Динамика железнодорожных перевозок продукции цветной металлургии России в 2006 - 2013 гг., млн. т

Динамика железнодорожных перевозок продукции цветной

металлургии России в 2006 - 2013 гг., млн. т

Продукция

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Руды и концентраты цветных металлов <*>

29,6

30,9

30,6

28,2

30,6

29,2

28

25,8

Цветные металлы, прокат из них, лом <*>

4,3

6,1

6

5,2

5,4

5,5

5

4,8

Всего, продукция цветной металлургии <*>

33,9

37

36,6

33,4

36

34,7

33

30,6

--------------------------------

<*> С учетом экспортно-импортных поставок.

Железная дорога перевозит 33 - 36 млн. т грузов цветной металлургии (с учетом экспортно-импортных поставок), этот показатель существенно ниже показателей по черной металлургии (свыше 200 тыс. т грузов).

Наибольший объем поставок железнодорожным транспортом осуществляют крупные компании, перевозящие ежегодно 5 - 10 млн. т грузов. Знаковой тенденцией последних лет явилось создание дочерних транспортных структур, необходимых для повышения эффективности перевозок продукции.

Рост тарифов на перевозку железнодорожным транспортом может привести к ухудшению технико-экономических показателей проектов по разработке новых месторождений цветных металлов в Сибири и на Дальнем Востоке. По этой причине экономически невыгодно поставлять концентраты ряда цветных металлов (сурьма, вольфрам, свинец), производимые в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, для переработки в Европейскую часть России, вследствие чего они экспортируются в нарастающих объемах как продукты с низкой добавленной стоимостью. Учитывая это, необходимо решить вопрос дифференциации стоимости перевозок сырья на дальние расстояния.

Также сохраняются диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортной обеспеченности регионов. В 10-ти субъектах Российской Федерации железнодорожная сеть недостаточно развита, а шесть - не имеют железнодорожного сообщения. К ним относятся, в частности, Республика Алтай, Тыва, Магаданская область, Камчатский край, обладающие существенными запасами цветных металлов. Таким образом, в хозяйственный оборот не вовлекаются природные ресурсы, что отрицательно сказывается на экономическом развитии отдельных регионов, в частности Дальнего Востока.

При сохранении темпов реконструкции железнодорожной инфраструктуры перевозка планируемых объемов сырьевых ресурсов на экспортных и импортных направлениях в ближайшей перспективе будет существенно затруднена. Это может стать серьезным препятствием в работе ряда предприятий цветной металлургии. Усугубляет ситуацию наличие устаревшего и требующего обновления подвижного парка (изношенность парка грузовых вагонов находится на уровне свыше 55%).

Особенностью цветной металлургии является высокая энергоемкость как подготовки сырья в процессе переработки, так и металлургического передела. Наиболее высоким уровнем энергоемкости отличается производство алюминия, магния и титана и др.

Общий объем потребления электроэнергии цветной металлургией России находится на уровне 90 - 95 млрд. кВт. ч, что составляет до 15% электроэнергии от использования всей промышленностью.

Основная доля использования электроэнергии в отрасли приходится на выпуск алюминия (67 - 70%). Расходы на электроэнергию составляют до 40% себестоимости продукции. Расход электроэнергии при выпуске 1 т алюминия для разных заводов находится в диапазоне 15 - 16 тыс. кВт. ч. Для снижения этого показателя осуществляются различные мероприятия, в частности, использование щелевых анодов, внедрение электролизеров новых и модернизация действующих конструкций, а также разработка технологии производства на инертных анодах.

Более 75% производимого в стране алюминия выпускается с помощью гидроэлектроэнергии, ключевыми преимуществами которой являются неисчерпаемость и безвредность для окружающей среды. Последним примером создания совместных мощностей по выпуску алюминия и гидроэлектроэнергии является проект БЭМО (Богучанское энерго-металлургическое объединение), в состав которого войдут алюминиевый завод мощностью 600 тыс. т и гидроэлектростанция мощностью 3000 МВт.

Стоимость гидроэлектроэнергии для сибирских предприятий существенно ниже электроэнергии с тепловых станций европейской части России - около 0,5 руб. за 1 КВт. Тем не менее, по данным Росстата, Института независимых энергетических исследований (ИНЭИ), Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), Россия входит в список стран с высокими энерготарифами, с учетом тарифов в Европейской части России. Главным фактором удорожания доставленной электрической энергии служит рост тарифов региональных сетевых компаний, существенно превышающих уровень тарифов на передачу по Единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Рост энерготарифов привел к сокращению и в некоторых случаях полному прекращению производства на ряде алюминиевых заводов России. Для разрешения этой ситуации предлагается модель поставок электрической энергии и мощности по прямым договорам от эффективных производителей, апробированная для Богословского алюминиевого завода.

Динамика индекса цен на продукцию цветной металлургии в сравнении с индексами электроэнергетической отрасли и железнодорожных перевозок представлена в таблице. Индексы цен на алюминий за рассматриваемый период (2006 - 2013 гг.) уступают темпам роста цен электроэнергетики. Индекс тарифов железнодорожных перевозок в целом соответствует темпам роста цен цветной металлургии, за исключением последних 2 лет.