7. Важнейшие инвестиционные проекты и комплекс обеспечивающих мероприятий
В прогнозируемый период в черной металлургии предусматривается реализация крупных инвестиционных проектов, основные из которых справочно представлены в Приложении N 4 к настоящей Стратегии.
Многие предприятия черной металлургии разработали и осуществляют инвестиционные программы реконструкции и технического перевооружения производства, направленные на повышение объемов производства продукции высокой добавленной стоимости, на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Вместе с тем, в условиях разрастающегося с конца 2008 года глобального экономического и финансового кризиса и сохраняющейся тенденции замедления темпов роста экономики до 2015 года все металлургические компании скорректировали сроки реализации крупных инвестиционных проектов, в дальнейшем также возможны изменения компаниями сроков реализации проектов и объемов их финансирования.
Планы реализации предприятиями отрасли основных инвестиционных проектов разработаны, к сожалению, только до 2020 года. В связи с имеющейся высокой долговой нагрузкой компании не прогнозируют реализацию инвестпроектов на долгосрочную перспективу.
Среди основных инновационных инвестиционных проектов можно отметить:
- строительство на Дальнем Востоке (г. Свободный) нового сталеплавильного завода мощностью 2,5 млн. тонн стали в год на основе технологии прямого восстановления железа;
- строительство в г. Черемхово нового завода по получению гранулированного чугуна мощностью 1000 тыс. тонн;
- строительство ряда мини-заводов листового и сортового профиля;
- строительство нового завода по производству прецизионных сплавов и отдельных видов деталей и узлов из них годовой мощностью 5 тыс. тонн для обеспечения оборонного комплекса России;
- строительство нового завода по производству аморфных электротехнических сталей и выпуска трансформаторов на ее основе годовой мощностью 10 тыс. тонн с целью снижения потерь электроэнергии при трансформации в 5 - 6 раз.
Реализация крупных инвестиционных проектов обеспечит:
совершенствование технологии и улучшение качества продукции отрасли с целью повышения конкурентоспособности;
снижение ресурсоемкости и энергоемкости металлопродукции;
снижение вредного воздействия предприятий на окружающую среду (комплекс мероприятий по охране окружающей среды в аглодоменном и коксохимическом производствах черной металлургии, включая сокращение эмиссий парниковых газов в атмосферу);
увеличение производства высокотехнологичных эффективных видов металлопродукции (в том числе для нужд оборонно-промышленного комплекса): специальных сталей и сплавов, холоднокатаного проката, проката из нержавеющей стали, металла с различными видами защитных покрытий, длинномерных рельсов и других видов продукции с высокой добавленной стоимостью.
Прогноз важнейших инновационных научно-исследовательских разработок, необходимых к реализации, представлен в Приложении N 5, перспективы организации производства новых видов продукции - в Приложении N 6.
Инновационное обеспечение научно-технического потенциала отрасли и концентрация его на решении перспективных задач развития должно обеспечить внедрение следующих стратегически важных направлений:
разработка и использование совмещенных процессов производства металлопродукции, сокращение технологических операций с целью снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности металлопродукции;
разработка на основе специализированных методов управления формами присутствия примесей, структурной и наноструктурной составляющей нового поколения массовых высококачественных сталей с увеличенным не менее чем в 1,5 - 2 раза комплексом показателей уровня стабильности служебных свойств, при снижении до 15% затрат на производство, повышении ресурса эксплуатации в 2 - 3 раза, создание конкурентных преимуществ на мировом рынке;
создание новых энерго- и ресурсосберегающих технологий переработки железных и других руд российских месторождений, включая создание новых агрегатов для их реализации;
разработка комплекса технологий переработки отходов металлургического и других производств (шлаков, шламов, возгонов, окалин и др.) с получением товарной продукции;
совершенствование управления технологическими процессами металлургического производства на основе комплексных моделей, интеллектуальных систем автоматизации и роботизации;
создание благоприятного правового и экономического климата для формирования и развития малого инновационного предпринимательства;
создание благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных ученых и специалистов, а также молодых специалистов в научно-техническую сферу.
В настоящее время научными разработками в области черной металлургии занимается ряд научно-исследовательских и проектных организаций, кроме того, в некоторых металлургических компаниях имеются научно-исследовательские подразделения.
Научные организации металлургической промышленности испытывают существенные трудности в обеспечении кадрами, обновлении имущественного комплекса и его техническом оснащении. В течение длительного времени практически не приобреталось современное исследовательское оборудование, некоторое обновление лабораторного и опытного оборудования началось только в последние 3 - 5 лет. Практически отсутствуют высококвалифицированные специалисты в возрасте 35 - 45 лет.
Усиление научного потенциала предполагает, прежде всего, активное техническое перевооружение многих организаций и создание отраслевой системы подготовки научных кадров (в тесной связке вуз - научная организация).
Механизм поддержки инновационной деятельности включает:
привлечение частного капитала для обеспечения непрерывности функционирования цикла "наука - производство";
развитие механизмов частно-государственного партнерства;
стимулирование производителей и потребителей металлопродукции для решения общенациональных задач стратегической важности - увеличения доли продукции с добавленной стоимостью и создания дополнительных рабочих мест при повышении производительности труда в традиционных отраслях.
Стратегия предусматривает в качестве необходимых реализацию следующих условий:
скорейшее преодоление финансового кризиса и его последствий с обеспечением макроэкономической стабильности и совершенствовании нормативно-правовой базы экономики, создающих основу для притока инвестиций;
расширение емкости внутреннего рынка металлопродукции путем развития основных металлопотребляющих отраслей экономики, прежде всего, машиностроительного комплекса (включая ОПК) и стройиндустрии;
расширение объемов геологоразведочных работ по выявлению месторождений руд, содержащих железо, хром и марганец в рамках реализации "Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья", в том числе за счет паритетного использования средств федерального бюджета и частных инвесторов;
усиление роли государства в защите интересов российских металлопроизводителей на мировых рынках, в частности, оказание содействия со стороны торговых представительств.
Комплекс обеспечивающих мероприятий направлен на создание условий для эффективной реализации приоритетных задач Стратегии.
Совершенствование нормативной правовой базы включает:
разработку и принятие нормативных документов, предусматривающих обязательность поставок для государственных нужд только металлопродукции отечественного производства;
закрепление на законодательном уровне соблюдения нормативов срока службы металлоизделий (труб, металлоемких конструкций, агрегатов, подвижного состава и т.п.);
создание на законодательном уровне стимулирующих условий для интенсивного развития металлопотребляющих отраслей машиностроения с целью увеличения потребления металлопродукции на внутреннем рынке;
совершенствование процедуры таможенного администрирования;
стимулирование внедрения на предприятиях металлургической промышленности ресурсосберегающих и экологичных технологий.
Поддержка отечественных металлопроизводителей на внутреннем и международных рынках металлопродукции предполагает:
обеспечение защиты отдельных сегментов внутреннего рынка металлопродукции (с учетом интересов потребителей, фактического и потенциального уровня доступа иностранных поставщиков на каждый сегмент, наличия адекватной законодательной и нормативной правовой базы);
проведение активной политики в международных организациях с целью обеспечения интересов отечественной металлургии (Комитет по стали ОЭСР, WSA и др.);
углубление интеграционных процессов в отношениях со странами-партнерами.
Для повышения надежности и обоснованности прогнозов развития отраслей необходимо координировать планы развития предприятий черной металлургии с Генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог, стратегиями развития других отраслей промышленности и регионов России.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей