Документ не применяется. Подробнее см. Справку

4. Построение систем видеонаблюдения федеральным оператором - ОАО "Ростелеком" в РЦОИ

4.1. Места расположения РЦОИ, количество аудиторий и помещений для работы предметных, конфликтной комиссий, оснащаемых Федеральным оператором, определены совместно с ОИВ и согласованы с Рособрнадзором.

Установка средств видеонаблюдения производится в помещениях, определенных в качестве РЦОИ, мест работы предметных, конфликтной комиссий на период проведения ЕГЭ.

4.2. Трансляция из помещений РЦОИ, помещений для работы предметных, конфликтной комиссий в ЦОД во время подготовки и проведения экзамена, а также в период обработки и проверки результатов производится автоматически (при включении оборудования ПАК).

4.3. Описание количественных и качественных характеристик помещений РЦОИ, помещений для работы предметных и конфликтной комиссий, оснащаемых системами видеонаблюдения.

Средствами видеонаблюдения оснащаются помещения РЦОИ, используемые для:

Приемки, хранения экзаменационных материалов (далее - ЭМ);

Комплектования, выдачи ЭМ;

Сканирования, верификации, обработки ЭМ;

Работы предметных комиссий (в т.ч. при их создании и работе не на базе РЦОИ);

Работы конфликтных комиссий (в т.ч. при их создании и работе не на базе РЦОИ).

Средства видеонаблюдения размещаются в помещениях, исходя из следующих требований:

- в каждом помещении должно быть установлено не менее 2 камер видеонаблюдения с возможностью трансляции видео- и аудиопотоков в сеть Интернет;

- камеры видеонаблюдения следует устанавливать в разных углах помещения так, чтобы помещение просматривалось полностью и просматривалась вся рабочая зона помещения (в исключительных случаях допускается использование 1 видеокамеры в одном помещении, в случае, если это помещение просматривается полностью);

- обзор камеры не должны загораживать различные предметы (мебель, цветы и пр.);

- регистратор ПАК должен быть расположен таким образом, чтобы не препятствовать свободному перемещению лиц в РЦОИ, местах работы предметных и конфликтной комиссий.

Канал связи в РЦОИ должен обеспечивать:

- конфиденциальность, аутентичность (подлинность) и целостность информации, передаваемой по каналам связи;

- подтверждение получения и авторства сообщений;

- защиту данных от несанкционированного доступа со стороны локальной вычислительной сети и каналов передачи данных;

- защиту данных от несанкционированного доступа к информационным ресурсам.

Канал связи для обеспечения видеотрансляции из мест для работы предметных и конфликтной комиссий (в случае их организации не на базе РЦОИ) должен обеспечивать:

- конфиденциальность, аутентичность (подлинность) и целостность информации, передаваемой по каналам связи;

- подтверждение получения и авторства сообщений;

- защиту данных от несанкционированного доступа со стороны локальной вычислительной сети и каналов передачи данных;

- защиту данных от несанкционированного доступа к информационным ресурсам.

4.4. Описание оборудования, используемого Федеральным оператором (технические характеристики указаны в Приложении 1), включая описание схем установки оборудования для всех помещений.

Для организации видеонаблюдения и видеотрансляции из РЦОИ, помещений для работы предметных и конфликтной комиссий используется:

- программно-аппаратный комплекс (ПАК);

- USB Web-камера;

- персональный компьютер или ноутбук;

- кабель питания;

- монитор;

- клавиатура;

- мышь;

- ИБП;

- USB-удлинитель;

- крепления для камер.

4.5. Описание режимов работы поставляемого оборудования (включая этапы проведения экзаменов)

4.5.1. Онлайн (online). В этом режиме изображение и звук, помимо записи на аппаратный носитель ПАК, одновременно по каналам связи (Интернет) передается в ЦОД. В данном режиме возможен онлайн просмотр изображения и звука из аудитории гражданами через специализированный портал.

4.5.2. Оффлайн (offline) при наличии подключения к Интернет по низкоскоростному каналу связи. В этом режиме запись изображения и звука во время работы оборудования производится на жесткий диск ПАК. Передача записанных изображения и звука осуществляется при помощи специализированного программного обеспечения по каналу интернет в ЦОД со скоростью, обусловленной пропускной способностью существующего канала связи. Максимальное время передачи данных в ЦОД составляет 5 суток. В данном режиме невозможен онлайн просмотр изображения и звука из аудитории гражданами через специализированный портал.

4.6. Механизмы взаимодействия руководства РЦОИ (руководителя ОО, на базе которой создается пункт проверки заданий и (или) организуется работа конфликтной комиссии в случае их организации не на базе РЦОИ) с представителями ОАО "Ростелеком" до проведения экзаменов

Руководитель РЦОИ (руководитель ОО) обеспечивает:

- беспрепятственный доступ работников ОАО "Ростелеком" (иных технических служб, уполномоченных ОАО "Ростелеком") в помещения РЦОИ (ОО) для установки средств видеонаблюдения;

- предоставление техническим специалистам (по запросу) поэтажных планов помещений РЦОИ (ОО) для разработки схемы размещения средств видеонаблюдения;

- назначение материально ответственного лица, которому будут переданы на ответственное хранение средства видеонаблюдения;

- назначение ответственного от образовательной организации, осуществляющего контроль за работой технических специалистов в помещениях РЦОИ (ОО) в период установки средств видеонаблюдения и обеспечивающего эксплуатацию средств видеонаблюдения в период проведения ЕГЭ.

Места размещения средств видеонаблюдения и иного необходимого оборудования согласуются между техническими специалистами и ответственными лицами от РЦОИ (ОО).

По итогам согласования стороны утверждают и передают представителям ОАО "Ростелеком" (иных технических служб) схему размещения средств видеонаблюдения.

График установки средств видеонаблюдения согласуется между сторонами исходя из следующих требований:

установка средств видеонаблюдения должна осуществляться только по графику, согласованному между представителями ОАО "Ростелеком" и руководителем РЦОИ (руководителем ОО, на базе которой организуется работа предметных, конфликтной комиссий);

установка средств видеонаблюдения должна быть завершена не позднее 18 апреля.

Монтаж средств видеонаблюдения завершается обязательной технической проверкой работоспособности оборудования.

Организация, осуществляющая монтаж средств видеонаблюдения, готовит и передает руководителю РЦОИ (ОО, на базе которой организуется работа предметных, конфликтной комиссий) пакет гарантийной, эксплуатационной и технической документации.

После окончания всех работ по установке средств видеонаблюдения стороны подписывают акт приема-передачи оборудования (Приложение 2). В акте указываются работоспособность оборудования, качество изображения, доступность трансляции для пользователя.

Ответственность за сохранность и обеспечение работоспособности средств видеонаблюдения после подписания Акта приемки-передачи возлагается на руководителя РЦОИ (руководителя ОО, на базе которой создан ППЗ либо организована работа конфликтной комиссии).

После передачи средств видеонаблюдения лицам, ответственным за их обслуживание и эксплуатацию (за исключением случаев, предусмотренных инструкцией по эксплуатации, а также регламентных и иных работ, проводимых представителями технических служб по заявке руководителя образовательной организации), а также всем категориям иных лиц запрещается:

- перемещать средство видеонаблюдения;

- изменять фокусное расстояние камер видеонаблюдения;

- производить действия, нарушающие постоянное функционирование средства видеонаблюдения;

- вмешиваться в процесс передачи информации.

Информация обо всех случаях работы со средствами видеонаблюдения (включение, выключение, неполадки, выдача видеоматериалов) заносится в Журнал (Приложение 3), который размещается в помещении руководителя РЦОИ, помещении руководителя образовательной организации, на базе которой создан ППЗ или организована работа конфликтной комиссии. Журнал заполняется при каждом действии со средствами видеонаблюдения. После завершения всех экзаменов журнал передается на хранение в ОИВ.

4.7. Ответственные за проведение видеонаблюдения на уровне РЦОИ и региона устанавливаются в соответствии со схемой сбора и хранения видеозаписей в субъекте Российской Федерации, разработанной ОИВ данного субъекта Федерации (п. 1.9. настоящих рекомендаций). В том числе, устанавливаются ответственные за проведение видеонаблюдения в помещениях для работы предметных и конфликтной комиссий.

4.8. Доставка и монтаж систем видеонаблюдения

Доставка и монтаж систем видеонаблюдения осуществляется по графику, разработанному специалистами ОАО "Ростелеком", и согласованному с ОИВ и руководителем РЦОИ (руководителем ОО, на базе которой создан ППЗ либо организована работа конфликтной комиссии).

По окончании производства работ по монтажу и настройке оборудования специалистами ОАО "Ростелеком" организуется тестирование поставленного оборудования. Оборудование тестируется в присутствии технического специалиста, назначенного руководителем РЦОИ либо руководителем ОО, на базе которой создан ППЗ либо организована работа конфликтной комиссии (в случае организации работы предметных и (или) конфликтной комиссий не на базе РЦОИ).

4.9. Проверка готовности РЦОИ

Не позднее чем за пять дней до начала первого экзамена специалисты ОАО "Ростелеком" совместно с руководителем РЦОИ (руководителем ППЗ, председателем конфликтной комиссии) и техническим специалистом проводят тренировку, в ходе которой технические специалисты проверяют текущее состояние ПАК: вводят логин/пароль, полученный от Федерального оператора через регионального координатора, включают режим "идет запись", наблюдают через монитор ПАК за работой камер видеонаблюдения.

Руководитель РЦОИ (руководитель ОО, на базе которой создан ППЗ либо организована работа конфликтной комиссии (в случае организации работы предметных и (или) конфликтной комиссий не на базе РЦОИ)) по завершении всех операций, связанных с работой ПАК, информируют по телефону регионального координатора о том, что ПАК включен, и о включении режима "идет запись", а также, в случае необходимости, информируют службу технической поддержки.

В Акте готовности РЦОИ (1-РЦОИ) руководитель ОИВ делает отметку о том, что РЦОИ оборудован средствами видеонаблюдения с соблюдением требований законодательства к использованию указанных технических средств.

По окончании тестирования ПАК остается включенным (выключается только режим записи). Действия по выключению ПАК производятся представителями службы технической поддержки по согласованию с ОИВ после завершения всех экзаменов.

4.10. Организация видеозаписи в РЦОИ:

Видеозапись со всех ПАК в РЦОИ включается техническим специалистом РЦОИ не позднее чем за сутки до начала первого экзамена соответствующего этапа (досрочного, основного, дополнительных сроков).

Видеозапись проводится в течение всего времени проведения экзаменов соответствующей волны и обработки их результатов в РЦОИ и может быть завершена не ранее чем через 10 суток с момента проведения последнего экзамена соответствующего этапа.

4.11. Организация видеозаписи и видеонаблюдения в помещениях для работы предметных и конфликтной комиссий.

Видеозапись во всех помещениях, задействованных в работе предметных и конфликтной комиссии включается техническим специалистом, назначенным руководителем РЦОИ (в случае организации ППЗ и (или) работы конфликтной комиссии на базе РЦОИ) или руководителем ОО (в случае организации ППЗ и (или) работы конфликтной комиссии не на базе РЦОИ), не позднее чем за 30 минут до начала их работы.

Видеозапись проводится в течение всего времени работы предметной или конфликтной комиссии, может быть завершена не ранее чем через 30 минут с момента окончания работы предметных (конфликтной) комиссий в соответствии с расписанием их работы.

4.12. Техническая и консультационная поддержка со стороны ОАО "Ростелеком"

Техническая поддержка осуществляется по телефону "горячей линии" 8-800-200-43-12, а также путем непосредственного выезда в РЦОИ, ППЗ, место работы конфликтной комиссии.

Техническая поддержка и консультирование со стороны ОАО "Ростелеком" осуществляется во время:

- подготовительного этапа по установке и настройке системы видеонаблюдения в РЦОИ, ППЗ, месте (местах) работы конфликтной комиссий;

- проведения экзамена, обработки его результатов, проведения апелляционных процедур;

- при предоставлении доступа к просмотру записей в период хранения.

Техническая поддержка и консультирование со стороны ОАО "Ростелеком" должна использоваться для помощи в решении проблем:

- персонала в РЦОИ, ППЗ, ОО, на базе которой обеспечивается работа предметных, конфликтных комиссий, осуществляющего обслуживание системы видеонаблюдения;

- пользователей, осуществляющих просмотр видеотрансляций из РЦОИ, ППЗ, помещения конфликтной комиссии;

- операторов установки ПАК.

4.13. Организация доставки и хранения видеозаписей

После окончания всех экзаменов специалист ОАО "Ростелеком" осуществляет копирование всех файлов видеозаписи на дублирующий диск, находящийся в ПАК. Срок хранения видеозаписи составляет 3 месяца (хранение осуществляет Федеральный оператор), при этом для видеозаписей, которые запрашивались и использовались для служебных расследований, срок хранения составляет 3 года (хранение осуществляет ОИВ).

4.14. Использование результатов анализа видеозаписей и on-line просмотра

Изображение и звук, записанные при подготовке, проведении ЕГЭ и обработке его результатов, используются в следующих случаях:

- обращение граждан в ГЭК, орган исполнительной власти федерального или регионального уровня по факту нарушения прав участников экзамена, связанных с обработкой экзаменационных материалов и их проверкой, работой конфликтных комиссий;

- заявление участника экзамена о нарушении процедуры проведения экзамена, связанное с работой РЦОИ или его сотрудников, нарушения правил обработки экзаменационных материалов;

- записи в протоколах общественного наблюдения, инспекции РЦОИ, онлайн видеонаблюдения о нарушениях работы РЦОИ;

- обращения участников экзамена на горячую линию ЕГЭ, сайт поддержки ЕГЭ с жалобами на действия сотрудников РЦОИ;

- выявления фактов публикации экзаменационных материалов в сети Интернет, связанных с экзаменами в ТОМ;

- выявления фактов приостановки записи или неисправности оборудования в РЦОИ, ППЗ, месте работы конфликтной комиссии;

- иных фактах нарушений, связанных с работой РЦОИ, предметных, конфликтной комиссии.

4.15. Описание действий со стороны РЦОИ и ОАО "Ростелеком" по отношению к ПАК после проведения всех экзаменов.

Оборудование (ПАК) передается в учреждение, на базе которого образован РЦОИ, по договору ответственного хранения либо по договору безвозмездной передачи.

При необходимости, по запросу Федерального оператора, по завершении всех экзаменов текущего года персональный компьютер или ноутбук ПАК может быть передан представителям Федерального оператора для проведения технических работ (копирования информации, настройки операционной системы и пр.) по акту временной передачи (Приложение 6). Передача ПАК представителю Федерального оператора производится не более чем на 10 рабочих дней.