Решение Верховного Суда РФ от 27.05.2014 N АКПИ14-496 <О признании частично недействующим подпункта 1 пункта 22 Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 мая 2014 г. N АКПИ14-496

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.С. об оспаривании подпункта 1 пункта 22 Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 75,

установил:

приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 75, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 мая 2009 г., регистрационный номер 13883, и опубликованным 22 мая 2009 г. в "Российской газете", утверждены Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Методические указания).

Методическими указаниями предусмотрено, что для участия в аукционе заявитель представляет организатору аукциона (лично либо через своего уполномоченного представителя) в установленный срок заявку, содержание которой должно соответствовать требованиям Методических указаний и Лесному кодексу Российской Федерации (абзац первый пункта 20). К заявке на участие в аукционе прикладывается выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенная копия соответствующей выписки (подпункт 1 пункта 22).

К.С., являющаяся <...> , обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим с 1 июля 2011 г. подпункт 1 пункта 22 Методических указаний в части, обязывающей индивидуального предпринимателя приложить к заявке на участие в аукционе выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или ее нотариально удостоверенную копию. По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит части 11 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ. Как указано в заявлении, Методические указания в оспариваемой части послужили основанием для отказа К.С. в допуске к торгам по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.

К.С. в судебное заседание, о времени и месте которого извещена надлежащим образом, не явилась.

Представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации К.М. заявленное требование не признал, ссылаясь на то, что на момент принятия Методических указаний Министерство было наделено полномочиями на их издание, в настоящее время нормативно-правовое регулирование данного вопроса входит в компетенцию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Оспариваемым положением права заявителя не нарушаются, при несогласии с отказом в допуске к участию в аукционе К.С. не лишена возможности обжаловать его в установленном законом порядке.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации П., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б. пояснили, что заявление К.С. подлежит удовлетворению ввиду несоответствия оспариваемого предписания действующей редакции части 11 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего требование заявителя удовлетворить, суд находит заявление К.С. подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Статья 79 Лесного кодекса Российской Федерации определяет организацию проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Первоначальная редакция части 11 этой статьи предусматривала, что к заявке на участие в аукционе прикладываются: выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенная копия соответствующей выписки (пункт 1); документы, подтверждающие факт внесения задатка (пункт 2).

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 11 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации изложена в иной редакции, согласно которой к заявке на участие в аукционе прикладываются документы, подтверждающие факт внесения задатка. По межведомственному запросу организатора аукциона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).

Следовательно, федеральный закон не возлагает на индивидуального предпринимателя обязанность при подаче заявки на участие в аукционе приложить к ней выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или ее нотариально удостоверенную копию, закрепляя, что такие сведения предоставляются соответствующим федеральным органом исполнительной власти по запросу организатора аукциона.

Вопреки приведенному подпункт 1 пункта 22 Методических указаний в оспариваемой части содержит требование о приложении к заявке выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или ее нотариально удостоверенной копии, что не может быть признано законным.

Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку исходя из пункта 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ положения новой редакции части 11 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации о предоставлении информации, подтверждающей факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, применяются с 1 июля 2012 г., оспариваемое предписание подлежит признанию недействующим с указанной даты.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление К.С. удовлетворить.

Признать недействующим с 1 июля 2012 г. подпункт 1 пункта 22 Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 75, в части, обязывающей приложить к заявке на участие в аукционе выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенную копию такой выписки.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ