1.3.5. Организация общественных обсуждений проектов НПА
При организации общественного обсуждения следует иметь в виду, что такие обсуждения наиболее эффективны на стадии, когда есть возможность повлиять на результаты.
Информация о разрабатываемых проектах и общественных инициативах размещается в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными Постановлением N 851.
В целях получения независимой экспертизы и сбора предложений заинтересованных организаций и граждан о проекте административного регламента предоставления государственной услуги проект размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, являющегося разработчиком регламента, а также на официальном сайте regulation.gov.ru в Интернете в соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.
В процессе общественного обсуждения должно быть обеспечено активное участие представителей федерального органа исполнительной власти - разработчика правового акта или инициативы (концепции) для оперативного реагирования на вопросы, идеи и комментарии граждан и экспертов.
Количество таких представителей будет соответствовать масштабам каждой конкретной инициативы, чтобы обеспечивать реагирование на вопросы, идеи и комментарии пользователей не позднее 3 дней после их получения. Участие представителей федерального органа исполнительной власти может выражаться в публичных ответах и пояснениях в виде оставления комментария в обсуждении соответствующего фрагмента/нормы/проблемы/экспертной формулировки.
Дополнительно на официальном сайте в целях повышения уровня вовлеченности гражданского общества в процедуры выработки и реализации решений федеральным органом исполнительной власти целесообразно предусмотреть:
а) создание механизмов интерактивного обсуждения концепций проектов нормативных правовых актов и (или) текстов в сети Интернет посредством интерактивных опросов, онлайн-обсуждений и пр.;
б) информирование о начале разработки, сроках и порядке предварительного обсуждения и публичных консультаций (обсуждений) с общественностью, профессиональным сообществом, бизнесом;
в) презентацию концепции проекта нормативного правового акта и (или) его текста на понятном языке, с приведением расчетов и обоснованием затрат и выгод от его принятия;
г) инструменты, позволяющие людям с ограниченными возможностями принять участие в процедурах общественных обсуждений.
Федеральному органу исполнительной власти рекомендуется разработать и принять порядок, включающий, наряду с инструментами внутреннего контроля результатов общественного обсуждения проектов, возможность гражданам оценить предложения, которые поступили от общественности и были учтены при принятии нормативного правового акта, проект которого проходил процедуры общественного обсуждения.
Целесообразно разработать и внедрять механизмы учета результатов мониторинга решений, принятых по итогам общественных обсуждений документов и материалов, размещенных на официальном сайте.
В ходе общественного обсуждения, при выявлении гражданами и экспертами значительного количества проблем и экспертных формулировок, с целью их открытого активного обсуждения, разработчики проекта правового акта:
- организуют дискуссионные клубы, иные открытые формы публичного общения, обсуждения в сети Интернет посредством форумов, чатов и иных веб-сервисов,
- проводят видеоконференции, вебинары, в которых поясняют свою позицию, отвечают на вопросы экспертов.
По итогам общественной экспертизы правового акта федеральный орган исполнительной власти - разработчик готовит публичный отчет, состоящий из статистической и аналитической частей.
Статистическая часть отчета содержит в себе общую информацию о состоявшемся общественном обсуждении, в т.ч.:
- участвовавших в обсуждении граждан и экспертов;
- предложенных формулировок, замечаний по обсуждаемым проектам;
б) о наиболее распространенных формулировках, замечаниях, предложениях, высказанных в ходе общественного обсуждения.
Аналитическая часть отчета содержит позицию федерального органа исполнительной власти - разработчика по основным комментариям, проблемам и экспертным формулировкам, высказанным в ходе общественного обсуждения. Основные выводы таких аналитических обзоров следует включать в качестве обязательного компонента пояснительной записки (экспертного заключения) к разработанному проекту нормативного правового акта.
Результаты общественных обсуждений решений и отчетов федерального органа исполнительной власти утверждаются общественным советом, созданным при этом федеральном органе власти.
По итогам общественных обсуждений наиболее общественно значимых проектов и инициатив может проводиться круглый стол, видеоконференция, иные формы публичного освещения результатов, в т.ч. в СМИ, социальных сетях и пр.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей