Динамика железнодорожных перевозок продукции цветной металлургии России в 2006 - 2013 гг., млн. т
Динамика железнодорожных перевозок продукции цветной
металлургии России в 2006 - 2013 гг., млн. т
Руды и концентраты цветных металлов <*> |
||||||||
Цветные металлы, прокат из них, лом <*> |
||||||||
Всего, продукция цветной металлургии <*> |
--------------------------------
<*> С учетом экспортно-импортных поставок.
Железная дорога перевозит 33 - 36 млн. т грузов цветной металлургии (с учетом экспортно-импортных поставок), этот показатель существенно ниже показателей по черной металлургии (свыше 200 тыс. т грузов).
Наибольший объем поставок железнодорожным транспортом осуществляют крупные компании, перевозящие ежегодно 5 - 10 млн. т грузов. Знаковой тенденцией последних лет явилось создание дочерних транспортных структур, необходимых для повышения эффективности перевозок продукции.
Рост тарифов на перевозку железнодорожным транспортом может привести к ухудшению технико-экономических показателей проектов по разработке новых месторождений цветных металлов в Сибири и на Дальнем Востоке. По этой причине экономически невыгодно поставлять концентраты ряда цветных металлов (сурьма, вольфрам, свинец), производимые в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, для переработки в Европейскую часть России, вследствие чего они экспортируются в нарастающих объемах как продукты с низкой добавленной стоимостью. Учитывая это, необходимо решить вопрос дифференциации стоимости перевозок сырья на дальние расстояния.
Также сохраняются диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортной обеспеченности регионов. В 10-ти субъектах Российской Федерации железнодорожная сеть недостаточно развита, а шесть - не имеют железнодорожного сообщения. К ним относятся, в частности, Республика Алтай, Тыва, Магаданская область, Камчатский край, обладающие существенными запасами цветных металлов. Таким образом, в хозяйственный оборот не вовлекаются природные ресурсы, что отрицательно сказывается на экономическом развитии отдельных регионов, в частности Дальнего Востока.
При сохранении темпов реконструкции железнодорожной инфраструктуры перевозка планируемых объемов сырьевых ресурсов на экспортных и импортных направлениях в ближайшей перспективе будет существенно затруднена. Это может стать серьезным препятствием в работе ряда предприятий цветной металлургии. Усугубляет ситуацию наличие устаревшего и требующего обновления подвижного парка (изношенность парка грузовых вагонов находится на уровне свыше 55%).
Особенностью цветной металлургии является высокая энергоемкость как подготовки сырья в процессе переработки, так и металлургического передела. Наиболее высоким уровнем энергоемкости отличается производство алюминия, магния и титана и др.
Общий объем потребления электроэнергии цветной металлургией России находится на уровне 90 - 95 млрд. кВт. ч, что составляет до 15% электроэнергии от использования всей промышленностью.
Основная доля использования электроэнергии в отрасли приходится на выпуск алюминия (67 - 70%). Расходы на электроэнергию составляют до 40% себестоимости продукции. Расход электроэнергии при выпуске 1 т алюминия для разных заводов находится в диапазоне 15 - 16 тыс. кВт. ч. Для снижения этого показателя осуществляются различные мероприятия, в частности, использование щелевых анодов, внедрение электролизеров новых и модернизация действующих конструкций, а также разработка технологии производства на инертных анодах.
Более 75% производимого в стране алюминия выпускается с помощью гидроэлектроэнергии, ключевыми преимуществами которой являются неисчерпаемость и безвредность для окружающей среды. Последним примером создания совместных мощностей по выпуску алюминия и гидроэлектроэнергии является проект БЭМО (Богучанское энерго-металлургическое объединение), в состав которого войдут алюминиевый завод мощностью 600 тыс. т и гидроэлектростанция мощностью 3000 МВт.
Стоимость гидроэлектроэнергии для сибирских предприятий существенно ниже электроэнергии с тепловых станций европейской части России - около 0,5 руб. за 1 КВт. Тем не менее, по данным Росстата, Института независимых энергетических исследований (ИНЭИ), Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), Россия входит в список стран с высокими энерготарифами, с учетом тарифов в Европейской части России. Главным фактором удорожания доставленной электрической энергии служит рост тарифов региональных сетевых компаний, существенно превышающих уровень тарифов на передачу по Единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Рост энерготарифов привел к сокращению и в некоторых случаях полному прекращению производства на ряде алюминиевых заводов России. Для разрешения этой ситуации предлагается модель поставок электрической энергии и мощности по прямым договорам от эффективных производителей, апробированная для Богословского алюминиевого завода.
Динамика индекса цен на продукцию цветной металлургии в сравнении с индексами электроэнергетической отрасли и железнодорожных перевозок представлена в таблице. Индексы цен на алюминий за рассматриваемый период (2006 - 2013 гг.) уступают темпам роста цен электроэнергетики. Индекс тарифов железнодорожных перевозок в целом соответствует темпам роста цен цветной металлургии, за исключением последних 2 лет.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей