3. Комплекс программных мероприятий
Решение перечисленных выше задач потребует реализации комплекса мер правового, финансово - экономического и организационного характера на федеральном и региональном уровнях, использования средств федерального и областного бюджетов, а также различных внебюджетных источников.
Одной из основных предпосылок успешной реализации Программы и подъема экономики области является создание соответствующих правовых условий, способствующих возникновению в регионе благоприятного делового климата. На основании опыта применения Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области выявились проблемы, связанные с необходимостью внесения изменений в действующие нормативные акты. Необходима также подготовка проектов ряда дополнительных федеральных и областных нормативных актов и проработка организационных предложений.
В частности планируется подготовить проекты нормативных актов по следующим вопросам:
усовершенствование механизма согласования решений органов исполнительной власти Калининградской области с Правительством Российской Федерации относительно введения дополнительных ограничений для применяемого в Особой экономической зоне таможенного режима свободной таможенной зоны с тем, чтобы эффективно защищать местных товаропроизводителей и использовать возможные доходы от применения этих мер для финансирования мероприятий по реализации Программы;
введение в Особой экономической зоне специального порядка оформления краткосрочных въездных виз для отдельных категорий иностранных граждан на пограничных пунктах с возможностью их последующего продления на общих основаниях;
применение механизма ускоренной амортизации основных производственных фондов для отдельных групп предприятий, расположенных в Особой экономической зоне.
В целях реализации Программы предполагается также принять на областном уровне ряд нормативных актов и комплексных региональных программ. Развернутый перечень этих программ, разрабатываемых администрацией Калининградской области, приведен в Приложении 3.
При этом следует учитывать, что продолжится реализация заданий по объектам, размещенным в Калининградской области и включенным в другие федеральные программы, перечень и характеристики которых приведены в Приложении 2.
Ниже приводится Перечень основных программных мероприятий как на федеральном, так и региональном уровне.
основных программных мероприятий
┌───────────────────────────────────┬───────────────┬──────────┬───────────────┐
│ Наименование мероприятия │ Вид документа │ Срок │ Исполнители │
├───────────────────────────────────┴───────────────┴──────────┴───────────────┤
├───────────────────────────────────┬───────────────┬──────────┬───────────────┤
│Введение упрощенного порядка │проект │I квартал │МИД России, │
│получения краткосрочных виз для │постановления │1998 г. │администрация │
│въезда на территорию Особой │Правительства │ │Калинин- │
│экономической зоны │Российской │ │градской │
│Урегулирование обеспечения бла- │проекты меж- │IV квартал│МИД России, │
│гоприятных условий транзитного │дународных │1998 г. │администрация │
│сообщения между Калининградской │договоров │ │Калинин- │
│областью и другими субъектами │ │ │градской │
│Российской Федерации через терри- │ │ │области │
│тории Литвы, Польши, Белоруссии │ │ │ │
│Подготовка предложений по │ │I квартал │администрация │
│организации международного │ │1998 г. │Калинин- │
│финансового центра в Особой эко- │ │ │градской │
│номической зоне │ │ │области │
│Подготовка предложений для феде- │ │I квартал │администрация │
│ральных органов исполнительной │ │1998 г. │Калинин- │
│власти по организации локальных │ │ │градской │
│свободных экономических зон │ │ │области │
│производственного типа │ │ │ │
├───────────────────────────────────┴───────────────┴──────────┴───────────────┤
├───────────────────────────────────┬───────────────┬──────────┬───────────────┤
│Разработка и принятие закона о │закон │I квартал │администрация │
│стимулировании и защите инвестиций │Калининград- │1998 г. │Калинин- │
│в Калининградской области │ской области │ │градской │
│Разработка и принятие закона об │закон │I квартал │администрация │
│объектах экономического роста │Калининград- │1998 г. │Калинин- │
│Разработка и принятие закона о │закон │I квартал │администрация │
│локальных экономических зонах в │Калининград- │1998 г. │Калинин- │
│Калининградской области │ской области │ │градской │
│Разработка и принятие закона об │закон │I квартал │администрация │
│областном государственном заказе │Калининград- │1998 г. │Калининградской│
│Разработка и принятие закона о │закон │I квартал │администрация │
│порядке выделения ссуд за счет │Калининград- │1998 г. │Калининградской│
│средств областного бюджета и │ской области │ │области │
│внебюджетных фондов, предоставления│ │ │ │
│гарантий под обязательства │ │ │ │
│Калининградской области │ │ │ │
│Разработка и принятие закона об │закон │I квартал │администрация │
│управлении объектами государ- │Калининград- │1998 г. │Калининградской│
│ственной областной и муниципальной │ской области │ │области │
│собственности в Калининградской │ │ │ │
│Разработка и принятие закона о │закон │II квартал│администрация │
│поддержке местных │Калининград- │1998 г. │Калининградской│
│товаропроизводителей │ской области │ │области │
├───────────────────────────────────┴───────────────┴──────────┴───────────────┤
│ Организационные мероприятия │
├───────────────────────────────────┬───────────────┬──────────┬───────────────┤
│Организация грузопассажирского │решение │II полуго-│Минтранс │
│паромного сообщения │Минтранса │дие │России │
│Калининград - Санкт - Петербург │России │1998 г. │ │
│Придание статуса "международный" │решение МИДа │II квартал│МИД России │
│пограничному контрольно - │России │1998 г. │ │
│пропускному пункту "Приозерный" │ │ │ │
│Отмена скидок с действующих │решение │I квартал │МПС России │
│железнодорожных тарифов при │МПС России │1998 г. │ │
│перевозке российских экспортно - │ │ │ │
│импортных грузов через порты Литвы │ │ │ │
│Создание центра переподготовки │постановление │I квартал │администрация │
│государственных служащих и ме- │администрации │1998 г. │Калининградской│
│неджеров Особой экономической зоны │Калининградской│ │области │
│Создание регионального фонда │постановление │I полуго- │администрация │
│поддержки местных товаропроиз- │администрации │дие │Калининградской│
│водителей │Калининградской│1998 г. │области │
│Создание регионального агентства │постановление │I квартал │администрация │
│экономического развития │администрации │1998 г. │Калининградской│
│ │Калининградской│ │области │
│Подготовка предложений о предос- │ │I полуго- │администрация │
│тавлении скидок с тарифов по по- │ │дие │Калининградской│
│ставкам электроэнергии в Калинин- │ │1998 г. │области │
└───────────────────────────────────┴───────────────┴──────────┴───────────────┘
3.2. Приоритетные отрасли и объекты экономического роста
Недостаточный объем финансовых ресурсов, которыми сегодня располагает страна, ограничивает возможности их одновременного вложения в развитие широкого круга отраслей и объектов хозяйства. Поэтому в Программу заложен принцип избирательной концентрации средств.
Средства должны использоваться прежде всего для формирования и поддержки объектов экономического роста Особой экономической зоны. Под объектами экономического роста понимаются отдельные коммерческие организации, локальные свободные экономические зоны, способные решать задачи не только собственного развития, но и содействовать улучшению социально - экономической ситуации в окружающем их районе или сфере деятельности. Наделение статусом объектов экономического роста будет осуществляться на основе утвержденной администрацией Калининградской области системы критериев, охватывающих экономическую эффективность (в том числе достаточно быструю окупаемость проектов) и соответствие современным экологическим стандартам.
Предполагается, что объектам экономического роста будет предоставлен льготный режим хозяйствования, они получат государственную поддержку, включая гарантии для привлечения инвестиций, частичное бюджетное финансирование. При этом финансовые ресурсы из федеральных и областных источников будут выделяться главным образом на возвратной основе. Для этих целей ежегодно требуется выделение Калининградской области федеральной бюджетной ссуды (налогового кредита) в размере 600 - 650 млрд. рублей (в ценах на 1 января 1997 г.).
Отбор объектов экономического роста следует вести прежде всего в отраслях (хозяйственных комплексах) и по приоритетным с точки зрения обеспечения интересов Российской Федерации и перспектив экономического развития области направлениям.
Такими направлениями с учетом географического положения области, объективно складывающихся тенденций в структурной перестройке промышленности региона, а также возможностей, предоставленных действующим режимом особой экономической зоны, являются:
формирование крупного международного многофункционального транспортного узла с использованием различных маршрутов движения. Это даст возможность организовать устойчивое сообщение области с другими регионами России, обеспечить выход российских предприятий на важнейшие мировые транспортные пути и расширить спектр предоставляемых им услуг, уменьшить валютную составляющую их транспортных расходов. Одним из элементов развития транспортного комплекса является создание в Особой экономической зоне специального транспортного центра с целью предоставления льготного налогового режима для российских автоперевозчиков, работающих на международных линиях. Это особенно актуально в последнее время в связи с наблюдающимся сокращением доли российских операторов на рынке международных автоперевозок;
развитие инфраструктуры внешнеторговых операций путем создания системы локальных свободных таможенных зон и международного финансового центра. С созданием Особой экономической зоны внешнеторговый оборот Калининградской области увеличился (по сравнению с 1995 годом) в 1,73 раза и составил за 1996 год 1326,5 млн. долларов США. Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей требует создания соответствующей инфраструктуры, что, в свою очередь, будет способствовать переориентации на Особую экономическую зону транспортных потоков, идущих в настоящее время через прибалтийские государства, и содействовать привлечению российских и иностранных инвестиций;
стимулирование создания нетрадиционных для области конкурентоспособных производств (по выпуску автомототехники, персональных компьютеров, сложных бытовых приборов и других высокотехнологичных товаров), в том числе путем учреждения локальных свободных экономических зон производственной ориентации и перепрофилирования существующих предприятий. Благодаря этому удастся провести структурную перестройку хозяйства области, обеспечить потребительский рынок отечественными товарами, укрепить экономическую основу жизнедеятельности региона и его самостоятельность по отношению к иностранным государствам, повысить конкурентоспособность российской экономики в целом и степень ее интеграции в мировое экономическое пространство. На первом этапе наиболее перспективными в этом отношении представляются два направления: создание и развитие сборочных производств с использованием импортных комплектующих, доработка и предпродажная подготовка экспортных товаров, произведенных в других регионах России. Становление подобного рода производств стимулируется особым хозяйственным режимом, действующим в Особой экономической зоне, и ее близостью к европейским рынкам;
развитие туристическо - рекреационного комплекса для организации отдыха и лечения прежде всего российских, а также иностранных граждан. Результатом деятельности предприятий этого комплекса будет привлечение дополнительных финансовых ресурсов (в том числе валютных) в экономику области и страны, обеспечение занятости населения и спроса на продукцию местных сельскохозяйственных производителей. Этому способствует наличие благоприятных климатических условий, а также то, что калининградское побережье является единственной принадлежащей России рекреационной зоной в данном регионе. По имеющимся оценкам, мощности комплекса могут достигать 170 тыс. мест в летний период и 80 тыс. мест в другие времена года. Данное направление предусматривается реализовать путем создания современных гостинично - туристических объектов с широким набором услуг;
поддержка предприятий агропромышленного комплекса, призванного гарантировать на приемлемом уровне продовольственную независимость области от внешних поставок, восстановить экономическую базу социального развития села;
возрождение рыбопромышленного комплекса и переориентация части его добывающих предприятий на прибрежный лов, что позволит увеличить поставки на российский рынок отечественной рыбной продукции, использовать мощности местных судостроительных и судоремонтных заводов, сохранить кадровый и научно - технический потенциал отрасли;
конверсия и развитие машиностроительных предприятий, использование их кадрового потенциала для перевода местной промышленности на выпуск наукоемкой и ресурсосберегающей продукции с использованием научно - технических разработок ученых Калининградской области и других регионов России;
комплексное развитие целлюлозно - бумажной промышленности, стимулирование ее перехода на экологически чистые, обеспечивающие максимальную глубину переработки сырья технологии и выпуск современной бумажной продукции. Таким образом предполагается увеличить экспортные возможности этой отрасли, обеспечить валютные поступления для нужд страны, улучшить экологическую обстановку на территории области;
возрождение янтарной промышленности, обеспечение устойчивых валютных поступлений для нужд страны за счет эффективного использования уникальных природных запасов янтаря.
Проекты, предполагающие создание предприятий, деятельность которых способна негативно сказаться на развитии указанных приоритетных отраслей и направлений, не могут наделяться статусом объекта экономического роста и пользоваться преимуществами этого статуса.
3.3. Жизнеобеспечение региона и развитие инженерной инфраструктуры в Особой экономической зоне
Реализация приоритетных направлений, предусмотренных пунктом 3.2 Программы, требует государственной поддержки строительства и модернизации объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения региона. Одновременно эти объекты имеют стратегическое значение для обеспечения обороны, развития международных отношений и экономики страны в целом.
Необходимые мероприятия ввиду их масштабности могут быть осуществлены только в результате усилий со стороны федеральных органов исполнительной власти и за счет централизованных капитальных вложений. Однако часть из них может быть профинансирована на возвратной основе. Некоторые объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения допустимо включать в иные федеральные целевые программы.
3.3.1. Проблемы жизнеобеспечения региона
Калининградская область в силу своего особого геополитического положения играет и будет играть стратегически важную роль в обеспечении политических, экономических и военных интересов России в Европе. С учетом планов НАТО по включению в состав альянса восточноевропейских стран и государств Балтии военно - стратегическое значение области еще более возрастает. В этой связи Программа предусматривает комплекс мер, направленных на обеспечение жизнедеятельности региона, в том числе при возникновении возможных кризисных ситуаций.
К стратегически важным отраслям Программы относятся:
топливно - энергетический комплекс;
Обеспечение оборонных интересов и единства экономического пространства Российской Федерации невозможно без устойчивого транспортного сообщения Особой экономической зоны и области в целом с остальной территорией страны, без стабильной работы всего транспортного комплекса области, и в первую очередь портов. Однако сегодня имеет место значительная зависимость региона от условий грузового и пассажирского транзита по территории иностранных государств, а также от изменения в них политической и экономической конъюнктуры. С целью преодоления существующих негативных тенденций предлагается реализовать следующие основные проекты:
развитие паромного сообщения между портами Калининграда и Санкт - Петербурга;
модернизация действующих и строительство новых портов в соответствии с Федеральной программой "Возрождение торгового флота России";
реконструкция калининградского участка автодороги Гусев - Голдап - Гродно в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 531 "О неотложных мерах по стабилизации экономического положения Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 519);
создание в аэропорту Храброво автоматизированного центра управления воздушным движением. В настоящее время воздушное пространство региона находится в зоне ответственности Вильнюсского центра полетной информации.
Решение указанных проблем потребует заключения международных договоров Российской Федерации по условиям транзита по территориям Польши, Литвы и Белоруссии при перевозках между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации.
Перечень и характеристики включенных в Программу объектов транспортного комплекса приведены в Приложениях 1 и 4.
Топливно - энергетический комплекс
Структура регионального топливно - энергетического баланса характеризуется почти полной зависимостью ее от поставок энергоносителей из-за пределов области. Генерирующие мощности местных теплоэлектростанций обеспечивают потребности хозяйства и населения региона в электроэнергии лишь на 20 процентов, в то время как 80 процентов поставляется Единой энергосистемой России транзитом через Литву и Белоруссию.
Отсутствие прямых связей с российской энергосистемой и стремление стран Балтии перевести электростанции на синхронную работу с энергосистемой Западной Европы существенно снижает энергетическую безопасность области. В то же время ее чрезмерная зависимость от поставок электроэнергии с/через территории государств, стремящихся к вступлению в НАТО, противоречит доктрине национальной безопасности России.
Обеспечение области природным газом осуществляется по магистральному газопроводу Калининград - Вильнюс. Уже в 1997 году его пропускной мощности (500 млн. куб. м в год) будет недостаточно для покрытия имеющихся потребностей. Не завершено строительство 30-километрового газоотвода к г. Черняховску, газоотвода к г. Советску, а также газораспределительной станции в г. Калининграде. Решение в течение ближайших 10 лет проблемы снабжения области природным газом требует ежегодного ввода в эксплуатацию 45 км газопроводов.
Предлагается осуществить комплекс мероприятий по созданию дополнительных энергетических мощностей, расширению круга поставщиков и дифференциации вариантов поставок энергоносителей в область, в том числе:
завершить строительство ТЭЦ-2 (объект включен в 1997 году в Федеральную инвестиционную программу с объемом финансирования - 60 млрд. рублей);
построить второй газопровод и подземное газохранилище, а также создать нефтетерминал, способный обеспечить перегрузку необходимых объемов энергоносителей (в первую очередь - нефтепродуктов и газа).
В результате реализации предлагаемых проектов развития регионального топливно - энергетического комплекса область сможет на 70 процентов удовлетворять потребности в электроэнергии за счет собственных источников.
Одной из важнейших задач является обеспечение населения области и расположенных на ее территории воинских контингентов необходимым минимумом продовольственных товаров собственного производства (зерно, картофель, молоко, мясо) в количестве не менее 85 процентов от общей потребности. Несмотря на сравнительно благоприятные природно - климатические условия, в течение нескольких последних лет региональный агропромышленный комплекс переживает значительный спад, глубина и тенденции которого создают угрозу утраты продовольственной независимости. Основными причинами такого положения дел являются жесткая конкуренция со стороны иностранных поставщиков продовольствия и недостаточная государственная поддержка отечественных производителей. Для преодоления кризиса необходимо:
совершенствовать инфраструктуру агропромышленного комплекса;
активно влиять на структурную перестройку агропромышленного комплекса путем оптимизации системы взаимоотношений производитель - переработчик - оптовая торговля - розничная торговля;
последовательно применять протекционистские меры (ежегодное установление квот на ввоз в Особую экономическую зону отдельных видов импортной продукции, конкурирующих с местной продукцией, дотирование отдельных видов продукции, производимых на месте);
создать систему сезонного кредитования сельхозпроизводителей и осуществления прямых закупок продовольствия в рамках заказа для нужд области;
предоставлять льготные кредиты местным производителям за счет бюджетных средств и стимулировать льготное кредитование их со стороны коммерческих банков с целью создания и развития в сфере агропромышленного комплекса объектов экономического роста;
разместить в области на долгосрочной основе крупный федеральный государственный заказ на поставки сельскохозяйственной продукции;
содействовать модернизации и технологическому перевооружению предприятий агропромышленного комплекса, в том числе путем внедрения механизма лизинга.
В качестве источника финансирования мероприятий по поддержке сельхозпроизводителей наряду с федеральными будут использоваться средства, поступающие в областной бюджет в результате осуществления мер, принимаемых для защиты местных товаропроизводителей.
По природно - климатическим условиям регион относится к зоне избыточного увлажнения, что делает невозможным ведение здесь сельского хозяйства без постоянного мелиоративного обустройства земель. В области мелиорировано 92 процента сельхозугодий и лесов, 100 тыс. га земель ограждены от затопления дамбами и осушаются с помощью 136 стационарных электрифицированных насосных станций. Численность населения, проживающего в зонах возможного затопления, составляет 86 тыс. человек. В настоящее время из-за крайне недостаточного финансирования мелиоративные работы практически свернуты, ликвидируются специализированные хозяйственные организации, треть насосных станций бездействует. Следствием этого стало заболачивание крупных земельных массивов. Защита населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации потребует огромных усилий и затрат.
Среди мер по преодолению кризиса в агропромышленной сфере необходимо также отметить следующие:
ремонт и поддержание в рабочем состоянии имеющихся в области гидротехнических сооружений;
комплексное мелиоративное обустройство сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда.
Стратегическое значение имеет удовлетворение потребностей Особой экономической зоны и области в целом в независимых от иностранных государств каналах связи и телекоммуникаций. Их создание возможно в результате осуществления следующих проектов:
строительство подводной волоконно - оптической линии связи Калининград - Санкт - Петербург, что позволит обеспечить устойчивую и надежную связь для государственных органов, сухопутных вооруженных сил, военно - морского флота и других абонентов как в повседневных, так и в экстремальных ситуациях;
завершение строительства наземной станции космической связи, ее дооборудование, настройка и пуск в постоянную эксплуатацию;
строительство новой телевизионной станции за пределами г. Калининграда.
Перечень и характеристики включенных в настоящую Программу проектов в сфере связи и телекоммуникаций приведены в Приложениях 1 и 4.
3.3.2. Поддержка и развитие инженерной инфраструктуры
Учитывая ограниченность федеральных и областных ресурсов, предлагается использовать имеющиеся финансовые средства прежде всего для развития тех объектов инженерной инфраструктуры, которые обеспечивают выполнение международных обязательств России и приемлемый уровень жизни населения области, закладывают основу для дальнейшего развития региона.
В этой связи особое, общегосударственное значение приобретает проблема загрязнения Балтийского моря. Ежегодный объем сбрасываемых в море канализационных стоков составляет 253 млн. куб. м, причем почти 3/4 из них не очищены. Очистные сооружения работают с двукратной перегрузкой. Через систему канализации областного центра ежедневно сбрасывается около 400 тыс. тонн сточных вод. Уровень загрязнения реки Преголи органическими соединениями превышает допустимые нормы в десятки раз.
В силу международных обязательств, в частности по Конвенциям по защите морской среды района Балтийского моря 1974 и 1992 годов, Российская Федерация должна принять меры по прекращению сброса неочищенных промышленных и коммунальных стоков в Балтийское море. Невыполнение этих обязательств может вызвать значительные финансовые потери, поскольку к Российской Федерации могут быть применены штрафные санкции.
Поэтому необходимо завершить строительство объединенных очистных систем г. г. Калининграда, Советска и Немана, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1992 г. N 573 "О социально - экономическом развитии Калининградской области" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 451). Объект предлагается включить в Федеральную программу "Экологическая безопасность России". Финансирование работ, остаточная сметная стоимость которых составляет 548 млрд. рублей, в 1996 году не проводилось.
Серьезной проблемой остается разрушение береговой полосы Балтийского моря, в том числе в районе городов - курортов всероссийского значения - Светлогорска и Зеленоградска. Под угрозой находится ряд расположенных в непосредственной близости от берега санаторно - курортных объектов. В оползневой зоне оказался детский ортопедический санаторий, в котором лечатся дети из всех регионов северо - западной и центральной частей России.
Перечень и характеристики включенных в настоящую Программу объектов инженерной инфраструктуры приведены в Приложениях 1 и 4.
3.4. Решение проблем, связанных с размещением и функционированием на территории области воинских формирований
Калининградская область играет важную роль в системе стратегической обороны России. Она приобретает особый характер в связи с возможным расширением блока НАТО. Размещенным здесь воинским формированиям необходимо создать возможности для полноценной жизнедеятельности и исполнения стоящих перед ними задач по защите страны. В то же время следует признать, что функционирование существующих военных баз, полигонов и складских комплексов порождает ряд дополнительных проблем в социально - экономической и природоохранной сферах.
Исходя из этого предлагается обеспечить выполнение следующих мероприятий:
реализация предусмотренных пунктом 3.3.1 Программы мер по созданию дополнительных энергетических мощностей, альтернативных транспортных путей, независимых систем связи и телекоммуникаций, центра управления воздушным движением, а также мер по эффективной поддержке местного агропромышленного комплекса;
развитие социальной инфраструктуры двойного назначения (детские ясли и сады, школы, магазины и т.п.) для обслуживания как военнослужащих, так и гражданского населения области;
принятие мер по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку. В настоящее время в этой сфере сложилась острая кризисная ситуация, которая негативно отражается на боевой готовности Вооруженных Сил, ведет к утрате наиболее квалифицированных и энергичных специалистов. Для поэтапного обеспечения жильем военнослужащих и снятия социальной напряженности в области необходимо ежегодно вводить в эксплуатацию более 5 тыс. квартир. Их строительство должно осуществляться за счет бюджетных средств в рамках Государственной целевой программы обеспечения жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей. В 1998 - 2000 годах на эти цели предполагается израсходовать 1456,2 млрд. рублей;
разработка и реализация программы социальной реабилитации бывших военнослужащих;
обеспечение экологической безопасности военных объектов и деятельности воинских формирований. Основные проблемы в данной области связаны с хранением и утилизацией боеприпасов и устаревшей военной техники. Большую опасность представляют расположенные в регионе арсеналы, базы и склады боеприпасов, принадлежащие Министерству обороны Российской Федерации. Их размещение в черте или в непосредственной близости от г. Калининграда и других городов области несет потенциальную угрозу для населения и народно - хозяйственных объектов, так как техническое состояние складов и условия хранения боеприпасов зачастую не отвечают требованиям действующих норм и правил. Обеспечение живучести и взрывобезопасности арсеналов, баз и складов боеприпасов требует ежегодного финансирования за счет средств федерального бюджета в размере не менее 3 млрд. рублей (в ценах 1996 года).
В настоящее время в области на арсеналах, базах и складах хранится значительное количество некондиционных боеприпасов различного назначения. Все они требуют утилизации. Созданный в Калининградской области региональный центр по промышленной переработке техногенного сырья "Конверсия - Балтика" требует выделения средств для осуществления своей деятельности в объеме 3,2 млрд. рублей;
передача на безвозмездных началах в собственность области и/или соответствующих муниципальных образований высвобождающихся в результате сокращения Вооруженных Сил военных городков и иных зданий и сооружений, пригодных для использования в гражданских целях.
3.5. Развитие социальной сферы
Состояние социальной сферы во многом определяет условия жизнедеятельности, здоровья, образовательный, профессиональный и культурный уровень населения, демографическую ситуацию, степень социального благополучия. Все это напрямую влияет на политическую обстановку в области и настроение ее жителей, а значит сказывается на возможностях реализации интересов России в регионе.
Одним из важнейших мероприятий должно явиться подписание специального соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Калининградской области о принципах, целях и механизмах социальной политики в рамках Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области. В соглашении необходимо предусмотреть процедуру учета государственных минимальных стандартов в образовании, культуре и медицинском обслуживании при формировании денежных потоков, направляемых в регион из федерального бюджета (субвенций, дотаций, трансфертов и т.п.).
В дополнение к действующим региональным программам по защите инвалидов и по социальной защите населения области предусматривается разработка комплексной программы развития социальной сферы Калининградской области. В этой программе будут отражены следующие основополагающие мероприятия:
обеспечение выполнения Закона Российской Федерации "О ветеранах" по приоритетным направлениям;
льготное обеспечение пенсионеров и инвалидов медикаментами;
развитие системы адресной помощи малоимущим слоям населения;
открытие детских приютов по подпрограмме "Дети - сироты", входящей в президентскую программу "Дети России";
организация центров социального обслуживания;
поиск эффективных механизмов регулирования скрытой безработицы, развитие систем страхования от безработицы;
повышение занятости через поддержку малого и среднего бизнеса, развитие индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства, организация общественных работ;
обеспечение своевременного поступления в область, в которой существует критическая ситуация на рынке труда, средств Государственного фонда занятости населения. В последнее время потребность Калининградской области в средствах из этого Фонда удовлетворяется не более чем на 5 процентов, в частности, в IV квартале 1996 г. при потребности в 21 млрд. рублей поступило всего 500 млн. рублей;
защита вкладов населения, вкладчиков, пострадавших от недобросовестной или преступной деятельности финансовых компаний и банков (для возмещения ущерба предполагается создание общественно - государственного фонда и использование части средств внебюджетных фондов);
оказание содействия негосударственным пенсионным фондам, обеспечивающим выплату дополнительных пенсий за счет средств работодателей и работников;
создание условий для приобретения и строительства гражданами жилья за счет собственных средств и государственных кредитов и субсидий, в том числе путем учреждения регионального агентства по ипотечному кредитованию.
По причине экономического кризиса и дефицита бюджетных средств Программой предусматривается финансирование лишь наиболее значимых для области объектов социальной инфраструктуры. Перечень таких объектов приведен в Приложении 1.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей