Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Формирование и функционирование Северо-Якутской опорной зоны

Формирование и функционирование Северо-Якутской

опорной зоны

Непосредственное участие Республики Саха (Якутия) предполагается в части совместной работы по формированию концепции Северо-Якутской опорной зоны, предусмотренной в рамках реализации основных мероприятий подпрограммы 1.

Формирование Северо-Якутской опорной зоны является пилотным проектом, который позволит апробировать такой подход и впоследствии распространить его на всю территорию Арктической зоны Российской Федерации.

Внутренний водный транспорт (даже в перспективе до 2050 года) является безальтернативным для грузовых перевозок на арктических и северных территориях Республики Саха (Якутия). В связи с этим в качестве основы комплексного развития территории Северо-Якутской опорной зоны определена транспортная инфраструктура на основе единой системы Северного морского пути и внутренних водных путей судоходных рек Ленского бассейна.

Межрегиональные связи формируемой Северо-Якутской опорной зоны будут влиять на развитие территорий соседних с Якутией субъектов Российской Федерации (северо-восток Красноярского края, северо-запад Чукотского автономного округа, Магаданской области), ориентированных на Северный морской путь, хозяйственная деятельность которых прямо или косвенно зависит от состояния и развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта Северо-Якутской опорной зоны.

Комплексный подход будет также обеспечиваться включением в план мероприятий по формированию Северо-Якутской опорной зоны необходимых научных исследований и мероприятий по сохранению традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации, развитию малого и среднего предпринимательства в сфере производства продовольствия, других видов местной продукции, товаров и услуг, востребованных на этапе строительства и эксплуатации вновь создаваемых в Арктике производств, а также иных вспомогательных видов экономической деятельности.

Отсутствие транспортной инфраструктуры является основной проблемой, которая замедляет формирование и развитие Северо-Якутской опорной зоны.

Внутренний водный транспорт является безальтернативным для жизнеобеспечения арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия). Ежегодно в период навигации в Республике Саха (Якутия) осуществляется северный завоз грузов, в том числе социально значимых продовольственных товаров и энергетических ресурсов.

Системообразующими проектами Северо-Якутской опорной зоны являются проекты, предусматривающие реконструкцию портовой инфраструктуры открытого акционерного общества "Морской порт "Тикси", создание высокотехнологичной Жатайской судоверфи, строительство речных судов различных типов и назначений и строительство судов класса "река - море" в целях обеспечения перевозок для нужд Республики Саха (Якутия).

В целом реализация указанных системообразующих проектов по обеспечению деятельности внутреннего водного транспорта позволит стимулировать повышение эффективности и диверсификации экономики арктических районов Республики Саха (Якутия) за счет средств инвесторов, реализующих проекты на территории Северо-Якутской опорной зоны. Кроме того, это позволит увеличить объем грузов, перевозимых внутренним водным транспортом для нужд населения и компаний Северо-Якутской опорной зоны и вывозимых на реализацию товаров собственного производства.

Создаваемая для приоритетных объектов инфраструктура и условия функционирования позволят сформироваться новым инвестиционным проектам, развиваться малому и среднему бизнесу и естественно интегрироваться в создаваемую современную экономику Арктики населению Северо-Якутской опорной зоны при сохранении культуры и традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации.

Развитие арктических районов Республики Саха (Якутия) предполагает сохранение традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации, численность которых достигает 20 тыс. человек. Это свыше половины от общего числа народов, проживающих на этой территории.

Разветвленная речная сеть, включающая дельты крупнейших северных рек - Лены, Колымы, Индигирки, Яны, является естественным путем сообщения, стимулирует развитие судоходства, рыбной промышленности, гидроэнергетики, а также основой уникальных биосферных резерватов. Булунский район (морской порт Тикси) имеет благоприятное геополитическое положение с точки зрения перспектив развития международных связей и торговли в условиях функционирования Северного морского пути.

Экономика арктических районов Республики Саха (Якутия) сохраняет сельскохозяйственную специализацию. Добывающая промышленность по разработке месторождений алмазов, золота, олова и каменного угля получила развитие на арктических территориях Республики Саха (Якутия). В силу таких объективных отрицательных факторов, как неблагоприятный климат, вечная мерзлота, экологическая уязвимость и огромные расстояния, социально-экономическое развитие арктических районов остается на весьма низком уровне.

Транспортно-географическое положение Северо-Якутской опорной зоны характеризуется значительной удаленностью и слабо развитой инфраструктурой. Имеет место асимметрия социально-экономического и геополитического потенциалов - при наличии значительного природно-ресурсного потенциала международного значения и возможностей кратчайшего выхода по Северному морскому пути на основные растущие экономики мира уровень социально-экономического освоения восточной части Арктической зоны Российской Федерации существенно ниже, чем западной.

Республика Саха (Якутия) относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам России и занимает ведущее место по добыче алмазов, золота, олова и сурьмы. Удельный вес запасов полезных ископаемых Республики Саха (Якутия) в минерально-сырьевом потенциале России составляет по алмазам - 82 процента, по золоту - 17 процентов, по урану - 61 процент, по сурьме - 82 процента, по железным рудам - 5 процентов, по углю - 5 процентов, по олову - 28 процентов, по ртути - 8 процентов. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка и вольфрама.

Перспективы развития минерально-сырьевого комплекса Северо-Якутской опорной зоны определяются наличием и состоянием добывающей промышленности, разведанным и прогнозным потенциалом недр, конъюнктурой спроса и предложения различных видов полезных ископаемых на мировом, общероссийском и региональном рынках, а также эффективностью государственного регулирования устойчивого воспроизводства минерально-сырьевой базы.

На севере Республики Саха (Якутия) находится 213 месторождений золота с запасами свыше 285 тонн металла, из них 184 россыпных месторождения. В нераспределенном фонде находится 181 месторождение с запасами свыше 250 тонн. Основные промышленные запасы и прогнозные ресурсы рудного и россыпного золота, составляющие до 20 процентов запасов золота Российской Федерации, сосредоточены в Верхояно-Колымской и Колымо-Омолонской металлогенических провинциях.

В арктических районах Республики Саха (Якутия) располагается 22 месторождения алмазов, в том числе 18 месторождений коренных алмазов и 4 - россыпных месторождения. В нераспределенном фонде находится 7 месторождений.

Для изучения новых алмазоносных полей требуется большой объем геолого-разведочных работ. В целом минерально-сырьевая база алмазов требует восполнения путем увеличения научно-прогностических, поисковых и других видов геолого-разведочных работ, развития и совершенствования технологии поисков.

В пределах выделенной Якутской оловоносной провинции (13 коренных и 37 россыпных месторождений) сосредоточено около 37 процентов разведанных запасов олова и 30 процентов прогнозных ресурсов Российской Федерации. Общий потенциал россыпного олова шельфа России сосредоточен в восточной части Арктической зоны Российской Федерации, включающей Ляховский, Чокурдахско-Святоносский, Чаунско-Киберовский и Валькарайский оловоносные районы на территориях Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа.

В Верхоянском районе на 2 месторождениях учитываются запасы сурьмы в объеме 90 тыс. тонн.

В северных районах имеются 20 месторождений вольфрама с суммарным количеством запасов около 60 тыс. тонн, а также месторождение свинца с запасами 280 тыс. тонн.

На севере Республики Саха (Якутия) расположено богатейшее редкометалльное месторождение, содержащее такие руды, как ниобий, иттрий, скандий и большую группу редкоземельных элементов (лантан, церий, неодим, празеодим, самарий, европий), что значительно превышает их концентрацию в самых богатых месторождениях мира. Прогнозные ресурсы составляют 154 млн. тонн руды.

На территории Усть-Янского района расположена золото-редкометалльная россыпь, которая представлена техногенными гале-эфельными отвалами рыхлых пород, содержащих золото и уникальный редкоземельный минерал - куларит.

В арктических районах Республики Саха (Якутия) расположено 18 угольных месторождений с учтенными балансовыми запасами свыше 670 млн. тонн, из них 16 месторождений (свыше 300 млн. тонн) находится в нераспределенном фонде.

По экспертным оценкам, более 80 процентов ресурсов ископаемого бивня мамонта России сосредоточено на территории Республики Саха (Якутия). Оцениваемые ресурсы ископаемой мамонтовой кости в Республике Саха (Якутия) составляют, по оценке специалистов, 450 - 520 тыс. тонн.

Для комплексного развития арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия), а также для снижения негативного влияния огромных пространств необходимо в первоочередном порядке стимулировать реализацию инвестиционных проектов по освоению не только месторождений углеводородов, но и таких объектов, как крупные и уникальные месторождения алмазов, золота, цветных и редкоземельных металлов на материковой части формируемой Северо-Якутской опорной зоны.

При этом на территории Северо-Якутской опорной зоны планируется реализовывать проекты, которые осуществляются вне Арктической зоны Российской Федерации, но в целях ее социально-экономического развития. В частности, речь идет о предлагаемой модернизации расположенного вне пределов Арктической зоны Российской Федерации Жатайского судоремонтно-судостроительного завода (общество с ограниченной ответственностью "Жатайская судоверфь", Республика Саха (Якутия), которая обеспечит развитие Северного морского пути, модернизацию, ремонт и межнавигационное обслуживание судов, формирование якутского индустриального транспортно-логистического узла, а также повысит эффективность и бесперебойность северного завоза.

В целях повышения транспортной доступности Северо-Якутской опорной зоны необходима реконструкция аэропортов регионального и местного значения (Черский, Чокурдах, Тикси, Депутатский). Воздушный транспорт является единственным магистральным видом транспорта, обеспечивающим связь населенных пунктов Черский, Чокурдах, Тикси и Депутатский с остальной территорией России.