Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Оценка текущего состояния соответствующей сферы
социально-экономического развития Российской Федерации
или обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2023 N 2241)
(см. текст в предыдущей редакции)
Информационно-коммуникационные технологии являются основой стратегического развития в современном мире и неотъемлемой частью современных управленческих систем в ключевых отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики, связанных прежде всего с влиянием беспрецедентных экономических санкций со стороны коллективного Запада и Соединенных Штатов Америки, сохранением тенденции к снижению инвестиционной активности, а также с масштабным оттоком капитала, оказало непосредственное влияние на российский сектор информационно-коммуникационных технологий.
Вместе с тем под влиянием внешнеэкономических факторов 2022 год стал важным этапом технологического развития страны. В целях укрепления технологического суверенитета Российской Федерации уделялось повышенное внимание реализации комплекса мер по поддержке российского сектора информационно-коммуникационных технологий и его основных сегментов, медиаотрасли. Продолжилась работа по дальнейшему динамичному развитию инфраструктуры связи и телекоммуникаций, информационной безопасности, импортозамещению, развитию сфер искусственного интеллекта, цифрового государственного управления и перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид, а также по кадровому обеспечению отрасли информационных технологий.
По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в соответствии с официальной статистической информацией в сфере связи по итогам 2022 года объем рынка телекоммуникаций в Российской Федерации составил 1,81 трлн. рублей. Годовая динамика рынка была положительной и составила 2,8 процента в сопоставимых ценах (по оценке Федеральной службы государственной статистики). В структуре российского телекоммуникационного рынка самую большую долю (порядка 45 процентов) занимают услуги мобильной связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") через сети подвижной связи.
Объем российского рынка доступа к сети "Интернет" через сети фиксированной и подвижной связи в целом в 2022 году оценивается в 598,8 млрд. рублей, из них 76,6 процента (459 млрд. рублей) приходится на долю услуг, оказанных населению.
По итогам 2022 года значение показателя "Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97 процентов" составило 86,1 процента (плановое значение - 80 процентов).
В 2023 - 2026 годах операторы связи, несмотря на внешние негативные факторы и условия повышенной неопределенности, планируют дальнейшее осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, обеспечение высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к сети "Интернет", развитие рынка коммерческих центров хранения и обработки данных и рынка "облачных услуг", возможное внедрение новых, особенно отечественных, технологий связи.
Развитие и модернизация современной инфраструктуры создадут условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Российской Федерации, предоставят равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, приведут к снижению цифрового неравенства в регионах Российской Федерации. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры позволит расширить возможности использования средств электросвязи, радиочастотного спектра для повышения эффективности государственного управления, нужд обороноспособности и безопасности государства и обеспечения правопорядка.
В течение последних лет ключевые показатели отрасли информационных технологий в Российской Федерации поступательно увеличивались. По результатам анализа официальных данных Федеральной службы государственной статистики за 10 лет удельный вес отрасли в валовом внутреннем продукте страны вырос в 2,5 раза (с 0,54 процента в 2012 году до 1,35 процента в 2022 году). В частности, за 2022 год прирост доли отрасли в валовом внутреннем продукте составил 0,09 процентного пункта. Валовая добавленная стоимость отрасли информационных технологий возросла с 319 млрд. рублей в 2012 году до 1898 млрд. рублей в 2022 году. По итогам 2022 года на фоне общего падения реального валового внутреннего продукта страны рост валовой добавленной стоимости отрасли информационных технологий составил 5,9 процента по сравнению с 2021 годом (в постоянных ценах). При этом рост отрасли информационных технологий опережал динамику валового внутреннего продукта за рассматриваемый период в среднем на 10 процентных пунктов.
Объем реализации собственных продуктов и услуг отрасли информационных технологий (по полному кругу организаций, включая малые) в 2022 году достиг значения 2881 млрд. рублей (или 117,2 процента к 2021 году).
В 2017 году Российская Федерация стала чистым экспортером компьютерных услуг. Согласно официальным данным Центрального банка Российской Федерации по объему экспорта услуг (статистика внешнего сектора) объем экспорта в долларовом выражении стабильно рос до 2021 года со средним темпом 17 процентов в год и в 2021 году достиг 6,35 млрд. долларов. В 2022 году ввиду усложнения взаимодействия с зарубежными заказчиками, а также релокации некоторых экспортно ориентированных компаний произошел спад экспорта компьютерных услуг на 19,6 процента и его объем по итогам 2022 года составил 5,11 млрд. долларов.
Продолжится внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес, что будет оказывать влияние на рост производительности труда и качество жизни населения, повышать эффективность технологических, производственных и управленческих процессов любой отрасли экономики и уровень обороноспособности страны. Масштабное распространение информационных технологий предполагается в здравоохранении, образовании, науке, культуре, обеспечении безопасности, промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере и на транспорте.
В целях обеспечения устойчивости и безопасности информационной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности отечественных разработок и технологий информационной безопасности реализуются задачи, направленные на создание уникальной инфраструктуры (доверенной среды) разработки информационно-коммуникационных технологий, которая позволит объединить отечественных разработчиков и производителей программного обеспечения, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, в том числе в области информационной безопасности. Продолжится работа по созданию эффективной системы защиты прав и законных интересов личности, бизнеса и государства от угроз информационной безопасности.
Одними из ключевых факторов развития информационного общества в Российской Федерации являются доступность и качество контента в современном информационном пространстве.
С целью обеспечения доступного и качественного контента в информационном пространстве Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации реализуется ряд приоритетных задач в медиаотрасли (телерадиовещание, печатные средства массовой информации, книгоиздание и сеть "Интернет").
Текущее состояние медиаотрасли характеризуется в том числе достижением показателя "Уровень доступного и качественного контента в условиях развития информационного пространства" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество". По итогам 2022 года значение указанного показателя составило 113,4 процента за счет увеличения количества поддержанных социально значимых проектов в медиаотрасли по приоритетным направлениям государственной политики.
В 2022 году Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечило на конкурсной основе предоставление 115 организациям государственной поддержки, связанной с реализацией 225 социально значимых проектов, в том числе 128 проектов из 30 регионов Российской Федерации.
Актуальными трендами и проблемами медиаотрасли являются:
смещение интереса аудитории в сторону социальных сетей, что является одним из серьезных вызовов для профессиональных средств массовой информации;
повышенное внимание медийной аудитории к новостному контенту, учитывая реалии мировой геополитики;
введение рядом стран ограничительных мер в отношении новостных источников, представляющих интересы Российской Федерации.
Вместе с тем российскими вещателями и информационными агентствами обеспечивается предоставление информации, способствующей формированию объективного образа Российской Федерации за рубежом и развитию свободы массовой информации. В целях минимизации последствий внешнего санкционного давления предприняты дополнительные меры по поддержке средств массовой информации, предприятий печатной продукции и медиаотрасли в целом.
Потенциал развития медиаотрасли на сегодняшний день не ограничен, учитывая перспективы применения в медиаиндустрии искусственного интеллекта.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей