Направление (подпрограмма) "Повышение качества управления бюджетным процессом и эффективности управления общественными финансами"

Направление (подпрограмма) "Повышение качества

управления бюджетным процессом и эффективности управления

общественными финансами"

1. Цель 2 государственной программы "Комплексная оценка качества управления бюджетным процессом к 2030 году составляет не менее 87,6 процента".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Показатель 2 государственной программы "Комплексная оценка качества управления бюджетным процессом".

3. Повышение операционной эффективности бюджетных расходов будет осуществляться за счет:

повышения равномерности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе оптимизации процедур перераспределения бюджетных ассигнований при их исполнении;

охвата всех бюджетных расходов мерами повышения их эффективности путем формирования оценки эффективности прямых и налоговых расходов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

разработки правил экономического обоснования затрат, включаемых поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в цену товара при исполнении государственных контрактов, контрактов (договоров) на закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд (далее - контракт (договор).

4. Создание новых инструментов повышения эффективности планирования и исполнения бюджетных расходов будет осуществляться за счет:

законодательного установления перехода к регулированию предельного уровня рентабельности (доходности) в цене государственного контракта, контракта (договора);

интеграции государственных информационных систем, содержащих информацию о ценах, тарифах, классификаторы товаров и другую информацию, необходимую для определения экономически обоснованных затрат;

инициирования практики применения управления рентабельностью (доходностью), экономического обоснования затрат на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований;

дальнейшего развития методологии бюджетного планирования посредством совершенствования системы обоснований бюджетных ассигнований.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

5. Развитие информационных технологий в сфере управления государственными (муниципальными) финансами с учетом новых требований к качеству финансовой деятельности публично-правовых образований, а также формирование инструментов, позволяющих обеспечить открытость финансовой информации и формирование единого информационного пространства, будет осуществляться за счет:

совершенствования и оптимизации процессов, стандартизации и унификации процедур управления государственными (муниципальными) финансами с учетом принципов клиентоцентричного государственного управления;

интеграции информационных потоков организаций сектора государственного управления и публичных правовых образований в сфере управления общественными финансами при обеспечении принципа однократности формирования информации;

перехода на использование единых форматов описания финансовой информации и типизации финансовой документации;

расширения электронного документооборота организаций сектора государственного управления, в том числе с контрагентами;

развития единого портала бюджетной системы Российской Федерации, иных публичных информационных ресурсов в сфере бюджетных правоотношений, позволяющих обеспечить доступ к информации, содержащейся в системе "Электронный бюджет" и иных государственных (муниципальных) информационных системах управления финансами, неограниченному кругу заинтересованных пользователей, включая развитие инструментов информационного взаимодействия с другими системами обработки документов и данных, в том числе работу с большими данными и инструментами искусственного интеллекта;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.08.2023 N 1397)

(см. текст в предыдущей редакции)

создания единой цифровой системы администрирования и прогнозирования доходов бюджетов всех уровней за счет:

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

совершенствования нормативно-правового регулирования в части оптимизации системы закрепления и реализации полномочий по администрированию доходов;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

комплексной автоматизации администрирования и прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде реестровой модели с обеспечением однократности ввода информации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

создания единого информационного пространства (среды цифрового обмена унифицированной информацией и консолидации данных) о состоянии дебиторской задолженности по неналоговым доходам и формирования единого электронного реестра должников перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по неналоговым платежам.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

6. Повышение прозрачности финансовой информации, вовлечение институтов гражданского общества в бюджетный процесс, а также развитие механизмов инициативного бюджетирования будут осуществляться за счет:

совершенствования подходов к представлению информации о федеральном бюджете в доступной и понятной для граждан форме;

развития и внедрения инструментов открытости бюджетного процесса, в том числе в соответствии с международными стандартами;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.08.2023 N 1397)

расширения и дальнейшего развития инструментов вовлечения граждан в бюджетный процесс, в том числе посредством развития и реализации практик инициативного бюджетирования;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечения функционирования единой цифровой площадки, посвященной вопросам развития и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации;

оказания методической поддержки финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в развитии и реализации практик инициативного бюджетирования, а также в расширении типологии данного инструмента.

7. Расширение доступа негосударственного сектора к оказанию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере в целях повышения удовлетворенности граждан социальными услугами и обеспечение возможности использования конкурентных способов организации оказания социальных услуг субъектами Российской Федерации будут осуществляться за счет:

формирования нормативной правовой базы, необходимой для формирования и исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;

цифровизации процессов, связанных с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;

проведения аналитических мероприятий по оценке удовлетворенности потребителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и качества оказания таких услуг, а также организация проведения медийно-коммуникационной кампании;

внедрения системы мониторинга исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

8. Создание единых подходов к управлению расходами на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок на всех этапах жизненного цикла научного исследования и экспериментальной разработки будет осуществляться за счет:

перехода главных распорядителей средств федерального бюджета к новому формату обоснований бюджетных ассигнований на выполнение государственного задания на выполнение работ по проведению научных исследований, а также в рамках апробации перехода главных распорядителей средств федерального бюджета к новому формату обоснований бюджетных ассигнований на закупку научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения для обеспечения федеральных нужд и на предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.08.2023 N 1397)

(см. текст в предыдущей редакции)

развития информационного взаимодействия единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и системы "Электронный бюджет".

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Повышение адресного характера мер социальной поддержки граждан будет осуществляться за счет совершенствования нормативного правового регулирования в части уточнения (определения) требований к порядку назначения и осуществления мер социальной поддержки, а также порядка функционирования Единой государственной информационной системы социального обеспечения для перехода к осуществлению мер социальной поддержки с ее использованием.

10. Создание условий для повышения качества финансового менеджмента главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, государственных (муниципальных) учреждений, в том числе применение новых подходов к оценке его качества, будет осуществляться за счет:

развития методологии мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе критериев оценки его качества, в секторе государственного (муниципального) управления;

оказания методической поддержки главным администраторам бюджетных средств, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в повышении качества их финансового менеджмента;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572;

(см. текст в предыдущей редакции)

определения подходов к управлению рисками, возникающими при исполнении бюджетных полномочий, управлении активами, осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, включая обеспечение трансформации системы внутреннего финансового аудита в систему внутреннего аудита деятельности организаций сектора государственного (муниципального) управления;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.08.2023 N 1397)

(см. текст в предыдущей редакции)

достижения "цифровой зрелости" государственного управления, включая автоматизацию проведения мониторинга качества финансового менеджмента, которая позволит своевременно управлять бюджетными рисками и применять результаты оценки качества финансового менеджмента в целях планирования мероприятий органов государственного финансового контроля и подразделений внутреннего финансового аудита, а также в целом для повышения качества государственного (муниципального) управления.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572, от 26.08.2023 N 1397)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля будет осуществляться за счет:

абзацы второй - третий утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 26.08.2023 N 1397;

(см. текст в предыдущей редакции)

усиления контроля за эффективностью использования бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества, достоверностью отчетности о результатах реализации государственных программ, выполнения государственных (муниципальных) заданий;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

внедрения предупреждающего риск-ориентированного дистанционного СМАРТ-контроля и мониторинга в финансово-бюджетной сфере (контроллинга);

цифровизации процесса осуществления государственного (муниципального) финансового контроля и снижения нагрузки на подконтрольную среду;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Создание единой цифровой среды формирования и анализа учетных данных государственных финансов в целях их применения для управления будет осуществляться за счет:

завершения формирования нормативно-правовой базы бухгалтерского учета государственных финансов на основе лучшей международной практики (стандартов бухгалтерской отчетности общественных финансов), в том числе согласно программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2023 - 2026 годы и развития методологического сопровождения внедрения единой учетной государственной политики в целях достоверного формирования консолидированной отчетности государственных финансов;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572, от 26.08.2023 N 1397)

(см. текст в предыдущей редакции)

создания нормативно-правового регулирования централизации данных о государственных (муниципальных) активах, обязательствах и финансовых результатах, сформированных в подсистеме учета и отчетности системы "Электронный бюджет";

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572, от 26.08.2023 N 1397)

(см. текст в предыдущей редакции)

разработки и регламентации типовых моделей централизации данных о государственных финансах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных (муниципальных) учреждений;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

создания унифицированного альбома электронных документов бухгалтерского учета государственных финансов и обеспечения реализации цифровых регламентов обработки бухгалтерских данных на основе электронного документооборота;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

создания и развития подсистемы учета и отчетности системы "Электронный бюджет" в целях обеспечения управления (принятия оперативных решений) исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572, от 26.08.2023 N 1397)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Повышение эффективности системы управления финансами публично-правовых образований, в том числе с применением принципа клиентоцентричности, будет осуществляться за счет:

повышения эффективности функционирования системы казначейских платежей, развития расчетно-платежных сервисов и развития инструментов эффективного управления остатками средств;

развития инструментов казначейского сопровождения путем применения инструментов экономического обоснования затрат;

создания эффективной системы учета и управления государственным и муниципальным имуществом и иным имуществом;

обеспечения прозрачности системы предоставления субсидий юридическим лицам, их использования, обеспечения адресности и целевого характера использования средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на меры социальной поддержки граждан Российской Федерации;

обеспечения учета и распределения налоговых поступлений на отдельном счете с учетом внедрения единого налогового платежа.

14. Повышение эффективности бюджетных расходов в части государственных закупок будет осуществляться за счет:

упрощения и ускорения закупок, оптимизации способов и сроков их осуществления;

цифровизации государственных закупок, включая совершенствование функционала программных средств для обеспечения автоматизации процессов и документов, формируемых при осуществлении закупок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

15. Ожидаемыми результатами к 2030 году по направлению (подпрограмме) являются:

повышение эффективности бюджетных расходов, проведение регулярного и полного анализа расходов для поиска вариантов экономии бюджетных средств, которые могут быть направлены на приоритетные направления;

повышение уровня открытости бюджетных данных, а также создание эффективной системы по вовлечению широкого круга лиц в процесс принятия бюджетных решений;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.08.2023 N 1397)

(см. текст в предыдущей редакции)

повышение удовлетворенности пользователей системы "Электронный бюджет" до 4,1 балла;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

повышение эффективности исполнения функций (полномочий) федеральных органов исполнительной власти за счет усовершенствования оценки качества финансового менеджмента, создание полноценной системы внутреннего аудита в органах власти;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение методологической поддержки органов государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;

повышение качества контроля за правомерным, результативным и экономным использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572;

(см. текст в предыдущей редакции)

создание единой цифровой системы формирования данных учета и отчетности государственных финансов путем консолидации учетной информации о государственных финансах в целях обеспечения управления (принятия оперативных решений) исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2572)

(см. текст в предыдущей редакции)

достижение "цифровой зрелости" в сфере государственного управления общественными финансами, обеспечение открытости и прозрачности государственных финансов;

создание системы риск-ориентированного дистанционного СМАРТ-контроля (контроллинга), обеспечивающей предотвращение нарушений бюджетного законодательства;

обеспечение принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих правовое регулирование определения предельного уровня доходности (прибыли) контрактов (договоров), правил экономического обоснования затрат и формирование эталонной расходной декларации - информации о структуре цены контракта (договора);

создание системы, обеспечивающей открытость и доступность информации о предоставлении из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - субсидия), прозрачность процесса предоставления субсидий, а также мониторинг достижения планируемых результатов при предоставлении субсидий получателям средств государственной поддержки;

создание цифровой системы государственных и муниципальных закупок через единый портал закупок, обеспечивающий формирование, подписание, обмен и размещение документов по открытым электронным закупкам, путем однократного ввода и многократного последующего использования прошедшей предварительный автоматизированный контроль информации, а также путем интеграции с иными государственными информационными системами;

доля государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, исполнители которых определены по результатам отбора, составила не менее 30 процентов общего объема государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, включенного в государственные (муниципальные) социальные заказы;

объем государственных (муниципальных) услуг в сферах, определенных Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", оказываемых в субъектах Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 28 указанного Федерального закона, составил не менее 20 процентов общего объема таких услуг, оказываемых в Российской Федерации.