3.2.5. Конкурентоспособность черной металлургии России
3.2.5 Конкурентоспособность черной металлургии России
Конкурентоспособность черной металлургии России обусловлена наличием:
- собственной развитой железорудной и топливно-энергетической базы;
- современных мощностей по выплавке чугуна и стали и производству металлопродукции по всем переделам;
- группы конкурентных вертикально-интегрированных холдингов, имеющих зарубежные активы;
- относительно низких (по сравнению с внешними конкурентами) издержек при сопоставимом качестве продукции;
- устойчивых позиций на зарубежных рынках.
Основной задачей повышения конкурентоспособности отрасли является:
- на внутреннем рынке - увеличение доли потребления металлопродукции, производимой российскими металлургическими компаниями;
- на внешних рынках - сохранение конкурентных позиций.
Конкурентоспособность металлопродукции российских предприятий будет в перспективе определяться комплексом технических и экономических факторов.
Благодаря осуществленным на крупных металлургических комбинатах России в последнее десятилетие программам развития и технического перевооружения, основные виды выпускаемой продукции по своим качественным параметрам полностью соответствуют зарубежным стандартам и требованиям, предъявляемым потребителями.
Для обеспечения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе необходимо дальнейшее повышение технического уровня производства, внедрение новых инновационных технологических процессов.
Существенное влияние на уровень конкурентоспособности продукции оказывают экономические факторы.
Рост тарифов естественных монополий в период 2000 - 2012 гг. намного превышал рост цен на металлопродукцию.
В настоящее время цены на природный газ на спотовом рынке США практически находятся на уровне цен, по которым его поставляет ОАО "Газпром" российским металлургическим компаниям.
Цены на электроэнергию для российских металлургических предприятий выше, чем в США и вплотную приблизились к ценам на электроэнергию в ряде европейских стран (Германия, Франция).
По экспертным расчетам средние железнодорожные тарифы на перевозку экспортной металлопродукции до портов отгрузки выросли с 2002 г. более чем в 4 раза: с 18 долл./т до 83 долл./т, тогда как у основных конкурентов они выросли примерно в два раза: с 16 долл./т до 30 долл./т.
Прогнозируемый Минэкономразвития России рост тарифов естественных монополий приведет к снижению конкурентоспособности российских металлургических компаний как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
Металлургические компании принимают меры по ослаблению влияния роста тарифов естественных монополий: увеличивают долю производства собственной электроэнергии, активно используют собственный или арендуемый вагонный парк, увеличивают долю использования автотранспорта. Однако эти меры не компенсируют в полной мере рост тарифов естественных монополий.
Основными факторами изменения конкурентной среды для российской черной металлургии в перспективе являются:
- ужесточение конкуренции на традиционных экспортных рынках в связи с появлением новых игроков, ростом мощностей и выходом части стран на самообеспечение отдельными видами металлопродукции, а также в связи с установлением мер торговой защиты;
- сокращение спроса на отдельных региональных рынках;
- прогнозируемый рост тарифов естественных монополий, цен на сырье и топливо на российском рынке.
Повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции в перспективе будут способствовать следующие факторы:
- рост объемов выпуска продукции с увеличением глубины переработки;
- повышение эффективности использования сырья и энергоресурсов;
- повышение производительности труда;
- повышение качества выпускаемой продукции, в том числе за счет освоения новых технологий.
Кроме того, для повышения конкурентоспособности черной металлургии необходимо осуществить комплекс мер государственной поддержки отрасли:
- установить прогнозируемый долгосрочный рост тарифов естественных монополий на уровне не выше уровня инфляции предыдущего года;
- установить требование о преимущественном потреблении металлопродукции отечественного производства при выполнении государственных закупок;
- создать условия для интенсивного развития отраслей машиностроения с целью увеличения потребления металлопродукции на внутреннем рынке;
- закрепить на законодательном уровне необходимость соблюдения нормативных сроков службы продукции из черных металлов (труб, металлоемких конструкций, оборудования, подвижного состава и т.п.) и запрет их повторного использования;
- продолжить реализацию механизма предоставления государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов, определяющих конкурентоспособное развитие металлургического производства;
- оказывать поддержку реализации инвестиционных проектов, направленных на выполнение государственного заказа, в том числе путем субсидирования технического перевооружения предприятий по производству специальных сталей и сплавов;
- субсидировать процентные ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание новых производств;
- реализовать меры по повышению эффективности механизмов торговой защиты отечественных предприятий путем сокращения сроков проведения антидемпинговых и специальных расследований, применения предварительных защитных мер и др.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей