2. Подпрограмма "Развитие производственного потенциала угольной промышленности на основе ее модернизации, завершение реструктуризации и создание новых центров угледобычи"
2. Подпрограмма "Развитие производственного потенциала
угольной промышленности на основе ее модернизации,
завершение реструктуризации и создание новых
центров угледобычи"
Целью подпрограммы является достижение высокоэффективной рентабельной работы угольных компаний за счет полной модернизации производства, внедрения прогрессивных технологий добычи угля, создания взаимосвязанных технологических комплексов по добыче и преобразованию угля в продукцию с высокой долей добавленной стоимости и реализация ранее принятых решений федеральных органов исполнительной власти по осуществлению технических, социальных и экологических мероприятий, связанных с ликвидацией неперспективных шахт и разрезов, обеспечением безопасного проживания населения в районах ликвидированных угольных предприятий.
В рамках подпрограммы предполагается осуществление следующих мероприятий:
создание новых центров угледобычи на месторождениях с благоприятными горно-геологическими условиями, обеспечивающими мировой уровень производительности и безопасности труда, качества продукции;
создание самостоятельных или взаимосвязанных производств на базе технологий комплексного использования ресурсов угольных месторождений;
модернизация действующих предприятий на основе инновационных технологий;
создание системы планомерного выбытия неэффективных мощностей.
закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд для проведения мероприятий по ликвидации особо убыточных шахт и разрезов, осуществляемых в рамках завершения реструктуризации угольной промышленности;
дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии) работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделений военизированных аварийно-спасательных частей и шахтостроительных организаций;
реализация программ местного развития.
Создание новых центров угледобычи предполагает освоение угольных месторождений в новых малоосвоенных регионах, имеющих перспективные в плане отработки запасы угля с благоприятными условиями залегания, среди которых Эльгинское месторождение Южно-Якутского бассейна (Республика Саха (Якутия), Межэгейское и Элегестское месторождения, а также участок "Центральный" Улугхемского угольного бассейна (Республика Тыва), месторождения Чикойской впадины и Апсатское месторождение (Забайкальский край), Менчерепское месторождение (Кемеровская область), Усинское месторождение (Республика Коми).
В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" предусматривается осуществление приоритетных проектов развития угольной промышленности, связанных с созданием новых центров угледобычи в Забайкальском крае, Южной Якутии, Хабаровском крае, Амурской области, Чукотском автономном округе, на Сахалине.
Успешная реализация проектов по освоению новых месторождений в Республике Тыва, Байкальском регионе и на Дальнем Востоке наряду с поддержанием уровня угледобычи в Красноярском крае позволит увеличить добычу угля в этом макрорегионе практически в 2 раза и довести ее до 170 - 210 млн. тонн.
Масштабное смещение угледобычи на восток страны обеспечит приближение производства угольной продукции к районам ее потребления и укрепит позиции России на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.
Формирование самостоятельных или взаимосвязанных производств на базе технологий комплексного использования ресурсов угольных месторождений предполагает:
создание новых и расширение существующих кластеров по энерготехнологическому использованию угля в Кузбассе и других угольных регионах, включающих разрезы, шахты, обогатительные фабрики, комплексы по производству полукокса и электростанции, работающие на угле или извлеченном из угольных пластов метане и горючем газе от производства полукокса;
создание к 2020 году комплекса по местному использованию продуктов переработки угля на Эльгинском месторождении;
строительство пилотных заводов по производству из угля до 3 млн. тонн синтетического жидкого топлива к 2020 году, включая комплекс демонстрационных установок по процессам глубокой переработки угля с последующим промышленным освоением технологии получения синтетического жидкого топлива в 2025 - 2030 годах.
В ходе реализации подпрограммы прогнозируется создание других производств с использованием технологий термической переработки низкосортного угля, селективной разработки угольных пластов, технологии и оборудования для безотходной глубокой переработки угля и других технологий.
Модернизация действующих объектов на инновационной основе предусматривает:
разработку и совершенствование нормативной базы, содействующей эффективной отработке запасов угля, внедрению современной техники и технологии добычи и углепереработки;
разработку программ модернизации угольных компаний в части внедрения энергоэффективных технологий угледобычи и углепереработки (технология "шахта-лава" при подземной добыче угля, поточная и циклично-поточная технология открытой добычи, извлечение и использование метана из угольных пластов, утилизация низкопотенциального тепла шахтных вод и др.).
Создание системы планомерного выбытия неэффективных мощностей предполагает реализацию проектов по ликвидации нерентабельных производств и последствий ведения горных работ за счет формируемых угольными компаниями ликвидационных фондов.
При этом в рамках реализации комплексной программы поэтапной ликвидации неперспективных шахт Прокопьевско-Киселевского района Кузбасса предусматривается отработать механизмы предоставления недропользователям прав на использование участков недр с обязательным включением в лицензионные соглашения обязательств недропользователей по решению социальных вопросов муниципальных образований, в которых проживают работники ликвидируемых шахт.
Предполагается осуществить следующие организационные мероприятия:
координация подпрограммы с программами развития смежных отраслей (электроэнергетики, транспорта, газовой), а также со стратегиями крупных управляющих компаний в области угледобычи и углепереработки;
координация проектов по созданию технологических комплексов и программ модернизации угольных компаний с программами социально-экономического развития угольных регионов;
инвентаризация и отбор проектов (объектов) нового строительства и модернизации угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий, реализация которых требует государственной поддержки в той или иной форме;
создание системы информационно-методической поддержки реализации подпрограммы.
Реализацию подпрограммы в части создания новых центров угледобычи и модернизации действующих предприятий предусматривается осуществлять в условиях тесного взаимодействия государства и частных компаний. Основой такого государственно-частного партнерства будет являться баланс интересов и ответственности сторон.
При этом государство ответственно за обеспечение следующих мер государственного регулирования:
совершенствование нормативно-регламентационной базы по проектированию и экспертизе строительства шахт, разрезов и перерабатывающих производств;
налоговое стимулирование инвестиционных вложений (предоставление налоговых льгот, в том числе на региональном уровне) в реализацию проектов по созданию технологических комплексов и программ модернизации производства на угледобывающих и углеперерабатывающих предприятиях;
предоставление государственных гарантий под привлекаемые кредиты для строительства крупных угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий в новых центрах угледобычи;
контроль использования ликвидационных фондов для финансирования мероприятий, обеспечивающих консервацию и ликвидацию горных выработок, восстановление природной среды, рекультивацию земель и благоустройство территорий.
Недропользователи несут ответственность за обеспечение процесса модернизации финансовыми ресурсами, комплексное использование потенциала угольных месторождений в соответствии с условиями пользования недрами (лицензионными соглашениями), наполнение и эффективное использование ликвидационных фондов, исполнение требований в области промышленной безопасности в части ликвидации и (или) консервации опасного производственного объекта.
В ходе модернизации производственного потенциала угольной промышленности России предусматривается использовать следующие формы международного сотрудничества:
внедрение современных прогрессивных импортных технологий добычи и переработки угля;
кредитование зарубежными партнерами крупных инженерных проектов под гарантии поставки угольной продукции;
реализация совместных проектов по добыче и глубокой переработке угля.
Реализация подпрограммы позволит к 2030 году:
обеспечить создание и дальнейшее развитие эффективных производственно-технологических комплексов на базе новых центров угледобычи, в том числе в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе;
обеспечить вовлечение в промышленный оборот перспективных участков и площадей месторождений коксующегося и энергетического угля, создать рациональную структуру и территориальное размещение производственных мощностей по добыче и обогащению угля, обеспечивающие эффективное использование ресурсного потенциала отрасли во всех угледобывающих регионах;
создать новые технологические комплексы для максимального использования ресурсов угольных месторождений;
полностью обновить производственные мощности по добыче угля на основе модернизации и инновационных технологий;
обеспечить планомерное выбытие неэффективных мощностей за счет средств ликвидационных фондов.
В результате реализации мероприятий подпрограммы ожидается:
рост доли добычи угля на новых предприятиях, введенных в период реализации подпрограммы, до 31 - 33 процентов;
рост рентабельности активов с 8,4 процента в 2010 году до 25 процентов в 2030 году;
рост производительности труда в промышленности в 5 раз;
снижение средней глубины разработки на шахтах с 423 метров в 2010 году до 350 метров в 2030 году;
снижение коэффициента вскрыши на разрезах с 5,3 м3/т в 2010 году до 4,8 м3/т в 2030 году.
Государственной программой Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" на осуществление реструктуризации и развитие угольной промышленности предусмотрены средства федерального бюджета на период 2014 - 2020 годов в сумме 10679,3 млн. рублей для обеспечения бесплатным пайковым углем льготных категорий граждан и обеспечения граждан негосударственными пенсиями.
Кроме того, государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на 2014 - 2016 годы на технические работы по ликвидации экологических, социальных и иных последствий ведения горных работ в ликвидируемых организациях угольной промышленности в сумме 3,9 млрд. рублей. За счет этих средств планируется выполнить следующий комплекс мероприятий:
осуществлять ведение экологического мониторинга на ликвидируемых шахтах и разрезах по 7 утвержденным проектам в 11 регионах России в Подмосковном, Печорском и Кузнецком угольных бассейнах, Восточном Донбассе, Уральском регионе, Приморском крае, Сахалинской и Ленинградской областях;
выполнить мероприятия по тушению 6 пожаров (5 горящих породных отвалов, расположенных на горных отводах шахт "Глубокая", "Комиссаровская", "Гундоровская", "Западная-Капитальная", шахте им. В.И. Ленина, и одного подземного пожара в Пермском крае на шахте бывшего открытого акционерного общества "Кизелуголь");
снести оставшиеся здания и сооружения, расположенные на горных отводах 7 шахт в Ростовской области и 2 шахт в Кемеровской области;
реконструировать 9 социальных объектов, пострадавших от ведения горных работ, из них 8 - в Ростовской области и 1 - в Кемеровской области;
выполнить 2 мероприятия по очистке и оздоровлению рек в Пермском крае и 2 инженерных мероприятия по защите от подтопления территорий шахты "Авангард" в Приморском крае и шахты "Ягуновская" в Кемеровской области;
рекультивировать нарушенные земли по 12 шахтам и 1 разрезу (Республика Коми - 1 шахта, Тульская область - 1 шахта, Уральский регион - 8 шахт и 1 разрез, Кемеровская область - 2 шахты). Общая площадь восстановленных земель составит 247,2 гектара, что позволит в дальнейшем использовать эти земли для хозяйственных целей.
Вместе с тем для завершения всего объема технических работ по ликвидации организаций угольной промышленности до 2020 года требуется 24,3 млрд. рублей бюджетных ассигнований.
Кроме того, необходимо будет выделить средства федерального бюджета на период 2015 - 2017 годов в объеме 11 млрд. рублей на переселение граждан из ветхого жилья, ставшего негодным для проживания по критериям безопасности, на горных отводах ликвидируемых шахт городов Прокопьевск, Киселевск и Анжеро-Судженск Кемеровской области.
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении N 1 к Программе и включены в Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 года, в государственные программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей