Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Таблица 5. Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки

Таблица 5

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

углубленной подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

5292

3528

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

1056

704

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 9

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1 - 9

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения по профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

48

ОГСЭ.03. Психология общения

ОК 1 - 9

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности

280

ОГСЭ.04. Иностранный язык

ОК 1 - 9

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

560

280

ОГСЭ.05. Физическая культура

ОК 2, 3, 6

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

282

188

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

использовать математические знания, арифметический, алгебраический и геометрический аппарат для описания и решения прикладных задач;

грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции на математическом материале;

пользоваться математическими формулами;

самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

применять на практике технику вычислений, рационально сочетая точные и приближенные, устные и инструментальные вычисления;

применять алгебраические преобразования и функционально-графические представления для описания и анализа закономерностей, делать чертежи и рисунки, изображать схемы;

производить операции над матрицами и определителями;

решать системы линейных уравнений;

производить действия с векторами;

решать задачи, используя уравнения прямых и кривых второго порядка на плоскости;

вычислять производные и дифференциалы, неопределенные и определенные интегралы;

исследовать на сходимость числовые ряды, разлагать элементарные функции в ряд Тейлора;

находить частные производные и дифференциалы функции двух переменных;

решать обыкновенные дифференциальные уравнения;

пользоваться основными понятиями теории комплексных чисел;

решать задачи, применяя численные методы;

знать:

основные понятия и методы линейной алгебры, аналитической геометрии, математического анализа, дискретной математики, дифференциального исчисления, теории вероятностей и математической статистики, теории комплексных чисел и численных методах;

основные численные методы решения прикладных задач

ЕН.01. Математика

ОК 1 - 9

уметь:

описывать и объяснять следующие физические явления и свойства тел: движение тел; свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

классифицировать физические задачи и применять методы их решения;

оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов физики;

приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий и позволяют проверить истинность теоретических выводов;

использовать сведения об измерениях, их специфичности в различных разделах естествознания и по обработке результатов этих измерений;

применять физическую теорию для объяснения известных явлений природы и научные факты, предсказывающие еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

различных видов электромагнитных излучений для развития электроники, радио- и телекоммуникаций, квантовой физики, нанотехнологий;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств, содержащуюся в научно-популярных статьях и сети Интернет;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

знать:

смысл следующих понятий:

физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл следующих физических величин:

скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, колебаний и волн, фотоэффекта;

методы теоретического и экспериментального исследования;

основы и принципы физического моделирования;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики

ЕН.02. Физика

ОК 1 - 9

уметь:

работать с теплофизическими измерительными приборами;

проводить аналитические и графические исследования тепловых процессов с использованием диаграмм;

проводить термодинамический анализ тепловых установок и оценивать эффективность их работы;

знать:

основные понятия, определения, принципы и законы технической термодинамики;

устройства, в которых происходит преобразование тепловой энергии в механическую или электрическую;

физическую сущность рабочих процессов в компрессорах, теплосиловых установках

ЕН.03. Основы технической термодинамики

ОК 1 - 9

уметь:

с помощью определенных интегралов решать задачи на измерение площадей, ограниченных кривыми (задачи "нахождения квадратур"), длин дуг кривых ("спрямление кривых"), площадей поверхностей тел, объемов тел ("нахождение кубатур"), определения координат центра тяжести, моментов инерции, пути тела по известной скорости движения, работы, производимой силой, и т.д.;

применять различные методы приближенного вычисления определенных интегралов:

графические методы, формулы прямоугольников и трапеций, формулу Симпсона;

осуществлять приближенное вычисление определенных интегралов на электронно-вычислительных машинах с абсолютной погрешностью, не превышающей любого заданного малого положительного числа;

знать:

свойства и способы вычисления определенного и неопределенного интеграла и их приложения

ЕН.04. Интегральное исчисление

ОК 1 - 9

П.00

Профессиональный учебный цикл

3954

2636

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1480

986

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

употреблять графическую символику;

использовать основные законы, методы и приемы геометрического проекционною черчения;

решать задачи (частные случаи) на взаимную принадлежность и взаимное пересечение геометрических фигур;

определять натуральные величины плоских геометрических фигур;

определять геометрические формы деталей средней сложности по их изображениям и выполнять эти изображения с натуры и по чертежу изделия или его элементов;

выполнять эскизы, чертежи деталей и узлов средней сложности;

наносить размеры на рабочих чертежах и эскизах деталей;

уметь читать и выполнять сборочные чертеж, осуществлять деталирование сборочного чертежа;

знать:

теоретические основы построения изображений точек, прямых, плоскостей и отдельных видов пространственных линий и поверхностей на плоскости;

методы построения разверток многогранников и различных поверхностей с нанесением элементов изделия на развертке;

методы построения обратимых чертежей пространственных объектов;

структуру стандартов ЕСКД;

структуру методик и инструкций по разработке конструкторской документации;

методы построения эскизов, чертежей и технических рисунков стандартных деталей, разъемных и неразъемных соединений деталей и сборочных единиц средней сложности в соответствии со стандартами ЕСКД;

методы построения и оформления сборочных чертежей общего вида различного уровня сложности и назначения; принцип работы конструкции, показанной на чертеже

ОП.01. Инженерная графика

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.5

уметь:

выполнять и редактировать чертежи и схемы изделий с помощью графических редакторов;

разрабатывать и оформлять конструкторскую и технологическую документацию с помощью графических редакторов;

знать:

методы и приемы геометрического моделирования деталей и узлов средней сложности

ОП.02. Компьютерная графика

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.5

уметь:

использовать аксиомы и теоремы статики для определения реакций опор и усилий в стержнях плоских ферм и элементах других конструкций;

определять координаты центра массы плоских и пространственных фигур;

определять параметры движения точки и твердого тела при различных способах его задания;

использовать законы и общие теоремы динамики;

строить эпюры сил и моментов;

рассчитывать напряжения и деформации при характеристике круглых и прямоугольных сечений;

составлять кинематические схемы механизмов;

знать:

методику расчета сил, моментов, реакций опор и усилий в элементах плоских ферм, параметров движения точки и твердого тела;

методику расчета напряжений и деформаций в элементах конструкций при различных видах нагружений;

смысл следующих понятий:

колебательное движение материальной точки, явление резонанса, количество движения, импульс силы, кинетический момент;

методику расчета статически неопределенных систем;

методику проверки прочности материала при сложном напряженном состоянии и устойчивости элементов конструкций

ОП.03. Техническая механика

ОК 1 - 9

ПК 2.2

уметь:

выбирать необходимый конструкционный материал для изготовления деталей;

определять вид обработки для получения требуемых эксплуатационных свойств деталей;

выбирать рациональный способ и режим обработки металлов, необходимое оборудование для получения заготовок и готовых изделий;

разбираться в характеристиках и ограничениях применения материалов, используемых для изготовления деталей и узлов планера, механизмов, двигателя и оборудования летательного аппарата, и в технологиях и процессах их изготовления;

знать:

основные связи между составом, структурой и свойствами материалов и сплавов, закономерности изменения этих свойств под действием термического, химического или механического воздействия;

конструкционные и инструментальные металлические материалы;

пластические массы, резиновые и клеящие материалы, герметики, неорганические материалы, традиционные и новые композиционные материалы;

методы защиты металлов от коррозии;

основы технологии конструкционных материалов;

классификацию свойств и методов направленного изменения конструкционных материалов;

отечественную и международную системы обозначения конструкционных материалов и их совместимость, стандартизацию;

поведение материалов в процессе эксплуатации летательных аппаратов и методы восстановления их свойств;

методы улучшения качества поверхности деталей;

основные технологические процессы переработки металлов и сплавов в готовые изделия и заготовки путем литья, сварки и обработки давлением;

номенклатуру и марки конструкционных материалов, применяемых при изготовлении деталей, узлов механизмов летательных аппаратов;

принципы технико-экономического обоснования случаев применения различных конструкционных материалов;

технологические методы производства авиационных материалов и их обработки

ОП.04. Авиационное материаловедение и технология обработки материалов

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3, 2.2, 2.4

уметь:

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

знать:

основные понятия метрологии;

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

формы подтверждения качества;

терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

ОП.05. Метрология, стандартизация и сертификация

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3, 2.2, 2.4

уметь:

использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

собирать электрические схемы;

знать:

способы получения, передачи и использования электрической энергии;

электротехническую терминологию;

основные законы электротехники;

характеристики и параметры электрических и магнитных полей;

свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей;

правила эксплуатации электрооборудования

ОП.06. Электротехника и электронная техника

ОК 1 - 9

ПК 2.1, 2.2, 3.5

уметь:

подбирать по справочным материалам измерительные средства и измерять с заданной точностью различные электрические и радиотехнические величины;

подбирать по справочным материалам радиокомпоненты для электронных устройств;

составлять измерительные схемы;

знать:

основные методы измерения электрических и радиотехнических величин

ОП.07. Электроизмерения

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.2, 3.1 - 3.6

уметь:

производить расчеты по определению основных параметров различных типов электроприводов летательного аппарата;

анализировать работоспособность электрических машин;

подбирать электрические машины по их техническим параметрам и характеристикам в соответствии с требованиями;

разбираться в принципиальных схемах электросистем;

производить расчеты потребления электроэнергии различными электрическими приводами;

производить расчеты параметров работы электросистем и подбирать необходимые защитные устройства;

знать:

способы получения, передачи и применения электрической и других видов энергии;

устройство и принцип действия химических источников тока и их назначение в системах электроснабжения;

основы теории электрических машин и принципы функционирования электрических машин и механизмов;

принцип работы, элементы конструкции, характеристики, потери, коэффициент полезного действия трансформатора;

принцип работы генераторов постоянного и переменного тока;

принцип работы синхронных и асинхронных машин

ОП.08. Авиационные электрические машины

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.2, 3.1 - 3.6

уметь:

определять организационно-правовые формы организаций;

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

находить и использовать необходимую экономическую информацию;

оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

знать:

современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

основные принципы построения экономической системы организации;

общую организацию производственного и технологического процессов;

основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета;

методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

формы оплаты труда

ОП.09. Экономика отрасли

ОК 1 - 9

ПК 4.1, 4.3, 4.4

уметь:

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального;

применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации;

общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;

состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности

ОП.10. Информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 1 - 9

ПК 2.5

уметь:

рассчитывать металлоконструкций строительных машин в условиях значительного изменения температур по предложенной методике;

выбирать материалы, удовлетворяющие условиям эксплуатации машин;

рассчитывать конструкции и их элементы на термопрочность по предложенной методике;

применять разработанные методики усиления металлических конструкций;

рассчитывать экономическую целесообразность усиления конструкций по предложенной методике;

знать:

классификацию нагрузок, действующих на элементы машин;

факторы, влияющие на сопротивление термической усталости;

свойства материалов при циклическом изменении температуры и нагрузки;

методы оценки термопрочности деталей машин;

основы теории неизотермической упругости, пластичности и ползучести;

основы теории знакопеременной и циклической термопластичности и ползучести

ОП.11. Строительная механика

ОК 1 - 9

ПК 2.2

уметь:

использовать различные электронные приборы в электрических схемах, выбирать типы электронных приборов в зависимости от особенностей их применения;

эксплуатировать электронные схемы;

анализировать работу электронных схем, определять их особенности в связи с выполняемой функцией и условиями эксплуатации;

знать:

классификацию и назначение основных типов электронных приборов;

физические принципы работы, характеристики и параметры и эквивалентные схемы электронных приборов;

типовые схемотехнические решения схем усилителей, генераторов, формирователей импульсных сигналов, логических элементов и источников питания;

основы анализа и расчета электронных схем

ОП.12. Электроника

ОК 1 - 9

ПК 2.1. - 2.2, 3.1 - 3.9

уметь:

читать функциональные схемы управления несложными техническими процессами;

выполнять анализ устойчивости технических процессов при известных математических моделях звеньев;

составлять номенклатуру элементов в системах несложных технических процессов;

определять частные параметры по полным динамическим характеристикам;

знать:

принципы организации систем автоматического управления и регулирования;

виды переходных устройств в системах управления и их основные параметры;

порядок соединения звеньев и методику определения передаточных функций в системах автоматического регулирования;

методы частного анализа динамики элементарных звеньев;

принципы организации телеметрического управления и виды информационных сигналов

ОП.13. Основы автоматики и радиотелеметрии

ОК 1 - 9

ПК 3.1 - 3.6

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

68

ОП.14. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.4,

3.1 - 3.6,

4.1 - 4.4,

5.1 - 5.7

ПМ.00

Профессиональные модули

2474

1650

ПМ.01

Конструкторско-технологическая деятельность на уровне техника

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

использования сведений о параметрах и взаимодействиях систем летательных аппаратов;

использования методик определения различных характеристик летательных аппаратов;

анализа геометрических и основных аэродинамических характеристик летательных аппаратов;

анализа основных характеристик двигателей;

уметь:

производить расчеты по определению геометрических и основных аэродинамических характеристик летательных аппаратов;

производить проектировочные и проверочные расчеты на прочность;

использовать программные пакеты "DeskSim" и "FlightSim" автоматизированных обучающих систем;

знать:

принципы полета и классификацию летательных аппаратов;

физические причины возникновения аэродинамических сил и моментов, действующих на летательный аппарат;

аэродинамические схемы самолетов;

геометрические формы и параметры летательных аппаратов;

основные понятия и законы аэродинамики;

системы координат;

основные аэродинамические характеристики;

элементы аэродинамики больших скоростей;

общие уравнения движения, установившегося и неустановившегося режимов;

основные виды устойчивости и управляемости летательных аппаратов (продольная и боковая балансировка) и показатели управляемости полета;

метод тяг (метод Н.Е. Жуковского) для определения основных летно-технических характеристик самолета;

аэродинамическую компоновку летательного аппарата;

мероприятия по увеличению эффективности аэродинамической компоновки летательного аппарата;

характер нагружения агрегатов самолета и их деформации под нагрузкой (статическое и динамическое нагружение частей летательного аппарата);

о современных методах проектирования (создание математической модели динамической компоновки летательного аппарата);

о применении активных систем управления для снижения уровня нагрузок на самолет;

о надежности и живучести летательного аппарата;

о нормах прочности - законе при создании конструкции летательного аппарата;

о назначении двигателя на летательном аппарате и их классификации;

классификацию двигателей;

назначение, устройство и принцип действия газотурбинных двигателей и их агрегатов;

термодинамические процессы, протекающие в двигателях;

агрегаты двигателей, их назначение и конструкция;

газодинамические процессы, протекающие в агрегатах двигателей, и их графическое изображение;

конструктивные схемы поршневых и ракетных двигателей;

принцип действия поршневых и ракетных двигателей;

специальные двигатели для космических кораблей, их принципиальные схемы и принцип действия;

основы моделирования при аэродинамических испытаниях;

основы экспериментальных исследований в аэродинамических трубах

МДК.01.01. Аэродинамика

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5

МДК.01.02. Аэродинамическая компоновка летательных аппаратов

МДК.01.03. Экспериментальная аэродинамика

МДК.01.04. Основы динамики полета летательных аппаратов

МДК.01.05. Основы прочности и жесткости летательных аппаратов

МДК.01.06. Двигатели летательных аппаратов

МДК.01.07. Стендовые испытания элементов систем и агрегатов летательных аппаратов

МДК.01.08. Автоматизированные обучающие системы

ПМ.02

Производственно-технологическая деятельность в структуре подразделений организаций авиационной и космической промышленности

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа конструкции объекта производства и конструкторской документации на его изготовление и монтаж;

анализа технических заданий на разработку конструкции несложных деталей и узлов планера летательных аппаратов и оснастки;

выполнения необходимых типовых расчетов при конструировании несложных деталей и узлов;

разработки и проектирования под руководством более квалифицированного специалиста оптимальных технологических процессов изготовления сборочных единиц и монтажа систем летательных аппаратов в соответствии с требованиями ЕСТПП и применением ИКТ;

разработки и оформления конструкторской, технологической и эксплуатационной документации с применением систем автоматизированного проектирования;

уметь:

пользоваться нормативной и справочной литературой;

анализировать и понимать задачу, поставленную в техническом задании, для разработки конструкции, технологической оснастки и специального инструмента, предусмотренных разработанным технологическим процессом;

снимать эскизы сборочных единиц и деталей с натуры с изменением масштаба и определением необходимых параметров, выполнять деталировку сборочных чертежей;

оценивать технологичность конструкции изделия;

разрабатывать и оформлять чертежи деталей и узлов летательных аппаратов и его систем, технологической оснастки средней сложности в соответствии с техническим заданием и действующими нормативными документами;

вносить изменения в конструкторскую документацию и составлять извещения об изменениях;

осуществлять технический контроль соответствия качества изделий (сборочных единиц, деталей) установленным нормативам;

производить расчеты при проектировании заготовительной и сборочной оснастки;

проектировать технологическую оснастку;

производить расчеты для получения требуемой точности и обеспечения взаимозаменяемости в производстве летательных аппаратов;

производить расчеты по определению технико-экономических показателей вариантов технологического процесса для обоснования принятого решения;

применять ИКТ при обеспечении жизненного цикла технической документации;

создавать базы данных для разработки и корректировки технологических процессов;

знать:

назначение и конструкцию основных агрегатов летательных аппаратов;

конструктивно-силовые схемы агрегатов планера летательного аппарата;

принципы и методику проектирования агрегатов и деталей летательных аппаратов;

требования ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП;

различные виды технологических процессов производства летательных аппаратов и тенденции их развития;

характеристику, особенности и структуру организации по производству летательных аппаратов;

методы и средства обеспечения взаимозаменяемости в производстве летательных аппаратов;

современные технологические процессы изготовления деталей, сборки и испытаний летательных аппаратов и технологические средства их оснащения;

методы проектирования и нормирования технологических процессов;

назначение и конструкцию типовых сборочных приспособлений;

правила разработки и оформления технического задания на проектирование технологической оснастки;

методы проектирования технологической оснастки;

основные виды технологического оборудования и принципы его размещения на производственном участке;

прикладное программное обеспечение разработки технологических процессов изготовления деталей, сборки узлов и агрегатов планера летательного аппарата;

принципы автоматизированного проектирования изделий основного и вспомогательного производства и технологических процессов их изготовления;

методику применения прикладных программ для автоматизированного проектирования изделий и технологических процессов их изготовления

МДК.02.01. Конструкция летательных аппаратов

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.4

МДК.02.02. Методы обеспечения взаимозаменяемости деталей и узлов летательных аппаратов

МДК.02.03. Технология производства летательных аппаратов

МДК.02.04. Техническое обслуживание оборудования производственного подразделения

МДК.02.05. Автоматизированное проектирование в профессиональной деятельности

ПМ.03

Эксплуатационная деятельность по обслуживанию систем летательных аппаратов, оборудования и агрегатов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

поиска возникших неисправностей в системах бортового оборудования летательного аппарата (до уровня блока, магистрали);

контроля исправности всех систем летательного аппарата с помощью специального оборудования;

анализа динамических свойств элементарных звеньев систем автоматического управления;

уметь:

использовать методы алгебраического и частотного анализов для описания динамики систем автоматического управления;

синтезировать несложные динамические цепи с последовательным и параллельным включением звеньев, обратной связью;

составлять несложные уравнения движения систем и измерительных устройств;

знать:

выполнять диагностику элементов бортового оборудования и осуществлять контроль с помощью специального оборудования;

классификацию, назначение и конструктивно-технологические характеристики бортовых систем летательного аппарата;

основные принципы и требования компоновки оборудования бортовых систем летательного аппарата;

методы и приемы практического использования и поиска возникших неисправностей в системах бортового оборудования летательного аппарата (до уровня блока, магистрали);

основы организации систем управления сложными техническими комплексами;

принципы и методы анализа и обеспечения устойчивости движения технических комплексов;

принцип действия и конструктивные устройства основных элементов систем автоматического управления;

принципы моделирования динамических систем и измерительных устройств

МДК.03.01. Электрооборудование

ОК 1 - 9

ПК 3.1 - 3.6

МДК.03.02. Радиоэлектронное оборудование

МДК.03.03. Радиотехническое оборудование

МДК.03.04. Пилотажно-навигационное оборудование

МДК.03.05. Системы жизнеобеспечения, защиты и спасения

МДК.03.06. Вооружение летательных аппаратов

МДК.03.07. Гидравлические и пневматические системы

МДК.03.08. Принципы управления сложными техническими системами

МДК.03.09. Основы моделирования динамических систем и измерительных средств

МДК.03.10. Основы организации систем диагностирования и контроля бортового оборудования летательных аппаратов

ПМ.04

Организационно-управленческая деятельность в первичных звеньях управления

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

проведения работ по предполетной и послеполетной подготовке летательного аппарата;

составления и оформления документации при проведении регламентных работ;

выполнения несложных статистических расчетов по данным летного эксперимента (математического ожидания, дисперсии);

уметь:

правильно вести эксплуатационную документацию на летательный аппарат;

выполнять работы в объеме предполетной и послеполетной подготовки летательного аппарата;

обрабатывать результаты лабораторных и натурных градуировок измерительных средств;

работать с оборудованием для исследований шума и звукового удара;

выбирать расчетные перегрузки для случаев нагружения агрегатов планера летательного аппарата;

знать:

технологию подготовки летательного аппарата летному эксперименту;

порядок оформления разрешительной документации на полет;

методы определения летно-технических характеристик самолета при подготовке его к летным испытаниям;

методику оформления документации при учете времени налета и назначения сроков регламентных работ;

технологию предполетной градуировки измерительных каналов;

правила использования градуировочных коэффициентов и зависимостей при обработке результатов летного эксперимента

МДК.04.01. Сертификационные и государственные испытания

ОК 1 - 9

ПК 4.1 - 4.4

МДК.04.02. Подготовка летных испытаний

МДК.04.03. Летные испытания по определению характеристик самолетов

МДК.04.04. Летные испытания по определению характеристик устойчивости и управляемости

МДК.04.05. Летные прочностные испытания

МДК.04.06. Летные испытания по определению технических характеристик двигателей

МДК.04.07. Методы измерения при летных испытаниях

МДК.04.08. Обработка результатов летных испытаний

МДК.04.09. Основы исследования шума и звукового удара

МДК.04.10. Методы расчета самолета на прочность

ПМ.05

Анализ результатов испытаний и оценка состояния объекта с выработкой предложений

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

работы с оборудованием, используемым при проведении аэродинамических и прочностных наземных испытаниях;

регистрации, анализа и оформления результатов аэродинамических и прочностных наземных испытаний;

уметь:

выполнять самостоятельно несложные работы при проведении аэродинамических и прочностных наземных испытаний;

использовать при наземных испытаниях современную измерительную аппаратуру;

знать:

методы и приемы экспериментального исследования аэродинамических характеристик летательного аппарата;

методы моделирования при аэродинамических испытаниях и основные понятия подобия физических явлений;

принципы измерения основных параметров газовых потоков (скорости, давления, температуры, числа Маха и т.д.);

порядок и технологию организации аэродинамических исследований на самолете;

основное оборудование, используемое при аэродинамическом эксперименте;

основные понятия об особенностях сверхзвукового обтекания, явление звукового удара и акустического нагружения конструкции;

технику и методику испытаний летательного аппарата при определении ресурсных характеристик

МДК.05.01. Испытания в аэродинамических трубах и газодинамических установках

ОК 1 - 9

ПК 5.1 - 5.7

МДК.05.02. Испытания в гидроканалах

МДК.05.03. Акустические испытания

МДК.05.04. Частотные испытания конструкции летательных аппаратов

МДК.05.05. Статические, жесткостные и тепловые испытания

МДК.05.06. Испытания на усталость (ресурсные) и живучесть

ПМ.06

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)

2268

1512

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

7560

5040

УП.00

Учебная практика

17 нед.

612

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.4,

3.1 - 3.6,

4.1 - 4.4,

5.1 - 5.7

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

7 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.