3. Создание условий для кредитования реального сектора - актуальная задача политики Банка России

3. Создание условий для кредитования реального

сектора - актуальная задача политики Банка России

Рассматривая в комплексе проблемы неплатежей в российской экономике, необходимо также подчеркнуть, что обоснованное снижение рыночных процентных ставок, удешевление кредита - это критическая точка, с достижением которой открывается возможность разрешения ряда хронических проблем развития российской экономики:

- создаются реальные условия для развязывания кризиса неплатежей, свертывания бартера, для реального укрепления платежной и финансовой дисциплины;

- появляются условия для пополнения оборотных средств и улучшается финансовое положение жизнеспособных предприятий; объективно выявляются и те производства, которые неконкурентоспособны и тормозят развитие всей экономики;

- у предприятий появляется реальная возможность наращивать накопление и осуществлять эффективные инвестиции в развитие производства.

В этой связи Банком России достаточно часто пересматривалась ставка рефинансирования, что соответствовало поставленной задаче ее постепенного снижения в русле общей политики по снижению рыночных процентных ставок и доходности финансовых инструментов. Учитывая общеэкономическую ситуацию и замедление темпов инфляции, Банк России постепенно снизил ставку рефинансирования за последние полтора года со 160 до 24% годовых. Ставка рефинансирования практически была доведена до среднего уровня ставок на денежном рынке.

Дальнейшее снижение ставок в экономике связано с принятием мер по повышению способности предприятий рационально использовать предоставляемые кредиты, по повышению доверия кредиторов к заемщикам, поскольку уровень процентных ставок включает и риск кредиторов.

В настоящее время поступлению банковских кредитов в реальный сектор препятствует снижение ликвидности предприятий. Это является одним из главных ограничений для участия банков в кредитовании предприятий.

Несмотря на сохранение многочисленных негативных факторов, сдерживающих рост притока кредитных ресурсов в промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг, в последнее время наблюдается определенная переориентация операций банковских учреждений с чисто спекулятивной активности на предоставление кредитов экономике.

Даже в условиях достаточно сложной ситуации в экономике России коммерческие банки продолжали кредитовать реальный сектор экономики. Так, например, темпы роста кредитов, выданных банками всем видам заемщиков, только в период с 01.02.97 по 01.06.97 превысили темпы инфляции и выросли в реальном выражении на 3,7%. Основу кредитования коммерческими банками в последнее время составляют операции банков с реальным сектором экономики.

Доля кредитов экономике в общем объеме активов банковской системы выросла с 26,6% в начале 1997 г. до 28,3% на 01.06.97. Невозврат средств по безнадежным "плохим долгам" (просроченная задолженность) на 01.06.97 может быть оценен как 9% от общего объема кредитов, предоставленных экономике. Существенно снизились ставки по кредитам коммерческих банков предприятиям и организациям. Так, процентные ставки по кредитам в рублях сроком до 1 года снизились с 43,5% в начале 1997 г. до 34,8% к июню 1997 г.

Однако не только банки осторожно подходят к увеличению объемов кредитов реальному сектору, но и сами предприятия не всегда могут прибегнуть к желательному для них банковскому кредиту в силу низкой рентабельности и эффективности производства, увеличения себестоимости продукции из-за включения в нее все еще высоких процентов за пользование кредитом (в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации).

Кроме того, задача российских коммерческих банков состоит не только в кредитовании предприятий, но и в предоставлении гарантий по размещаемым предприятиями - заемщиками долговым обязательствам и обеспечении ликвидного рынка этих обязательств.

Кредитование реального сектора со стороны банков сдерживается также отсутствием у банков долгосрочных пассивов, за счет которых можно было бы предоставлять средне- и долгосрочные кредиты, неликвидностью предоставляемых кредитов, небольшими возможностями банков по предоставлению кредитов крупным компаниям из-за превышения допустимых пределов риска на одного заемщика.

Преодоление этих факторов, на наш взгляд, возможно за счет постепенного появления инвесторов, располагающих ресурсами для долгосрочных вложений, таких как пенсионные, страховые, инвестиционные фонды, и за счет формирования организованного рынка корпоративных долговых обязательств. Банки должны осваивать технику синдицированного кредитования клиентов.

Сегодня огромное влияние на уровень процентных ставок оказывает сохранение значительного уровня бюджетного дефицита, что потребовало поиска оптимального соотношения источников финансирования бюджетного дефицита. Как известно, до 1995 г. дефицит финансировался в основном за счет кредитов Центрального банка Российской Федерации; доля государственных ценных бумаг в 1993 г. составляла всего 2% в общем объеме покрытия бюджетного дефицита, в 1994 г. - уже 10%, и только в 1995 г. правительство отказалось от прямого кредитования дефицита бюджета, перейдя к финансированию его за счет операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и внешних займов.

На 01.06.97 дефицит федерального бюджета в большей степени был профинансирован за счет внешних источников (53,2%) по сравнению с внутренними (46,8%). В составе внутренних источников финансирования преобладала выручка от реализации ГКО - ОФЗ (53,2%), а наиболее крупными статьями внешнего финансирования являлись кредиты правительств иностранных государств (30,2%) и кредиты международных финансовых организаций (23,3%).

Сохраняющийся довольно высокий уровень дефицита федерального бюджета, а также осуществление социальных выплат обусловили необходимость привлечения большого объема внутренних заимствований, что привело к росту облигационного долга, прирост которого в июне составил 15 трлн. руб., в то время как в мае он был равен 9,3 трлн. рублей. Рост облигационного долга в июне 1997 г. был связан не столько с потребностями бюджета, сколько с необходимостью осуществления значительного объема погашений.

По состоянию на 01.06.97 объем облигационного долга по ГКО - ОФЗ достиг 296,4 трлн. руб. (при плане на конец года 296 трлн. руб.). Таким образом, совершенно очевидно, что реальная граница внутреннего долга в части ГКО - ОФЗ к концу 1997 г. существенно превысит бюджетные проектировки.

В связи с этим при обеспечении перераспределения свободных денежных средств, вкладываемых в реальный сектор экономики, основной задачей монетарных властей на рынке внутренних заимствований в последнее время стало снижение доходности государственных ценных бумаг. Высокая цена заимствований государства на рынке ведет к росту процентных ставок в экономике и ограничивает круг пользователей банковскими кредитами из-за невозможности обслуживания высоких процентных платежей. В то же время уже сейчас поддержание государственных расходов за счет внутренних заимствований становится все более затруднительным из-за возрастающего дефицита свободных средств в банковской системе.

Значительные объемы погашения ранее эмитированных облигаций в январе - мае 1997 г. привели к существенному росту стоимости обслуживания государственной задолженности. Так, стоимость обслуживания облигационного долга, оформленного ГКО - ОФЗ, по отношению к выручке от их реализации составила в июне 91% (в мае - 90,4%). Темпы прироста облигационного долга в июне были выше, чем в мае (соответственно 5 и 3%).

Благодаря принятым мерам по удлинению сроков заимствований, введению института первичных дилеров и привлечению на рынок государственных ценных бумаг инвесторов - нерезидентов Минфину России и Банку России удалось уменьшить доходность ГКО - ОФЗ до 19,97% к началу мая текущего года. Следует также иметь в виду, что основными держателями государственного долга в банковской сфере являются Банк России и Сбербанк РФ (78% от общей суммы долга, размещенной в банковской системе), что позволяет государству активно влиять на его динамику, структуру и расходы по его обслуживанию.

В настоящее время государство принимает активные меры по снижению стоимости обслуживания государственного внутреннего долга. Так, например, если в конце прошлого года господствующей была концепция о переводе части внутренней задолженности во внешнюю в целях сокращения расходов по ее обслуживанию, то в начале 1997 г. наряду с введением единой системы управления внутренним и внешним долгом прослеживаются еще две новые тенденции в практике управления им, способствующие оптимизации его размера и снижению стоимости обслуживания: перевод его нерыночной части в рыночную и сокращение размера долга в части государственных гарантий.

В соответствии со статьей 73 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 г." задолженность правительства по централизованным кредитам, выданным Минфину России на финансирование дефицита бюджета в 1992 - 1994 гг., в общей сумме 57,1 трлн. руб. и причитающиеся проценты по ним в размере 23,3 трлн. руб. были переоформлены облигациями федерального займа с постоянным доходом. Погашение облигаций предполагается осуществлять с 2001 до 2013 года, ставка купонного дохода составит 10% годовых.

Переоформление правительственной задолженности по централизованным кредитам Банка России поставит правительство в более жесткие условия, а также заставит его более осмотрительно прибегать к практике осуществления внутренних заимствований в целях обслуживания бюджетных нужд.

Для минимизации стоимости обслуживания облигационного долга начала использоваться единая система управления внутренним и внешним долгом, в которой оба долга объединены общим лимитом, причем это относится только к той части задолженности, которая оформлена государственными ценными бумагами. Новая система управления государственной задолженностью позволяет использовать средства от размещения долговых обязательств за рубежом для погашения внутреннего долга. Минфин России уже с начала текущего года в едином режиме планирует и учитывает операции по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних заимствований. Для проведения этих операций Министерством финансов Российской Федерации разрешено использовать часть поступлений от размещения внешних и внутренних государственных ценных бумаг, которые оно резервирует на отдельном счете Центрального банка Российской Федерации.

Важнейшим направлением снижения стоимости обслуживания государственного долга является прекращение практики предоставления государственных гарантий.

С точки зрения Счетной палаты привлечение средств для финансирования текущих нужд бюджета является скрытым перераспределением средств в пользу коммерческих банков, поскольку доходы коммерческих банков по кредитам под гарантии правительства вдвое превышают доходность рынка государственных ценных бумаг. Банк России считает, что практика предоставления государственных гарантий как по внутренним, так и по внешним заимствованиям может быть продолжена только в целях финансирования отдельных, приоритетных, направлений развития народного хозяйства.

Правительству следует проводить заимствования, не допуская нерыночных, неденежных способов оформления своей задолженности (в виде зачетов, освобождений и т.д.), что не изменит реальной величины последней, но сделает ее более прозрачной.

Удлинение сроков заимствования и снижение стоимости обслуживания государственного внутреннего долга повлияют на высвобождение денежных средств, необходимых для финансирования реального сектора экономики.

Однако следует иметь в виду потенциальные возможности ослабления груза государственного долга за счет изменения структуры его держателей. Существуют значительные потенциальные возможности увеличения доли населения среди держателей облигационного долга. При общей сумме облигационного долга, превышающей 300 трлн. руб., российские физические лица обладают ценными бумагами правительства на сумму немногим более 1 трлн. рублей. Государственная политика, направленная на превращение государственных ценных бумаг в альтернативную долларовой форму сбережений, позволит не только покрыть дефицит бюджета, но и сохранить ресурсную базу коммерческих банков.