Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Обязанности

187. Общие:

(01) руководить вахтой; обеспечивать безопасность работ;

(02) обеспечивать: установленный режим работы технических средств и постоянную готовность к действию средств по борьбе за живучесть судна, подачу электроэнергии, пара, воды потребителям; при получении их извне обеспечивать подключение;

(03) по указанию с мостика производить прием, откачку и перекачку балласта, откачку воды из трюмных льял; следить за уровнем воды в льялах машинных помещений и с разрешения вахтенного помощника производить их откачку, не допуская загрязнения морской среды; обеспечивать правильное проведение бункеровки судна;

(04) не допускать проведения огневых и сварочных работ без принятия необходимых мер противопожарной защиты;

(05) при обнаружении пожара или поступлении воды внутрь корпуса, других аварийных случаях сообщить вахтенному помощнику и принять меры по их ликвидации;

(06) своевременно извещать главного (старшего) механика в случаях возникновения угрозы для безопасной работы механической установки или для судна в целом; нарушений нормальной работы технических средств, могущих привести к аварийной ситуации; аварийной обстановки, а также любых сомнений по ходу вахты.

Несмотря на извещение главного (старшего) механика, вахтенный механик должен, если потребует обстановка, незамедлительно принимать меры для обеспечения безопасности судна, его механизмов и экипажа.

Присутствие главного (старшего) механика в машинном помещении не снимает ответственности с вахтенного механика за несение вахты и работу технических средств до тех пор, пока главный (старший) механик специально не сообщит ему о принятии на себя такой ответственности, и это будет взаимно понято;

(07) делать записи в машинном журнале о работе, техническом обслуживании и ремонте технических средств; обеспечивать должный порядок в машинных помещениях;

(08) не передавать вахту, если считает, что принимающий вахту механик не в состоянии эффективно выполнять свои обязанности, и уведомить об этом начальника службы.

188. При заступлении на вахту:

(01) прибыть в машинное отделение заблаговременно (не менее чем за 10 минут до начала вахты), чтобы убедиться в нормальной работе технических средств, проверить вахту и провести необходимый инструктаж;

(02) ознакомиться с записями в машинном журнале; записями самописцев и других регистрирующих устройств; с замечаниями по работе технических средств, ходом ремонтных и профилактических работ, распоряжениями по вахте;

(03) получить сведения, касающиеся способа управления главной энергетической установкой; распоряжений начальника службы и вахтенного помощника об эксплуатации систем и механизмов и сбросе загрязненной воды; неисправности технических средств; остатков воды в балластных, сливных и сточных цистернах, указаний об использовании или удалении их содержимого; режимов использования технических средств из-за неисправности оборудования или неблагоприятных условий плавания;

(04) проверить: работающие технические средства, рулевую машину, состояние оборудования котлов, включая системы их автоматического регулирования и защиты, уровни топлива и масла в расходных, сливных, отстойных и резервных цистернах, рабочие параметры главных и вспомогательных механизмов энергетической установки, готовность аварийных технических средств;

(05) принять заданные режимы работы технических средств;

(06) принять доклады о заступлении на вахту; сделать запись в машинном журнале о приеме вахты и доложить на мостик. Вахта считается переданной (принятой) после подписи в машинном журнале сдающего и принимающего вахту механиков. Смена вахт во время маневров или аварийных ситуаций допускается только с разрешения начальника службы и в его присутствии.

189. На ходовой вахте:

(01) на судах с постоянной вахтой в машинном отделении (МО) или ЦПУ находиться на посту управления энергетической установкой и обеспечивать режим ее работы; при необходимости обхода помещений оставлять вместо себя на посту моториста (машиниста);

(02) при управлении энергетической установкой с мостика (без постоянной вахты в МО или ЦПУ) находиться в любом помещении, оборудованном аварийно - предупредительной сигнализацией и двусторонней связью с мостиком с извещением своего местонахождения вахтенного помощника;

(03) при управлении энергетической установкой с мостика с постоянной вахтой в МО или ЦПУ при необходимости прибыть на пост и принять управление установкой;

(04) дублировать и исполнять команды с мостика; если выполнение команды связано с угрозой аварии или опасности для людей, сообщить об этом на мостик и начальнику службы; при повторной команде - выполнить ее, сделав соответствующую запись в машинном журнале; при угрозе аварии или опасности для людей вывести из действия энергетическую установку, любое техническое средство и немедленно доложить об этом на мостик и начальнику службы;

(05) получив с мостика предупреждение о сложных условиях плавания, доложить начальнику службы, одновременно подготовить энергетическую установку с обеспечением резерва мощности, готовность необходимых технических средств;

(06) при дистанционном управлении установкой фиксировать в машинном журнале каждый перевод с поста на пост.

190. На стояночной вахте:

(01) обеспечить контроль и управление техническими средствами, надежную работу оборудования, связанных с производственной деятельностью и безопасностью судна, порта и окружающей среды, а также готовность средств по обеспечению живучести судна;

(02) быть готовым к срочному приведению энергетической установки к действию;

(03) делать обходы судна; устранять неисправности технических средств; контролировать ход ремонтных работ.

191. При подготовке энергетической установки к действию:

(01) получить указание вахтенного помощника капитана (начальника службы) о времени и порядке готовности;

(02) проверить средства связи с мостиком и постами управления установкой, аварийным освещением, противопожарными и осушительными средствами; сверить часы в машине и на мостике;

(03) проверить действие системы ДАУ;

(04) подготовить установку к действию; производить проворачивание и пробные пуски установки с подключением к гребному винту только с разрешения вахтенного помощника;

(05) фиксировать в машинном журнале все команды, время выполнения основных операций, результаты проверок и замеров;

(06) о готовности установки к действию доложить начальнику службы и с его разрешения - вахтенному помощнику.