Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Перевозка вязких и застывающих грузов

§ 38. Ряд грузов из числа перевозимых наливом в цистернах застывает или приобретает повышенную вязкость, что вызывает необходимость предварительного разогрева их перед сливом.

В зависимости от вязкости или температуры застывания эти грузы по срокам, предоставляемым на слив, делятся на четыре группы. В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости разогрева их в холодный период года - с 15 октября по 15 апреля - грузополучателю предоставляется на разогрев и слив таких грузов льготное время.

Общий срок на разогрев и слив вязких и застывающих грузов не должен превышать для грузов I группы - 4 ч., II группы - 6 ч., III группы - 8 ч. и IV группы - 10 ч.

Примечание. В случаях немеханизированного слива грузов I группы льготные сроки могут быть увеличены для двухосных цистерн на 1 ч., для цистерн, имеющих четыре и более осей, - на 2 ч.

При сливе из цистерн с паровой рубашкой устанавливаются следующие сроки: для грузов I и II групп - 3 ч., для грузов III и IV групп - 4 ч.

§ 39. При необходимости разогрева вязких и застывающих грузов в теплый период года начальник станции дополнительно к установленному § 27 сроку слива может предоставить грузополучателю следующее время:

для грузов I и II групп, а также при сливе из цистерн с паровой рубашкой - 1 ч.;

для грузов III и IV групп - 2 ч.

§ 40. Время на разогрев и слив из цистерн в соответствии с § § 38 и 39 предоставляется для следующих вязких и застывающих грузов.

┌──────────────────────────────┬──────────────┬───────────────────────────────┬──────────────┐

│ Наименование груза │К какой группе│ Наименование груза │К какой группе│

│ │ относятся │ │ относятся │

├──────────────────────────────┼──────────────┼───────────────────────────────┼──────────────┤

│Анилин .......................│ II │Масла автомобильные специальные│ │

│Асидол и асидол - мылонафт....│ I │ с присадками НАКС или │ │

│Бензол .......................│ II │ ЦИАТИМ-331 ..................│ I │

│Битумы в цистернах ...........│ IV │Масло автотракторное АК-15 │ │

│Глицерин .....................│ I │ (автол N 18) ................│ II │

│Гудрон .......................│ IV │Масла автотракторные (автолы) │ │

│Депрессатор АзНИИ ............│ I │ АК-6, АКЗп-6, АКЗп-10, │ │

│Деэмульгатор (контакт черный │ │ АК-10, АС-5, АС-8, АС-9,5 ...│ I │

│ нейтрализованный) ..........│ II │Масло автотракторное │ │

│Диметиланилин ................│ II │ трансмиссионное .............│ III │

│Дистиллят вакуумный из нефтей │ │Масло антраценовое │ │

│ восточных районов ..........│ III │ (шпалопропиточное) ..........│ II │

│Жир животный технический .....│ IV │Масло горчичное ...............│ II │

│Жиры: кашалотовый, китовый, │ │Масло дизельное селективное │ │

│ рыбий, тюлений и других │ │ с присадкой АзНИИ ...........│ I │

│ животных ...................│ II │Масла дизельные Д-11, ДП-8, │ │

│Ихтиолин .....................│ I │ ДП-11 .......................│ I │

│Каустик жидкий (сода │ │Масла дизельные ДП-14, В2-300 .│ II │

│ каустическая) ..............│ III │Масла для гипоидных передач │ │

│Кислота серная моногидрат ....│ III │ и прессов ...................│ I │

│Кислоты синтетические жирные │ │Масло для прокатных станов │ │

│ (типа саломас) .............│ IV │ (брайтсток) .................│ III │

│Контакт нейтрализованный .....│ II │Масло для изготовления │ │

│Концентрат литейный ..........│ II │ солидола ....................│ II │

│Креолин ......................│ I │Масло индустриальное машинное │ │

│Крепители стержневые .........│ II │ 45, 50, 45В .................│ I │

│Ксантогенат жидкий ...........│ I │Масло кабельное ...............│ II │

│Лаки жидкие ..................│ I │Масло каменноугольное │ │

│Мазут - мягчитель ............│ II │ поглотительное ..............│ I │

│Мазут прямой гонки ...........│ I │Масло кокосовое ...............│ III │

│Мазут смазочный ..............│ II │Масло компрессорное ...........│ II │

│Мазут флотский марок 12 и 20 .│ II │Масло конденсаторное ..........│ I │

│Мазут флотский ФС-5 ..........│ I │Масло моторное для тихоходных │ │

│Масло авиационное МС-20, │ │ дизелей .....................│ I │

│ МС-14 ......................│ II │Масла минеральные МТ-16п, │ │

│Масло авиационное МК-22, │ │ С-110 .......................│ II │

│ МС-24 ......................│ III │Масло ойтисиковое .............│ II │

│Масло осевое Л (летнее) ......│ I │Пирополимеры ..................│ I │

│Масло - пластификатор ПН-6 ...│ IV │Полидиены .....................│ II │

│Масла растительные: │ │Полугудрон ....................│ IV │

│ касторовое, кукурузное, │ │Саломас (салолин) .............│ IV │

│ кунжутное, льняное, │ │Смола древесная, │ │

│ подсолнечное, рапсовое, │ │ каменноугольная, │ │

│ рыжиковое, соевое ..........│ I │ нефтяная ....................│ IV │

│Масла растительные: │ │Смолы сланцевые: мягчитель и │ │

│ арахисовое, горчичное, │ │ флотационная ................│ II │

│ кориандровое, сурепное, │ │Соапсток ......................│ III │

│ тунговое, хлопковое ........│ II │Соли аммонийные и │ │

│Масло судовое ................│ I │ сульфонатриевые (раствор) ...│ II │

│Масло трансмиссионное │ │Средство моющее жидкое │ │

│ (нигролы) ..................│ II │ "Прогресс" ..................│ II │

│Масло трансмиссионное с │ │Стекло жидкое (силикат │ │

│ присадкой ..................│ III │ жидкий) .....................│ II │

│Масло турбинное ..............│ I │Сырье пиролизное из │ │

│Масло цилиндровое 2 ..........│ II │ парафинистых нефтей .........│ I │

│Масло цилиндровое 24 │ │Термогазойль ..................│ II │

│ (вискозин) .................│ III │Топливо дизельное Л ...........│ I │

│Масло цилиндровое 38 (6) и 52 │ │Топливо моторное, топливо для │ │

│ (вапор) ....................│ IV │ тихоходных дизелей ..........│ I │

│Мылонафт .....................│ I │Топливо нефтяное (мазут) │ │

│Натрий - ихтиол ..............│ II │ марки 20 ....................│ II │

│Нефть битковская и долинская .│ II │Топливо нефтяное (мазут) │ │

│Нефть ильская, мангышлакская │ │ марки 40 ....................│ III │

│ и ухтинская ................│ III │Топливо нефтяное (мазут) │ │

│Нитробензол ..................│ II │ марок 60, 80, 100 ...........│ IV │

│Нитротолуол ..................│ II │Трикрезилфосфат ...............│ II │

│Олеин (кислота олеиновая) ....│ II │Фенол жидкий (кислота │ │

│Олеум ........................│ III │ карболовая) .................│ III │

│Олифа ........................│ II │Формалин ......................│ I │

│Парафин спичечный (желтый) ...│ IV │Фракция керосино - газойлевая │ │

│Патока .......................│ III │ из парафинистых нефтей ......│ I │

│Пек жидкий ...................│ IV │Циклогексан ...................│ II │

│Петролятум ...................│ III │Экстракт ароматический │ │

│Пиробензол ...................│ II │(фенольный) ...................│ II │

└──────────────────────────────┴──────────────┴───────────────────────────────┴──────────────┘

§ 41. По требованию министерств, ведомств - грузополучателей Министерство путей сообщения может дополнять перечень вязких и застывающих грузов при условии представления характеристики о вязкости и температуре застывания данного груза.

Грузы относятся к соответствующей группе по следующим данным:

вязкие грузы - по условной вязкости при 50 град. C;

застывающие (невязкие) грузы - по температуре застывания.

К группе I относятся грузы с условной вязкостью от 5 до 15 град. или с температурой застывания от -15 до 0 град. C.

К группе II относятся грузы с условной вязкостью от 16 до 25 град. или с температурой застывания от +1 до +15 град. C.

К группе III относятся грузы с условной вязкостью от 26 до 40 град. включительно или с температурой застывания от +16 до +30 град. C включительно.

К группе IV относятся грузы с условной вязкостью выше 40 град. или с температурой застывания выше +30 град. C.

§ 42. Получатели вязких и застывающих грузов обязаны иметь достаточные по мощности средства подогрева, обеспечивающие своевременный слив таких грузов из цистерн.

Одновременно с разогревом груза в цистерне перед открытием сливного клапана особенно в зимнее время необходимо тщательно разогреть клапан снаружи для предотвращения поломки его при открытии.

Для ускорения слива из цистерн с паровой рубашкой сливной прибор открывают после кратковременного разогрева (15 - 20 мин.), при этом груз начинает сливаться из цистерны в вязком состоянии.

Разогрев грузов в цистернах и бункерных полувагонах кострами, жаровнями, форсунками и другими источниками открытого огня, а также выгрузка битума без разогрева путем выкалывания ломами, кирками запрещается.

§ 43. Вязкий или застывающий груз, прибывший в цистерне с паровой рубашкой, разогревают паром через паровую рубашку. Для этого перед началом слива к выходному (верхнему) патрубку на корпусе сливного прибора подключают шланг от паропровода. Одновременно на патрубки, расположенные у торцовых днищ цистерны, надевают шланги для спуска конденсата.

Пар давлением 3 - 4 ат подается в паровую рубашку сливного прибора постепенно так, чтобы сначала из концевых патрубков для конденсата выходило небольшое количество пара, а затем только конденсат. При впуске пара и в процессе слива груза нижний патрубок на корпусе сливного прибора, предназначенный для спуска конденсата, должен быть закрыт.

Через 15 - 20 мин. после подачи пара, когда сливной прибор и низ цистерны у сливного прибора будут прогреты, открывают сливной клапан. В случае затруднений с открытием клапана надо несколько увеличить время подогрева, так как причиной этого может быть ледяная пробка (образующаяся при перевозке обводненного нефтепродукта), которую необходимо расплавить.

§ 44. Если одиночные цистерны и бункерные полувагоны с вязкими и застывающими грузами поступают на станции, обслуживаемые паровозами, а у получателей отсутствуют средства для разогрева, дорога по возможности предоставляет грузополучателю паровоз на договорных условиях для разогрева груза со взысканием установленной платы за пользование им.

Обращение к дороге за предоставлением паровоза для разогрева не снимает с грузополучателя ответственности за простой цистерн под сливом.

§ 45. При наливе бункерных полувагонов бункера заполняются грузом с недоливом на 250 мм до верхних кромок бортов. Температура наливаемого груза не должна превышать 150 град. C. После налива грузоотправитель обязан закрыть крышки бункеров.

§ 46. Грузоотправитель, производящий налив нефтебитума в бункерные полувагоны, обязан оборудовать фронты налива устройствами, защищающими от попадания в бункер атмосферных осадков, для обеспечения налива во время дождя и снега.

§ 47. Для выгрузки битума из бункерных полувагонов грузополучатели обязаны иметь соответствующие приемные и пароподогревательные устройства. Пар для подогрева бункеров вводится в пространство между стенками бункеров по шлангам, присоединяемым к соответствующим устройствам.

Во избежание повреждения стенок бункера пар должен впускаться осторожно путем медленного открывания впускного вентиля. Давление пара в магистрали (перед впускным вентилем) не должно быть выше 4 ат.

§ 48. Готовность бункеров к выгрузке и момент прекращения подогрева определяются началом сползания прилипшего битума у верхних кромок по внутренним стенкам бункера.

Более продолжительный подогрев затрудняет разгрузку, а разогрев до полного расплавления битума вызывает длительный простой бункерных полувагонов, так как для выгрузки груза в жидком виде они не приспособлены.

После прекращения впуска пара шланги отъединяют. Винты крюков - зацепов со стороны, противоположной разгрузке, развинчиваются и осторожно отводятся в сторону, крюки со стороны разгрузки остаются на месте (винты замков не развинчиваются). После этого бункера по очереди опрокидываются.

Разгрузка бункеров должна производиться последовательно. Одновременное опрокидывание двух и более бункеров запрещается во избежание перевертывания полувагона.

§ 49. После разгрузки грузополучатель обязан очистить от остатков груза наружные стенки бункеров, раму и колесные пары, надеть все крюки - зацепы и завернуть винты замков до отказа, применяя в случае необходимости короткий ломик.

Бункера после слива должны быть правильно поставлены и закреплены без перекоса как по отношению к плоскости платформы, так и по отношению друг к другу.

За возврат недослитых или неочищенных бункерных полувагонов, а также за порчу их получатель несет такую же ответственность, как и за цистерны.