Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение N 1. Термины и определения

Приложение N 1

к Федеральным нормам и правилам

в области промышленной безопасности

"Правила безопасности пассажирских

канатных дорог и фуникулеров",

утвержденным приказом Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 6 февраля 2014 г. N 42

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)

Аварийный режим работы - совокупность требований, определяющих эксплуатацию КД в случае возникновения аварии или инцидента.

Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Балансир роликовый - система роликов, для поддержания тягового (несуще-тягового) каната.

Балансир роликовый верхний (прижимной) - балансир, на котором тяговый (несуще-тяговый) канат проходит снизу роликов.

Балансир роликовый комбинированный - балансир, сочетающий в себе свойства верхнего и нижнего балансиров.

Балансир роликовый нижний (отжимной) - балансир, на котором тяговый (несуще-тяговый) канат проходит сверху роликов.

Буксировочное устройство - разновидность подвижного состава для перемещения пассажиров на БКД.

Вагон - разновидность подвижного состава КД для перевозки пассажиров.

Вводное устройство - электротехническое устройство для подачи и снятия напряжения питающих линий.

Возврат подвижного состава - действие, которое позволяет при возникновении инцидента или аварии доставить подвижной состав к местам высадки пассажиров.

Владелец ОПО - юридическое или физическое лицо, владеющее ОПО, в состав которого входит КД, на праве собственности или ином законном основании.

Двухканатная КД - канатная дорога с несущим (несущими) и тяговым (тяговыми) канатами.

(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)

Зажим - узел, служащий для закрепления подвижного состава на тяговом или несуще-тяговом канате.

Зажим отцепляемый - зажим, предназначенный для автоматического зацепления (отцепления) подвижного состава на станциях к несуще-тяговому или тяговому канату.

Зажимное усилие губок зажима - сумма всех нормальных (перпендикулярных) сил, которые воздействуют между поверхностями зажимных губок и канатом во время процесса зажатия.

Заказчик - физическое или юридическое лицо.

Зона безопасности - пространство, которое может быть занято человеком, находящимся в движении, вызванном использованием оборудования КД.

(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса.

Кабина - разновидность подвижного состава КД для перевозки пассажиров.

Канат натяжной - канат, обеспечивающий натяжение несущего, несуще-тягового или тягового каната.

Канат несуще-тяговый - канат для перемещения прикрепленного к нему подвижного состава.

Канат несущий - канат, по которому перемещается подвижной состав КД.

Канат тяговый - канат для перемещения подвижного состава по несущему канату или рельсам, а также пассажиров по грунту или иной поверхности.

Канатная дорога (КД) - комплектное техническое устройство, предназначенное для перевозки пассажиров посредством канатной тяги.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)

Канатная дорога буксировочная (БКД) - канатная дорога, предназначенная для перемещения пассажиров по грунту или иной поверхности посредством тягового каната.

Канатная дорога безопорная буксировочная (ББКД) - буксировочная канатная дорога (БКД), не имеющая промежуточных опор.

Канатная дорога кольцевая - дорога с непрерывным кольцевым движением подвижного состава.

Канатная дорога маятниковая - дорога с маятниковым движением подвижного состава.

Канатная дорога наземная (НКД, фуникулер) - канатная дорога, предназначенная для перемещения пассажиров в вагонах по рельсовому пути/эстакаде тяговым канатом.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)

Канатная дорога пульсирующая - дорога с кольцевым прерывистым движением подвижного состава, останавливающегося или переводимого на движение с малой скоростью при проходе станции.

Канатная дорога пассажирская подвесная (ППКД) - канатная дорога, служащая для перевозки пассажиров в подвижном составе, который перемещается по несущему канату или посредством несуще-тягового каната.

Кнопка аварийного останова - устройство аварийного останова с ручным управлением.

Колея канатной дороги - расстояние в плане между ветвями тягового или несуще-тягового канатов или рельсами.

Коэффициент запаса прочности каната - отношение между разрывным усилием каната в целом и максимальным расчетным усилием натяжения каната.

Кресло - разновидность подвижного состава в виде открытого или полузакрытого сидения для перевозки пассажиров.

Ловитель вагона - устройство на тележке вагона для захвата губками несущего каната или рельса при обрыве или ослаблении натяжения тягового каната.

Ловитель каната - устройство, предотвращающее падение тягового (несуще-тягового) каната при его сходе с роликового балансира.

Натяжное устройство - совокупность устройств, которые служат для поддержания усилия натяжения каната внутри предусмотренных допустимых границ.

Нормальный режим работы - условия эксплуатации, при которых:

техническое устройство находится в исправном состоянии;

персонал находится на рабочих местах;

метеорологические условия не требуют принятия специальных мер для эксплуатации;

канатная дорога работает от главного привода.

Оборудование КД - комплектное техническое устройство, включающее в себя металлоконструкции станций и опор, механическое и электрическое оборудование, все компоненты которого выполняют взаимосвязанные технологические функции.

Опора линейная - металлоконструкция с установленным на ней оборудованием, предназначенная для поддержания канатов по линии КД на проектной высоте.

Опорный башмак - устройство для поддержания несущего каната на опорах и станциях.

Персонал - работники организации, осуществляющие эксплуатацию и/или техническое обслуживание КД.

Подвижной состав - средство для размещения пассажиров при перевозке на КД.

Пункт (пульт) управления - рабочее место оператора, предназначенное для управления КД и контроля ней.

Привод - механизм, для приведения в движение подвижного состава с помощью каната.

Пролет - расстояние по горизонтали между соседними опорами на трассе.

Пропускная способность (производительность) - максимально возможное количество пассажиров, перевозимых в одном направлении в единицу времени (чел./час).

Расстояние до земли - расстояние по вертикали от поверхности земли (с учетом снежного покрова) до нижней точки подвижного состава.

Расчет продольного профиля - расчет нагрузок на металлоконструкции, механическое и электрическое оборудование КД, фундаменты и определение провесов канатов.

Реконструкция - комплекс работ по изменению функциональных потребительских свойств канатной дороги по сравнению с проектными характеристиками (увеличение пропускной способности, грузоподъемности) без изменения типа дороги.

Сигнал готовности - разрешение системы управления на начало движения КД, отданное с пунктов (пультов) управления.

Скорость номинальная - максимальная скорость движения подвижного состава (каната) согласно проекту.

Скорость минимальная - нижнее предельное значение скорости движения.

Спасательная операция - комплекс мероприятий по избавлению людей от опасности, возникшей вследствие аварии или инцидента на КД.

Специализированная организация - организация, имеющая допуск к определенному виду работ с канатными дорогами (проектирование, изготовление, монтаж, реконструкция, эксплуатация и (или) экспертиза) и соответствующую систему качества.

Станция - сооружение, предназначенное для посадки/высадки пассажиров и размещения средств управления, привода и (или) натяжного устройства.

Трасса - участок местности между конечными станциями КД с расположенным на нем оборудованием.

Уменьшение поперечного сечения металлической части каната - процентное уменьшение поперечного сечения по отношению к номинальному значению поперечного сечения металлической части нового каната с учетом разрушенных проволок, коррозии и износа.

Устройство связи (сигнальное устройство) - устройство для передачи распоряжений и информации между станциями канатной дороги или между станциями и подвижным составом.

Ход натяжной тележки - перемещение подвижной части натяжного устройства для принятия изменений длины каната и провесов.

Шкив обводной - шкив, предназначенный для изменения направления движения тягового (несуще-тягового) каната, установленный на обводной станции.

Шкив (блок, ролик) отклоняющий - устройство, предназначенное для отклонения каната в требуемом направлении.

Шкив приводной - шкив, передающий тяговое усилие за счет трения тягового каната в желобе шкива.

Эвакуация - процесс организованного перемещения людей непосредственно в безопасную зону из зон, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)

Элемент (устройство) безопасности - элемент (деталь, узел), контролирующий отклонение от заданных параметров функционирования КД и передающий соответствующий сигнал для остановки КД или изменения параметров ее функционирования.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 28.04.2016 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)