Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к долгосрочным приоритетам социально-экономического развития относятся развитие человеческого потенциала России, стимулирование предпринимательской активности и привлечения капитала в экономику, структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах, в том числе в энергетике, укрепление внешнеэкономических позиций России, переход к новой модели пространственного развития российской экономики.
Государственные стратегические цели развития угольной промышленности заключаются в надежном и эффективном удовлетворении внутреннего спроса на высококачественное твердое топливо и продукты его переработки, сохранении и укреплении позиций на традиционных внешних рынках угля и выходе на новые рынки, обеспечении конкурентоспособности угольной продукции в условиях насыщенности внутреннего и внешнего рынков взаимозаменяемыми энергоресурсами и альтернативными поставщиками, повышении уровня безопасности добычи угля и снижении их воздействия на окружающую среду.
Как следует из анализа состояния, основных проблем и перспектив развития российской угольной промышленности, преодоление существующих вызовов и рисков на пути ее эффективного и устойчивого долгосрочного развития может быть обеспечено лишь на основе государственно-частного партнерства, важнейшим инструментом которого призвана стать Программа.
Реализация принципов государственно-частного партнерства в первую очередь требует согласования долгосрочных интересов государства и бизнеса в этой сфере, а также объединения усилий государства и бизнеса, разделения ответственности и рисков.
Основные интересы государства в рассматриваемой сфере связаны с реализацией положений долгосрочной государственной энергетической политики в рамках перехода России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Интересы бизнеса связаны с экономически эффективным функционированием и инвестиционной привлекательностью угольных предприятий, максимизацией прибыли, сохранением имеющихся и занятием новых ниш на внутреннем и внешнем рынках угольной продукции, а также с возможностями осуществления долгосрочных планов развития компаний.
Общей базой для успешной реализации долгосрочных интересов как государства, так и бизнеса в условиях рыночной экономики может служить максимальное использование потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний.
Таким образом, целью Программы является создание российским угольным компаниям условий для стабильного обеспечения внутреннего рынка углем и продуктами его переработки, а также развития их экспортного потенциала.
Главными направлениями объединения усилий государства и бизнеса для достижения указанной цели являются:
модернизация угольного производства, предусматривающая уход от неэффективных технологических, организационных и экономических решений во всех базовых для его функционирования подсистемах;
создание "среды развития" угольных компаний, обеспечивающей возможность реализации наиболее перспективных инновационных проектов по усилению ее производственного потенциала и занятию угольной продукцией новых рыночных ниш, организация рационального взаимодействия со смежными отраслями;
совместное формирование и последовательное применение механизмов поэтапной реализации Программы, в том числе для выполнения требований повышения безопасности и корпоративной социальной ответственности угольных компаний.
Указанные главные направления реализуются путем решения следующих основных задач, необходимых для достижения поставленной цели:
развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование;
развитие производственного потенциала угольной промышленности на основе ее модернизации, завершение реструктуризации и создание новых центров угледобычи;
развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций Российской Федерации на мировом рынке угля;
обеспечение технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров;
обеспечение безопасности и охраны труда в угольной отрасли;
обеспечение экологической безопасности;
развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний, совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности.
С целью решения каждой из указанных задач формируется конкретный проект поэтапного развития соответствующего направления на перспективу до 2030 года, реализуемый при объединении усилий и разделении ответственности государства и бизнеса.
Сфера ответственности государства включает прежде всего совершенствование нормативно-правовой базы эффективного функционирования и модернизации производства, обеспечение действенного надзора (усиление соответствующих функций) и создание благоприятного инвестиционного климата. Сфера ответственности бизнеса включает в том числе активное выдвижение и реализацию проектов модернизации производства, обеспечение промышленной безопасности и охраны труда, а также выполнение социальных обязательств.
Государство оказывает определяющее влияние на такие сферы, как:
формирование рынков, включая в том числе вопросы тарифно-ценовой политики, долгосрочных программных ориентиров развития смежных отраслей (электроэнергетика, газовая промышленность, транспорт), вопросы регионального социально-экономического развития и рациональных топливно-энергетических балансов;
развитие и использование различных форм государственной поддержки, учитывающих в том числе длительный инвестиционный цикл в угольной отрасли;
реализация мер антикризисного характера, в частности субсидирование части процентных ставок по кредитам инвестиционного характера, рефинансирование долговых обязательств, программы поддержки угольных моногородов и др.;
формирование комфортной социальной и инвестиционной среды через устранение нефинансируемых федеральных мандатов, закрепленных за угольной отраслью в предыдущие годы;
Типовые стадии развития отношений между государством и бизнесом предусматривают:
совершенствование законодательства, обеспечивающего безопасность при проектировании, строительстве и эксплуатации угольных предприятий, и создание эффективного механизма государственно-частного партнерства;
развитие рынка, в том числе стимулирование сооружения новой угольной генерации, развития инфраструктуры;
стимулирование инвестиционного процесса, в том числе по модернизации горного хозяйства, освоению новых месторождений.
Основные индикаторы достижения поставленной цели отражают важнейшие продвижения в сферах модернизации и устойчивого развития угольной отрасли, повышения качества угольной продукции и занятия новых рыночных ниш, повышения эффективности и инвестиционной привлекательности отрасли, обеспечения промышленной и экологической безопасности, а также выполнения социальных обязательств и роста поступлений в бюджет.
Соответствующий перечень указанных индикаторов включает:
удельный вес мощностей, введенных с начала реализации Программы, в общем объеме мощностей по добыче угля;
рентабельность активов (отношение чистой прибыли к стоимости всех активов);
калорийный эквивалент угольной продукции для энергетики;
среднюю дальность перевозки угольной продукции;
объем добычи угля на одного занятого в отрасли;
производство товарной продукции на одного занятого в отрасли за период реализации Программы;
удельный травматизм со смертельным исходом на 1 млн. тонн добычи;
удельный травматизм со смертельным исходом на 1000 работников по основному виду деятельности;
удельный сброс загрязненных сточных вод в водные объекты;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей