Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Формирование и функционирование Чукотской опорной зоны

Непосредственное участие Чукотского автономного округа предполагается в части совместной работы по формированию концепции Чукотской опорной зоны, предусмотренной в рамках реализации основных мероприятий подпрограммы 1.

Экономика Чукотского автономного округа развивается в условиях воздействия неблагоприятных климатических и географических факторов. Но округ располагает собственной ресурсной базой, мощными источниками энергии, отлаженной системой управления и снабжения, а его инвестиционная привлекательность становится все более очевидной.

Уникальное географическое положение Чукотской опорной зоны, ее мощнейшая сырьевая база, научно-технический и оборонный потенциал имеют для Российской Федерации большое геополитическое значение. С возрастающей ролью Арктической зоны Российской Федерации в мировой экономике увеличивается значимость Чукотской опорной зоны как контактной зоны, обеспечивающей внешнеэкономическое, культурное и другие виды межгосударственного сотрудничества. В связи с этим развитие транспортной системы Арктической зоны Российской Федерации становится необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения.

Основу экономики Чукотского автономного округа составляет горнодобывающая промышленность. В округе имеются значительные запасы полезных ископаемых, таких, как рудное золото на месторождениях Купол, Майское, Каральвеемское, Двойное, Кекура и Валунистое, россыпное золото на месторождениях Ичувеем, Рывеем и Пильхинкууль, рудное олово на месторождениях Пыркакайские штокверки, Иультинское и Валькумейское, вольфрам на Иультинском месторождении, уголь на Анадырском буроугольном, каменноугольном Бухты Угольной и Дальнем месторождениях, медь на месторождении Песчанка, ртуть на Тамватнейском и Западно-Палянском месторождениях, нефть и газ в Анадырском и Хатырском нефтегазоносных бассейнах.

Однако Чукотский автономный округ является одной из самых отдаленных территорий Арктической зоны Российской Федерации, а также имеет наиболее экстремальные природно-климатические условия, поскольку около половины территории округа расположена за Полярным кругом, и предельную труднодоступность (отсутствие железнодорожного транспорта, автотранспортных выходов в прилегающие субъекты Российской Федерации, недоступность круглогодичной связи по наземным транспортным коммуникациям между населенными пунктами). Такие ограничения, в свою очередь, сдерживают экономический рост и снижают инвестиционную привлекательность региона.

В качестве структурообразующего элемента формирования Чукотской опорной зоны представляется целесообразным определить создание транспортной инфраструктуры на основе единой системы Северного морского пути, воздушного сообщения и автомобильных дорог, которые участвуют в транспортировке грузов, в том числе в виде полезных ископаемых, добываемых на месторождениях Арктической зоны Российской Федерации. В качестве стратегической задачи необходимо также рассматривать формирование энергетической инфраструктуры, включающей строительство новых и реконструкцию существующих линий электропередачи и подстанций в наиболее перспективных зонах освоения минерально-сырьевых ресурсов Чукотского автономного округа.

Чукотский автономный округ отличается крайне низким уровнем развития транспортного комплекса, характерной особенностью которого является полное отсутствие железнодорожных путей и трубопроводов. Основным звеном транспортного комплекса является воздушный транспорт, который работает круглогодично. Аэропорты обеспечивают воздушную связь с районными центрами и селами, а также с некоторыми крупными городами России. В некоторых населенных пунктах указанного округа воздушный транспорт остается единственным средством сообщения.

Морская транспортная схема Чукотского автономного округа включает порты, непосредственно расположенные на его территории. Морские порты округа не имеют собственного среднего и крупного каботажного флота, их основной целью является обработка и перевалка грузов для прибрежных сел и населенных пунктов, а также отгрузка твердого топлива и иного груза, предназначенных для отправки за пределы округа. Морская транспортная схема включает в себя порты Эгвекинот, Анадырь, Провидения, Беринговский в Беринговом море и порт Певек в Восточно-Сибирском море. В течение ограниченного навигационного периода на территорию указанного округа завозится основная часть топлива, продовольствия и других грузов.

При отсутствии железнодорожного транспорта в Чукотском автономном округе и коротком навигационном периоде протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1 тыс. кв. километров территории составляет всего 1 километр, по данным Федеральной службы государственной статистики. Дороги с покрытием присутствуют только в городах и прилегающих к ним поселках, на остальной территории используются зимники - дороги без покрытия, на которых движение возможно лишь зимой по укатанному снегу. Расстояние от порта Эгвекинот до окружного центра г. Анадырь авиационным транспортом составляет 228 километров, наземным транспортом - 350 километров. В 2012 году начато строительство федеральной автомобильной дороги "Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь", которая к 2030 году обеспечит круглогодичную транспортную связь указанного округа с дорожной сетью Дальнего Востока и позволит начать добычу полезных ископаемых в ранее недоступных районах.

Экономика Чукотского автономного округа ориентирована в основном на использование месторождений полезных ископаемых при сохранении традиционных форм хозяйствования коренного населения. Валовой региональный продукт, произведенный в указанном округе, по итогам 2015 года составил 62 млрд. рублей. Наибольший вклад в валовой региональный продукт вносит промышленное производство. В настоящее время основными отраслями промышленности указанного округа являются добывающая промышленность, цветная металлургия, электроэнергетика и пищевая промышленность. Пищевая промышленность направлена в основном на удовлетворение потребностей жителей указанного округа. В сельском хозяйстве основными видами деятельности являются оленеводство, рыболовство и морской зверобойный промысел.

Несмотря на слабую геологическую изученность Чукотского автономного округа, его разведанный минерально-сырьевой потенциал считается одним из самых высоких на Дальнем Востоке. Наличие крупных запасов полезных ископаемых в указанном округе определяет доминирование добывающей промышленности. В недрах указанного округа залегают месторождения золота, олова, серебра, меди, вольфрама, ртути, металлов платиновой группы, угля, нефти, газа и других полезных ископаемых. За время промышленной разработки месторождений в указанном округе было получено 200 тыс. тонн олова, 90 тыс. тонн трехокиси вольфрама и более 1000 тонн золота.

Важную роль в развитии экономики Чукотского автономного округа играет золотодобывающая промышленность.

В 2011 - 2015 годах из россыпных и рудных месторождений Чукотского автономного округа в целом добыто 126,6 тонны золота и 863,7 тонны серебра. По итогам 2015 года добыто 32 тонны золота и 156,3 тонны серебра.

В настоящее время разрабатываются 5 месторождений рудного золота - Купол, Валунистое, Каральвеем, Двойное и Майское. Готовятся к освоению золоторудные месторождения Кекура и Клен. Перспективным объектом является одно из крупнейших в мире золотосодержащее медно-порфировое месторождение Песчанка, освоение которого сдерживается большими капитальными вложениями и неразвитостью транспортной инфраструктуры.

Из топливно-энергетических полезных ископаемых на территории Чукотского автономного округа осуществляется добыча угля и природного газа.

До 2015 года угледобывающая промышленность была представлена 2 предприятиями - открытым акционерным обществом "Шахта Угольная" и открытым акционерным обществом "Шахта Нагорная". Ежегодный уровень добычи бурого и каменного угля этими шахтами в 2009 - 2014 годах составлял 300 - 435 тыс. тонн. Углем обеспечиваются традиционные потребители топливно-энергетических ресурсов Чукотского автономного округа - акционерное общество "Чукотэнерго" и государственное предприятие Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз". В рамках развития Анадырской опорной зоны планируется обеспечить освоение месторождений каменного угля Беринговского каменноугольного бассейна (общие суммарные запасы - свыше 4 млрд. тонн), располагающегося на побережье незамерзающего Берингова моря. Геологические запасы угля и созданная производственная база позволяют не только удовлетворить собственные нужды этого округа, но и поставлять продукцию за его пределы в любые районы Дальнего Востока, а также в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

На территории Чукотского автономного округа эксплуатируется одно газовое месторождение - Западно-Озерное, расположенное в Анадырском районе. Добычу газа осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Чукотка". Газомоторная станция в г. Анадыре является единственным потребителем газа Западно-Озерного месторождения (ежегодный уровень планового потребления составляет около 25 млн. куб. метров).

В пределах территории Чукотского автономного округа и шельфов омывающих его морей выявлено 6 перспективных нефтегазоносных бассейнов со значительными запасами углеводородного сырья. Основные перспективы развития топливно-энергетической базы с целью обеспечения потребностей указанного округа в нефтепродуктах и энергоресурсах связаны с изучением и разработкой месторождений Телекайской площади. Предварительно оцененные запасы позволяют прогнозировать добычу около 500 тыс. тонн нефти и 70 млн. куб. метров газа.

Таким образом, основу экономики Чукотского автономного округа составляет горнодобывающая промышленность, остальные отрасли округа, такие, как небольшие рыбоперерабатывающие предприятия, предприятия по производству строительных материалов и оленеводство развиты слабо и служат для удовлетворения местных нужд. Коренное население занято традиционными видами промысла.

В целях повышения транспортной доступности Чукотской опорной зоны необходима реконструкция аэропортов регионального и местного значения - Залив Креста, Кепервеем и Беринговский. Воздушный транспорт является единственным магистральным видом транспорта, обеспечивающим связь одноименных населенных пунктов с остальной территорией России.