4.1.6. Олово

4.1.6 Олово

Государственным запасом учтено 270 месторождений олова, суммарные балансовые запасы которых составляют около 1,7 млн. т металла. Прогнозные ресурсы металла в России оцениваются более чем в 1,5 млн. т.

По объему разведанных запасов олова Россия, наряду с Китаем, Индонезией и Бразилией, занимает лидирующее положение в мире. Основную сырьевую базу предприятий по добыче составляют месторождения Дальневосточного федерального округа - в Якутии и Хабаровском крае. Однако отработка многих месторождений затруднена ввиду их расположения в сложных природно-климатических условиях с неразвитой инфраструктурой и в современных экономических условиях малорентабельна.

В настоящее время добычу олова осуществляют только рудники - Молодежный, Перевальный, Правоурмийский в Хабаровском крае. Крупнейший до недавнего времени российский производитель олова в концентрате ОАО "Сахаолово" (Якутия) не функционирует с 2009 г. В результате этого выпуск олова в концентрате катастрофически снизился и по сравнению с базовым 2007 г. составляет всего около 13% (0,3 тыс. т).

Дефицит оловянного сырья частично восполняется поставками по импорту, в последние годы поставки составляли 1 - 1,8 тыс. т концентрата. Тем не менее, в России было резко сокращено производство металлического олова - почти в 3 раза по сравнению с 2007 г.

За счет установления нулевой ставки НДПИ на добычу олова в Хабаровском крае предполагается рост выпуска олова в концентрате до 3 - 4 тыс. т к 2020 г. за счет, прежде всего, развития Правоурмийского месторождения. Также необходимо восстановление добычи олова в Якутии, сырьевая база которой позволяет получать не менее 6 тыс. т олова в концентрате. Рост производства оловянных концентратов сможет минимизировать его импортные поставки.

Также дефицит оловосодержащего сырья может быть снижен за счет увеличения объемов использования вторичного и техногенного (объемы значительны) сырья.

Среди основных рисков - низкая инвестиционная привлекательность месторождений в связи с неразвитой инфраструктурой. В качестве мер предлагается стимулирование развития транспортной и энергетической инфраструктуры, налоговые и тарифные льготы.