4. Системная проблема и ожидаемые результаты реализации Стратегии
В 2000 - 2007 годы черная металлургия России развивалась довольно успешно. Начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис существенно отразился на состоянии экономики России. Значительно сократились годовые приросты макроэкономических показателей: ВВП, промышленного производства, инвестиций в основной капитал. Объемы производства стали и готового проката в 2012 году в России (как и в США) не достигли уровня 2007 года. В то же время черная металлургия Китая, Индии и ряда других стран превысила этот уровень.
Прогнозируется, что к 2016 году общеэкономическая ситуация в мире и в России нормализуется. Достаточно мощный инновационный потенциал, созданный в металлургическом комплексе, особенно благодаря высокому объему вложенных в последнее десятилетие инвестиций, является надежной базой для значительного наращивания производства. За последние годы введен в действие ряд крупных современных агрегатов в черной металлургии. Создание новых мощностей на металлургических предприятиях России осуществлялось на базе (в основном) передового импортного оборудования, что создало достаточно прочную техническую базу для успешной конкуренции на внутреннем и на внешнем рынках металлопродукции.
В период 2017 - 2020 гг. черная металлургия сможет начать наращивать объемы поставок металлопродукции на внутренний и внешний рынки. Наличие ряда современных агрегатов в составе черной металлургии обеспечит конкурентоспособность производимой продукции. В период 2020 - 2030 гг. продолжится дальнейшее инновационное развитие черной металлургии. К концу периода отрасль сможет удовлетворять практически любые требования потребителей к качеству металлопродукции.
В России имеется ряд проблем и факторов, затрудняющих развитие отрасли, которые делятся на две группы. Первая - внутриотраслевые факторы, вторая - внешние по отношению к черной металлургии факторы, определяющие условия, в которых работают предприятия.
Внешние факторы, сдерживающие развитие черной металлургии:
- низкий спрос на металлопродукцию на внутреннем рынке вследствие недостаточного развития отраслей машиностроительного комплекса;
- существенные объемы импорта металлоемких машин, механизмов и оборудования;
- усиление влияния стран азиатского региона на мировых рынках металлопродукции;
- непрогнозируемый в долгосрочной перспективе рост тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки;
- недостаточно высокий уровень защиты внутреннего рынка.
В рамках внутриотраслевых факторов проявились следующие негативные тенденции:
- повышенные, по сравнению с зарубежными предприятиями-аналогами, удельные расходы сырья и топливно-энергетических ресурсов на тонну стали;
- высокая стоимость логистической составляющей в затратах на металлопродукцию, в связи со сложившимся географическим размещением и высокой концентрацией производства;
- снижение объемов производства специальных сталей и сплавов;
- недостаточное развитие сети сервисных центров и малых предприятий, производящих широкую номенклатуру металлопродукции высокой степени готовности;
- недостаточный уровень производительности труда;
- обострение проблемы обеспечения металлургических предприятий квалифицированными кадрами.
Реализация Стратегии обеспечит:
сбалансированное высокоэффективное развитие черной металлургии, увеличение вклада отрасли в решение общенациональной задачи экономического развития России - повышения ВВП и качества жизни населения;
рост объемов производства продукции с увеличением глубины переработки, создание новых ее видов;
снижение импортных поставок за счет увеличения объемов производства дефицитных видов продукции - отдельных видов стальных труб, металла с защитными покрытиями, нержавеющей стали, рельсового проката и т.п.;
инновационное совершенствование техники и технологий производства металлопродукции;
продолжение технологической модернизации предприятий отрасли и реструктуризацию неэффективных производственных мощностей;
проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и снижение ресурсоемкости металлургического и горнодобывающего производства;
подготовку квалифицированных кадров для черной металлургии;
ускоренное развитие рудной базы металлургической промышленности;
снижение вредного воздействия предприятий отрасли на окружающую среду.
В результате увеличения спроса на металлопродукцию со стороны практически всех отраслей-потребителей прогнозируется прогрессивный сдвиг в направлении увеличения доли поставок продукции на внутренний рынок.
Основным результатом реализации Стратегии должен стать рост конкурентоспособности продукции в требуемых экономике России номенклатуре, качестве и объемах ее поставок на внутренний рынок (с учетом развития металлопотребляющих отраслей), а также на внешний рынок на базе инновационного обновления отрасли.
В результате ускорения темпов внедрения инноваций прогнозируется улучшение производственной структуры черной металлургии - в первую очередь, за счет повышения доли конкурентоспособных мощностей (на всех переделах), а также за счет увеличения доли мощностей для выпуска продукции более глубокой степени переработки, доли импортозамещающих и новых производств. Все это позволит улучшить структуру товарной продукции металлургии, повысить ее конкурентоспособность и адекватность требованиям рынков.
Доля производства стали в электропечах составит в 2015 г. - 32%, в 2020 г. - 37,7%, в 2030 г. - 42,1%; в конвертерах - 65,5%, 61,3% и 57,9% соответственно. Мартеновское производство на предприятиях черной металлургии практически ликвидируется, однако оно сохранится в минимальных объемах на неспециализированных предприятиях других отраслей. Ожидаемое изменение структуры производства стали соответствует мировым тенденциям.
Доля разливки стали на МНЛЗ составит в 2015 году - 85 - 90%, в 2020 году - 97 - 99%, далее - 99%. Доля листового металла в общем производстве листового и сортового проката (без учета заготовки для переката на экспорт) составит 55,6% в 2015 г., 54,8% - в 2020 г. и 54,6% - в 2030 г. Эти показатели отличаются от зарубежных, что связано со структурой экономики России и металлопотребления.
В прогнозируемый период будет освоено производство высококачественных длинномерных рельсов, толстостенных труб для ТЭКа и широкоформатного толстолистового проката для их производства, а также проката требуемого качества для ОПК, судостроения, атомного машиностроения; ожидается расширение производства высококачественного автомобильного листа.
В результате прогнозируемой инвестиционной деятельности повысятся темпы обновления фондов и фондовооруженность, что положительно повлияет на ресурсоемкость производства и производительность труда.
При совершенствовании технико-технологической базы предприятий улучшится состояние окружающей среды в районах их расположения.
Выполнение планов мероприятий по реализации настоящей Стратегии позволят обеспечить динамичное развитие черной металлургии, в том числе с использованием частно-государственного партнерства, современных механизмов корпоративного управления при совершенствовании правовой базы. Это позволит принципиально улучшить конкурентную позицию металлургической промышленности России на рынках сбыта.
Реализация настоящей Стратегии увеличит вклад металлургии в решение общенациональных задач экономического развития России.
Эффект от достижения ожидаемых результатов является многоуровневым:
содействие решению задач по развитию основных металлопотребляющих отраслей экономики, где имеется значительный государственный капитал: ТЭК, ОПК, атомное машиностроение, авиастроение, судостроение, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, транспортное машиностроение;
развитие новых промышленных регионов (Нижнее Приангарье, Забайкалье, Дальний Восток, Урал Приполярный, Арктическая зона и др.);
развитие и создание необходимых объектов инфраструктуры (ЛЭП, порты, аэродромы, железные дороги, автодороги, трубопроводы);
повышение обороноспособности страны, более эффективное реагирование на угрозы ее безопасности;
расширение высокотехнологичного экспорта, сокращение импорта и соответствующее улучшение структуры внешнеторгового оборота (без применения субсидий);
дальнейшее развитие эффективных рыночно-ориентированных бизнес-структур, обладающих потенциалом саморазвития;
повышение инновационной активности и уровня обновляемости фондов предприятий отрасли и смежных отраслей;
облегчение доступа предприятий отрасли на финансовые рынки, расширение использования рынка ценных бумаг для привлечения финансовых ресурсов;
повышение спроса на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные разработки;
в социально-экономической и бюджетной сфере:
содействие сохранению рабочих мест и привлечению научно-технических кадров в отрасль;
создание новых рабочих мест при развитии новых промышленных регионов;
повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры;
повышение производительности труда;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей