5. Развитие платежной системы и поддержание платежной дисциплины - обязанность Банка России

5. Развитие платежной системы и поддержание платежной

дисциплины - обязанность Банка России

Вопрос организации денежного обращения и основных принципов его регулирования на территории Российской Федерации стоит очень остро. Значительная часть так называемого "теневого" оборота наличных денег между юридическими лицами создает возможность для сокрытия доходов и, следовательно, уклонения от уплаты налогов в бюджеты всех уровней, что естественно сказывается на размерах их дефицита.

Оценивая те меры, которые сегодня принимаются Банком России по совершенствованию системы платежей, уместно напомнить о том кризисе платежной системы, который охватил экономику России в 1992 - 1993 гг. Это необходимо для того, чтобы охарактеризовать тот путь, который прошел за последние годы Центральный банк Российской Федерации по восстановлению надежности расчетно - платежной системы и сокращению сроков проведения расчетных операций.

Кризис неплатежей в 1992 г. был связан в значительной степени с недостаточной организационной и технической подготовленностью банковской системы к работе в новых условиях. Резкое расширение числа мелких банковских и коммерческих структур требовало перевода платежной системы на базу корреспондентских отношений. Однако такой перевод связан с весьма глубокими и дорогостоящими изменениями в технологии ведения расчетно - кассовой работы. Все это не было принято во внимание. В результате документооборот увеличился на 2 - 3 промежуточных звена, произошло замедление расчетов, а случаи утраты платежных документов приобрели массовый характер.

Кризис платежной системы в определенной степени в тот период был обострен недостаточно проработанными мерами по изменению порядка и форм расчетов, поспешными организационными решениями. Без необходимой подготовительной работы вводились новые правила межбанковских расчетов. В результате влияния ряда субъективных факторов не удалось сформировать оптимальную сеть РКЦ в ряде регионов России.

Проблема задержки расчетов была усугублена также и тем, что проводилась предвзятая политика в отношении крупных банков с вертикальной структурой управления и поощрялось создание мелких кредитно - финансовых учреждений, не способных эффективно проводить расчетные операции. К тому же ряд коммерческих банков сознательно задерживал операции по счетам своих клиентов, используя эти средства в качестве кредитных ресурсов. Отрицательную роль сыграла и дезорганизация межгосударственных расчетов вследствие неурегулированности торгово - экономических и платежно - расчетных отношений в рублевой зоне.

В связи с обострением криминогенной обстановки в целом на территории России, а также проникновением преступных элементов в коммерческие структуры в тот период возникли новые формы хозяйственных правонарушений. Так, Банком России и его учреждениями выявлено прохождение фиктивных банковских документов, в том числе чеков с грифом "Россия", в целом составляющих многомиллиардные суммы. В связи с этим уже в тот период Банком России были предприняты экстренные меры по усилению защиты банковской информации.

В настоящее время благодаря последовательной работе Банка России по совершенствованию системы расчетов эта причина обострения проблемы неплатежей практически устранена.

Среди мер, принимаемых сегодня Банком России по дальнейшему развитию системы расчетов, необходимо выделить создание условий по повсеместному переходу к электронным платежам, основанным на безбумажной технологии.

Планом предусмотрены также создание до конца года системы валовых расчетов для проведения платежей между кредитными организациями в Московском регионе в режиме реального времени и ее внедрение в 1998 году. К 2000 году планируется распространить эту систему на всю территорию Российской Федерации.

Актуальность решения данной проблемы связана с тем, что имеющиеся в настоящее время в России наземные линии связи не в состоянии обеспечить требуемый уровень стабильности и надежности проведения расчетов. В связи с этим Банк России совместно с предприятиями ВПК разработал принципы создания спутниковой связи в интересах всего банковско - финансового сообщества и с 1992 г. развернул работы по ее реализации. Система, получившая название "Банкир", строится в рамках программы глубокой конверсии оборонной промышленности страны, в том числе способствуя в определенной мере решению проблемы неплатежей в этой важной сфере экономики России.

Предполагается, что наряду с Банком России системой спутниковой связи будут пользоваться Федеральное казначейство, коммерческие банки и другие финансовые организации. Все это также должно способствовать улучшению функционирования финансовой сферы экономики, более четкому и оперативному осуществлению расчетов, усилению и совершенствованию государственного контроля за платежной системой страны в целом.

В целях предотвращения возможных негативных для бюджета последствий, возникающих при банкротстве банков, Банк России в 1996 г. установил порядок перечисления кредитными организациями и их филиалами, имеющими корреспондентские и субкорреспондентские счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, налоговых и других обязательных платежей клиентов и собственных платежей в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды только через указанные корреспондентские и субкорреспондентские счета.

Одновременно Банк России организовал учет задолженности банков по исполнению платежных поручений клиентов, в том числе на перечисление средств в бюджеты. По состоянию на 1 января 1997 г. доля объемов неоплаченных платежно - расчетных документов по платежам в бюджеты к объему неплатежей в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитных организаций составила 5,1%, в том числе по действующим кредитным организациям - 3,4% и по кредитным организациям, у которых отозваны лицензии, - 1,7%, по платежам в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд занятости населения Российской Федерации - соответственно 1,3, 1,1 и 0,2%).

Из общей суммы неплатежей в федеральный бюджет в связи с отсутствием средств на корреспондентских счетах кредитных организаций по состоянию на 1 января 1997 г. недоперечислено кредитными организациями с транзитных счетов по учету доходов федерального бюджета на транзитный счет по учету доходов федерального бюджета в учреждениях Банка России 0,1 трлн. рублей. Следует также отметить, что более половины упомянутой задолженности, приходящейся на действующие банки, учитывается в картотеках Банка России менее 1 недели, что свидетельствует об отсутствии устойчивых задержек банками налоговых платежей.

КонсультантПлюс: примечание.

Порядок утвержденный Минфином РФ 10.11.1996 N 95, Госналогслужбой РФ 11.11.1996 N ПВ-6-12/773, ЦБ РФ 24.10.1996 N 349 утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ N 146н, ЦБ РФ N 2515-У от 10.11.2010.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Госналогслужбы РФ от 26.09.98 N БФ-3-10/266, Минфина РФ от 29.09.98 N 45н, ЦБ РФ от 29.09.98 N ОД-476 письмо Госналогслужбы РФ от 04.11.96 N ПВ-6-05/758, Минфина РФ от 04.11.96 N 3-Б1-01, ЦБ РФ от 28.10.96 N 351, которым был утвержден Порядок перечисления средств на счета недоимщика в соответствии с пунктами 1 - 4 Указа Президента РФ от 18.08.96 N 1212, признано утратившим силу с 1 июля 1998 года.

В целях обеспечения полного и своевременного поступления налоговых и других обязательных платежей Банк России в рамках своей компетенции активно сотрудничает с правительственными органами. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" в 1996 году Минфином России, Госналогслужбой России и Банком России разработаны "Порядок перечисления средств на счет недоимщика в соответствии с пунктами 1 - 4 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации", "Порядок открытия счетов налогоплательщикам - предприятиям", указания "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212" и "О предоставлении информации о расчетных (текущих) счетах налогоплательщиков".

Банк России совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации разработал Порядок применения положений Указа Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. N 1166 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации" (письмо Банка России от 26 января 1996 г. N 231 и Пенсионного фонда России от 22 января 1996 г. N ВБ-01-28/337).

Руководствуясь Планом мероприятий по стабилизации финансового положения пенсионной системы в Российской Федерации, утвержденным Временной чрезвычайной комиссией при Президенте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, Банк России совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации подготовил совместные указания Пенсионного фонда Российской Федерации (4 февраля 1997 г. N ВБ-16-28/700), Минфина России (4 февраля 1997 г. N 11), Госналогслужбы России (4 февраля 1997 г. N ВЕ-4-07/2н), Центрального банка Российской Федерации (3 февраля 1997 г. N 405) по усилению контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1211 "О мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных платежей в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 1996 г. N 1368 "Об организационных мерах, связанных с передачей органам Государственной налоговой службы Российской Федерации функций контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации" разработаны указания Минтруда России (5 января 1997 г. N 55-ГМ), Госналогслужбы России (5 января 1997 г. N ВА-6-07/3), Минфина России (22 января 1997 г. N 4), Банка России (31 декабря 1996 г. N 392) "О порядке осуществления контроля органами Госналогслужбы России за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации".

В целом по России по состоянию на 1 января 1997 года по данному вопросу проверено около 83% кредитных организаций и их филиалов. В 60% из них выявлены факты задержек перечисления налоговых и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, в том числе в основном по вине кредитных организаций. Количество случаев задержек перечисления налоговых и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды по вине кредитных организаций составило 913,2 тысячи. Сумма предъявленных штрафных санкций к кредитным организациям за указанные нарушения составила 1,4 трлн. рублей.

В 1996 году по просьбе Госналогслужбы России и в целях получения оперативной информации о фактических поступлениях налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет в расчетно - кассовых центрах Банка России, учреждениях Сбербанка России и кредитных организациях, их филиалах введена ежедневная банковская отчетность об остатках средств на счетах по учету доходов федерального бюджета.

В прошлом году Банком России совместно с Минфином России также проводилась подготовительная работа по разработке нормативных указаний о расчетно - кассовом обслуживании счетов органов Федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства.

В соответствии с действующими правилами Банка России в РКЦ (ГРКЦ Банка России) ведется учет (1 марта 1996 г. - дата введения учета) неоплаченных расчетных документов из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций и их филиалов по платежам в бюджет, во внебюджетные фонды, по оплате труда, а также по исполнительным документам.

Территориальным учреждениям Банка России предписано активизировать свою надзорную деятельность и предъявление претензий к коммерческим банкам по снижению картотеки, образовавшейся к корсчету в РКЦ, в частности, следить за достоверностью отчетности, представляемой кредитными организациями, а также самим строго следовать рекомендациям по порядку работы с отчетностью в соответствии с указаниями Банка России от 24 марта 1995 г. N 154, 2 ноября 1995 г. N 206, 28 февраля 1997 г. N 419 и от 25 марта 1997 г. N 429.

Важным в работе по нормализации состояния расчетов и платежей является выявление действительного положения картотеки неоплаченных расчетных документов, учитываемых в банках на внебалансовом счете N 9929. Не исключено, что картотека относится к ликвидируемым или уже не существующим предприятиям. Ее списание требует разработки и принятия особых юридических процедур.

В первом полугодии 1997 г. Банком России получены планы санации от банков из числа 200 крупнейших, имевших по данным первого квартала текущего года отрицательный капитал или испытывавших другие серьезные трудности. По ряду банков приняты решения об их санации, ограничении их деятельности на отдельные операции, а также об отзыве лицензий на проведение банковских операций.

Предусмотрено ежеквартально проводить проверки не менее чем 15 из 100 крупнейших банков, включая достоверность представляемой ими финансовой отчетности и качество кредитного портфеля. За первое полугодие 1997 г. проверено более половины общего количества банков данной группы.

Банком России принимаются меры по совершенствованию системы экономических нормативов, установленных Инструкцией Банка России от 30.01.96 N 1. Письмом Банка России от 23.05.97 N 452 в данную Инструкцию внесены изменения, предусматривающие повышение требований к расчету собственных средств (капитала) банков.

В течение первого полугодия 1997 г. разработаны и утверждены "Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", обеспечивающие применение ими с 1 января 1998 г. нового плана счетов бухгалтерского учета, разработанного на основе международных стандартов.

Разработана, утверждена и согласована с Минфином России Инструкция "О порядке формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам".