3. Использование средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования
территориальных фондов обязательного
медицинского страхования
Территориальный фонд осуществляет финансово - кредитную деятельность для выполнения возложенных на него задач.
В число функций территориального фонда входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов (платежей), контроль за их полным и своевременным перечислением плательщиками, а также финансирование программ обязательного медицинского страхования, осуществление финансово - кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного медицинского страхования, контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование.
Финансовые средства территориальных фондов используются для:
- осуществления финансирования обязательного медицинского страхования;
- осуществления дотирования филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного на территории среднедушевого норматива;
- формирования нормированного страхового запаса;
- осуществления управленческих функций территориального фонда по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением территориального фонда в процентах к размеру всех собранных средств;
- финансирование отдельных мероприятий по здравоохранению в объемах, взаимно согласованных органами управления здравоохранением и территориальными фондами ОМС.
Иные направления использования средств обязательного медицинского страхования определяются как нецелевые расходы территориального фонда ОМС.
Рациональным и эффективным использованием средств территориального фонда ОМС является такое их использование, при котором обеспечивается направление:
1. На финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования - не менее 89,0% доходов фонда по основной деятельности.
Финансирование страховых медицинских организаций (филиалов территориального фонда, выполняющих функции страховщика) осуществляется территориальными фондами ОМС по дифференцированным среднедушевым нормативам, рассчитываемым в соответствии с Порядком определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования, а финансирование медицинских учреждений - путем оплаты медицинских услуг по тарифам (включающим статьи: оплата труда, начисления на заработную плату, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства), или по финансовым нормативам.
При этом нерациональным использованием средств является такое их использование, при котором:
- на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования направляется менее 89,0% доходов фонда по основной деятельности;
- осуществление прямого финансирования территориальным фондом ОМС медицинских учреждений при наличии страховых медицинских организаций, имеющих лицензию на право заниматься обязательным медицинским страхованием;
- включение в тариф на медицинские услуги дополнительных статей расходов, сверх вышеупомянутых;
- оплата медицинских услуг без учета выполненных объемов и качества медицинской помощи, анализа использования имеющихся мощностей медицинских учреждений;
2. На осуществление управленческих функций территориальных фондов, не выполняющих функцию страховщика - до 3,0% доходов фонда по основной деятельности; выполняющих функцию страховщика - до 5,0%.
3. На формирование нормированного страхового запаса - до 8,0% доходов фонда по основной деятельности, но не более одномесячного запаса средств на оплату медицинской помощи в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Направление финансовых средств территориальных фондов ОМС на осуществление его управленческих функций, формирование нормированного страхового запаса сверх рекомендованных нормативов является нерациональным.
Средства, остающиеся в распоряжении территориального фонда ОМС после осуществления вышеперечисленных направлений деятельности, являются временно свободными, образуемыми, в том числе, и за счет части средств нормированного страхового запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Нормированный страховой запас формируется в порядке, определенном Положением о территориальном фонде и Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан. Предельный объем средств, направляемых на формирование нормированного страхового запаса, устанавливается Федеральным фондом ОМС.
В соответствии с Положениями о Федеральном и о территориальном фондах обязательного медицинского страхования временно свободные финансовые средства фондов в целях их защиты от инфляции используются для размещения в банковских депозитах и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Доходы, полученные от размещения временно свободных финансовых средств, отражаются в составе доходов территориального фонда по основной деятельности и могут быть направлены на:
- пополнение фондов территориального фонда;
- выравнивание условий деятельности медицинских учреждений, осуществляющих программу обязательного медицинского страхования;
- экономическое стимулирование эффективно и качественно работающих медицинских учреждений;
- организацию мероприятий по снижению рисков заболеваний среди граждан.
Конкретный порядок использования указанных средств устанавливается правлением территориального фонда.
Направление территориальными фондами временно свободных средств в банковские депозиты и для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, в соответствии с пунктом 19 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, требует обязательного согласования с Федеральным фондом.
Форма заявки на согласование планов размещения временно свободных средств территориального фонда ОМС в банковских депозитах и государственных ценных бумагах утверждена Федеральным фондом ОМС (Приложение 3).
Территориальные фонды при осуществлении кредитной деятельности, с целью обеспечения функционирования системы обязательного медицинского страхования, должны соблюдать следующие требования:
- в качестве кредитных ресурсов могут использоваться только временно свободные финансовые средства фонда;
- размер средств, используемых в качестве кредитных ресурсов и банковских депозитов, в сумме не должен превышать 50% нормированного страхового запаса;
- получателем кредита (ссуды) могут выступать фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, медицинские учреждения, осуществляющие обязательное медицинское страхование;
- кредиты, как правило, должны выдаваться на краткосрочной основе.
Заключение договора на предоставление кредита (ссуды), включая контроль за целевым использованием средств кредита (ссуды) заемщиком, относится к компетенции исполнительного директора территориального фонда ОМС.
Предоставление кредитов (ссуд) организациям, учреждениям, не относящимся к системе обязательного медицинского страхования, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Предоставление кредитов (ссуд) участникам системы обязательного медицинского страхования в объеме, превышающем рекомендованный Федеральным фондом норматив и на срок, свыше 3 месяцев, является нерациональным использованием средств обязательного медицинского страхования.
При осуществлении финансирования целевых программ (мероприятий) в рамках обязательного медицинского страхования, а также при проведении работ по заключению договоров (контрактов) на поставку продукции для обеспечения функционирования системы обязательного медицинского страхования и исполнительной дирекции территориального фонда ОМС следует строго соблюдать требования положений Указа Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" от 8 апреля 1997 г. N 305, Приказ Федерального фонда ОМС N 60 от 30.06.97 "О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей