Глобальные проблемы предстоящего периода являются причинами включения в Программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года (далее - Программа) альтернативных сценариев развития угольной промышленности.
Первой проблемой является усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы. В предстоящий период серьезное влияние на развитие мировой экономики будут оказывать проблемы, связанные с преодолением энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии, а также с усилением влияния экологических факторов и факторов изменения климата.
Изменится характер рынка энергоресурсов, его ценовые и объемные характеристики все в большей мере будут определяться не производителем энергоресурсов, а их потребителем, что значительно усилит экологические требования к использованию энергоресурсов.
Второй проблемой является ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы развития экономики, основанной на использовании новейших достижений в области науки и техники.
Третьей проблемой является нарастание новых внутренних ограничений роста, обусловленных недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры.
С учетом изложенного проанализированы альтернативные варианты развития угольной промышленности с учетом глубины технологической модернизации, темпов обновления производственных фондов и создания новых продуктов переработки угля. При этом основным направлением развития российской угольной промышленности является создание новых центров угледобычи на востоке страны - в Республике Тыва, Республике Саха (Якутия), в Забайкальском крае и Амурской области с соответствующим наращиванием экспортного потенциала и повышением конкурентоспособности угольных компаний.
Рассмотрены 2 основных варианта объемных показателей развития промышленности.
Первый вариант предусматривает добычу угля в объеме не более 410 млн. тонн и обусловлен низким перспективным соотношением цен на газ и уголь (менее чем 2 к 1) и наличием инфраструктурных ограничений. Однако при этом предполагается реализация мероприятий по управлению рисками, определенными проектом энергетической стратегии России на период до 2035 года.
Второй вариант, оптимистический (технологическая модернизация), предусматривает добычу угля в объеме 480 млн. тонн. Выполнению этого показателя будут способствовать установленные Федеральным законом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации" льготные налоговые условия для высокотехнологичных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также высокие темпы модернизации производства, переход внутреннего рынка газа к условиям равнодоходности по отношению к экспортным поставкам, более высокие темпы промышленного освоения технологий переработки угля, в том числе глубокой. Предполагается изменение тарифного и налогового законодательства. Прогнозируется рост цены угля на внешнем рынке в пределах рассматриваемого периода.
Кроме того, при благоприятном сочетании внешних и внутренних условий возможно превышение прогнозных показателей оптимистического варианта. Оно может быть связано с ростом спроса на атлантическом рынке угля, что даст стимул к расширению угледобычи в Печорском и Донецком бассейнах. На востоке страны доля российского угля на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона с сегодняшних 5,9 процента может увеличиться до 13 процентов.
В значительной степени на увеличение прогнозируемых объемов добычи угля к 2030 году может оказать влияние успешное экономическое сотрудничество с Китаем по возможному освоению 3 месторождений, два из которых расположены в Амурской области (Ерковецкое и Огоджинское), где к 2030 году возможно довести добычу угля до 29 и 10 млн. тонн соответственно с одновременным строительством электростанций на угольном топливе для поставки электроэнергии в Китай. Третий перспективный центр угледобычи - это угольные месторождения Чикойской впадины в Забайкальском крае (с добычей 10 - 20 млн. тонн угля к 2030 году). Причем освоение этих проектов не скажется на загрузке внутренних транспортных магистралей, так как месторождения расположены в непосредственной близости от границы с Китаем, а угольная продукция с месторождений Чикойской впадины будет экспортироваться через ближайший погранпереход.
Преимущественное наращивание экспорта угля из восточных регионов страны позволит сохранить конкурентоспособность российского угля на международных рынках за счет снижения транспортных затрат. В старых районах угледобычи получат развитие угольно-технологические (включая глубокую переработку угля), углехимические кластеры (в том числе получение из низкокачественных коксующихся углей кокса, синтетического жидкого топлива и новых химических продуктов) и энергоугольные кластеры, позволяющие комплексно использовать возможности угольных месторождений. В восточных районах страны помимо кластерного подхода получат развитие территориально-производственные комплексы, ориентированные на совместную разработку угля и залегающих рядом металлических руд.
Внедрение единых систем управления промышленной безопасностью позволит существенно снизить уровень производственного травматизма и профзаболеваний. Использование наиболее современных экологически чистых технологий при модернизации старых и строительстве новых угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий позволит минимизировать вредные выбросы в окружающую среду. Ежегодный уровень рекультивации нарушенных земель приблизится к годовому объему нарушений.
Завершится реструктуризация угольной промышленности России. Будут выполнены в полном объеме обязательства государства по обеспечению мер социальной защиты высвобожденных работников ликвидированных предприятий и охраны территорий от экологических и иных последствий добычи угля. В процессе создания системы планомерного выбытия неэффективных производств начнется формирование ликвидационного фонда (фондов), заработает механизм ликвидации предприятий-банкротов до начала финансирования из ликвидационного фонда с обеспечением всех положенных по закону мер социальной защиты увольняемых трудящихся ликвидируемых угольных предприятий.
Новые профессиональные стандарты позволят подготовить и трудоустроить специалистов необходимых в угольной промышленности профессий в требуемом количестве. Строительство благоустроенных поселков с необходимой социальной инфраструктурой позволит привлечь специалистов к освоению новых угольных месторождений в отдаленных местностях.
Российская угольная промышленность обладает всеми возможностями стать современной отраслью производства с высококонкурентной продукцией. Потенциал развития российских угольных компаний в рамках отечественного топливно-энергетического комплекса заключается:
в наличии огромных запасов угля, которых при существующем уровне добычи хватит на 600 лет;
в наличии значительного опыта использования этого энергоресурса, обеспечивающего в том числе устойчивость энергоснабжения, особенно в кризисных ситуациях;
в возможности выхода на мировой рынок;
в наличии существенных резервов повышения эффективности;
в многообразии различных видов угольной продукции;
в возможности адаптации к меняющимся условиям рынка;
в возможности интеграции с приоритетными направлениями инновационного развития экономики;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей