I. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Российской Федерации в сфере реализации Программы

I. Оценка текущего состояния социально-экономического

развития Российской Федерации в сфере реализации Программы

Для осуществления крупномасштабных государственных мероприятий по закреплению и расширению глобальных преимуществ, которыми обладают российская атомная энергетика и промышленность, обновлению научно-технологического потенциала ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, сохранению стратегических интересов и решению важнейших геополитических задач, направленных на надежное обеспечение национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации, разработана государственная программа Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (далее - Программа), предусматривающая реализацию мероприятий по развитию атомной отрасли.

Развитие атомной отрасли во многом определяет развитие других отраслей экономики, включая энергетическое машиностроение, строительную индустрию, судостроение, транспорт, ракетно-космическую и радиоэлектронную промышленность, цифровые технологии, медицину, связанных с использованием полученных результатов исследовательских работ в сфере инновационной научно-технической продукции и технологий в области использования энергии атомного ядра.

В настоящее время атомный энергопромышленный комплекс представлен более чем 360 организациями, в которых заняты около 255 тыс. высококвалифицированных работников.

Атомная энергетика является одной из высокотехнологичных отраслей, в которой Российская Федерация лидирует на протяжении длительного периода времени.

Значимым рынком для российской атомной энергетики является сегмент стран, как начинающих использование атомной энергии, так и проводящих замещение выбывающих мощностей атомных электростанций. Потенциал участия Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Корпорация) в проектах развития атомной энергетики за рубежом будет определяться созданием и внедрением эффективного комплексного предложения на базе конкурентоспособных продуктов, референтных и апробированных на российском рынке.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.09.2022 N 1705)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сегодня большинство стран с развитой атомной энергетикой вынужденно применяют отложенное решение по обращению с отработавшим ядерным топливом - длительное временное хранение. На долгосрочном горизонте в соответствии с прогнозами роста мирового парка атомных электростанций общий объем накопленного отработавшего ядерного топлива увеличится.

В краткосрочной перспективе промежуточное хранение отработавшего ядерного топлива выглядит более привлекательным как экономически (отложенные инвестиции), так и технологически (ожидается совершенствование технологий и удешевление переработки в будущем). Однако в условиях ограниченного потенциала дозагрузки мощностей хранения и возрастающих темпов накопления отработавшего ядерного топлива потребителями неизбежен рост потребности в эффективном технологическом решении по переработке отработавшего ядерного топлива и обращению с радиоактивными отходами.

К 2030 году в Российской Федерации планируется улучшение экологической обстановки в местах хранения радиоактивных отходов и размещения радиационно опасных объектов благодаря реализации комплекса мероприятий по извлечению и передаче на захоронение радиоактивных отходов, ликвидации ядерно и радиационно опасных объектов, а также реабилитации радиационно загрязненных территорий.

Целью Программы на этом направлении является обеспечение ядерной и радиационной безопасности при обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами в Российской Федерации на всех этапах жизненного цикла объектов использования атомной энергии, в первую очередь на завершающей стадии их жизненного цикла, при обращении с объектами ядерного наследия, включая их утилизацию и ликвидацию.

Реализация этого направления к 2030 году позволит повысить уровень ядерной и радиационной безопасности, в том числе уменьшить темп накопления отработавшего ядерного топлива за счет экономически и экологически оправданной переработки, обеспечить захоронение накопленных и образующихся радиоактивных отходов.

Кроме того, на улучшение экологической обстановки направлены мероприятия по обращению с отходами I - II классов опасности (чрезвычайно опасные и высокоопасные отходы).

Важной особенностью рынка является дефицит мощностей по переработке отходов всех классов опасности. Обращению с отходами долгое время не уделялось должного внимания, утилизация отходов не осуществлялась в полном объеме, что привело к дефициту мощностей по переработке отходов всех классов опасности. В связи с повышением внимания государства к этой проблеме объемы утилизации отходов увеличатся и связанный с этим рынок будет стремительно развиваться.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.09.2022 N 1705)

(см. текст в предыдущей редакции)

На снижение экологической нагрузки на окружающую среду со стороны предприятий топливно-энергетического комплекса, а также ограничение роста цен на электроэнергию и мощность для конечных потребителей влияет повышение эффективности производства электроэнергии на атомных электростанциях за счет модернизации действующих и сооружения новых энергоблоков атомных электростанций.

При выполнении мероприятий Программы, направленных на развитие атомной электрогенерации, реализуются меры, предусмотренные Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года.

Целью этого направления является безопасная эксплуатация объектов атомной энергетики, обеспечивающая потребности экономики Российской Федерации, и обеспечение условий для устойчивого долгосрочного развития отрасли.

Ближайшей задачей является внедрение усовершенствованного для целей рыночной привлекательности энергоблока атомной электростанции типа ВВЭР-ТОИ мощностью 1200 МВт. Перспектива развития технологии ВВЭР на период до 10 лет заключается в разработке проектов реакторной установки энергоблока ВВЭР-С, предусматривающих сокращение капитальных и эксплуатационных затрат, снижение расхода природного урана и обеспечение возможности работы реакторной установки в замкнутом ядерном топливном цикле с загрузкой активной зоны уранплутониевым топливом в полном объеме.

В результате реализации мероприятий этого направления мощность атомных электростанций в Российской Федерации к 2030 году составит не менее 26 ГВт. При этом к 2030 году будет не только создан задел по строительству новых энергоблоков атомных электростанций поколения "3+" (с их вводом в эксплуатацию за горизонтом 2030 года), но и будет обеспечена готовность к сооружению энергоблоков новой технологической платформы с реакторами ВВЭР-С, а также реакторами на быстрых нейтронах IV поколения с замкнутым ядерным топливным циклом, не имеющими ограничений по ресурсной базе. Это создаст условия как для выполнения поручения Президента Российской Федерации о доведении доли атомной энергетики в энергобалансе страны к 2045 году до 25 процентов (с возможностью ее дальнейшего роста), так и для укрепления лидерства России в атомных энерготехнологиях и увеличения объемов высокотехнологичного экспорта.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.09.2022 N 1705)

(см. текст в предыдущей редакции)

Существенный эффект на развитие национальной промышленности оказывает сооружение атомных электростанций за рубежом. Реализация указанных крупномасштабных проектов способствует повышению конкурентоспособности высокотехнологичной отечественной продукции как ведущего фактора роста российской экономики, заложенного в инновационном сценарии развития Российской Федерации.

Участие организаций атомной отрасли в освоении зарубежных рынков продолжится за счет расширения поставок товаров (работ, услуг), связанных с использованием атомной энергии, в том числе ядерных установок, оборудования, технологий и услуг. Получение заказов российскими предприятиями для сооружения зарубежных атомных электростанций является импульсом социально-экономического роста, обеспечивается долгосрочная загрузка отечественных поставщиков продукции и услуг для обеспечения работы атомных электростанций по российским технологиям как минимум на 60-летний жизненный цикл с перспективой продления до 100 лет. В свою очередь, такие заказы обеспечивают занятость в высокотехнологичных отраслях, рост налоговых поступлений, рост выручки в атомной и смежных отраслях.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.09.2022 N 1705)

(см. текст в предыдущей редакции)

Целевой моделью развития на мировых энергетических рынках является комплексное предложение услуг и продуктов развития атомной энергетики в регионах присутствия, включая проекты по развитию национальной инфраструктуры атомной энергетики и нормативной базы, обеспечение радиационной безопасности населения, строительство атомных электростанций большой, средней и малой мощности на базе современных реакторных технологий, обслуживание атомных электростанций и других объектов инфраструктуры региона, обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами и другие услуги и решения, направленные на удовлетворение потребностей конкретного заказчика. Реализация такого комплексного подхода способствует устойчивому развитию регионов присутствия и общему повышению привлекательности продуктового предложения Корпорации в мире.

Одной из целей международной деятельности Корпорации является создание благоприятных внешних условий для укрепления позиций России на мировом атомном рынке и закрепления роли лидирующей компании глобального масштаба, обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации, продвижение государственных интересов в международных организациях и на иных международных площадках. В настоящее время эту работу Корпорация осуществляет в условиях беспрецедентного массированного санкционного давления со стороны иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.06.2023 N 1017)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях поддержки геополитических интересов Российской Федерации на международной арене реализуются мероприятия по развитию Северного морского пути. В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года", одним из основных национальных интересов Российской Федерации в Арктике является развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации.

Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути к 2021 году вырос в 8 раз по сравнению с 2014 годом (4 млн. тонн). Роль Северного морского пути как транспортного коридора мирового значения, используемого для перевозки национальных и международных грузов, в дальнейшем будет возрастать.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.09.2022 N 1705)

(см. текст в предыдущей редакции)

В Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, отмечено, что Северный морской путь является перспективным транспортным маршрутом, обладающим потенциалом для экономики Российской Федерации. Потепление Арктики создает новые возможности в связи с увеличением периода навигации и необходимостью усиления портовой инфраструктуры, диверсификации предоставляемых услуг для максимального использования логистического потенциала Северного морского пути.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.09.2022 N 1705)

Ключевыми категориями грузов, формирующими грузопоток Северного морского пути, останутся сжиженный природный газ, нефть и нефтепродукты, уголь, железорудное сырье. Перспективными направлениями развития являются каботажные и международные транзитные перевозки. До 2030 года ключевым фактором, влияющим на развитие Северного морского пути, будет развитие навигационно-гидрографического обеспечения судоходства и инфраструктуры портов и терминалов, расположенных в акватории Северного морского пути, ледокольное обеспечение проводки судов в акватории Северного морского пути в замерзающие порты Российской Федерации, а также формирование ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, достаточных для обеспечения круглогодичного судоходства в акватории Северного морского пути.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.09.2022 N 1705)

В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", основными опасностями, вызовами и угрозами, формирующими риски для развития Северного морского пути, являются отставание сроков развития инфраструктуры Северного морского пути, строительства судов ледокольного и вспомогательного флотов от сроков реализации экономических проектов в Арктической зоне Российской Федерации.

Арктический ледокольный флот, выполняющий задачи обеспечения безопасного мореплавания судов в акватории Северного морского пути, является основой надежного функционирования морской составляющей транспортной системы Арктической зоны Российской Федерации. Арктический ледокольный флот также выполняет проводку судов, решающих задачи Министерства обороны Российской Федерации, научно-исследовательских экспедиций (в том числе направленных на подтверждение внешних границ континентального шельфа Российской Федерации и исследование лицензионных участков нефтегазодобычи), северного завоза, транзитного плавания по Северному морскому пути.

В целях поддержки геополитических интересов Российской Федерации также обеспечивается поддержание ядерного арсенала на уровне, гарантирующем реализацию политики ядерного сдерживания при соблюдении режима нераспространения ядерного оружия. Государственная политика в области ядерного сдерживания носит оборонительный характер и гарантирует защиту суверенитета и территориальной целостности государства, сдерживание потенциального противника от агрессии против Российской Федерации и ее союзников, а в случае возникновения военного конфликта недопущение эскалации военных действий и их прекращение на приемлемых для Российской Федерации и ее союзников условиях.

Организации ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участвующие в создании основы военно-политической безопасности России, обладают необходимой устойчивостью.

Организациями отрасли выполняются в полном объеме задания, установленные государственным оборонным заказом, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере ядерных вооружений и специальной военной техники.

Ключевым условием устойчивого инновационного развития атомного энергопромышленного комплекса является наличие системной государственной поддержки, включая софинансирование его развития за счет средств федерального бюджета в рамках Программы.

За время своего функционирования атомная отрасль страны неоднократно демонстрировала способность в короткие сроки решать масштабные задачи любой сложности. К новым, требующим своевременного реагирования вызовам относятся в том числе:

усиление тенденций протекционизма в политике взаимодействия отдельных развитых стран на мировой экономической арене, их стремление использовать свои геополитические преимущества в качестве инструмента глобальной конкуренции, в том числе с применением нерыночных методов;

сохранение экономического и технологического неравенства между странами требует от атомной отрасли диверсификации продуктового предложения, чтобы удовлетворить потребности стран-заказчиков с разными финансовыми возможностями и уровнем развития ядерной инфраструктуры;

наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к "зеленой экономике" в сочетании с повышенным общественным вниманием к работе объектов использования атомной энергии, требует дальнейшего повышения результативности и прозрачности в вопросах ресурсо- и энергосбережения, утилизации отходов, развития технологий безуглеродной электрогенерации, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, снижения вредного воздействия на окружающую среду;

увеличение скорости создания и коммерциализации новых энергетических и других высоких технологий, меняющих устоявшуюся отраслевую структуру мировой экономики, и, как следствие, изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы, повышение волатильности рынков, сокращение жизненного цикла отдельных технологий, что требует от атомной отрасли гибкости и оперативности при принятии решений по определению приоритетных направлений развития в целях обеспечения максимального соответствия глобальным технологическим тенденциям;

необходимость своевременной разработки и внедрения новых технологий, включая новые энергоблоки атомных электростанций, для сохранения лидирующих позиций России на мировом рынке, повышения конкурентоспособности атомной энергетики по сравнению с другими видами генерации, создания новых видов энергетики;

необходимость сохранения и укрепления российских позиций в международных организациях;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.06.2023 N 1017)

(см. текст в предыдущей редакции)

необходимость обеспечения значимого вклада атомной генерации в энергетическую безопасность страны путем обеспечения безопасной и устойчивой работы действующих энергоблоков атомных электростанций, своевременного замещения выводимых из эксплуатации энергоблоков атомных электростанций, выработавших свой ресурс, новыми энергоблоками с улучшенными характеристиками, включая повышенный уровень безопасности;

необходимость поддержания в безопасном состоянии остановленных объектов использования атомной энергии, включая объекты ядерного наследия;

необходимость расширения стратегического присутствия России в Арктике, в том числе путем развития инфраструктуры Северного морского пути и строительства ледокольного флота в целях обеспечения круглогодичной глобальной транспортной коммуникации.

Атомная отрасль страны предпринимает необходимые усилия, чтобы своевременно выявлять новые вызовы и обеспечить их решение, не допуская утраты накопленных Россией конкурентных преимуществ в области высоких технологий, и продолжить поступательное развитие в условиях действия внешних ограничений.

В направлении стабильного и динамичного развития атомного энергопромышленного комплекса существуют вызовы, решение которых связано с минимизацией возникающих рисков.

С позиций классификации рисков реализация Программы подвержена воздействию внешних рисков, связанных с влиянием внешнего окружения, и условий, и внутренних рисков, зависящих от действий исполнителей и участников Программы.

Внешними рисками являются:

макроэкономические риски, связанные с рисками изменения цен и объемов продаж продукции атомной отрасли, рисками дефицита финансирования основных мероприятий Программы, вызванных внешними факторами, а также валютными рисками;

природно-климатические риски, связанные с условиями деятельности организаций Корпорации в различных регионах России и за рубежом на территориях с различными природно-климатическими условиями и геофизическими факторами;

риски, связанные с санитарно-эпидемиологической ситуацией в регионах деятельности Корпорации за рубежом и в различных регионах России;

социальные риски, связанные с влиянием кризисных явлений на социальные группы работников атомной отрасли, сокращением объема и качества бюджетных услуг, отставания развития моногородов и закрытых административно-территориальных образований, зависимых от условий и экономической деятельности градообразующих предприятий;

политические риски, обусловленные вероятностью финансовых потерь в связи с политическими факторами развития экономики страны;

международные риски, связанные с изменением политического и регуляторного климата в странах присутствия и, как правило, влекущие за собой наложение на Корпорацию и на ее организации ограничений по реализации на территории иностранных государств продукции, оказанию услуг и реализации инвестиционных проектов, включая проекты по приобретению зарубежных активов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.09.2022 N 1705)

(см. текст в предыдущей редакции)

законодательные риски, выражающиеся в возможном недостаточном совершенстве законодательной базы, а также в возможной недостоверной оценке последствий регулирующего воздействия от законодательных инициатив и их влияния на экономику атомной отрасли.

Перечисленные риски оказывают различное влияние на условия реализации основных мероприятий Программы и могут быть охарактеризованы следующими факторами:

ограничение доступа к источникам финансирования реализации инвестиционных проектов, в том числе возможности привлечения государственной поддержки;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.09.2022 N 1705)

(см. текст в предыдущей редакции)

политическая и экономическая нестабильность на целевых рынках Корпорации, а также политизированность решений о выборе поставщика ядерных технологий и услуг;

возможное применение и расширение санкционных ограничений, направленных против Корпорации и ее организаций, а также в отношении товаров и услуг, производимых организациями Корпорации, со стороны иностранных государств и международных организаций либо введение дополнительных санкций в отношении отечественных и зарубежных организаций, являющихся покупателями или поставщиками для организаций Корпорации, что может как повлечь неспособность (или ограничение способности) выполнять обязательства по заключенным контрактам, так и в целом ограничить возможность работы на отдельных зарубежных рынках, а также привести к снижению объемов поставляемой организациями Корпорации продукции или услуг и сократить возможности привлечения финансирования за счет средств федерального бюджета Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.06.2023 N 1017)

(см. текст в предыдущей редакции)

рост волатильности курсов основных мировых валют и рост инфляции в стране;

возможная недостоверная оценка последствий регулирующего воздействия от законодательных инициатив и действий регуляторов;

потенциально возможные ограничения масштабов развития атомной энергетики, которые могут быть введены в связи с негативным воздействием на окружающую среду в результате ядерных и радиационных аварий, вызванных стихийными бедствиями, результатом чего может стать снижение доверия общественности к ядерным энергетическим технологиям.

При этом наиболее сильной подверженностью и вероятностью влияния указанных факторов на реализацию мероприятий Программы являются риски возможного дефицита финансирования, обусловленного внешними факторами и влияющего на изменения условий реализации Программы.

В целях минимизации влияния внешних факторов на целевые показатели Программы выявляются дополнительные внутренние риски Программы, для устранения которых разрабатываются мероприятия по их управлению в целях снижения негативного влияния на реализацию мероприятий Программы.

Учитывая, что внешние риски в основном имеют ограниченную управляемость на уровне Корпорации и ее организаций и связаны с изменением сценарных условий, на основе которых формируется Программа, в Корпорации организован регулярный мониторинг факторов внешних рисков в целях своевременной подготовки и обоснования решений по изменению Программы.

К ключевым внутренним рискам, способным повлиять на выполнение Программы, относятся риски, которые можно разделить на 2 группы.

Первая группа рисков Программы - риски, оказывающие непосредственное влияние на достижение результатов основных мероприятий Программы, ядерные и радиационные риски, проектные риски строительства вводных объектов Программы.

Вторая группа рисков Программы - интегральные риски, которые оказывают опосредованное влияние на результаты основных мероприятий Программы, в том числе репутационные и операционные риски.

Репутационные риски Программы связаны с изменением восприятия надежности и привлекательности Корпорации и ее организаций и (или) их продукции со стороны заинтересованных сторон по сравнению с текущим или ожидаемым восприятием, что может оказать негативное влияние на реализацию Программы.

Операционные риски Программы относятся к категории многофакторных и влияют на достижение показателей Программы.

Основным фактором, оказывающим влияние на большинство показателей Программы, является риск снижения объемов генерации электроэнергии на атомных электростанциях, которое оказывает непосредственное влияние на снижение ряда показателей Программы.

В Корпорации сформирована система управления рисками и предусмотрены соответствующие мероприятия Программы, которые нацелены на своевременное выявление рисков и принятие управленческих решений по минимизации влияния рисков на реализацию Программы.