей редакции)

под объектом концессионного соглашения понимаются определенные концессионным соглашением в целях создания (реконструкции) один или несколько объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов. Объектом концессионного соглашения не может быть объект (объекты) захоронения твердых коммунальных отходов, если он (они) является единственным объектом, подлежащим созданию (реконструкции) в рамках концессионного соглашения без создания (реконструкции) объекта (объектов) обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания твердых коммунальных отходов.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

3. Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии (далее - отбор) являются:

а) наличие мероприятий, направленных на создание (реконструкцию) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации объекта концессионного соглашения, в составе федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология";

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации менее 0,75.

4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

5. Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по выплате в период с 2022 по 2024 год части расходов концедента на создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения, соответствующего в том числе следующим требованиям:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) концессионное соглашение заключено не ранее 1 января 2022 г.;

б) концессионное соглашение содержит обязательства концедента по финансированию части расходов на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, являющихся объектом концессионного соглашения;

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) объекты обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, являющиеся объектом концессионного соглашения, включены в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления, утвержденную в установленном порядке.

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации представляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявку об участии в отборе и распределении субсидий (далее - заявка) в произвольной форме в срок, определенный в объявлении о начале приема заявок, размещаемом Министерством на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Продолжительность приема заявок не может составлять менее 14 дней.

В случае если концессиционным соглашением определены 2 и более объекта обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, и субъектом Российской Федерации в 2022 году была подана заявка, включающая отдельные объекты обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, относящиеся к объекту концессионного соглашения, которая прошла отбор, предусмотренный пунктом 7 настоящих Правил, субъект Российской Федерации вправе представить в 2023 году заявку, предусматривающую создание (реконструкцию) объектов обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, являющихся объектом концессионного соглашения, которые не были указаны в заявке, прошедшей отбор в 2022 году.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

7. Отбор проводится путем рассмотрения заявок комиссией, состав которой утверждается приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - комиссия). Комиссия состоит из председателя комиссии, членов комиссии и секретаря комиссии.

Заседание комиссии проводится не позднее 20-го рабочего дня после завершения срока подачи заявок.

Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Кворум для проведения заседания комиссии составляет не менее двух третей общего числа членов комиссии. При голосовании каждый член комиссии имеет один голос. В случае равенства числа голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.

Решения комиссии оформляются в течение 3 рабочих дней после дня проведения заседания комиссии в форме протокола, который подписывается председательствующим на заседании комиссии.

Секретарь комиссии не позднее 5-го рабочего дня после оформления решения направляет его копию в субъекты Российской Федерации, участвующие в отборе.

При представлении заявки субъекты Российской Федерации также представляют:

расчет потребности в средствах федерального бюджета для софинансирования мероприятий регионального проекта на текущий финансовый год и прогнозный период;

копию заключенного концессионного соглашения, соответствующего требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил;

копии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, содержащих заключение о достоверности определения сметной стоимости, подтверждающих стоимость создания объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, являющихся объектом концессионного соглашения;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

(см. текст в предыдущей редакции)

заверенную в установленном порядке выписку из утвержденной в установленном порядке территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, содержащую сведения об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, являющихся объектом концессионного соглашения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации (Ci), за исключением случая, если концессиционным соглашением определены 2 и более объекта обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем вторым пункта 6 настоящих Правил, определяется по формуле:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ci = Si x Yi,

где:

Si - размер расходов концедента на создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения (без учета налога на добавленную стоимость) в соответствии с концессионным соглашением;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

(см. текст в предыдущей редакции)

Yi - предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определенный в соответствии с пунктом 13(1.1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила предоставления субсидий).

Размер субсидии, предоставляемой субъекту Российской Федерации, не должен превышать 95 процентов совокупной стоимости строительства и (или) реконструкции объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, являющихся объектом концессионного соглашения, которая определяется в соответствии со сметной стоимостью строительства (реконструкции) таких объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, в отношении которой получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, содержащей заключение о достоверности определения сметной стоимости, подтверждающее стоимость создания таких объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

(см. текст в предыдущей редакции)

8(1). В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 6 настоящих Правил, размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации (Ci), определяется по формуле:

00000009.wmz

где:

Xi - размер субсидии, определенный по результатам отбора и распределенный субъекту Российской Федерации в 2022 году;

Zi1 - размер расходов концедента на создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения (без учета налога на добавленную стоимость) в соответствии с концессионным соглашением;

Zi2 - размер расходов концедента на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, являющихся объектом концессионного соглашения (без учета налога на добавленную стоимость), которые были учтены при отборе и распределении субсидии в 2022 году;

Vi - предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определенный в соответствии с пунктом 13(1.1) Правил предоставления субсидий.

(п. 8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

9. Распределение субсидии между субъектами Российской Федерации осуществляется путем последовательного определения размера субсидии для i-го субъекта Российской Федерации в зависимости от приоритетности заявок субъектов Российской Федерации, которая определяется в порядке возрастания уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год, а при равном уровне расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации - в порядке поступления заявок.

10. В случае если в результате распределения субсидии образовался нераспределенный остаток или субъект Российской Федерации отказался от получения субсидии полностью или частично до заключения соглашения, указанного в подпункте "в" пункта 11 настоящих Правил, или в период его действия, указанные средства подлежат перераспределению в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил между субъектами Российской Федерации, имеющими дополнительную потребность в средствах федерального бюджета на реализацию мероприятий региональных проектов.

11. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего государственную программу субъекта Российской Федерации, предусматривающую мероприятия, при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия и которые соответствуют целям, указанным в пункте 1 настоящих Правил;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;

в) заключение соглашения между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления субсидий и настоящими Правилами (далее - соглашение).

12. Соглашение должно включать в том числе:

а) обязательство субъекта Российской Федерации завершить в полном объеме реализацию мероприятий региональных проектов, при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в течение 36 месяцев со дня заключения соглашения;

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.2024 N 1372)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) обязательство субъекта Российской Федерации не позднее 2 месяцев со дня заключения соглашения включить в концессионное соглашение условие о том, что авансовые платежи и расчеты по договорам в рамках создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения подлежат банковскому сопровождению, осуществляемому кредитной организацией, соответствующей критериям, предусмотренным пунктом 15(1) настоящих Правил, или казначейскому сопровождению, осуществляемому в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

14. Исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), в целях заключения соглашения представляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации следующие документы и информацию:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2023 N 1994)

(см. текст в предыдущей редакции)

копия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего государственную программу субъекта Российской Федерации, предусматривающую мероприятия, при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия и которые соответствуют целям, указанным в пункте 1 настоящих Правил;

копия регионального проекта, предусматривающего мероприятия, при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия и которые соответствуют целям, указанным в пункте 1 настоящих Правил;

сведения о финансовых обязательствах концедента, принятых на себя по концессионному соглашению в период с 2022 по 2024 год.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассматривает представленные уполномоченным органом документы и информацию и принимает решение о заключении соглашения либо об отказе в его заключении.

Основаниями для отказа в заключении соглашения являются:

непредставление (представление не в полном объеме) документов, подтверждающих выполнение условия, предусмотренного подпунктом "а" пункта 11 настоящих Правил;

недостоверность сведений, содержащихся в документах, подтверждающих выполнение условия, предусмотренного подпунктом "а" пункта 11 настоящих Правил.

15. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

15(1). Кредитная организация, привлекаемая концессионером для осуществления банковского сопровождения, должна соответствовать следующим критериям:

а) наличие у кредитной организации генеральной или универсальной лицензии Центрального банка Российской Федерации;

б) нахождение кредитной организации под прямым или косвенным контролем Центрального банка Российской Федерации или Российской Федерации;

в) наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 250 млрд. рублей на дату заключения договора банковского сопровождения;

г) наличие у кредитной организации структурного подразделения, осуществляющего контроль за целевым расходованием средств и мониторинг хода реализации мероприятий.

(п. 15(1) введен Постановлением Правительства РФ от 03.08.2023 N 1266)

16. Результатом использования субсидии является обеспечение сокращения количества направленных на захоронение твердых коммунальных отходов в субъекте Российской Федерации.

Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации путем сравнения фактически достигнутого значения и планового значения результата использования субсидии, предусмотренного соглашением.

17. Уполномоченные органы размещают в сроки, установленные соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчет о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также отчет о достижении значений результата использования субсидии.

(п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.2024 N 1372)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения обязательств по достижению планового значения результата использования субсидии, предусмотренного соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности предусмотрены пунктами 16 - 18 и 20 Правил предоставления субсидий.

19. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сведений и за соблюдение условий, установленных настоящими Правилами и соглашением, возлагается на высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.

20. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.

21. В случае нецелевого использования субсидии субъектом Российской Федерации к нему применяются бюджетные меры принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Приложение. Перечень документов, представляемых для получения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по удалению имущества, затонувшего во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации, для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Генеральная уборка" Приложение N 29. Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Крым в целях софинансирования расходных обязательств Республики Крым по строительству объектов обработки, и (или) утилизации, и (или) размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", входящего в состав национального проекта "Экология"