Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Формирование и функционирование Таймыро-Туруханской опорной зоны

Формирование и функционирование

Таймыро-Туруханской опорной зоны

Непосредственное участие Красноярского края предполагается в части совместной работы по формированию концепции Таймыро-Туруханской опорной зоны, предусмотренной в рамках реализации основных мероприятий подпрограммы 1.

Формирование указанной опорной зоны планируется на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и городского округа города Норильска, являющегося моногородом.

Значение Таймыро-Туруханской опорной зоны в общегосударственном масштабе обусловлено наличием огромных ресурсов различных видов полезных ископаемых - медно-никелевых руд, углеводородного сырья, каменного и бурого угля, золота и платиноидов, редких металлов и редкоземельных элементов, а также технических алмазов. Перспективными являются и такие виды полезных ископаемых, в настоящее время слабо изученные, как титан, свинец, цинк, серебро, молибден и камнесамоцветное сырье.

На сегодняшний день ключевую роль в экономике территории играет Норильский промышленный район, богатый уникальными комплексными никелевыми и медными рудами с высоким содержанием металлов платиновой группы и кобальта. Действующий на территории Норильского промышленного района Заполярный филиал публичного акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" производит более 90 процентов российских объемов никеля, более 40 процентов меди и 98 процентов металлов платиновой группы.

Производимая Заполярным филиалом публичного акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" продукция составляет значительную долю экспорта Российской Федерации, ее вывоз осуществляется через порт Дудинка по р. Енисей и дальше Северным морским путем.

В предстоящие годы публичное акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" предусматривает реализовать в этом районе проекты по расширению рудной базы как за счет увеличения срока службы действующих рудников компании, так и в результате ввода в эксплуатацию богатых руд нового рудника "Скалистый". К 2018 году добыча руды в Заполярном филиале этого публичного акционерного общества возрастет до 18,5 - 19 млн. тонн.

Для обеспечения переработки возрастающих объемов горной массы и повышения содержания полезных компонентов в выпускаемых концентратах ведется модернизация и создание современного обогатительного комплекса мирового уровня на базе Талнахской обогатительной фабрики. В результате модернизации предусматривается увеличение мощности производства с текущих 7,7 млн. тонн в год до 10,2 млн. тонн с повышением содержания никеля в производимом концентрате с 9,4 процента до 13,1 процента.

В секторе металлургии в целях повышения эффективности плавильного производства и снижения экологической нагрузки в конце июня текущего года прекратил выплавку металла никелевый завод. Остановка завода увязана с модернизацией других мощностей компании - Надеждинского металлургического завода и медного завода, куда переносится часть производства с закрытого никелевого завода.

Планируемое развитие Заполярного филиала публичного акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" позволит повысить технологическую эффективность горнодобывающего и металлургического производств, стабилизировать достигнутые объемы выпуска никеля, меди и металлов платиновой группы.

Развитие Норильского металлургического центра может быть поддержано проектами общества с ограниченной ответственностью "Русская платина", специализирующегося на производстве платины и металлов платиновой группы как основной продукции и планирующего разработку месторождений Черногорское и Норильск-1 (южная часть). Ожидается, что реализация проектов компании позволит на одну треть увеличить объемы производства платины и металлов платиновой группы на территории Норильского металлургического центра по сравнению с нынешним уровнем.

Значимым проектом развития Норильского металлургического центра может стать также освоение Масловского месторождения, ресурсная база которого оценивается в размере 215 млн. тонн руды, а потенциальный срок выработки рудника - более 30 лет.

В перспективе разработка новых месторождений руд цветных металлов как на территории городского округа город Норильск, так и на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района приведет к расширению экономической зоны влияния промышленного района.

Учитывая геологические предпосылки, географическое положение и инфраструктуру Таймырского района, а также конъюнктуру рынка минерального сырья, приоритетными к освоению в ближайшие 10 - 20 лет полезными ископаемыми на территории этого района, помимо руд цветных металлов, станут каменный уголь и углеводородное сырье. Проекты по освоению этих полезных ископаемых могут стать приоритетными для Таймырской опорной зоны и оказать существенное влияние на увеличение грузопотока по трассам Северного морского пути.

Уголь имеет повсеместное распространение в пределах муниципального района. Наиболее изученным, относительно доступным и перспективным для освоения является Западно-Таймырский угленосный район, располагающийся в крайней западной части полуострова Таймыр. Близость к расположенному у входа в Енисейский залив морскому порту Диксон, высокое качество угля и значительные прогнозные ресурсы выделяют эту площадь как наиболее перспективную для разработки коксующегося угля в целях расширения экспорта, на базе которой может быть создан крупный Диксонский центр угледобычи.

Сырадасайская перспективная площадь по масштабу и качеству сырья может рассматриваться в ряду крупнейших в России - Эльгинского (Республика Саха (Якутия) и Элегестского (Республика Тыва) угольных месторождений. Уголь указанных месторождений, преимущественно марки 2Ж, входит в группу особо ценного для коксования угля и является самым дефицитным на российском рынке.

Сырадасайская перспективная площадь в настоящее время подготавливается к освоению (недропользователем является общество с ограниченной ответственностью "Северная Звезда" - дочернее предприятие публичного акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель"). Лицензионный участок недр находится в 105 - 120 километрах юго-восточнее пос. Диксон и в 60 километрах от восточного побережья Енисейского залива. Срок пользования участком - 25 лет (9 апреля 2008 г. - 31 декабря 2033 г.). Компания планирует построить открытый карьер с уровнем добычи 12 млн. тонн угля ежегодно, а также обогатительную фабрику мощностью 10 млн. тонн коксующегося концентрата. Помимо этого предусматривается строительство теплоэлектроцентрали на энергетическом угле, получаемом с месторождения, 120-километровой железнодорожной ветки до пос. Диксон и перевалочного морского терминала. При ежегодном уровне добычи на Сырадасайском месторождении в 10 - 15 млн. тонн угля обеспеченность запасами угледобывающего предприятия составит 350 - 500 лет.

Дочерними организациями управляющей компании "Восток Уголь" получены лицензии на геологическое изучение каменного угля на участках Таймырского угленосного бассейна.

Коксующийся уголь Западно-Таймырского угленосного района может являться предметом экспорта в Западную Европу и на азиатско-тихоокеанский рынок, в частности в Китай, являющийся крупнейшим в мире потребителем коксующегося угля, а также снизить наблюдаемый уже сегодня в России дефицит жирных марок угля и стать базисом новых отечественных горно-металлургических комплексов.

Транспортировка угля с месторождений может быть осуществлена автомобильным или железнодорожным транспортом до порта Диксон и далее потребителям - по трассе Северного морского пути. Для организации транспортировки необходимо строительство дорог и модернизация порта Диксон для увеличения его пропускной способности. При этом, по оценкам, общий износ основных портовых сооружений и техники порта Диксон достигает 70 процентов.

Порт является срединной точкой на Северном морском пути и расположен в закрытой глубоководной бухте, позволяющей осуществлять круглогодичный заход судов и ледокольного флота. Порт имеет стратегическое значение как одна из ключевых точек - опорная база при развитии транзитных перевозок грузов по Северному морскому пути и как гарант безопасности присутствия судов на нем.

Сегодня порт служит в основном пунктом захода и временной стоянки судов, отправляющихся в другие порты и портовые пункты Северного морского пути. В акватории порта производится формирование караванов судов для ледокольной проводки. Планируемое развитие добычи коксующегося угля экспортных кондиций Западно-Таймырского угленосного бассейна будет способствовать росту значения порта как одного из ключевых грузообразующих элементов на трассе Северного морского пути.

На сегодняшний день компаниями-недропользователями рассматривается вариант строительства в морском порту Диксон угольного терминала в районе мыса Чайка с грузооборотом 10 млн. тонн угля в год. Терминал предназначен для перегрузки в морские суда угля (антрацита), поступающего с участка в районе р. Малая Лемберова.

В перспективе дальнейшему развитию порта и увеличению его грузооборота может способствовать разработка прилегающих участков континентального арктического шельфа. В настоящее время ведется изучение геологического строения и перспектив нефтегазоносности восточной части акватории Карского моря и Енисейского залива.

Высокий природный потенциал Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в части углеводородного сырья определяет интерес к нему крупнейших добывающих компаний России (публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть", акционерное общество "Национальная Нерудная Компания", открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз", публичное акционерное общество "ЛУКОЙЛ" и другие). На сегодняшний день по месторождениям углеводородов пользование недрами осуществляют 15 компаний по 35 лицензиям на 42 участках недр.

В стадии промышленного освоения находятся Северо-Соленинское и Мессояхское (акционерное общество "Норильскгазпром"), а также Пеляткинское (акционерное общество "Таймыргаз") месторождения. Они являются составной частью автономной газоснабжающей системы, обеспечивающей Норильский промышленный район и южную часть Таймырского Долгано-Ненецкого района, включая производственные нужды Заполярного филиала публичного акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" и потребности жилищно-коммунального хозяйства гг. Норильска и Дудинки.

Большая часть участков, на которых в настоящее время ведутся геологическое изучение и подготовка к освоению, расположены в юго-западной части Таймырского Долгано-Ненецкого района, граничащей с Туруханским районом. Лицензии на участки здесь в основном принадлежат компаниям, входящим в структуру публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть".

Среди месторождений этой группы наиболее подготовленным является Сузунское месторождение. После действующего с 2009 года в Туруханском районе Ванкорского месторождения, Сузунское месторождение станет вторым месторождением Ванкорского кластера, на котором ведется промышленная добыча. Сузунское месторождение содержит высококачественную легкую нефть, качество которой оценивается выше, чем на Ванкорском месторождении. При выходе на максимальный уровень добычи, который планируется в 2017 году, объем извлекаемой нефти на месторождении составит 4,5 млн. тонн в год. Для транспортировки нефти Сузунского месторождения построен нефтепровод до Ванкорского месторождения. Дальнейшая транспортировка будет осуществляться по действующему нефтепроводу Ванкор - Пурпе, соединенному с магистральным трубопроводом публичной акционерной компании "Транснефть". При этом нефтепровод Ванкор - Пурпе способен обеспечить перекачку нефти (до 30 млн. тонн в год) не только месторождений Ванкорского кластера (Ванкорское, Сузунское, Лодочное, Тагульское), но и других расположенных вблизи трассы нефтепровода месторождений Туруханского района и западной части Таймырского Долгано-Ненецкого района. Это позволяет дальнейшее освоение месторождений осуществлять с использованием тех же каналов транспортировки сырья, что и для месторождений Ванкорского кластера.

Помимо месторождений, тяготеющих к Ванкорскому кластеру, на территории района в настоящее время ведутся геологическое изучение и подготовка к освоению по целому ряду участков недр, которые могут в перспективе сформировать 3 новых центра нефтегазодобычи - Усть-Енисейский, Хатангский и Авамский.

Усть-Енисейский центр нефтегазодобычи расположен в западной части района на правобережье р. Енисей и объединяет Паяхское, Байкаловское и Озерное месторождения. Начало его промышленного освоения планируется в среднесрочной перспективе. Владельцами лицензий на разведку и добычу углеводородов на участках недр этой территории являются публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть", открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" и компании, входящие в состав акционерного общества "Национальная Нерудная Компания".

Транспортировка добываемой нефти может быть организована:

путем строительства нефтепровода от нефтепромыслов до нефтяного терминала на правобережье р. Енисей с дальнейшей транспортировкой танкерами по трассе Северного морского пути - северный вариант;

путем строительства трубопроводов в южном направлении и подключения их к действующей магистральной сети (нефтепроводу Ванкор - Пурпе) - южный вариант.

Северный вариант транспортировки обеспечивает:

возможность сохранить марку нефти "Siberian Light" (в трубопроводной системе публичной акционерной компании "Транснефть" происходит смешение с тяжелой нефтью Волго-Уральского нефтегазоносного района и на экспорт поступает смесь Urals, которая торгуется с дисконтом от 10 процентов);

расширение географии рынков сбыта (при транспортировке через трубопроводную систему публичной акционерной компании "Транснефть" на экспорт поставляется примерно 40 процентов добываемой нефти, что снижает рентабельность освоения месторождений);

строительство нефтеналивного терминала, что позволяет создать базу для освоения смежных территорий, на которых располагаются месторождения углеводородов.

Этот вариант транспортировки является предпочтительным с точки зрения развития грузооборота по Северному морскому пути.

В соответствии с этим вариантом открытое акционерное общество "ННК-Таймырнефтегазодобыча" разработало проект, предусматривающий строительство морского нефтяного терминала "Таналау" для отгрузки нефти и ее транспортировки в порты России и иностранных государств. Место размещения морского нефтяного терминала принято в районе мыса Таналау на правом берегу р. Енисей.

Хатангский центр нефтедобычи расположен в восточной части Таймырского Долгано-Ненецкого района на территории, тяготеющей к Хатангскому заливу. Освоение этой территории планируется начать в более отдаленной перспективе с расположенного на левобережье Хатангского залива Восточно-Таймырского лицензионного участка, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь". Еще 4 лицензиями на близлежащей территории владеет публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть".

Проекты промышленного освоения месторождений углеводородного сырья Хатангского центра ориентированы на поставки нефти Северным морским путем в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Их реализация может потребовать строительства нефте- и газопроводов, нефтеналивных, газоконденсатных терминалов и портовой инфраструктуры в Хатангском заливе.

В перспективе увеличению грузооборота по Северному морскому пути будет способствовать разработка прилегающих участков континентального арктического шельфа. В настоящее время публичным акционерным обществом "Нефтяная компания "Роснефть" ведется геологическое изучение на 3 лицензионных участках в акватории Хатангского залива и континентального шельфа моря Лаптевых.

Авамский центр нефтегазодобычи расположен в центральной части Таймырского Долгано-Ненецкого района к югу от поселка Усть-Авам. Освоение месторождений этого центра может быть осуществлено в более отдаленной перспективе. При открытии здесь новых уникальных и крупных месторождений нефти целесообразно развивать систему транспортировки углеводородов Усть-Енисейского центра, соединив ее с этими объектами. В случае открытия газовых и конденсатных месторождений они, по-видимому, будут законсервированы до истощения эксплуатируемой сейчас для обеспечения Норильского промышленного района группы газовых месторождений (Пеляткинское, Соленинское, Мессояхское).

Таким образом, в целях повышения эффективности и диверсификации экономики Арктической зоны Российской Федерации, ориентированной на сохранение и развитие Северного морского пути, на территории Красноярского края предлагается создание Таймыро-Туруханской опорной зоны на базе 4 новых добывающих центров (на начальном этапе - Диксонского центра угледобычи и Усть-Енисейского центра нефтегазодобычи, а в перспективе - Хатангского и Авамского центров нефтегазодобычи) и металлургического центра Норильского промышленного района.