2.9. Рекомендации по работе пресс-службы федерального органа исполнительной власти
2.9. Рекомендации по работе пресс-службы федерального
органа исполнительной власти
Работа по повышению уровня открытости федеральных органов исполнительной власти неразрывно связана с взаимодействием со средствами массовой информации, являющихся одной из референтных групп органа власти. Эффективным инструментом такого взаимодействия является пресс-служба федерального органа исполнительной власти (далее - пресс-служба). Создание пресс-службы взаимовыгодно, т.к. позволяет не только иметь канал передачи информации, но и служит каналом обратной связи, позволяя, в том числе, отслеживать общественный интерес и изменение имиджевых характеристик федерального органа исполнительной власти по качеству и количеству обращений и публикаций в СМИ.
Основные принципы работы пресс-службы - объективность и достоверность информации о деятельности федерального органа власти, а также оперативность ее предоставления. При этом в качестве основной цели работы пресс-служб рекомендуется рассматривать обеспечение доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти, принимаемых им решениях и происходящих обсуждениях по вопросам, имеющим важность для граждан Российской Федерации, представителей бизнеса, общественных организаций и средств массовой информации, с использованием широкого набора способов и каналов коммуникаций.
Особенности структуры пресс-службы (наличие департамента по связям со СМИ, должности помощника/советника руководителя федерального органа исполнительной власти) могут зависеть от задач, которые решает федеральный орган исполнительной власти, его функциональной и территориальной структуры.
Основными задачами пресс-службы являются:
а) информирование о деятельности федерального органа исполнительной власти;
б) мониторинг информационного поля.
К функциям пресс-службы относятся, в том числе, следующие:
а) подготовка и распространение информационных сообщений о деятельности органа власти;
б) предоставление необходимых информационно-справочных материалов и комментариев представителей органа власти;
в) обновление данных на информационных ресурсах органа власти.
Учитывая важность получения своевременной достоверной информации журналистами в целях оперативного информирования граждан, федеральным органам исполнительной власти рекомендуется внедрять практику сокращения сроков для предоставления информации по запросам редакций СМИ:
- в отношении информации, предоставленной федеральным органом исполнительной власти, - до конца текущего рабочего дня, либо до 12-00 следующего рабочего дня;
- в отношении информации по вопросам, относящимся к сфере компетенции федерального органа исполнительной власти, рекомендуется разъяснять информацию, которая опубликована в новостных лентах государственных информационных агентств, а также в топ-5 листе новостей на сайтах ведущих поисковых систем сети "Интернет", - в течение 1 рабочего дня;
- в отношении отдельных запросов журналистов - в течение 3 рабочих дней. В тех случаях, когда предоставление качественного комментария требует сбора, анализа и подготовки дополнительной информации, пресс-служба по истечении 1 рабочего дня после получения запроса может дать мотивированное объяснение, почему комментарий не может быть предоставлен в течение 3 дней, а также указать точный срок его предоставления (не более 7 рабочих дней).
В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" отказ федерального органа исполнительной власти в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции также в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.
Предоставляемые данные должны быть тщательно проверены на предмет возможных неточностей и искажений. Сотрудники пресс-службы контролируют качество и оперативность проверки.
Рекомендуется совершенствовать технологию работы с запросами журналистов:
- отказаться от практики предоставления официальных запросов посредством факсимильной связи и признать электронную почту в качестве канала для направления официального запроса от СМИ (с доменного адреса редакции) и предоставления официального ответа;
- использовать различные электронные сервисы и каналы телефонной связи для оперативного обмена информацией;
- отказаться от практики направления ответов на запросы СМИ с использованием почтовых отправлений (за исключением случаев, когда это специально регламентировано, либо при отсутствии иных каналов передачи запрашиваемой информации).
Анонсы пресс-службе необходимо заблаговременно размещать на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также рассылать по электронной почте.
Пресс-службе рекомендуется организовывать проведение регулярных закрытых брифингов с журналистами по наиболее важным вопросам о деятельности федерального органа исполнительной власти с участием руководителя органа власти и/или его заместителей, а также инициировать выход авторских статей руководства федерального органа исполнительной власти.
Согласно Федеральному закону от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" на пресс-службы федеральных органов исполнительной власти могут быть возложены функции по ведению аудио- и видеозаписей официальных мероприятий с участием руководителей федерального органа исполнительной власти. Требования к аппаратуре, осуществляющей аудио-, видеозапись, изложены в приказе Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 22 марта 2007 г. N 39 "Об утверждении Правил применения цифровых систем телевизионного и звукового вещания". Для аудио-, видеозаписей всех официальных мероприятий федеральных органов государственной власти устанавливается бессрочный режим хранения. Согласно вышеназванному Федеральному закону и другим нормативным актам с аудио-, видеозаписями (кроме записей закрытых мероприятий), произведенными пресс-службами федеральных органов государственной власти, имеют право ознакомиться журналисты средств массовой информации и снять копии с них.
Рекомендуется разработать единые квалификационные требования к сотрудникам пресс-служб, включая требования к коммуникативным навыкам, культуре открытости, оперативности подготовки комментариев; федеральным органам исполнительной власти применять данные требования, проводить регулярную оценку качества их соблюдения, а также обучение, направленное на совершенствование навыков и повышение квалификации сотрудников пресс-служб.
В целях последовательного повышения качества работы пресс-служб рекомендуется на регулярной основе получать от представителей СМИ "обратную связь" в различных форматах, в том числе через опросы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей