3. Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля"
3. Подпрограмма "Развитие внутреннего рынка
угольной продукции и укрепление позиций России
на мировом рынке угля"
Целями подпрограммы "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля" являются формирование благоприятной рыночной среды для стимулирования использования угля внутри страны и привлечение инвестиций в развитие транспортной и портовой инфраструктуры для увеличения экспорта угля.
Основные мероприятия указанной подпрограммы реализуются по следующим направлениям:
совершенствование нормативно-правовой базы для стимулирования использования угля на внутреннем рынке топливно-энергетических ресурсов;
развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры для диверсификации направлений поставки угольных грузов внутри страны и для реализации экспортного потенциала угольных компаний;
создание новых энергоблоков угольной генерации;
создание и развитие коксохимических комплексов;
строительство новых и перевод действующих объектов жилищно-коммунального хозяйства на угольное топливо взамен мазута;
повышение конкурентоспособности угольной продукции за счет использования внутренних резервов угольных компаний.
Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы должны обеспечить снижение доли транспортных затрат в цене угля, способствовать улучшению позиции угля в межтопливной конкуренции в электроэнергетике, в том числе за счет увеличения потребления качественного угля и продукции с высокой добавленной стоимостью.
Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы предусматривают:
совершенствование действующей системы учета запасов угля в части обеспечения ее полного соответствия требованиям международных систем учета запасов;
стимулирование перехода угольных компаний на международные стандарты финансовой отчетности;
введение налогообложения в Российской Федерации доходов компаний, находящихся в оффшорной юрисдикции, если эти компании не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих такие компании;
введение запрета на предоставление государственной поддержки компаниям, находящимся в оффшорной юрисдикции, и на получение ими такой поддержки;
введение запрета на заключение государственных или муниципальных контрактов с компаниями, находящимися в оффшорной юрисдикции;
создание системы экономических и правовых стимулов, обеспечивающих высокие темпы развития рынка сервисных услуг (аутсорсинг) для обслуживания основного бизнеса угледобывающих компаний;
совершенствование системы тарифного регулирования железнодорожных перевозок угля с учетом создания условий для устойчивости, безопасности функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования при обеспечении баланса интересов железнодорожных операторов и грузовладельцев;
стимулирование практики заключения долгосрочных контрактов на поставку угля и угольной продукции с высокой добавленной стоимостью на внутреннем рынке;
создание и использование биржевых индексов для повышения объективности ценообразования в торговле углем на внутреннем рынке и организации биржевой торговли угольным топливом;
разработку дополнений к нормативным требованиям по обязательному применению калорийного эквивалента при оценке качества произведенной продукции;
содействие межтопливной конкуренции угля и природного газа для обеспечения непревышения цен на потребление природного газа по сравнению с ценами на уголь менее чем в 2,5 раза;
субсидирование региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающих мероприятия по использованию угля в качестве источника энергии на объектах теплоэнергетики в случае их экономической эффективности;
организацию схемы экспортного финансирования поставок российского угля в Китайскую Народную Республику с использованием ресурсов китайских банков;
стимулирование промышленного извлечения метана из угольных месторождений и его использование в экономике страны;
стимулирование развития глубокой переработки угля (полукоксование, газификация, синтетическое жидкое топливо), в том числе путем предоставления налоговых льгот на проектный срок окупаемости инвестиций.
Мероприятия по развитию железнодорожной и портовой инфраструктуры должны быть синхронизированы и призваны обеспечить укрепление позиций России на мировом рынке угля с дальнейшим развитием сложившихся в последнее десятилетие тенденций по увеличению физических объемов экспорта. При этом предполагается создание условий для опережающего роста объемов экспорта на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона по отношению к экспорту в европейские страны, где прогнозируется замедление темпов роста потребления.
Мероприятия по развитию портовой инфраструктуры предусматривают:
строительство угольного терминала "Лавна" на западном берегу Кольского залива;
строительство специализированного угольного терминала в лагуне Аринай (Чукотский автономный округ);
строительство двух специализированных перегрузочных комплексов по перевалке угля в порту Тамань;
техническое перевооружение порта Посьет;
строительство угольного терминала в рамках развития транспортного узла "Восточный - Находка" в порту Восточный;
реконструкцию подходного канала к причалам N 31 - 35 и акватории к причалам N 33 - 35 морского порта Восточный;
строительство 3-й очереди угольного комплекса общества с ограниченной ответственностью "Восточный порт" в порту Восточный;
развитие перевалочных мощностей открытого акционерного общества "Дальтрансуголь" в порту Ванино;
строительство транспортно-перегрузочного комплекса в бухте Мучка Хабаровского края;
строительство угольного перегрузочного терминала в районе мыса Бурный (Хабаровский край);
модернизацию морского порта Шахтерск;
строительство нового специализированного порта на Дальневосточном побережье Российской Федерации для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий в бухте Суходол (Приморский край);
строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в районе мыса Открытый (Приморский край).
Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры предусматривают:
увеличение пропускной способности железных дорог в направлениях Кузбасс - Урал - порты Балтийского, Баренцева, Японского морей и Азово-Черноморского бассейна;
развитие Байкало-Амурской магистрали;
увеличение пропускной способности на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань;
строительство железной дороги к Элегестскому угольному месторождению;
окончание строительства инфраструктуры железной дороги к Эльгинскому угольному месторождению;
развитие направления Междуреченск - Абакан - Тайшет;
развитие промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе;
создание парка вагонов с нагрузкой на ось до 27 тонн для перевозки угля в тяжеловесных составах.
Кроме того, в Республике Коми возможна реализация проекта "Строительство железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Пермь (Соликамск) - проект "Белкомур" в случае принятия решения об организационно-правовой и финансово-экономической схемах реализации проекта и определения источников финансирования.
В Республике Тыва при строительстве железной дороги Кызыл-Курагино, в случае заинтересованности инвесторов Китайской Народной Республики, возможно ее продолжение из Кызыла через западную Монголию в Китай для увеличения экспортного потенциала в юго-восточном направлении.
Расходы бюджетных средств на развитие транспортной инфраструктуры на период до 2018 года составят 260 млрд. рублей, в том числе 110 млрд. рублей - средства федерального бюджета и 150 млрд. рублей - средства Фонда национального благосостояния.
Организационные мероприятия подпрограммы направлены на обеспечение эффективного взаимодействия представителей заинтересованных федеральных и региональных органов государственной власти, угольных, электрогенерирующих и транспортных компаний в ходе реализации проектов по развитию логистической инфраструктуры.
Мероприятия подпрограммы предполагают инвестиционное сотрудничество в области развития транспортной инфраструктуры угля, освоения производства продуктов глубокой переработки угля и комплексного использования ресурсов угольных месторождений, а также формирование консорциумов из российских и зарубежных угольных компаний.
В период до 2020 года реализация мероприятий подпрограммы предусматривает:
снятие системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и международный рынки;
повышение "прозрачности" угольного бизнеса и развитие системы аутсорсинга;
достижение максимального объема переработки каменных энергетических углей с учетом требований рынка;
реализацию пилотных проектов по глубокой переработке угля и добыче шахтного метана.
В дальнейшем (после 2020 года) предусматривается промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и др.) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы).
В результате реализации комплекса мер будут созданы предпосылки для роста внутреннего спроса на российский уголь с 184 млн. тонн в 2010 году до 200 млн. тонн в 2030 году, а экспорта российского угля с 116 млн. тонн до 240 млн. тонн. Оценка спроса на российский уголь приведена в приложении N 3.
Оценка потребности тепловых электростанций практически совпадает с параметрами Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с учетом перспективы до 2030 года Схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2010 - 2017 годы. При этом на тепловых электростанциях Российской Федерации возможно замещение экибастузских углей кузнецкими в соответствии с их конкурентоспособностью и намерениями компаний по модернизации топливно-энергетической системы. Прогнозные оценки потребности в этих программных документах не носят нормативного характера и могут уточняться в ходе их реализации.
Наряду с развитием традиционной угольной генерации предусматриваются:
разработка и создание экологически чистых угольных конденсационных энергоблоков на суперсверхкритических параметрах пара с коэффициентом полезного действия 43 - 46 процентов мощностью 660 - 800 МВт;
создание экологически чистых парогазовых установок мощностью 200 - 600 МВт с газификацией твердого топлива и с коэффициентом полезного действия 50 - 52 процента и парогазовой установки на угольном синтез-газе;
разработка и создание головных образцов и освоение энерготехнологических комплексов совместной выработки электроэнергии и синтетического жидкого топлива при работе на газообразном и твердом топливе.
Потребность металлургической промышленности в российских коксующихся углях (в основном в концентратах) оценена в 40 млн. тонн, что примерно соответствует сегодняшнему уровню потребления. Предусматривается укрепление собственной сырьевой базы угольно-металлургических холдингов за счет освоения Усинского месторождения в Республике Коми, месторождений Улугхемского бассейна в Республике Тыва. Максимальное использование потенциала производственных мощностей по добыче жирных, газовых жирных, коксовых, коксовых жирных углей на Элегестском, Межэгейском, Апсатском, Кабактинском, Эльгинском, Денисовском и Чульмаканском месторождениях предусматривается обеспечивать за счет наращивания экспорта коксующегося угля на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Оценка баланса производства и потребления коксующихся углей приведена в приложении N 4.
В долгосрочной перспективе стоит задача по созданию и развитию коксохимических комплексов, использующих угли Улугхемского и Южно-Якутского угольных бассейнов. Одно из направлений для решения этой задачи - организация производства моторных топлив методом гидрогенизации в непосредственной близости от создаваемых коксохимических комплексов. При этом обеспечивается полная переработка каменноугольной смолы, побочного экологически небезопасного продукта в качестве сырья при получении моторных топлив, что является значимым достижением в обеспечении региональной экологической безопасности.
Строительство новых и перевод действующих объектов жилищно-коммунального хозяйства на угольное топливо взамен мазута будет стимулировать региональные рынки сбыта угольной продукции и позволит сократить расходы населения на коммунальные платежи за тепловую энергию за счет удешевления выработки тепла местными котельными.
Мероприятия указанной подпрограммы разработаны с учетом решений, принятых на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности (протокол от 26 августа 2013 г. N А60-26-569), и приведены в приложении N 1 к Программе, включены в Транспортную стратегию России на период до 2030 года, федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010 - 2020 годы)", государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы", дорожную карту о сотрудничестве в угольной сфере Россия - Китай.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей