Споры о выплате пенсий и пособий
В ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых - обязанность государства.
При рассмотрении дел по спорам о выплате социальных пенсий и пособий судам следует учитывать, что граждане, имеющие право на получение этих пенсий и пособий, как правило, находятся в тяжелом материальном положении, лишены возможности получать другие доходы и нуждаются в особой защите их законных прав.
7. Протокольным решением совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Илюшина В.В. от 15 октября 1996 г. N ИВ-П9-3пр постановлено производить выплаты денежных сумм в возмещение вреда, предусмотренных ст. 14 Закона РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 г.), в пределах утвержденных расходов по строке "Программа ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" раздела 11 функциональной классификации, предусмотренной ст. 16 Федерального закона от 31 декабря 1995 г. "О федеральном бюджете на 1996 год": за период с марта по октябрь 1996 г. в размере, не превышающем семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда; с 1 ноября 1996 г. в размере, не превышающем тридцатикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.
На основании данного решения и в его исполнение Министерство финансов Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской Федерации направили в органы социальной защиты населения Российской Федерации (органы, осуществляющие пенсионное обеспечение) соответствующие указания о выплате сумм в возмещение вреда здоровью инвалидам и семьям погибших вследствие чернобыльской катастрофы в 1986 году в указанных выше размерах (письмо N 2283-ИЗ/2-7-14 от 18 октября 1996 г.).
Эти указания названными органами на местах были приняты к исполнению. Считая протокольное решение Правительства Российской Федерации от 15 октября 1996 г. и содержащиеся в нем указания об ограничении в 1996 году сумм выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам и семьям погибших вследствие чернобыльской катастрофы в упомянутых пределах незаконными, группа граждан обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой, сославшись на то, что данными правовыми актами нарушены предусмотренные законом их права на возмещение вреда, причиненного здоровью, в полном объеме.
Верховный Суд РФ жалобу заявителей удовлетворил, указав, что в соответствии с п. 25 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы (п. 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона), гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
Федеральным законом от 12.02.2001 N 5-ФЗ пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции.
КонсультантПлюс: примечание.
Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, утвержденные Постановлением ВС РФ от 24.12.1992 N 4214-1, утратили силу с 6 января 2000 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, которым установлен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в других случаях, предусмотренных указанным законом.
Согласно ст. 3 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 декабря 1992 г., работодатель обязан возместить вред в полном объеме, причиненный здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ), если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.
Как установлено судом, заявителям вред здоровью причинен в результате чернобыльской катастрофы, и все они в связи с этим признаны инвалидами III или II группы в зависимости от полученного повреждения здоровья и степени утраты ими профессиональной трудоспособности.
По утверждению заявителей и их представителей, на основании оспариваемых ими протокольного решения Правительства Российской Федерации от 15 октября 1996 г. и принятых в связи с этим указаний Министерства финансов Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 октября 1996 г. выплачиваемые им в возмещение вреда, причиненного здоровью, суммы были ограничены за период со 2 марта 1996 г. по 31 октября 1996 г., а с 1 ноября по 31 декабря 1996 г. с последующим перерасчетом, т.е. вопреки требованиям закона было установлено и реализовано лишь частичное возмещение причиненного их здоровью вреда.
Оспариваемое заявителями протокольное решение совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 15 октября 1996 г. принято в противоречие требованиям Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (п. 25 ст. 14) и ст. 1079 ГК РФ в части размера подлежащего возмещению вреда, причиненного здоровью, и в связи с этим не подлежало применению.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, любые нормативные правовые акты (к каковым фактически относится и вышеуказанное решение), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что названное протокольное решение принято с соблюдением этих требований, представителями Министерства труда и социального развития Российской Федерации суду не представлено. Следовательно, протокольное решение от 15 октября 1996 г. не подлежало применению в связи с нарушением требований ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
Принятые Министерством финансов Российской Федерации и Министерством труда и социального развития Российской Федерации на основании названного протокольного решения Правительства Российской Федерации указания, ограничившие размер сумм, подлежащих выплате в возмещение вреда, как противоречащие требованиям вышеупомянутых законов, не могут быть признаны законными.
Довод представителей Министерства финансов Российской Федерации об отсутствии в федеральном бюджете средств на полное возмещение причиненного заявителям вреда не мог быть принят судом во внимание, так как не является основанием к тому, чтобы Правительство Российской Федерации или федеральные министерства по своему усмотрению изменяли установленный федеральными законами размер подлежащего возмещению вреда, причиненного здоровью граждан.
В случае необходимости Правительство Российской Федерации вправе было войти в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением об изменении действующего по данному вопросу законодательства либо о приостановлении действия отдельных его норм.
Ограничив своими указаниями размер подлежащих выплате в возмещение причиненного здоровью вреда сумм вопреки требованиям закона, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской Федерации тем самым нарушили права заявителей на полное возмещение причиненного им вреда, что не может быть признано правомерным.
8. 22 мая 1995 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации приняло и направило Министерствам социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации, департаментам, комитетам, Главным управлениям (управлениям), отделам социальной защиты населения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга указание о порядке применения Федерального закона от 7 мая 1995 г. "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" (с изменениями и дополнениями).
В п. 14 данного указания содержится норма, устанавливающая, что применительно к разъяснению о порядке применения отдельных статей Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденному Постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г., участникам войны и вдовам погибших военнослужащих, получающим две пенсии по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 г., выплачивается одна компенсационная сумма, установленная в связи с ростом стоимости жизни.
Серпуховский Совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании данного пункта указаний незаконным.
Верховный Суд РФ удовлетворил жалобу, сославшись на то, что упомянутый Федеральный закон, вступивший в силу с 1 мая 1995 г., предоставил, в частности, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), право на получение двух пенсий: по старости (или за выслугу лет) и по инвалидности.
Согласно ст. 7 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" (в редакции от 5 мая 1994 г.), пенсии не реже одного раза в три месяца подлежат индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни. Как следует из объяснений заинтересованных в деле лиц и из материалов дела, производившиеся после 1 мая 1995 г. индексации (с 1 июня 1995 г. - в 1,2 раза; с 1 августа 1995 г. - в 1,05 раза; с 1 ноября 1995 г. - в 1,05 раза, с 1 декабря 1995 г. - в 1,1 раза, с 1 января 1996 г. - в 1,15 раза и с 1 мая 1996 г. - в 1,1 раза) применялись к двум видам пенсий, получаемых участниками Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за некоторым исключением). Таким образом, у указанной категории лиц индексировались обе пенсии, право на которые они имели.
Компенсации же (компенсационные выплаты), устанавливаемые в связи с ростом стоимости жизни пенсионерам - участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания (а также вдовам погибших военнослужащих), получающим две пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", подлежат начислению согласно обжалуемому п. 14 указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, лишь к одной из двух выплачиваемых этим категориям лиц пенсий, что противоречит содержанию ст. 7 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в соответствии с которой как индексация, так и компенсации (компенсационные выплаты) в равной степени обусловлены ростом стоимости жизни (ростом цен на потребительские товары и услуги) и являются механизмами, повышающими пенсии.
Каких-либо ограничений в выплате двух компенсаций пенсионерам, имеющим право на получение двух пенсий, Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и, в частности ст. 7 этого Закона, не содержит.
Не содержат подобные ограничения и нормативные акты об установлении и увеличении компенсационных выплат, принятые как до 1 мая 1995 г., так и после этого времени (т.е. после распространения права на получение двух пенсий на участников войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).
В Указе Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. "О компенсационных выплатах пенсионерам в связи с ростом стоимости жизни", в Постановлении Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1994 г. "О компенсационных выплатах пенсионерам" и в Указе Президента Российской Федерации от 30 января 1995 г. "О компенсационных выплатах пенсионерам с 1 февраля 1995 г." указано на необходимость осуществлять компенсационные выплаты пенсионерам, получающим пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальные пенсии, назначенные в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (т.е. лишь тем пенсионерам, которые получают определенные виды пенсий, назначенные в соответствии с конкретным федеральным законом). Как пояснили суду представители заинтересованных в деле лиц, гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы (с 1991 г. имеющим право на получение двух пенсий), выплачивались и выплачиваются до настоящего времени две компенсационные суммы, устанавливаемые в связи с ростом стоимости жизни.
КонсультантПлюс: примечание.
Указы Президента РФ от 27.10.1993 N 1766 и от 30.01.1995 N 84 утратили силу с 9 сентября 1999 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 09.09.1999 N 1186.
Постановление Правительства РФ от 08.02.1994 N 86 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.06.2000 N 483.
При таком положении п. 14 указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, предусматривающий необходимость выплаты лицам, имеющим право на получение двух пенсий, лишь одной компенсационной суммы, установленной в связи с ростом стоимости жизни, является незаконным.
Эта норма фактически сводится к ограничительному толкованию ст. 7 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", однако правом дачи такого толкования Закона органы исполнительной власти не наделены.
9. К. получал пенсию по старости и пенсию по инвалидности вследствие военной травмы, назначенную в соответствии со ст. 5 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" (с изменениями и дополнениями).
С 1 июля 1993 г. выплата указанных пенсий была прекращена. Вместо ранее получаемых пенсий К. была назначена одна пенсия по инвалидности II группы, связанная с исполнением обязанностей военной службы, по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".
Считая необоснованным отказ отдела социальной защиты населения администрации Центрального района г. Комсомольска - на - Амуре и комитета по социальной защите населения администрации Хабаровского края в выплате пенсии по старости наряду с пенсией по инвалидности, К. обратился в суд с жалобой на решения указанных органов.
Решением суда первой инстанции жалоба удовлетворена.
В кассационном порядке решение было отменено, а в удовлетворении жалобы К. отказано со ссылкой на то, что ст. 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" не предусматривает для лиц, которым назначена пенсия в соответствии с названным Законом, право на получение двух различных государственных пенсий.
По протесту заместителя Генерального прокурора РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила судебные постановления и оставила без изменений решение суда первой инстанции, указав на ошибочное толкование ст. 7 названного Закона судами кассационной и надзорной инстанций.
В данной норме действительно закреплено правило, по которому при наличии права на различные пенсии гражданин должен выбрать одну из пенсий, но при этом установлено, что из этого правила есть исключение, установленное Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Поскольку в ст. 5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" такое исключение установлено для лиц, имеющих право на одновременное получение пенсии по старости и по инвалидности, связанной с военной травмой, суд первой инстанции вынес правильное решение об удовлетворении жалобы К.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей