1. Оценка текущего состояния лесного хозяйства Российской Федерации
Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.
По итогам 2020 года в сфере лесного хозяйства отмечаются:
увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда до 23,4 процента;
увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 94,3 процента. В настоящее время запланирован и реализуется комплекс мероприятий по увеличению значения этого показателя до 100 процентов в 2024 году.
В 2020 году достигнуты следующие результаты:
обеспечено применение дополнительных технических средств обнаружения лесных пожаров (комплексов мониторинга с беспилотными летательными аппаратами), а также технологии тушения лесных пожаров (выполнение взрывных работ, осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков и др.);
обеспечено проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади 97471,5 тыс. гектаров (план - 97322,9 тыс. гектаров);
обеспечено значение показателя средней численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), на 50 тыс. гектаров земель лесного фонда на уровне 1,06;
обеспечена доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием и ведением лесного хозяйства в размере до 37,9 процента;
обеспечено функционирование специализированной диспетчерской службы в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, включая особо охраняемые природные территории. Осуществлен контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (в рамках государственного задания). Проведены в установленные сроки проверки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону, рассмотрены и согласованы сводные планы тушения лесных пожаров;
обеспечено выполнение плановых мероприятий по искусственному вызыванию осадков и взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара (в рамках государственного задания);
приобретено порядка 4,6 тыс. единиц лесохозяйственной техники и оборудования, выращен посадочный материал в количестве 729 млн. штук, в том числе с закрытой корневой системой - 60,3 млн. штук;
учреждения субъектов Российской Федерации, выполняющих мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах, оснащены необходимой специализированной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 1341 единицы;
актуализированы данные по фонду лесовосстановления с использованием результатов дешифровки материалов дистанционного зондирования Земли;
получена достоверная информация о процессах воспроизводства лесов, осуществлены генетическая паспортизация насаждений основных лесообразующих пород, оценка фитосанитарного состояния лесных питомников (в рамках государственного задания), за 2020 год проведено 30 тыс. анализов;
осуществлен федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) государственными лесными инспекторами численностью 24,4 тыс. человек;
обеспечено увеличение доли площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств до 57,3 процента;
обеспечено увеличение доли лесничеств, информация о границах которых внесена в Единый государственный реестр недвижимости, до 29 процентов;
обеспечено увеличение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 100 процентов;
обеспечено отношение количества высокопроизводительных рабочих мест в отчетном году к количеству таких мест в 2011 году на уровне 124,7 процента;
увеличена доля инновационных научных исследований и разработок в общем объеме финансирования лесных научных исследований до 26 процентов.
Наиболее значимыми факторами недостижения показателей настоящей Программы в 2020 году являются:
уменьшение площади покрытых лесной растительностью земель в результате рубок, пожаров и уточнения лесоустройства, а также перевода земель лесного фонда в иные категории;
расторжение договоров аренды, ликвидация организаций, неисполнение договорных обязательств, отсутствие сформированных лесных участков для выставления на лесные аукционы;
необходимость разработки новых проектов освоения лесов арендаторами лесных участков (на долю которых приходится около 80 процентов общего объема заготовки древесины) в связи с утверждением новых лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов лесничеств на очередной 10-летний период;
слабая заселенность территории и недостаточно развитая дорожная сеть ряда субъектов Российской Федерации;
лесные пожары на труднодоступных территориях Сибири и Дальнего Востока, что значительно осложняло проведение работ по их тушению, а также доставку сил и средств пожаротушения на указанные территории. Аномальные погодные условия (отсутствие осадков, чрезвычайный и высокий класс пожарной опасности, сильная ветровая нагрузка), почвенно-климатические факторы (засуха, наводнения), а также массовое развитие очагов сибирского шелкопряда и резкое увеличение численности непарного шелкопряда;
низкий балл урожайности дуба на объектах лесного семеноводства в связи с природно-климатическими факторами (ранние весенние заморозки, дождливый летний период в ряде регионов);
ограниченные возможности по сбору семян лесных растений (отсутствие урожая несколько лет подряд, зараженность лесосеменного сырья вредными организмами) в некоторых субъектах Российской Федерации;
снижение доли хвойных и твердолиственных пород деревьев на фоне увеличения доли мягколиственных;
давность материалов лесоустройства, что не позволяет в полной мере вести интенсивное и рациональное лесопользование, обеспечивать проектирование лесных участков на основании актуальных данных таксации лесов, недостаточная транспортная доступность не вовлеченных в хозяйственный оборот лесных ресурсов, ужесточение фитосанитарных требований в отношении круглых лесоматериалов, ввозимых на территорию Китайской Народной Республики;
ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также низкая предпринимательская активность в настоящий период.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей