7. Подпрограмма "Развитие трудовых отношений, корпоративной социальной ответственности угольных компаний и совершенствование системы подготовки кадров для угольной промышленности"
7. Подпрограмма "Развитие трудовых отношений,
корпоративной социальной ответственности угольных компаний
и совершенствование системы подготовки кадров
для угольной промышленности"
Целями подпрограммы являются разработка и последовательная реализация комплекса мероприятий по переходу к более совершенным трудовым отношениям в угольной промышленности, обеспечивающим устойчивый рост качества жизни ее работников и в целом населения угледобывающих регионов. При этом решающими факторами достижения поставленных целей должны стать повышение роли социального партнерства в совершенствовании трудовых отношений и развитие корпоративной социальной ответственности угольных компаний.
на совершенствование трудовых отношений и оплаты труда в организациях по добыче и переработке угля на перспективу до 2030 года;
на повышение эффективности социального партнерства в угольной промышленности и корпоративной социальной ответственности угольных компаний;
на совершенствование профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов;
на развитие системы дополнительного профессионального образования работников, занятых в угольной промышленности;
на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций, готовящих кадры для угольной промышленности.
Совершенствование трудовых отношений и оплаты труда в организациях по добыче и переработке угля на перспективу до 2030 года будет осуществляться с учетом:
усложнения горно-геологических условий на шахтах и разрезах, обусловливающих повышение требований к охране труда и промышленной безопасности;
внедрения новой техники и технологий в организациях угольной промышленности;
разработки современных требований к модернизации производства и организации труда.
В рамках подпрограммы предусматриваются:
разработка профессиональных стандартов рабочих, руководителей, специалистов и служащих на базе унификации действующих профессий и должностей с учетом требований к модернизации производства и развитию организаций угольной промышленности на перспективу;
разработка рекомендаций по установлению тарифных ставок и должностных окладов в организациях угольной промышленности;
разработка новых методических документов по организации системы нормирования труда в угольной промышленности.
Реализация мероприятий по развитию трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний обеспечит:
повышение компетенций рабочих, руководителей, специалистов и служащих;
рост производительности труда;
повышение заработной платы персонала отрасли как следствие оптимизации численности и повышения производительности труда.
В целях повышения профессионального уровня и ответственности кадров за выполнение своих обязанностей для работников угольной промышленности разрабатываются профессиональные стандарты.
Использование профессиональных стандартов предполагает определение требований к качеству труда, повышению качества профессиональной подготовки, развитию обучения на производстве и дополнительному профессиональному образованию работников.
В целях совершенствования в организациях угольной промышленности системы оплаты труда Министерство энергетики Российской Федерации с участием угольных компаний, объединений профсоюзов, а также Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2011 - 2013 годах разработало рекомендации по установлению тарифных ставок и должностных окладов в организациях угольной промышленности с учетом государственных гарантий в части оплаты труда.
В ходе совершенствования системы нормирования и оплаты труда с учетом специфических особенностей угольной промышленности разрабатываются для однородных работ типовые (отраслевые, профессиональные) и иные нормы труда, а также методические документы по организации нормирования труда.
В 2013 - 2020 годах будут внедрены новые тарифные ставки и оклады для унифицированных профессий и должностей работников организаций угольной промышленности с отражением начиная с 2013 года соответствующих положений в Федеральном отраслевом соглашении по угольной промышленности.
В 2021 - 2030 годах будет нарабатываться практический опыт применения оптимизированной системы оплаты труда работников угольной промышленности в целях перехода на следующую ступень совершенствования системы оплаты труда и проводиться мониторинг этих работ.
Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы, предусматривают:
разработку и реализацию Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности между объединениями профсоюзов и объединениями работодателей в угольной промышленности (каждые 3 года);
разработку и реализацию социальных программ угольных компаний (корпоративный социальный пакет);
внесение в Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" изменений, предусматривающих устранение нефинансируемых федеральных мандатов по мере роста заработной платы шахтеров;
заключение ежегодных (или долговременных) соглашений о социально-экономическом партнерстве между угольными компаниями и администрациями субъектов угледобывающих регионов и муниципальных образований;
подготовку угольными компаниями ежегодных социальных отчетов по международным стандартам для развития международного коммуникационного пространства между потребителями угольной продукции.
В ходе социального партнерства с профсоюзами реализуется социальная политика угольных компаний, направленная на улучшение социально-экономического содержания труда наемного персонала путем улучшения основных параметров, влияющих на эффективность труда (модернизация производства, повышение безопасности и комфортности условий труда, комплекс мер по стабилизации занятости, системы и размеры оплаты труда, в том числе системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования).
Каждые 3 года эти параметры закрепляются в федеральных отраслевых соглашениях по угольной промышленности и в коллективных договорах, которые будут до 2030 года выполнять роль социально-корпоративных технологий как системы согласованного взаимодействия работодателей и наемных работников в рамках совместной производственной деятельности.
Кроме того, в целях дополнительной мотивации к труду угольные компании продолжат реализацию своих социальных программ (корпоративный социальный пакет), предусматривающих следующие материальные блага для наемного персонала:
установление различных нестандартных надбавок к заработной плате;
корпоративное страхование (добровольное медицинское страхование);
страхование от несчастного случая, негосударственное пенсионное обеспечение, корпоративная система личного страхования;
оздоровление и санаторно-курортное лечение сотрудников и членов их семей;
помощь ветеранам и пенсионерам;
предоставление бесплатного пайкового угля пенсионерам и лицам, пользующимся правом на его получение;
оказание помощи семьям погибших шахтеров;
диверсификация угольного бизнеса;
На основе взаимодействия с органами муниципальной и региональной власти будет реализовываться внешняя социальная политика угольных компаний, направленная на повышение качества жизни населения территорий недропользования, экологическое благополучие и развитие институтов гражданского общества.
Нормой ведения бизнеса для российских крупных частных угольных компаний должно стать внедрение основных принципов корпоративной социальной ответственности.
На всех этапах реализации подпрограммы основная роль государственных федеральных органов власти будет заключаться в нормативно-правовом регулировании внутренней и внешней социальной политики угольных компаний.
Одновременно будут совершенствоваться основные механизмы расширенного социального партнерства, в том числе:
координационные (федеральные отраслевые тарифные соглашения, коллективные договоры, соглашения о многостороннем партнерстве на территориальном уровне между различными субъектами);
мотивационные (в части регулирования социально-трудовых отношений), связанные с повышением качества трудовой жизни персонала компаний и обеспечивающие рост эффективности производства (надбавки, премии, бонусы, социальные пакеты, условия труда);
реализующие, включая программно-целевой метод, государственно-частное (муниципальное) партнерство (концессии, лизинг, аренда, государственно-частные контракты), инструменты и технологии реализации социальных программ (социальное инвестирование, соинвестирование, социальный заказ, корпоративные фонды, благотворительные и спонсорские программы);
другие механизмы расширенного социального партнерства.
Особое внимание в период до 2030 года будет уделено развитию механизмов государственно-частного партнерства, которое предполагает расширение использования лизинговых и концессионных механизмов, практики смешанного финансирования инвестиционных проектов и социальных программ.
Наряду с этим так же будут развиваться механизмы муниципально-частного партнерства.
В угольной промышленности механизмы государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства будут реализованы до 2030 года в целях:
более полного и качественного устранения долговременных социально-экономических и экологических последствий реструктуризации угольной промышленности;
обеспечения согласованных действий в случае проведения корпоративной реструктуризации, в том числе закрытия неперспективных шахт, отработавших свои промышленные запасы, высвобождения рабочей силы и осуществления связанных с этим структурных преобразований экономики территорий недропользования градообразующего типа;
совместного освоения сложных и социально необустроенных новых угольных месторождений с привлечением средств бюджетов всех уровней;
содействия стратегическому социально-экономическому развитию территорий недропользования.
Совершенствование профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов предусматривает:
организацию системы планирования объемов подготовки кадров для угольной промышленности на федеральном и региональном уровнях с учетом фактической потребности в кадрах для угольных компаний и в соответствии с Программой и корпоративными стратегическими программами развития компаний;
увеличение доли высококвалифицированных кадров, необходимых для работы в угледобывающих регионах, за счет развития целевого приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;
разработку и внедрение образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также модульных форм подготовки работников угольной промышленности;
разработку и внедрение новых профилей профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям, востребованным в угольной промышленности;
создание центров сертификации профессиональных квалификаций (совместно с объединениями работодателей);
создание механизмов интеграции образовательных организаций высшего образования и профильных научных организаций для обеспечения фундаментальности и инновационного характера подготовки кадров;
привлечение ученых и специалистов образовательных организаций высшего образования к разработке и реализации программ развития отраслевой науки;
оптимизацию сети образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и специалистов с учетом федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований и потребности реального сектора экономики;
развитие материальной базы для реализации основных профессиональных образовательных программ подготовки кадров для угольной промышленности с привлечением профессиональных участников рынка труда.
Развитие системы дополнительного профессионального образования кадров, занятых в угольной промышленности, включает:
разработку и внедрение программ дополнительного профессионального образования с учетом особенностей и потребностей угольной промышленности в кадровом обеспечении;
разработку и внедрение системы повышения квалификации подготовки обучающихся горного профиля и работников угольных компаний на основе "метода кейсов", направленной на получение ими соответствующих производственно-технологических, организационно-управленческих, научно-исследовательских, проектных и общекультурных компетенций;
разработку и внедрение методов, средств и механизмов государственно-частного партнерства в части подготовки дополнительного профессионального образования для обеспечения трудоустройства работников угольной промышленности, высвобождающихся в результате реорганизации и модернизации производства.
Одним из эффективных путей повышения качества функционирования системы подготовки кадров для угольной промышленности является создание системы государственно-частного партнерства государственных образовательных организаций с частными угольными компаниями, которая позволит обеспечить:
для государственной системы образования - развитие рынка и усиление добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг, апробирование и применение новых для образовательных структур организационно-правовых форм партнерства с частными угольными компаниями, выработку предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы реформирования профессиональной горной школы, тиражирование передового опыта, отработку механизмов многоканального финансирования, апробацию и широкое внедрение механизмов взаимодействия образовательных организаций высшего образования и работодателей, совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности (отработка содержания и методик управления качеством образования);
для работодателей (частных угольных компаний) - участие в учебно-научной и управленческой деятельности образовательных организаций в соответствии с передовым международным опытом (с позиций конечного потребителя результатов труда учебного заведения и инвестора), создание и совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ подготовки высококвалифицированных кадров для угольной промышленности с учетом потребностей рынка труда, создание и развитие образовательно-производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности угольных компаний, возможность привлечения студентов и профессорско-преподавательского состава к выполнению в процессе обучения научно-исследовательских работ и подготовке проектов для решения проблем угольного бизнеса;
для образовательной организации - создание дополнительных возможностей для многоканального финансирования и развития материально-технической базы организаций, создание новой модели интегрированного образовательного комплекса (качественный менеджмент, новая инфраструктура, технологии и направления подготовки студентов и преподавателей), отработка новых моделей учебно-научной, производственной и институциональной интеграции, повышение финансовой обеспеченности научных исследований ученых, преподавателей и обучающихся образовательной организации (дополнительное финансирование, доведение научных разработок до коммерческого уровня с патентованием и закреплением авторских прав), развитие рынка образовательных услуг.
Для успешной реализации мер по подготовке кадров для угольной промышленности необходимо продолжить выполнение комплекса мер по реализации Концепции совершенствования системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала для организаций угольной промышленности, который является основой для комплексного выполнения мероприятий подпрограммы, разработать и внедрить механизмы государственно-частного партнерства между образовательными организациями и частными угольными компаниями в области подготовки квалифицированных кадров для угольной промышленности на условиях софинансирования.
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении N 1 к Программе и включены в государственные программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", "Содействие занятости населения", Концепцию совершенствования системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала для организаций угольной промышленности, корпоративные системы подготовки и повышения квалификации кадров.
Реализация указанной системы мероприятий Программы предусматривает использование механизмов государственно-частного партнерства. При этом государство концентрирует свои усилия главным образом на инфраструктурной составляющей проектов и обеспечении рыночной перспективы для производимой продукции и услуг, в то время как частный бизнес наряду с этим обеспечивает инвестиции непосредственно в организацию производства и услуг.
Объем финансирования мероприятий Программы по подпрограммам приведен в приложении N 5.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей