1.3. Вопросы формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа. Виды жилых помещений, входящих в жилищных фонд для детей-сирот и лиц из их числа. Требования, предъявляемые к жилым помещениям для детей-сирот и лиц из их числа

1.3. Вопросы формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа. Виды жилых помещений, входящих в жилищных фонд для детей-сирот и лиц из их числа. Требования, предъявляемые к жилым помещениям для детей-сирот и лиц из их числа.

Жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа с 1 января 2013 г. должен формироваться как специализированный жилищный фонд, а не фонд социального использования.

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса жилые помещения для детей-сирот и лиц из их числа отнесены к видам жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 2 ч. 3 ст. 19 Жилищный кодекс). Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Жилые помещения для детей-сирот и лиц из их числа предназначены для проживания детей-сирот и лиц из их числа в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа по смыслу Федерального закона N 15-ФЗ должен формироваться в государственной собственности субъекта Российской Федерации. Содержание специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот и лиц из их числа, и управление этим фондом возлагается, соответственно, на субъекты Российской Федерации и относится к их расходным обязательствам.

В то же самое время в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечении указанных категорий граждан жилыми помещениями, включая приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа, содержание этих помещений и управление ими должно быть возложено на муниципальные образования, то есть собственников соответствующего жилищного фонда. Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания <1>. Поэтому при наделении органов местного самоуправления государственным полномочием (или отдельными функциями) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа необходимо учитывать, что приобретаемые в муниципальную собственность жилые помещения, включаемые в специализированный жилищный фонд, потребуют их содержания за счет средств муниципального образования, как собственника этого фонда самостоятельно. Соответственно, вопросы экономической целесообразности наделения таким полномочием органов местного самоуправления, финансовые взаимоотношения субъекта Российской Федерации и муниципального образования по наделению государственным полномочием с учетом последствий выполнения такого полномочия, должны оговариваться особо.

--------------------------------

<1> "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года" (вопрос 3), утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 11.2009 (извлечение).

Кроме этого необходимо учитывать еще одно разъяснение Верховного суда Российской Федерации о том, что при смене публичного собственника жилого помещения специализированного жилищного фонда (например, при передаче в муниципальную собственность) жилое помещение утрачивает статус специализированного и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма <1>.

--------------------------------

<1> Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2006 г. (вопрос 21) http://www.supcourt.ru/vscourt_detale.php?id=4352.

Таким образом, жилые помещения соответствующего собственника (государственного или муниципального) должны быть отнесены в установленном порядке к специализированному жилищному фонду соответствующего собственника, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в т.ч. при смене публичного собственника жилого помещения.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 статьи 90 Жилищного кодекса), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 <1> (далее - Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду).

--------------------------------

<1> Подпункта п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" // Российская газета. N 123, 08.07.2009.

Нарушение данного порядка отнесения жилого помещения в специализированный жилищный фонд может привести к негативным правовым последствиям в виде оспаривания заключенного договора найма такого помещения.

В соответствии с пп. "в" пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" нарушение требований Жилищного кодекса и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса и части 2 статьи 99 Жилищного кодекса может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. N 123, 08.07.2009.

Для отнесения жилых помещений к виду жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа заявитель представляет в орган управления жилищным фондом следующие документы:

а) заявление об отнесении жилого помещения к виду жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа;

б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;

в) технический паспорт жилого помещения;

г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Указанное заявление рассматривается органом управления жилищным фондом в течение 30 дней с даты подачи документов.

Орган управления жилищным фондом в срок, предусмотренный в 30-дневный срок с даты подачи документов заявителем, принимает решение об отнесении жилого помещения к данному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении.

Информация о принятом органом управления жилищным фондом решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Решение об отнесении жилого помещения к виду жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Отказ в отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений.

В Решение Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2010 N ГКПИ10-164 <1> и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2010 N КАС10-269 <2> разъясняется, что понятие "орган управления" раскрыто в п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения, согласно которому таким органом является орган, осуществляющий управление государственным или муниципальным жилищным фондом, что соответствует формулировке, содержащейся в ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса. Также разъясняется понятие "заявитель". В подп. "б" п. 13 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду указано, что для отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда представляется документ, подтверждающий право собственности, либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение. Исходя из этого заявитель должен являться собственником или обладать одним из указанных вещных прав на жилое помещение либо быть уполномоченным на представление интересов собственника или обладателя таких прав. Учитывая, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, то под заявителем должен пониматься орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий от имени собственника управление государственным, муниципальным имуществом, а также государственное или муниципальное предприятие, учреждение, наделенное правом хозяйственного ведения либо оперативного управления на закрепленное за ним имущество.

--------------------------------

<1> Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 3, 12, 13, 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и Типового договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных поселенцев, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42.

<2> Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 31.03.2010 N ГКПИ10-164, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании заявления о признании недействующими пунктов 3, 12, 13, 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и Типового договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных поселенцев, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42.

Таким образом, на основании жилищного законодательства Российской Федерации субъектам Российской Федерации необходимо установить порядок формирования специализированного жилищного фонда, в частности определяющий:

- возможность включения уже имеющихся в собственности муниципальных образований или субъектов Российской Федерации жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа с компенсаций муниципальным образованиям и субъектам Российской Федерации средств на строительство или покупку жилых помещений и восполнение состава объектов, переведенных в специализированный жилищный фонд;

- механизм приобретения и строительства жилых помещений в собственность субъекта Российской Федерации для детей-сирот и лиц из их числа, с определением органа или лица, выступающего заявителем по включению этих помещений в специализированный жилищный фонд. В частности, указным органом или лицом может быть орган, учреждение, организация, в распоряжение которых выделяются целевые бюджетные средства для приобретения, заказа строительства жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа.

Практика формирования специализированного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях в зависимости от избранной модели осуществления государственного полномочия по жилищному обеспечению детей-сирот и лиц из их числа показывает отставание темпа формирования такого фонда от темпа наступления у граждан льготной категории оснований для предоставления жилья. Эта проблема связана не только с недостаточным финансированием строительства (приобретения) жилых помещений специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории. Даже при наличии соответствующего финансирования процедура проведения государственных (муниципальных) закупок или заказов на строительство жилья не соответствует потребностям своевременной реализации государственной гарантии жилищного обеспечения детей-сирот и лиц из их числа и нарушает цели Федерального закона N 15-ФЗ, предусматривающего не просто жилищное обеспечение детей, но и их социальную адаптацию, что гарантировано формой жилищного обеспечения и сопутствующими обязанностями наймодателя, иных уполномоченных субъектов.

Таким образом, субъекты Российской Федерации должны в короткие сроки усовершенствовать сам порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа, включая принятие государственных и муниципальных целевых программ по жилищному строительству, а также установить ответственность за нарушение порядка своевременного предоставления жилья детям-сиротам и лицам из их числа соответствующего времени наступления оснований для получения жилых помещений лицами указанной категории.

Процедура отнесения жилых помещений к виду специализированного жилищного фонда не носит исключительно формальный характер, так жилое помещение, которое планируется включать в специализированный жилищный фонд должно соответствовать предъявляемым к нему требованиям, что подтверждается соответствующим заключением, предъявляемым заявителем в орган по управлению жилищным фондом. Поэтому целесообразность приобретения жилых помещений в специализированный жилищный фонд должна определяться возможностью отнесения этих помещений к соответствующему фонду согласно установленной Правительством Российской Федерации процедуре.

В качестве жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа могут использоваться только жилые дома и квартиры, благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта (ч. 7 ст. 8 Федеральный закон N 159-ФЗ).

В ст. 16 Жилищного кодекса закреплены такие виды жилых помещений, как:

- жилой дом,

- часть жилого дома,

- квартира,

- часть квартиры,

- комната.

Допустимость в законодательстве таких разновидностей жилых помещений, как часть жилого дома, часть квартиры и комната означает существование правового режима коммунальной квартиры, хотя сама коммунальная квартира жилищным законодательством не определяется. В то же время при наличии разделения квартиры или жилого дома на части между правообладателями частей (комнат) жилого помещения в такой квартире (доме) возникают отношения общей долевой собственности или общего права пользования на общее имущество в коммунальной квартире (ст. 42 Жилищного кодекса).

Включение в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа жилых помещений в коммунальной квартире или коммунальном доме законодательством не допускается. Только отдельная квартира или отдельный жилой дом могут быть отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда для указанной категории граждан.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, т.е. отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Конкретные требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом, другими федеральными законами. Такие требования установлены в настоящий момент Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 47).

Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями <1>.

--------------------------------

<1> Абз. 3 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" // Консультант плюс.

Таким образом, требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания и общие требования благоустроенности жилого помещения, закрепленные в Постановлении Правительства Российской Федерации N 47, практически совпадают. Жилищное законодательство Российской Федерации ориентировано на создание благоустроенного жилищного фонда, общие требования благоустроенности, закрепленные на федеральном уровне, не могут быть снижены в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. В то же время критерий благоустроенности жилого помещения имеет локальный характер и привязан к условиям соответствующего населенного пункта, так как качественные характеристики жилищного фонда в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях отличаются. Поэтому необходимо учитывать, что несмотря на закрепление в Постановлении Правительства Российской Федерации N 47 общих требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания, условия благоустроенности жилых помещений, отличающиеся от пригодности, можно выделить. И в этой части субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляющие обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, должны учитывать данное отличие при включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд для лиц указанной категории. Так, например, в п. 12 раздела II Положения о признании помещения жилым, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 47, установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Соответственно, допускаемые в Постановлении Правительства Российской Федерации N 47 исключения в части некоторых требований, предъявляемых к жилым помещениям, как раз отличают жилые помещения просто пригодные для постоянного проживания и благоустроенные жилые помещения, качественные характеристики которых выше. Таким образом, в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа должны включаться жилые помещения, находящиеся в населенных пунктах с развитой инфраструктурой, и желательно новые жилые помещения, которые в полной мере будут отвечать требованиям благоустроенности, закрепленным в Постановлении Правительства Российской Федерации N 47.

В целях совершенствования порядка формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа, а также с учетом закрепления в большинстве субъектов обязанности обеспечивать жилым помещением из расчета нормы предоставления исключительно на льготника, субъектам Российской Федерации рекомендуется разрабатывать программы жилищного строительства нового жилья повышенной благоустроенности в населенных пунктах с развитой инфраструктурой, соответствующие по архитектурно-планировочным решениям требуемой норме общей площади жилого помещения для обеспечения детей-сирот и лиц из их числа. Такая необходимость связана с тем, что существующий жилищный фонд (вторичное жилье) зачастую не подходит по требуемым техническим параметрам для обеспечения детей-сирот и лиц из их числа, а предоставление комнат в коммунальной квартире лицам указанной категории не допускается.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа имеют особый правовой режим, характерный для специализированного жилья. Именно поэтому с 1 января 2013 г. обеспечение детей-сирот и лиц из их числа, как категории граждан, нуждающейся в особой поддержке и защите, жилыми помещениями первоначально будут осуществляться из специализированного жилищного фонда. И только в последующем, по окончании срока договора специализированного найма при отсутствии оснований для однократного заключения этого договора на новый пятилетний срок, с нанимателями заключается договор социального найма, а занимаемое жилое помещение подлежит исключению из специализированного жилищного фонда.

Специализированные жилые помещения, по сравнению с помещениями фонда социального использования, имеют ограниченный правовой режим. Это выражается в характере использования жилого помещения, ограничении осуществления нанимателем распорядительных действий с жилым помещением. Так, согласно ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений собственно по договорам специализированного найма, для которых они и предназначены. Кроме того, исключена приватизация специализированных жилых помещений, т.е. передача их в собственность нанимателям и/или членам их семей.

Однако следует учитывать, что указанный ограниченный режим использования жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа, носит временный характер и устанавливается исключительно в интересах самих нанимателей. Поэтому данные ограничения не могут быть использованы уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления, иными лицами с целью лишения или ограничения детей-сирот и лиц из их числа права на жилое помещение.