Таблица 7.2. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации
Финансовое обеспечение первоочередных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации.
С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков несбалансированности региональных и местных бюджетов в 2015 году будет предусмотрена индексация на уровень инфляции данного вида финансовой помощи. Также предполагается увеличить общий объем дотаций исходя из необходимости интеграции в бюджетную систему Российской Федерации Республики Крым и г. Севастополь.
Вопрос о дополнительной индексации общего объема дотаций в плановом периоде 2016 и 2017 годов будет рассмотрен в следующем бюджетном цикле за счет условно утвержденных расходов.
Распределение дотаций на 2015 год будет осуществляться в сумме 93,0 млрд. рублей дополнительно к утвержденным объемам дотаций в Федеральном законе N 349-ФЗ. В 2016 и 2017 годах распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации будет осуществлено с учетом формирования резерва в объеме 15 и 20% соответственно.
В условиях сокращения в 2015 - 2017 годах общего объема межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением трансфертов на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, следует осуществить приоритизацию трансфертов, сократив в первую очередь те из них, которые не связаны с реализацией положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, носят "грантовый" характер. Также целесообразно отменить принятые ранее решения о подготовке и проведении празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации, с введением моратория на их принятие в дальнейшем.
С целью совершенствования правил дифференциации степени бюджетной самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и установления зависимости исключительно от доли дотаций в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием межбюджетных отношений и порядке изменения отдельных положений статей 104, 104, 104.1, 130 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации до 2016 года".
Изменениями предусматривается установление ограничений в зависимости от доли дотаций в собственных доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а не от применяемой в настоящее время в расчетах доли всех межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (за исключением субвенций и отдельных видов финансовой поддержки) в доходах соответствующих бюджетов.
Для субъектов Российской Федерации, являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, устанавливаются ограничения по осуществлению внешних заимствований на международных рынках капитала и кассовому обслуживанию исполнения региональных бюджетов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках предлагаемого подхода планируется изменение границ групп субъектов Российской Федерации, влияющих на условия предоставления межбюджетных трансфертов: с 20% и 60% доли межбюджетных трансфертов в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 10% и 40% соответственно доли дотаций в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В рамках дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации будут ежегодно предусматриваться средства на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, необходимых на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в 2015 году в размере 130,0 млрд. рублей, а в 2016 и 2017 годах - 147,0 и 176,5 млрд. рублей соответственно.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" бюджетам закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО) предусмотрена компенсация из федерального бюджета дополнительных расходов и потерь бюджетов ЗАТО, связанных с режимом их безопасного функционирования.
На 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов бюджетам ЗАТО планируется предоставление дотаций в объеме 11,6 млрд. рублей в 2015 году и 11,3 млрд. рублей в 2016 и 2017 годах.
В связи с проектами указов Президента Российской Федерации об упразднении ЗАТО Большой Камень Приморского края и преобразовании ЗАТО Североморск Мурманской области путем выделения территории поселка городского типа Росляково предполагается предоставление межбюджетных трансфертов на переходный период в 2015 - 2017 годах бюджетам Приморского края и Мурманской области в общем объеме 1,2 млрд. рублей с одновременным сокращением объема дотации бюджетам упраздняемых ЗАТО в целях обеспечения сбалансированности бюджета г. Мурманск и г. Большой Камень.
В целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на переселение граждан, утративших связь с ЗАТО, повышения адресности предоставления средств гражданам, сокращения очереди граждан, желающих выехать из ЗАТО, разработан и находится на рассмотрении в Государственной Думе проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан", регулирующий порядок переселения и обеспечения жильем на новом месте жительства указанных граждан.
С принятием данного закона будет изменена форма межбюджетных трансфертов предоставляемых на переселение граждан из ЗАТО, из федерального бюджета будут предоставляться субсидии в форме государственных жилищных сертификатов в рамках ФЦП "Жилище", что позволит гарантировать соблюдение установленного на федеральном уровне порядка обеспечения граждан жильем.
Одной из основных задач по совершенствованию порядка предоставления субсидий из федерального бюджета является повышение доли субсидий, распределенных приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, а также уточнение подходов к их предоставлению.
Доля распределенных приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации должна составить: в 2015 году - 30 процентов, в 2016 году - 35 процентов, в 2017 году - 40 процентов <1>.
--------------------------------
<1> Целевой показатель утвержден Государственной программой Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации".
С целью создания на законодательном уровне условий для решения данной задачи целесообразно внесение в Бюджетный кодекс дополнения, согласно которому распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации утверждается федеральным законом о федеральном бюджете (за исключением "конкурсных" субсидий).
В 2015 году в отношении субсидий, нераспределенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, предполагается сохранить требование об утверждении распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации до 1 апреля текущего года.
Осуществление перехода на предоставление консолидированных субсидий в рамках иных государственных программ на период 2015 - 2017 годов остается приоритетной задачей в сфере межбюджетных отношений.
В связи с совершенствованием Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации будет обеспечена корректировка порядка предоставления субсидий из федерального бюджета, а именно:
1) отмена в качестве условия для предоставления субсидий обязательного уровня софинансирования;
2) учет при распределении субсидий между субъектами Российской Федерации уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации;
3) увязка показателей результативности предоставления субсидий с соответствующими целевыми показателями и индикаторами государственных программ;
4) возврат средств субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет, в случае если субъектом Российской Федерации не выполнены условия предоставления субсидий или не достигнуты значения показателей результативности их использования;
5) перераспределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств, на исполнение иных бюджетных обязательств, в случае отсутствия на 15 сентября текущего финансового года заключенного соглашения о предоставлении субсидии.
При принятии решений об определении объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации необходимо учитывать наличие связи целей и предполагаемых результатов предоставления соответствующих субсидий с положениями указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
От органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуется проведение крайне взвешенной долговой и бюджетной политики, особенно в отдельных регионах, уровень государственного долга которых приближается к предельному уровню, определенному законодательством.
Будет продолжен мониторинг долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации, а также приняты меры, направленные на ограничение роста объема государственного долга субъектов Российской Федерации.
В связи с этим необходимо разработать проект изменений в Бюджетный кодекс, а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации (Федеральные законы от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 9 апреля 2003 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), направленных на повышение качества бюджетного планирования, установление дополнительных ограничений к существующим ограничениям по предельному объему государственного (муниципального) долга, предельному объему заимствований субъектов Российской Федерации (муниципальных заимствований), по объему расходов на обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации (муниципального долга), повышение ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за проведение неэффективной долговой и бюджетной политики.
Необходимо внести изменения в статью 130 Бюджетного кодекса, предусмотрев для субъектов Российской Федерации, государственный долг которых по итогам отчетного финансового года превысил 50% от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, меры, аналогичные установленным в качестве условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
В рамках мониторинга долговой политики субъектов Российской Федерации отдельное внимание будет уделяться анализу мер, принимаемых субъектами Российской Федерации по сокращению государственного долга субъектов Российской Федерации, и при необходимости оказанию регионам методологической помощи путем выработки рекомендаций по сокращению государственного долга, модельных планов мероприятий по финансовому оздоровлению и другое.
На федеральном уровне также будут продолжены мониторинг качества управления региональными финансами и поддержка бюджетных реформ, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг и повышение эффективности бюджетных расходов.
В целях совершенствования методики расчета нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Указанные нормативы планируется применять с 2015 года, что позволит ограничить максимальный размер расходов субъекта Российской Федерации на указанные цели и устанавливать долю расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации в общей сумме налоговых и неналоговых доходов, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Разработанная методика предполагает устранить выявленные недостатки действующей методики и увязать нормативные расходы со средней заработной платой в экономике региона, средней численностью работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации в расчете на 1 000 жителей региона по регионам, сгруппированным по схожим социально-экономическим показателям, а также ввести корректирующие коэффициенты для регионов с большой площадью территории и (или) слабозаселенных.
Предполагается установить переходный период на очередной финансовый год и первый год планового периода по предельной величине норматива, а также установить, что норматив для субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год не может более чем на 10% превышать норматив текущего года.
Межбюджетное регулирование на региональном и муниципальном уровнях в 2015 году будет осуществляться с учетом изменений перечней решаемых вопросов местного значения отдельных типов муниципальных образований, а также необходимости формирования финансовых взаимоотношений с новыми типами муниципальных образований.
Помимо отчетности об исполнении консолидированного бюджета муниципального района будет формироваться отчетность об исполнении консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением.
Предусматривается уточнение размеров нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты муниципальных районов и сельских поселений, а также установление нормативов отчислений от налогов и сборов в бюджеты вновь образуемых городских округов с внутригородскими районами и расположенных на их территории внутригородских районов.
Кроме того, предусматривается обеспечение выравнивания финансовых возможностей внутригородских районов, распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городских поселений, сельских поселений, внутригородских районов с учетом соответствующих критериев выравнивания финансовых возможностей указанных муниципальных образований, обеспечение выравнивания бюджетной обеспеченности городских округов с внутригородским делением, а также возможность наделения органов местного самоуправления городских округов с внутригородским делением полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам внутригородских районов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
На федеральном уровне будет продолжена работа по оценке реализации в 2014 году принятых ранее решений в рамках поэтапного увеличения бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Таким образом, необходимым условием для обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации является реализация региональными и местными органами власти комплекса мер по проведению бюджетного маневра путем оптимизации расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе - внедрение принципа нуждаемости при оказании социальной поддержки, а также активизация мер по стимулированию экономического развития. В этом случае дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации может быть существенно уменьшен относительно прогнозируемых значений. В условиях имеющихся рисков сбалансированности бюджетов органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях их минимизации должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей