14. Регистры бухгалтерского учета

14.1. Для учета финансово - хозяйственных операций товарищества собственников жилья могут быть рекомендованы следующие регистры бухгалтерского учета:

┌────────┬───────────────────────────────┬───────────────────────┐

│ Номер │Наименование учетных регистров │ Кредитовые обороты по │

│регистра│ │счетам и аналитические │

│ │ │ данные │

├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │

├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤

│В-1 │Ведомость учета основных│01, 02 (расчет) │

│ │средств, начислений│ │

│ │амортизационных отчислений│ │

│ │(износа) │ │

├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤

│В-2 │Ведомость учета│10, 19 │

│ │производственных запасов и│ │

│ │товаров, а также НДС,│ │

│ │уплаченного по ценностям │ │

├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤

│В-3 │Ведомость учета затрат на│08, 20 │

│ │производство │ │

├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤

│В-4 │Ведомость учета денежных│02, 50, 51, 80, 85, │

│ │средств и фондов │87, 88 │

├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤

│В-5 │Ведомость учета расчетов и│55, 58, 68, 69, 76, │

│ │прочих операций │90, 96 │

├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤

│В-6 │Ведомость учета реализации │46 │

├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤

│В-7 │Ведомость учета расчетов с│60 │

│ │поставщиками │ │

├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤

│В-8 │Ведомость учета оплаты труда │70 │

├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤

│В-9 │Ведомость (шахматная) │по всем счетам │

│ │Оборотная ведомость │ │

└────────┴───────────────────────────────┴───────────────────────┘

КонсультантПлюс: примечание.

Формы регистров бухгалтерского учета, приведенных в таблице, на момент издания данного документа содержались в Приказе Минфина РФ от 22.12.1995 N 131. С 1 января 1999 года применяются формы регистров бухгалтерского учета, приведенные в приложениях к Приказу Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н.

Формы регистров даны в приложении к настоящей работе. Ниже рассмотрен порядок отражения бухгалтерских записей в указанных регистрах.

14.2. Каждая ведомость, как правило, применяется для операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается в двух ведомостях одновременно: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет"), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах "Содержание операции" (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово - хозяйственной деятельности Товарищества, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме N В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость:

┌───────────┬─────────────────┬────────────────┬─────────────────┐

│Номер бух- │Сальдо на 1-е ___│Оборот за 1-е __│Сальдо на 1-е ___│

│галтерского├───────┬─────────┼───────┬────────┼───────┬─────────┤

│счета │ дебет │ кредит │ дебет │ кредит │ дебет │ кредит │

├───────────┼───────┼─────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │

└───────────┴───────┴─────────┴───────┴────────┴───────┴─────────┘

Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса Товарищества.

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).

Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивают тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать неправильную запись.

Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью "Исправлено" с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета в Товариществе.

14.3. Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) (В-1).

Ведомость по форме N В-1 является регистром аналитического и синтетического учета наличия и движения основных средств (счет 01 "Основные средства"), а также расчета сумм амортизационных отчислений (счета 02).

Данные по основным средствам записываются в ведомости позиционным способом по каждому объекту отдельно.

Ежемесячно при наличии движения основных средств подсчитываются суммы их оборотов и выводится остаток основных средств на 1-е число следующего за отчетным месяца.

Перемещение основных средств внутри Товарищества в ведомости не отражается. В этом случае, если применяется механизм ускоренной амортизации, то для контроля за суммами начисленной амортизации ускоренным методом и образованного с начала эксплуатации основных средств износа по всем основным средствам ведомости предусмотрены соответствующие графы учета амортизации с нарастающим итогом.

Данные ведомости о суммах начисленных амортизационных отчислений используются для отражения операций по их движению в ведомостях по формам N N В-3 и В-4.

При наличии у Товарищества значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет с использованием первичных форм N ОС-6 "Инвентарная карточка учета основных средств", N ОС-7 "Опись инвентарных карточек по учету основных средств", N ОС-8 "Карточка учета движения основных средств", N ОС-9 "Инвентарный список основных средств (по месту их нахождения, эксплуатации)". На основании итоговых данных карточек первичного учета движения основных средств (ОС-8) ведется сводный учет движения основных средств по счету 01 "Основные средства" в ведомости по форме N В-1.

14.4. Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (В-2).

Ведомость по форме N В-2 предназначена для аналитического и синтетического учета производственных запасов, отражаемых на счетах 10 "Материалы", а также сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям (счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям").

Ведомость открывается на месяц и ведется материально ответственными лицами (или в бухгалтерии) раздельно по производственным запасам в разрезе всех видов ценностей, независимо от того, имелось или нет движение за отчетный месяц тех или иных ценностей.

Стоимость ценностей определяется и отражается в ведомости исходя из затрат по цене приобретения, транспортных расходов, надбавок, указанных в расчетных документах поставщиков.

Данные об отпуске материалов в производство записываются из ведомости по форме N В-2 соответственно в ведомости по формам N В-3 "Учет затрат на производство" или N В-6 "Учет реализации".

Обособленно от товарно - материальных ценностей в ведомости отражаются отдельной строкой НДС, уплаченный (причитающийся к уплате) и относимый в дальнейшем на уменьшение платежей в бюджет.

14.5. Ведомость учета затрат на производство (В-3).

Ведомость по форме N В-3 применяется для аналитического и синтетического учета затрат по производству продукции (работ, услуг) и затрат по капитальным вложениям, учитываемых соответственно на счетах 20 "Основное производство" и 08 "Капитальные вложения" (для учета капитальных вложений открывается отдельная ведомость по форме N В-3).

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуется по производствам в разрезе выпускаемой продукции (работ, услуг).

Затраты по дебету счета 20 "Основное производство" собираются с кредита разных счетов на основании данных, содержащихся в других ведомостях (В-2, В-4, В-5 и др.), и непосредственно из отдельных первичных документов.

В одной ведомости можно вести раздельный учет затрат на производство продукции (работ, услуг) по их видам и на управление производством (накладные расходы). По окончании месяца и подсчета всех затрат (по графе 11) итоговая сумма затрат на управление может быть распределена по видам произведенной продукции или полностью списана на затраты реализованной продукции, работ и услуг. В первом случае делаются записи в графе 11-сторно по строке "Всего затрат на управление (накладные расходы)" и черным по строкам (объектам) учета затрат произведенной продукции (работ, услуг).

При списании затрат на реализованную продукцию (работы, услуги) они относятся в дебет счета 46 "Реализация" с отражением в графе 16 "Реализовано".

По определении затрат на законченную производством продукцию (работы, услуги) выявляется фактическая их себестоимость, которая списывается с кредита счета 20 "Основное производство" в дебет соответствующих счетов по направлениям использования продукции (работ, услуг) - на склад (счет 41 "Товары"), реализацию (счет 46 "Реализация") и другие.

Затраты, приходящиеся на незаконченную продукцию, числятся на счете 20 в разрезе производств (видов продукции) как незавершенное производство.

Остатки незавершенного производства на начало месяца показываются в ведомости согласно соответствующим данным ведомости по форме N В-3 за прошлый месяц, а остаток на конец месяца определяется по актам инвентаризации незавершенного производства или по учетным данным.

14.6. Ведомость учета денежных средств и фондов (В-4).

Ведомость по форме N В-4 применяется для учета средств и фондов, учет которых ведется на следующих бухгалтерских счетах: 02 "Износ основных средств", 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 80 "Прибыли и убытки", 85 "Уставный капитал" и 88 "Фонды специального назначения".

14.7. Ведомость учета расчетов и прочих операций (В-5) используется для учета операций на счетах бухгалтерского учета, подразделяющихся на субсчета и требующих учета с нарастающим итогом остатков средств или задолженности по субсчетам и их видам: 55 "Прочие счета в банках", 58 "Финансовые вложения", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 68 "Расчеты с бюджетом", 69 "Расчеты по страхованию", 88 "Фонды специального назначения", 90 "Кредиты и другие заемные средства".

Записи в ведомости по учету расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами ведутся позиционным способом с выделением на конец месяца развернутого сальдо по задолженности Товариществу - дебету счета и задолженности Товарищества - кредиту счета по каждому дебитору и кредитору на основании данных первичных документов.

При использовании одного бланка ведомости для отражения операций, учитываемых на нескольких бухгалтерских счетах, на каждый из них в ведомости отводится необходимое количество строк и в графе "Основание" записывается его номер и наименование.

Далее по этой же графе записываются виды задолженности, дебиторы и кредиторы (например: счет 68 "Расчеты с бюджетом", ниже - подоходный налог с работников, налог на прибыль и т.д.), а затем позиционным способом против каждого дебитора и кредитора - сальдо и движение средств по ним за месяц.

По окончании месяца по каждому счету подсчитываются итоги оборотов по дебету и кредиту и выводятся сальдо на первое число месяца, следующего за отчетным.

Записи операций по счету 80 "Прибыли и убытки" (учитывая, что операции по использованию прибыли также отражаются на данном счете) следует производить в следующем порядке: сальдо на начало отчетного месяца записывать развернуто, по кредиту счета - сумма прибыли, развернутая по видам, с начала года до отчетности месяца, по дебету - сумма использования прибыли, развернутая по направлениям, с начала года до отчетного месяца.

В таком же порядке записываются операции текущего месяца по образованию финансового результата - по дебету убытки от реализации и расходы от внереализационных операций, в конце месяца делается запись "Итого" и подсчитывается общий финансовый результат за месяц.

После этого отражаются операции по их видам за месяц по использованию прибыли.

14.8. Ведомость учета реализации (В-6).

ТСЖ отражают в учете реализации при использовании метода начислений - по мере выполнения покупателям (заказчикам) работ, услуг.

При отпуске работ, услуг покупателю (заказчику) записи в ведомостях производятся позиционным способом по каждому счету (виду услуг). В графах "направлено в продажу продукции (работ, услуг) отчетного месяца" отражается себестоимость отпущенных работ, услуг с кредита счетов учета производственных запасов или затрат на производство и ее стоимости по отпускной цене согласно счету, предъявленному покупателю (заказчику). Расчеты с квартиросъемщиками по найму помещения, техническому обслуживанию и целевым сборам и платежам за коммунальные услуги отражаются в ведомости N В-6 одной строкой по месячному итогу "учет расчетов с квартиросъемщиками".

А. Ведомость по форме N В-6 (отгрузка) совмещает учет расчетов с покупателями (дебиторской задолженности) - счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и учет реализации продукции (работ, услуг) - счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

Финансовый результат при использовании данной ведомости определяется как разница между данными граф "Направлено в продажу продукции (работ, услуг) отчетного месяца - по отпускным ценам и фактической себестоимости".

Неоплаченная дебиторская задолженность числится в ведомости по отпускным ценам, а в ведомости (шахматной) по форме N В-9 учет расчетов ведется с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

14.9. Ведомость учета расчетов с поставщиками (В-7).

Ведомость по форме N В-7 применяется для учета расчетов с поставщиками, учитываемых на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Ведомость открывается путем перенесения остатков задолженности предприятия в разрезе счетов поставщиков из ведомости за прошлый месяц.

В ведомость по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" позиционным способом записываются данные счетов поставщиков и подрядчиков за выполненные работы и услуги, а также за полученные материальные ценности.

По дебету отражаются операции по оплате счетов поставщиков и подрядчиков (кредит счетов: 51 "Расчетный счет", 55 "Специальные счета в банках" и другие).

14.10. Ведомость учета оплаты труда (В-8).

Ведомость по форме N В-8 предназначена для учета расчетов с работниками Товарищества по оплате труда, учитываемых на счете 70 "Расчеты по оплате труда". В разделе ведомости "Кредит (начислено)" отражаются начисленные работникам Товарищества (состоящим и не состоящим в штате) суммы по оплате труда (включая премии) за выполненную работу, исчисленные исходя из принятых в Товариществе систем и форм оплаты труда, надбавки, доплаты и другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством. Заработная плата группируется в ведомости по категориям работников, объектам учета, видам производств.

Одновременно производится расчет всех удержаний их начисленных сумм по оплате труда работников в разделе "Дебет (удержано)" в соответствии с действующим законодательством (подоходного налога, сумм выданных авансов, своевременно не возвращенных подотчетным лицам сумм, сумм по исполнительным листам в пользу различных предприятий и лиц и других) и определяется сумма, подлежащая выдаче на руки работникам.

Ведомость является также платежным документом и предназначена для оформления выдачи заработной платы работникам Товарищества.

При наличии не выданных работникам товарищества сумм по оплате труда (по истечении 3 рабочих дней со дня, установленного для ее выплаты) в графе этой ведомости "Расписка в получении" делается запись: "Депонировано", и указанная сумма переносится по каждому работнику (записью позиционным способом) в ведомость следующего месяца в графу 4 "Остаток сумм на оплату труда на начало месяца".

При наличии в Товариществе работников (в том числе не состоящих в штате) количеством более 10 человек рекомендуется вести учет начисленных сумм оплаты труда и удержаний из нее в расчетных ведомостях по типовым формам N Т-49 "Расчетно - платежная ведомость" и Т-51 "Расчетная ведомость". В этом случае свод операций по счету 70 "Расчеты по оплате труда" производится в ведомости по форме N В-8 на основании данных типовых ведомостей.

В ведомости по форме N В-8 также определяются суммы отчислений на социальные нужды (органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, Государственного фонда занятости и медицинского страхования), в установленном порядке от сумм оплаты труда работников.

На основании данной ведомости обороты по кредиту счета 69 "Расчеты по страхованию" отражаются по графе "Кредит" ведомости N В-5 и по графе "Дебет" ведомости по форме N В-3 "Учет затрат на производство".

14.11. Ведомость (шахматная) N В-9.

Учет хозяйственных операций в товариществе завершается по истечении месяца подсчетом итогов по оборотам в применяемых ведомостях и обязательным переносом их в ведомость (шахматную) по форме N В-9.

Ведомость по форме N В-9 является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.

Ведомость открывается на каждый месяц и служит для записей данных по дебету и кредиту каждого месяца в отдельности.

В ведомости по вертикали располагаются счета в порядке их возрастания, а по горизонтали - в порядке возрастающих номеров ведомостей.

Ведомость по форме N В-9 заполняется сначала путем переноса кредитовых оборотов из применяемых ведомостей (используются данные граф "Корреспондирующий счет") с разноской их в дебет соответствующих счетов.

По завершении разноски подсчитывается сумма дебетового оборота по каждому счету, который должен быть равен дебетовому обороту, отраженному по данному счету в соответствующей ведомости.

Выявленные суммы по дебету каждого счета суммируются, и их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.

Дебетовые и кредитовые обороты по каждому применяемому счету переносятся в оборотную ведомость, в которой подсчитывается сальдо по каждому счету по состоянию на первое число следующего за отчетным месяца.