Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Формирование и функционирование Архангельской опорной зоны

Непосредственное участие Архангельской области предполагается в части совместной работы по формированию концепции Архангельской опорной зоны, предусмотренной в рамках реализации основных мероприятий подпрограммы 1.

Для развития Архангельской опорной зоны и решения стратегических задач Российской Федерации в Арктике, направленных на обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, а также на достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Арктике, планируется реализация комплекса проектов, которые обеспечивают взаимосвязь мероприятий (в том числе уже реализуемых), направленных на создание арктической транспортной системы и иных отраслевых мероприятий в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

Существующая структура экономики Архангельской области включает в себя как исторически сложившиеся сегменты (лесопромышленный комплекс, судостроение, рыболовство и др.), так и элементы "новой" экономики (алмазодобывающий комплекс, производство оборудования, работ, услуг для освоения месторождений углеводородов, туристская деятельность и др.).

В формировании валового регионального продукта основная роль принадлежит промышленным секторам экономики (лесопромышленный комплекс, машиностроение, энергетика, добывающий комплекс и др.). Кроме того, значительный вклад в валовый региональный продукт вносят транспортный комплекс, торговля и строительство.

Архангельская область является одним из ведущих промышленных регионов Северо-Запада. По итогам 2015 года на долю Архангельской области приходится порядка 10 процентов объема отгруженной продукции лесопромышленного комплекса Российской Федерации (30,6 процента картона, 11,1 процента бумаги, 7,7 процента пиломатериалов, 3,4 процента фанеры).

По запасам древесины Архангельская область занимает 2 место в Северо-Западном федеральном округе. Область также располагает минерально-сырьевыми базами федерального значения. Запасы бокситов составляют 18 процентов, алмазов - 20 процентов российских запасов.

Одним из перспективных в Арктической зоне Российской Федерации является свинцово-цинковое серебросодержащее месторождение Павловское (о. Южный архипелага Новая Земля). Месторождение разрабатывается акционерным обществом "Первая горнорудная компания", входящим в состав горнорудного дивизиона Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Запасы месторождения составляют 2,49 млн. тонн цинка, 549 тыс. тонн свинца и 1195 тонн серебра. Сложные условия реализации проекта, связанные с отсутствием необходимой внешней обеспечивающей инфраструктуры, требуют привлечения мер государственной поддержки для создания портового комплекса в бухте Безымянная.

Среди факторов, определяющих комплексное развитие северных и арктических территорий, большое значение принадлежит транспортному комплексу. Город Архангельск является крупным транспортным узлом, включающим в себя железнодорожное, авиационное, транспортное, а также морское и речное сообщение. Кроме этого, г. Архангельск является одним из ключевых узлов следующих железнодорожных веток: Архангельск - Обозерская - Мурманская магистраль, Архангельск - Ярославль - Москва, Архангельск - Коноша - Котлас, а также автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 "Холмогоры".

Геополитическое положение г. Архангельска определяет его как мощный и крупный морской порт России. С другой стороны, активное участие региона в арктических проектах позволяет рассматривать г. Архангельск как часть территориальной платформы арктической деятельности России.

Формирование Архангельской опорной зоны обусловлено исторически сложившимися и вновь сформированными компетенциями в рамках реализации оффшорных проектов, а также с учетом существующего транспортного и энергетического каркаса территории и наличия соответствующих ресурсов.

Каркас опорных зон формируется в первую очередь из реализуемых и реализованных проектов, как инфраструктурных, так и производственных.

Приоритетными мероприятиями при реализации проектов Архангельской опорной зоны являются те, которые направлены на развитие транспортно-логистической системы Арктической зоны Российской Федерации, основной целью которых является обеспечение функционирования эффективного транспортного коридора для освоения Арктики, что, в свою очередь, даст толчок развитию Северного морского пути и всей транспортной системы Арктической зоны Российской Федерации и Архангельской области в частности.

Реализация проектов приведет к мультипликативному эффекту социально-экономического развития в Архангельской области. Основой такого эффекта станет деятельность инновационных и промышленных кластеров, сформировавшихся в регионе.

Лесопромышленный комплекс является одной из ведущих отраслей экономики Архангельской области, важным условием эффективной деятельности которого является обеспечение лесоперерабатывающих предприятий лесными ресурсами. В настоящее время развитие регионального сектора лесозаготовки сдерживается нехваткой экономически доступных лесов, а возможные перспективы развития связывают с освоением новых лесных территорий.

Прогнозируется комплексный эффект от реализации проектов Архангельской опорной зоны, направленных на развитие транспортно-логистической системы Архангельской области.