Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Формирование и функционирование Ненецкой опорной зоны

Непосредственное участие Ненецкого автономного округа предполагается в части совместной работы по формированию концепции Ненецкой опорной зоны, предусмотренной в рамках реализации основных мероприятий подпрограммы 1.

Формирование и развитие опорной зоны Ненецкого автономного округа должны основываться на современных подходах освоения территории и способствовать установлению баланса интересов государства и общества при решении задач военной безопасности, комплексного ресурсно-сырьевого освоения территории и обеспечения высоких социальных стандартов как благосостояния человека, так и экологии.

Одной из самых сложных проблем, тормозящих социально-экономическое развитие территории Ненецкого автономного округа, является несоответствие масштабов разворачивающихся здесь индустриальных проектов и освоения новых месторождений на арктическом шельфе.

В связи с этим Ненецкая опорная зона должна включать в себя инвестиционные проекты и объекты инфраструктуры, связанные с добычей углеводородного сырья и развитием Северного морского пути. Строительство Северного широтного хода (протяженностью 707 километров) связано с созданием транспортной инфраструктуры в Уральском федеральном округе, что обеспечит связь Северной железной дороги со Свердловской железной дорогой и обеспечит выход к Северному морскому пути и тем самым изменит транспортное сообщение в центральной части Арктики, в результате провозная способность Северного широтного хода составит в среднем 20 млн. тонн грузов в год. Такой объем грузов прогнозируется уже к 2020 году. Строительство новых транспортных магистралей и эффективное развитие портовой инфраструктуры, в том числе строительство новых портовых мощностей, приведет к развитию новых экспортных направлений и повышению конкурентоспособности экспортных грузов.

Освоение ресурсов арктического шельфа и его побережья является стратегической линией развития страны и позволит максимально эффективно использовать выгодное географическое и геополитическое положение России, включая транспортный ресурс Северного морского пути, кратчайшего пути между европейской частью России и Дальним Востоком.

Недра территории Ненецкого автономного округа хранят значительные запасы углеводородов, представляющих ценность в настоящее время и в долгосрочной перспективе, а также прогнозные ресурсы других полезных ископаемых. На территории Ненецкого автономного округа располагается северная (наименее исследованная и разработанная) часть Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

Накопленная добыча нефти на территории Ненецкого автономного округа с начала разработки по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 218,1 млн. тонн. Степень выработанности разведанных запасов нефти достигла 21,9 процента.

Накопленная добыча свободного газа на территории Ненецкого автономного округа с начала разработки по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 5,5 млрд. куб. метров. Степень выработанности разведанных запасов свободного газа достигла 1,1 процента. Добыча свободного газа в настоящее время осуществляется только на Василковском газоконденсатном месторождении в целях газификации населенных пунктов округа.

В нераспределенном фонде недр числится 11 месторождений углеводородного сырья, в том числе 8 нефтяных, 2 нефтегазоконденсатных и 1 газовое, с суммарными запасами нефти 54,1 млн. тонн, свободного газа 228,6 млрд. куб. метров, конденсата 11 млн. тонн.

Для повышения устойчивости экономики округа относительно изменений конъюнктуры мировых сырьевых рынков необходимо стимулировать продуктовую диверсификацию нефтегазового комплекса.

Учитывая значительный ресурсный потенциал и выгодное географическое положение Ненецкого автономного округа (реализация потенциала прибрежной зоны), приоритетными проектами развития экономики должны выступать инфраструктурные проекты, связанные с добычей и транспортировкой углеводородов.

Разработка нефтегазовых ресурсов Ненецкого автономного округа уже позволяет аккумулировать необходимые финансовые и технологические ресурсы для формирования современной системы поселений, развития инфраструктуры и обеспечения высоких стандартов и качества жизни в Ненецком автономном округе.

Развитие транспортной инфраструктуры округа позволит более эффективно использовать его экономический потенциал, укрепить связи с центральной частью России, а также усилить позиции страны в арктическом бассейне. Для совершенствования транспортной сети будет реализован проект коридора для пропуска автотранспорта в восточные районы Ненецкого автономного округа и Республику Коми из Архангельской области, включая строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар - Усинск. Перспективы автодорожного строительства связаны с развитием рекреационно-туристических инвестиционных площадок. При этом строительство дорог, круглый год пригодных к эксплуатации, связывающих округ с Республикой Коми через г. Усинск и с Архангельской областью через г. Мезень, а в перспективе и с Ямало-Ненецким автономным округом, позволит включить в хозяйственный оборот новые территории. Огромную роль в преобразовании экономики округа будут играть железнодорожные транспортные коридоры Белкомур и Баренцкомур, в том числе линия Сосногорск - Индига.

Эти системы обеспечивают трансконтинентальную связь портов Белого, Баренцева и Карского морей с портами Тихого океана, определяют новые направления выхода сырьевых регионов Урала и Сибири на рынки Западной Европы и Северной Америки, способствуют формированию новых минерально-сырьевых потоков. Этот проект обеспечит создание новой надежной транспортной системы в западной части Арктической зоны Российской Федерации.

Строительство порта, выход к побережью железной дороги, возобновление деятельности аэродрома, который может использоваться как основной и запасной, а также для авиационного обеспечения при освоении континентального шельфа, обеспечит превращение пос. Амдермы в один из важнейших стратегических транспортных узлов России на арктическом побережье.

Другим перспективным портом-хабом широкого профиля станет Индига, который обладает благоприятными условиями для входа флота с Атлантического океана в круглогодичном режиме плавания с привлечением ледокольных средств в течение 3 - 4 месяцев, а акватория достаточно защищена от воздействия экстремальных погодных условий.

Строительство многофункционального порта-хаба в пос. Индига позволит создать благоприятные условия для обустройства трубопроводного транспорта для развития региональной газо- нефтетранспортной системы.

В перспективе до 2030 года к порту подойдет железная дорога Сосногорск - Индига. Перспектива развития аэропорта Нарьян-Мар связана с необходимостью строительства новой взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием для приема большегрузных самолетов.