I. Необходимость методологии систематизации и кодирования информации
В настоящее время практически во всех социально-экономических сферах проведены или проводятся преобразования, создающие значительный массив информации, необходимой для принятия управленческих решений при взаимодействии органов государственной власти с физическими и юридическими лицами, а также органов государственной власти между собой. При этом совершенствование процедур и методов государственного управления определяет высокие требования к механизмам использования указанных массивов информации в различных социально-экономических сферах. Соответствие этим требованиям возможно только путем развития информационных технологий, в том числе путем перехода на новый качественный уровень структурирования и обработки информации, что, в свою очередь, невозможно реализовать без формирования методологии систематизации и кодирования информации.
К направлениям деятельности органов государственной власти в сфере систематизации и кодирования информации можно отнести государственную регистрацию различных прав (имущественные права, государственная регистрация различных правовых статусов объектов или субъектов правоотношений, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрация уставов муниципальных образований) и другие направления, связанные с ведением баз данных и иных различных информационных ресурсов, содержащих информацию об объектах и субъектах правоотношений.
Кроме того, существует множество ведомственных информационных ресурсов, ведение которых осуществляется в целях придания специальных или дополнительных правовых статусов объектам или субъектам правоотношений или регистрации специальных и дополнительных прав у субъектов правоотношений (реестр морских портов, единый федеральный реестр туроператоров, реестр субъектов естественных монополий, сводный реестр государственных и муниципальных заказчиков). На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также существует множество локальных информационных ресурсов, используемых при взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
В связи с этим возникли значительные массивы информации, содержащей сведения об объектах и субъектах правоотношений, не увязанных между собой, что привело к следующим проблемам в сфере систематизации и кодирования информации:
различные информационные ресурсы дублируют сведения об одних и тех же объектах и субъектах правоотношений. При этом между соответствующими информационными ресурсами отсутствуют взаимосвязи и обмен сведениями об объектах или субъектах правоотношений, а состав, структура и кодирование указанных сведений существенно различаются в зависимости от органа государственной власти - владельца информационного ресурса;
в ряде социально-экономических отраслей отсутствуют какие-либо информационные ресурсы, содержащие сведения об объектах или субъектах правоотношений, необходимые для обеспечения качественного взаимодействия физических и юридических лиц с органами государственной власти, а также между органами государственной власти.
Проблемы в сфере систематизации и кодирования информации, в свою очередь, приводят к следующим негативным последствиям:
противоречивость и утрата актуальности сведений об объектах и субъектах правоотношений в различных информационных ресурсах;
избыточность процедур, связанных с необходимостью повторного и многократного ввода одних и тех же сведений в информационные ресурсы;
значительные затруднения, связанные с однозначной идентификацией объектов и субъектов правоотношений при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти, а также между органами государственной власти;
затруднения автоматизации, структурирования и оптимизации управления информацией в соответствующих социально-экономических сферах, в том числе для целей общественного контроля и деятельности контрольно-надзорных органов;
существенное удорожание ведения и поддержания в актуальном состоянии различных информационных ресурсов, а также обслуживание соответствующих государственных информационных систем.
Проблемы в сфере систематизации и кодирования информации наиболее остро проявились в процессе реализации Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при переходе на межведомственное электронное взаимодействие и переводе государственных (муниципальных) услуг в электронный вид. Частично такие проблемы удалось решить организационными методами, в том числе путем согласования технологических карт межведомственного взаимодействия и форматов электронных сервисов. На решение указанных проблем также направлено постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 928 "О базовых государственных информационных ресурсах". Предметом регулирования указанного постановления, принятого во исполнение Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", является регулирование вопросов ведения базовых государственных информационных ресурсов для сферы оказания государственных (муниципальных) услуг. Однако для комплексного решения проблем в сфере систематизации и кодирования информации требуется регламентация вопросов взаимодействия информационных ресурсов разных типов, систематизации и кодирования информации в них в рамках сотрудничества органов государственной власти и органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой.
Следствием отсутствия в Российской Федерации комплексных правил систематизации и кодирования информации, необходимых для оптимизации государственного (муниципального) управления в соответствующих сферах и качественного улучшения процедур взаимодействия государства, физических и юридических лиц, стали указанные проблемы. В мировой практике также ставится вопрос о необходимости комплексного решения задач, связанных с систематизацией и кодированием информации. В частности, в рамках международного опыта ведется проработка стратегии открытых данных, предполагающей необходимость формирования одинаковых стандартов, структурирования и систематизации информации, что, как ожидается, позволит существенно сэкономить расходы на ведение и информатизацию нормативной справочной информации, необходимой для взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами. Проработка вопросов структурирования информации, создания формуляров данных для обеспечения семантической интероперабельности является частью работ, которые ведутся в рамках стратегии открытых данных. В развитие указанной стратегии разработаны рекомендации по ведению и использованию базовых словарей "Бизнес", "Люди", "Местоположение", "Услуги", содержащих основные характеристики объектов и субъектов правоотношений, и обеспечению взаимосвязи бизнес-реестров с базовыми словарями.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей