См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утв. Минфином России.

Таблица 5.7. Расходы федерального бюджета по разделам классификации

Таблица 5.7

Расходы федерального бюджета по разделам классификации

%% ВВП

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

1

2

3

4

5

ВВП, млрд. рублей

71 493,0

76 077,0

82 303,0

89 834,0

расходы, всего

19,5

20,0

19,4

18,7

в том числе:

общегосударственные вопросы

1,4

1,5

1,4

1,4

национальная оборона

3,5

4,0

4,1

3,9

национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2,9

2,8

2,6

2,2

национальная экономика

3,1

2,9

2,4

2,3

жилищно-коммунальное хозяйство

0,2

0,2

0,1

0,1

охрана окружающей среды

0,1

0,1

0,1

0,1

образование

0,9

0,8

0,8

0,7

культура и кинематография

0,1

0,1

0,1

0,1

здравоохранение

0,7

0,5

0,5

0,4

социальная политика

4,9

5,5

5,3

5,0

физическая культура и спорт

0,1

0,1

0,1

0,1

средства массовой информации

0,1

0,1

0,1

0,1

обслуживание государственного и муниципального долга

0,6

0,6

0,6

0,7

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

1,0

0,9

0,9

0,8

условно утвержденные расходы федерального бюджета

0,5

0,9

Доля расходов федерального бюджета по отношению к объему ВВП снизится с 19,5% в 2014 году до 18,7% в 2017 году, что будет соответствовать значению, аналогичному уровню 2008 года (18,3%).

Наибольшее снижение доли расходов по отношению к объему ВВП отмечается в 2017 году в сравнении с 2014 годом по расходам на государственную поддержку национальной экономики (на 0,8%) и расходам на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (на 0,7%). Одновременно происходит увеличение доли расходов по отношению к объему ВВП с 3,5% в 2014 году до 3,9% в 2017 году по расходам на национальную оборону.

Наряду с общими подходами по формированию расходов федерального бюджета на динамику расходов федерального бюджета повлияли следующие факторы.

По разделу "Общегосударственные вопросы" рост расходов на реализацию функций общегосударственного характера учитывает:

потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, включая повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений науки гражданского назначения, увеличение объемов финансирования государственных научных фондов;

совершенствование системы оплаты труда и системы государственных гарантий, предоставляемых федеральным государственным гражданским служащим и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации (в 2015 году 89,7 млрд. рублей, прирост к 2014 году - 41 млрд. рублей, в 2016 году - 131,4 млрд. рублей, в 2017 году - 240,6 млрд. рублей);

увеличение бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы, в том числе в объекты капитального строительства, необходимые для обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге: 10,0 млрд. рублей в 2015 году, 6,4 млрд. рублей в 2016 году и 6,5 млрд. рублей в 2017 году;

выделение бюджетных ассигнований на проведение выборов депутатов Государственной Думы в 2016 году (9,2 млрд. рублей);

выделение бюджетных ассигнований на проведение и подведение итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года (2,4 млрд. рублей в 2015 году, 9,7 млрд. рублей в 2016 году).

Исключены расходы на уплату арендных платежей за пребывание Черноморского флота на территории Украины в связи со вступлением в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ).

Кроме того, в 2017 году предусмотрены бюджетные ассигнования на подготовку проведения выборов Президента Российской Федерации в 2018 году (13,0 млрд. рублей).

По разделу "Национальная оборона" рост расходов учитывает необходимость обеспечения:

готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, как основы обороноспособности государства к отражению агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;

устойчивого и непрерывного функционирования системы военного и государственного управления;

готовности предприятий промышленности к удовлетворению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, государства и населения в военное время;

модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации;

функционирования системы материально-технического обеспечения войск;

исполнение положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" в части увеличения в течение пяти лет численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом от 20 мая 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

В целях финансового обеспечения указанных задач основной прирост расходов предусматривается по подразделу "Вооруженные Силы Российской Федерации", доля расходов которого в разделе "Национальная оборона" превышает 75%.

Это обусловлено следующими факторами:

индексацией с 1 октября 2015 года на 5% денежного довольствия военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих и других категорий работников федеральных государственных органов в следующих объемах: 2015 год - 7,1 млрд. рублей, 2016 - 2017 годы - 30,1 млрд. рублей ежегодно;

увеличением бюджетных ассигнований на функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, исходя из численности участников этой системы и фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом индекса-дефлятора инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в следующих объемах: 2015 год - 2,7 млрд. рублей, 2016 год - 2,4 млрд. рублей, 2017 год - 25,4 млрд. рублей;

увеличением бюджетных ассигнований для осуществления поэтапного в течение 2015 - 2017 годов поступления военнослужащих на военную службу по контракту в Минобороны России в объеме: 2015 год - 31,2 млрд. рублей, 2016 год - 33,6 млрд. рублей, 2017 год - 36,4 млрд. рублей;

увеличением в 2015 году на 4,6 млрд. рублей и в 2016 году на 1,7 млрд. рублей относительно уровней предыдущих лет объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" в рамках государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы", в соответствии с паспортом программы.

Изменение расходов по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" в 2015 - 2017 годах обусловлено:

1) увеличением расходов в связи с:

выделением дополнительных бюджетных ассигнований в объеме 5,2 млрд. рублей ежегодно на создание территориальных органов в Крымском федеральном округе в рамках государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности" и 3,1 млрд. рублей ежегодно на мероприятия по изготовлению бланков заграничных паспортов нового поколения, содержащих электронный носитель информации;

увеличением в 2015 году финансирования ФЦП "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" на 7,9 млрд. рублей относительно уровня финансирования в 2014 году в соответствии с параметрами ресурсного обеспечения государственной программы "Юстиция";

увеличением в 2017 году на 6,3 млрд. рублей объемов финансирования на реализацию ФЦП "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2012 - 2017 годы" в соответствии с параметрами ресурсного обеспечения, предусмотренных паспортом государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";

в части ФЦП "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" определением объемов финансирования Программы в 2015 - 2017 годах только на 2017 год в сумме 9,0 млрд. рублей в соответствии с параметрами ресурсного обеспечения, предусмотренных паспортом государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";

2) снижением расходов, связанных с прекращением реализации:

в 2015 году ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" (2,1 млрд. рублей в 2016 году) и ФЦП "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" (1,7 млрд. рублей в 2016 году);

в 2016 году ФЦП "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" (13,1 млрд. рублей в 2017 году).

Уменьшение расходов в 2017 году по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности "силового" блока обусловлено общими подходами к формированию объемов бюджетных ассигнований на 2015 - 2017 годы и принятыми параметрами оптимизации расходов федерального бюджета.

На изменение расходов по разделу "Национальная экономика" повлияло:

отсутствие расходов на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, рынка труда, монопрофильных муниципальных образований и социальной поддержке граждан;

завершение реализации мероприятий по проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи в 2014 году;

перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление капитальных вложений в рамках ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы, начиная с 2016 года (объем бюджетных ассигнований в 2015 году - 7,1 млрд. рублей) на реализацию иных мероприятий подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на период до 2025 года" государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы" в связи с завершением указанной ФЦП;

необходимость проведения анализа социально-экономической эффективности предоставления субсидий организациям автомобилестроения на перевозку автомобилей, произведенных на территории Дальневосточного федерального округа в целях определения объемов бюджетных ассигнований в 2017 году (объемы бюджетных ассигнований в 2015 году - 3,2 млрд. рублей, в 2016 году - 4,1 млрд. рублей, в 2017 году бюджетные ассигнования не предусмотрены);

снижение в 2015 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест на 14,0 млрд. рублей, и повышение в 2016 году на 2,8 млрд. рублей, в 2017 году на 2,3 млрд. рублей в связи с уточнением прогноза развития автомобильного рынка Российской Федерации (объем бюджетных ассигнований в 2015 году 36,4 млрд. рублей, в 2016 году - 39,2 млрд. рублей, в 2017 году - 41,5 млрд. рублей);

завершение предоставления в 2017 году бюджетных ассигнований (предусмотренный в 2016 году объем - 3,7 млрд. рублей) в связи с завершением пилотного проекта по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы (объем бюджетных ассигнований в 2015 году 3,6 млрд. рублей, в 2016 году - 3,7 млрд. рублей, в 2017 году бюджетные ассигнования не предусмотрены);

завершение в 2016 году реализации мероприятий подпрограммы "Станкоинструментальная промышленность" в связи с тем, что указанная подпрограмма финансируется за счет средств, ранее предусмотренных на реализацию подпрограммы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы ФЦП "Национальная технологическая база", которая завершена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 (объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2016 году, - 2,7 млрд. рублей);

увеличение бюджетных ассигнований на поддержку производства высокотехнологичной продукции в 2015 году - 3,0 млрд. рублей, в 2016 году - 1,1 млрд. рублей, в 2017 году - 1,0 млрд. рублей;

начало реализации нового механизма возвратного финансирования в целях повышения доступности займов на финансирование проектов в сфере промышленности в соответствии с приоритетами, определенными Правительством Российской Федерации, путем осуществления имущественного взноса в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на цели поддержки российских организаций, реализующих инвестиционные проекты в сфере промышленности, способствующие импортозамещению и увеличению производства продукции, конкурентоспособной на мировом рынке (объем бюджетных ассигнований в 2015 году - 4,4 млрд. рублей, в 2016 году - 5,0 млрд. рублей и в 2017 году - 8,9 млрд. рублей);

ежегодное увеличение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности и прекращение в 2017 году в связи с завершением мероприятий (объем бюджетных ассигнований в 2015 году - 1,7 млрд. рублей, в 2016 году - 2,2 млрд. рублей, в 2017 году бюджетные ассигнования не предусмотрены);

снижение объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2017 году (на 2,5 млрд. рублей по сравнению с 2016 годом) на предоставление субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным во Внешэкономбанке в 2008 - 2015 годах на закупку воздушных судов с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга, а также по кредитам, полученным на приобретение тренажеров для российских воздушных судов, в связи с завершением указанной меры поддержки по причине погашения привлекаемых в 2008 - 2015 годах кредитов;

предоставление в 2016 году субсидий российским судостроительным организациям на компенсацию части затрат на проведение НИОКР в целях формирования опережающего научно-технического задела в объеме 2,8 млрд. рублей в качестве поддержки первоочередных мероприятий развитии судостроения (бюджетные ассигнования в 2015 и 2017 годах не предусмотрены);

предоставление в 2016 году средств федерального бюджета в размере 5,6 млрд. рублей на взнос в уставный капитал открытого акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация" на цели возмещения процентов по кредитам, привлеченным для реализации проекта "Создание судостроительного комплекса "Звезда" в качестве поддержки первоочередных мероприятий развитии судостроения в качестве поддержки первоочередных мероприятий развитии судостроения (бюджетные ассигнования в 2015 и 2017 годах не предусмотрены);

предоставление в 2016 году субсидий российским лизинговым компаниям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку гражданских судов с последующей их передачей российским транспортным компаниям и пароходствам по договорам лизинга в объеме 3,9 млрд. рублей (бюджетные ассигнования в 2015 и 2017 годах не предусмотрены);

сокращение поддержки особых экономических зон на 9,0 млрд. рублей в 2017 году в связи с реализацией мер по радикальному повышению эффективности работы по управлению особыми экономическими зонами и созданию нового механизма их поддержки (объем бюджетных ассигнований в 2015 - 2016 годах 9,1 млрд. рублей ежегодно, в 2017 году финансирования не предусмотрено);

уменьшение объемов бюджетных ассигнований в 2016 и 2017 годах на 5,3 млрд. рублей ежегодно, предусмотренных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (объем бюджетных ассигнований в 2015 году - 22,0 млрд. рублей, в 2016 году - 16,7 млрд. рублей, в 2017 году - 16,7 млрд. рублей) в связи с достижением целевых показателей программы по созданию общего количества региональных гарантийных фондов, выходом на самоокупаемость микрофинансовых организаций; завершением создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков;

предоставление бюджетных ассигнований в 2014 году в объеме 50,0 млрд. рублей в форме взноса в уставный капитал открытого акционерного общества "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий", созданного в целях реализации мер гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства и формирования национальной системы гарантийных организаций (бюджетные ассигнования в 2015 - 2017 годах не предусмотрены);

уменьшение в 2017 году объемов бюджетных ассигнований на 4,1 млрд. рублей, предусмотренных открытому акционерному обществу "РОСНАНО" в связи с прекращением деятельности Фонда инфраструктурных и образовательных программ по развитию инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий и прекращением участия Российской Федерации в проекте по строительству и эксплуатации установки Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах (объем бюджетных ассигнований в 2015 году - 4,1 млрд. рублей, в 2016 году - 4,2 млрд. рублей, в 2017 году бюджетные ассигнования не предусмотрены);

завершение финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета в 2016 году проекта строительства и эксплуатации атомной электростанции "Аккую" в Турецкой Республике (на 2015 год - 50,1 млрд. рублей, на период 2016 - 2017 годы бюджетные ассигнования не предусмотрены);

сокращение по сравнению с 2014 годом в связи со сдвигом сроков ввода в эксплуатацию атомных энергоблоков на территории Российской Федерации (на период 2015 - 2016 годов предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 38,0 млрд. рублей ежегодно, в 2017 году - 37,0 млрд. рублей);

завершение реализации в 2015 году мероприятий ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" (вопросы финансового обеспечения мероприятий, направленных на обеспечение ядерной и радиационной безопасности, будут рассмотрены в ходе формирования бюджетных расходов на 2016 - 2018 годы);

сокращение бюджетных ассигнований на развитие топливно-энергетического комплекса, в том числе завершение финансирования НИОКР в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с 2017 года (на период 2015 - 2016 годы - 0,5 млрд. рублей ежегодно), а также завершение финансирования за счет средств федерального бюджета выполнения проектов ликвидации организаций угольной промышленности с 2017 года (на период 2015 - 2016 годы - 1,3 млрд. рублей);

предоставление бюджетных ассигнований в 2015 году в объеме 62,6 млрд. рублей на осуществление имущественного взноса во Внешэкономбанк на формирование закрытого паевого инвестиционного фонда долгосрочных прямых инвестиций "Российский Фонд Прямых Инвестиций" в целях продолжения осуществления деятельности по привлечению иностранных инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов российской экономики, созданию новых высокотехнологичных производств и высокотехнологичных рабочих мест (бюджетные ассигнования в 2016 - 2017 годах не предусмотрены);

предоставление бюджетных ассигнований в 2015 году в объеме 100,0 млрд. рублей на реализацию приоритетных инвестиционных проектов на принципах частно-государственного партнерства в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе в целях привлечения инвестиций, развития транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы (бюджетные ассигнования в 2016 - 2017 годах не предусмотрены);

увеличение финансирования за счет средств федерального бюджета по сравнению с 2014 годом на 4,7 млрд. рублей в связи с началом строительства в 2015 году второго серийного универсального атомного ледокола (объем бюджетных на 2015 год - 20,9 млрд. рублей, на 2016 год - 20,1 млрд. рублей, на 2017 год - 22,4 млрд. рублей);

уменьшение бюджетных ассигнований на создание и развитие инновационного центра "Сколково" в связи с достижением заявленных показателей по созданию и развитию инновационной среды, Сколковского института науки и технологий и создания и управления физической инфраструктурой инновационного центра "Сколково" (объем бюджетных ассигнований в 2015 году - 21,7 млрд. рублей, в 2016 году - 12,1 млрд. рублей, в 2017 году - 10,3 млрд. рублей);

уменьшение объема бюджетных ассигнований в 2015 и 2016 годах на компенсацию потерь в доходах открытого акционерного общества "Российские железные дороги", возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении с 24,4 млрд. рублей в 2014 году до 12,5 млрд. рублей в 2015 году и 6,1 млрд. рублей в 2016 году, в связи с поэтапным замещением государственной поддержки из федерального бюджета пригородных железнодорожных перевозок государственной поддержкой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, принимая во внимание, что в соответствии с законодательством Российской Федерации организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

уменьшение объема бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку пассажирских перевозок в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах, в том числе учащихся, с 25,3 млрд. рублей в 2014 году до 14,1 млрд. рублей в 2015 году, 13,8 млрд. рублей в 2016 году и 14,5 млрд. рублей в 2017 году;

увеличение объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда с 510,7 млрд. рублей в 2014 году до 529,5 млрд. рублей в 2015 году, 541,4 млрд. рублей в 2016 году и 549,5 млрд. рублей в 2017 году в связи с формированием, начиная с 2014 года, расходов федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, рассчитываемых по установленным Правительством Российской Федерации нормативам финансовых затрат, исходя из необходимости обеспечения данных расходов в размере 100%, а также утончением расходов инвестиционного характера в сфере дорожного хозяйства;

увеличение объема бюджетных ассигнований на осуществление взноса в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования с 17,1 млрд. рублей в 2014 году до 78,0 млрд. рублей в 2015 году, 72,0 млрд. рублей в 2016 году и 65,5 млрд. рублей в 2017 году, в том числе инвестиционных проектов на территории Московского региона, на участках Междуреченск - Тайшет, М. Горький - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла, а также развития Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей;

отсутствие в 2015 - 2017 годах нераспределенного между мероприятиями по развитию сельского хозяйства резерва на оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в связи с сезонными рисками;

оказание, начиная с 2015 года, поддержки реализации перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе;

изменение объема расходов по годам по отдельным государственным программам Российской Федерации.

Влияние на динамику расходов по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" оказало:

завершение реализации мероприятий по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" и переход к предоставлению жилья военнослужащим, увольняемым в плановом порядке;

изменение объема имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с последовательным понижающим трендом.

По разделу "Охрана окружающей среды" по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом N 349-ФЗ, предусмотрено сокращение объема бюджетных ассигнований на предоставление субсидий автопроизводителям в связи с уточнением прогноза развития автомобильного рынка.

Расходы федерального бюджета по разделу "Образование" предусмотрены в 2015 году в сумме 606,8 млрд. рублей, в 2016 году - 609,7 млрд. рублей и в 2017 году - 647,7 млрд. рублей.

Основные факторы, влияющие на изменение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделу "Образование", обусловлены завершением ряда проектов, в связи с чем произошло уменьшение расходов федерального бюджета, реализуемых в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, а именно:

на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации программ модернизации региональных систем дошкольного образования в объеме 50,0 млрд. рублей по сравнению с 2014 годом;

отмена софинансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в объеме 4, млрд. рублей по сравнению с 2014 годом в целях приведения источников данных расходов в соответствие с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации.

Кроме того, уменьшение расходов по разделу связано с:

завершением в 2014 году мероприятий в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" в объеме 4,0 млрд. рублей;

завершением в 2015 году мероприятий государственной программы "Доступная среда" в объеме 3,8 млрд. рублей;

Увеличение расходов по разделу обусловлено:

увеличением бюджетных ассигнований на реализацию бюджетных ассигнований на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений в 2015 году в объеме 24,0 млрд. рублей по сравнению с 2014 годом, в 2016 году - в объеме 24,8 млрд. рублей по сравнению с 2015 годом, в 2017 году - в объеме 22,5 млрд. рублей по сравнению с 2016 годом;

увеличением бюджетных ассигнований на поддержку ведущих университетов в 2015 году в объеме 1,5 млрд. рублей по сравнению с 2014 годом, в 2016 году - в объеме 0,5 млрд. рублей по сравнению с 2015 годом.

Также изменения объемов бюджетных ассигнований обусловлены общими факторами (пересчет на уровень инфляции расходов на выплату стипендий, заработной платы, курс долларов США).

При составлении федерального бюджета по разделу "Образование" в максимальной мере учитывался подход, основанный на необходимости обеспечения решения задачи по поддержке и развитию системы образования на достаточном уровне, в том числе за счет повышения эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета с учетом результатов проведения структурных реформ в сфере образования, в том числе включающих:

оптимизацию количества образовательных организаций, получающих ассигнования из средств федерального бюджета (в частности, путем реорганизации и присоединения организаций и их филиалов), с учетом результатов ежегодного мониторинга эффективности вузов;

изменение подходов к финансированию и оценке деятельности образовательных организаций (плановый переход на нормативное подушевое финансирование на основе базового отраслевого перечня услуг с 2016 года);

изменение соотношения обучающихся к численности профессорско-преподавательского состава вузов (с уровня 10,5:1 в 2014 году до уровня 11,6:1 в 2017 году и 12:1 в 2018 году);

перевод основных категорий работников отрасли на эффективный контракт;

сбалансированное снижение контрольных цифр приема (КЦП) в вузы (в частности, численность студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в 2015 году снизится на 2,8% по сравнению с 2014 годом) на фоне общего снижения численности обучающихся по программам высшего образования (с 5 258 тыс. человек в 2014 году до 4 285 тыс. человек в 2017 году);

При этом принималось во внимание влияние фактора изменения демографической ситуации на состояние отрасли на период до 2017 - 2018 годов (в частности, снижение прогнозной численности молодежи в возрастной категории 17 - 24 года с 14 285 тыс. человек в 2014 году до 11 642 тыс. человек в 2017 году, то есть на 18,5%).

Расходы федерального бюджета на развитие научной и научно-технической сферы гражданского назначения в 2015 году составляют 379,3 млрд. рублей, в 2016 году - 316,8 млрд. рублей, в 2017 году - 297,5 млрд. рублей.

Такая динамика расходов по всей науке гражданского назначения сложилась в связи с завершением мероприятий ряда федеральных целевых программ, в частности - "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015", Федеральная космическая программа России, "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года".

В целях повышения эффективности бюджетных расходов на развитие научно-технической сферы гражданского назначения целесообразно провести мероприятия, направленные на:

актуализацию потребности в бюджетных ассигнованиях, предусмотренных на совершенствование оплаты труда научных сотрудников в связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" с учетом фактически сложившегося сокращения численности данной категории работников и фактического превышения в 2013 году относительно расчетного размера их средней заработной платы, а также изменений макроэкономических показателей;

проведение структурных реформ в научной сфере путем реорганизации неэффективных организаций, создание благоприятных условий научным подразделениям и коллективам, обеспечивающим реализацию приоритетных направлений в научно-технической сфере;

пересмотр в целях приоритизации научных и научно-технических программ и проектов, формирование научной тематики, исключающей дублирование и мелкотемье;

более эффективное использование научного оборудования через механизм центров коллективного пользования, изъятие неиспользуемого имущества и земель, освобождение от непрофильных активов.

По разделу "Культура, кинематография" предусмотрены бюджетные ассигнования в 2015 году в объеме 95,9 млрд. рублей, в 2016 году - 96,7 млрд. рублей, в 2017 году - 88,4 млрд. рублей.

Уменьшение расходов в 2015 году по сравнению с 2014 годом связано с прекращением предоставления грантовой поддержки в рамках празднования Года культуры - 2,7 млрд. рублей.

На увеличение расходов 2016 года по сравнению с 2015 годом повлияло увеличение бюджетных ассигнований в 2016 году на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в части оплаты труда работников учреждений культуры в объеме 4,1 млрд. рублей, а также увеличение бюджетных ассигнований на реконструкцию и реставрацию Политехнического музея в сумме 1,5 млрд. рублей.

На уменьшение расходов 2017 года по сравнению с 2016 годом повлияли следующие основные факторы:

уменьшение бюджетных ассигнований в 2017 году на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в части оплаты труда работников учреждений культуры - 3,8 млрд. рублей;

ввод в эксплуатацию в 2016 году объектов капитального строительства Государственного Эрмитажа - 0,9 млрд. рублей;

прекращение предоставления субсидии Благотворительному фонду по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря - 1,0 млрд. рублей;

сокращение количества мероприятий, проводимых Минкультуры России в централизованном порядке - 2,3 млрд. рублей.

Расходы федерального бюджета по разделу "Здравоохранение" предусмотрены в 2015 году в сумме 391,0 млрд. рублей, в 2016 году - 396,3 млрд. рублей, в 2017 году - 386,1 млрд. рублей.

При этом в 2015 году расходы сокращаются по сравнению с 2014 годом на 89,8 млрд. рублей, в 2016 году увеличиваются на 5,3 млрд. рублей относительно 2015 года, в 2017 году сокращаются на 10,2 млрд. рублей относительно 2016 года.

Уменьшение расходов в 2015 году вызвано:

вступлением в силу отдельных норм законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования (Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ)), согласно которым федеральные медицинские организации в 2015 году полностью входят в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), за исключением медицинских услуг, не входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования - на 55,7 млрд. рублей;

завершением, начиная с 2015 года, предоставления субсидий на закупку оборудования в целях совершенствования медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, а также мероприятий по развитию службы крови (в связи с завершением мероприятий, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье") - на 19,0 млрд. рублей;

сокращением инвестиционных расходов в связи с вводом в эксплуатацию объектов - на 5,8 млрд. рублей.

Увеличение бюджетных ассигнований в 2016 - 2017 году связано с ростом расходов на оказание государственных услуг медицинскими организациями, не входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования, в том числе на оплату труда медицинских работников федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". В 2016 году - на 10,7 млрд. рублей; в 2017 году - 16,1 млрд. рублей.

Кроме того, повышение расходов в 2017 году связано с увеличением расходов на повышение качества и доступности для населения медицинской помощи за счет строительства новых и окончания строительства ранее начатых объектов здравоохранения, а также создание инновационного медицинского кластера в рамках реализации мероприятий ФЦП "Юг России (2014 - 2020 годы)" в сумме 7,0 млрд. рублей.

Вместе с тем, на компенсацию выпадающих доходов бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с отменой льгот по страховым взносам для отдельных категорий плательщиков будет направлено на 24,8 млрд. рублей меньше, чем в 2016 году. Указанные ассигнования предусмотрены в условно-утвержденных расходах федерального бюджета.

В целях дальнейшего повышения эффективности бюджетных расходов в сфере здравоохранения в очередном году и плановом периоде предлагается принять меры по:

снижению неэффективных затрат и продолжению мероприятий, связанных с повышением производительности труда в этой сфере;

снижению уровня госпитализации и сокращению длительности пребывания в стационаре;

снижению затрат на администрирование и закупки лекарственных средств, медицинских изделий и медицинского оборудования;

сокращению затрат, не связанных с оказанием медицинской помощи, в том числе инвентаризации имеющихся земельных участков, площадей зданий и их состояния в разрезе отдельных учреждений, сокращению налогооблагаемой базы, коммунальных услуг;

реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации, утвержденной Минздравом России 13 февраля 2013 года, в том числе по формированию перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов для медицинского применения;

уточнению структуры базовой программы ОМС и приведение ее в соответствие с доходами от уплаты страховых взносов в целях недопущения возникновения дефицита при ее реализации, так как согласно статье 4 Федерального закона N 326-ФЗ устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования обеспечивается на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

реализации стратегии развития добровольного медицинского страхования.

Основное влияние на динамику расходов по разделу "Социальная политика" оказало увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение "длящихся" обязательств:

на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 395,6 млрд. рублей в 2015 году, на 86,4 млрд. рублей в 2016 году, в связи с акционированием негосударственных пенсионных фондов и их вступлением в 2015 году в систему гарантирования прав застрахованных лиц и направлением страховых взносов застрахованных граждан на накопительную часть трудовой пенсии;

на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 26,4 млрд. рублей в 2015 году, на 17,9 млрд. рублей в 2016 году, на 23,0 млрд. рублей в 2017 году, в связи с увеличением контингента получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и проведением индексации социальной пенсии на темп роста прожиточного минимума пенсионера;

на выплату пенсий лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, в соответствии со статьей 43 Закона N 4468-1 и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" 71,7 млрд. рублей в 2015 году, на 22,1 млрд. рублей в 2016 году, на 48,9 млрд. рублей в 2017 году;

на компенсацию выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на 47,6 млрд. рублей в 2015 году, на 50,3 млрд. рублей в 2016 году, на 60,4 млрд. рублей в 2017 году, в связи с постепенным увеличением предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательного пенсионное страхование;

на реализацию мероприятий, связанных с поддержкой семей, имеющих детей, в том числе:

на предоставление материнского (семейного) капитала на 22,9 млрд. рублей в 2015 году, на 14,8 млрд. рублей в 2016 году;

на софинансирование предоставления ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка (последующих детей), в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" на 16,9 млрд. рублей в 2015 году, на 2,7 млрд. рублей в 2016 году.

Особенностью по сравнению с федеральным бюджетом на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов является отнесение расходов на реализацию государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы в 2016 и 2017 годах, за исключением бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, на условно-утвержденные расходы, в связи с отсутствием утвержденного решения Правительства Российской Федерации о продлении срока действия указанной государственной программы.

Кроме того, рост расходов на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы, в 2015 - 2017 годах учитывает необходимость обеспечения:

пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы, в соответствии с Законом N 4468-1;

дополнительного ежемесячного материального обеспечения специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" и от 9 августа 2005 г. N 949 "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации".

Рост расходов федерального бюджета по этим направлениям обусловлен:

увеличением в соответствии со статьей 43 Закона N 4468-1 денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии этой категории граждан, в связи с индексацией с 1 октября 2015 года на 5% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц;

увеличением пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" в 2015 году на 64,1 млрд. рублей, в 2016 году на 97,2 млрд. рублей и в 2017 году на 184,5 млрд. рублей;

увеличением количества лиц, на которых распространится Закон N 4468-1 в связи с Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ, что приведет к увеличению бюджетных ассигнований на эти цели в 2015 году на 10,8 млрд. рублей, в 2016 году на 11,4 млрд. рублей и в 2017 году на 12,0 млрд. рублей;

уточнением прогнозируемого среднегодового курса доллара США по отношению к рублю при определении расходов на выплату пенсии лицам, проживающим в государствах Балтии и являющимся российскими военными пенсионерами, в соответствии с межправительственными соглашения Российской Федерации с Литвой от 18 ноября 1993 года, Латвией от 30 апреля 1994 года и Эстонией от 26 июля 1994 года.

Расходы проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы по разделу "Физическая культура и спорт" предусмотрены в 2015 году в сумме 102,9 млрд. рублей, в 2016 году - 97,4 млрд. рублей и в 2017 году - 95,6 млрд. рублей.

Бюджетные ассигнования по разделу "Физическая культура и спорт", по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом N 349-ФЗ, увеличены в 2015 году на 25,6 млрд. рублей, в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшены на 5,5 млрд. рублей, в 2017 году по сравнению с 2016 годом расходы уменьшены на 1,8 млрд. рублей.

На изменение расходов по разделу повлияло увеличение бюджетных ассигнований в 2015 году на подготовку и проведение чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году в г. Казани на 2 998,1 млн. рублей, на реализацию мероприятий по подготовке к Всемирной зимней Универсиаде в 2019 году в г. Красноярске на 683,1 млн. рублей.

Кроме того, в составе расходов федерального бюджета на 2015 год зарезервированы средства на реализацию мероприятий Программы подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в Российской Федерации в 2018 году, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 518, и на содержание олимпийских объектов в рамках непрограммной части в 2015 году в сумме 32,2 млрд. рублей.

Уменьшение бюджетных ассигнований в 2016 и 2017 годах связано с:

завершением в соответствующих годах реализации особо значимых спортивных мероприятий (Сурдолимпийских игр 2015 года в г. Ханты-Мансийск);

снижением зарезервированных средств на реализацию мероприятий Программы подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в Российской Федерации в 2018 году, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 518, и доведение их до соответствующих ответственных исполнителей Программы.

Расходы федерального бюджета на 2015 - 2017 годы по разделу "Средства массовой информации" предусмотрены в 2015 году в сумме 94,6 млрд. рублей, в 2016 году - 89,3 млрд. рублей и в 2017 году - 102,2 млрд. рублей.

Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу по сравнению с 2014 годом не изменилась: в 2014 году она составляет 0,4%, в 2015 - 2017 годах - 0,3% ежегодно.

Увеличение расходов федерального бюджета на поддержку средств массовой информации произошло в период международного финансового кризиса. В настоящее время ситуация на рекламном рынке стабилизировалась и превысила докризисный уровень, что предполагает снижение финансирования мероприятий СМИ.

В связи с этим для федеральных государственных бюджетных учреждений в области СМИ в 2015 и 2016 году предполагается сокращение их финансирования на 8,2 млрд. рублей по отношению к уровню 2014 году из-за планируемого перехода на систему самоокупаемости, за счет доходов от результатов предоставления услуг.

В 2015 году планируется переход на цифровой формат телерадиовещания (заканчивается реализация ФЦП "Развитие телерадиовещания на 2009 - 2015 годы"), поэтому предусмотрено завершение государственного финансирования параллельного вещания в цифровых и аналоговых форматах.

Увеличение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение перехода с аналогового формата на цифровой формат телевещания субсидии обязательным общественным каналам в 2016 году по отношению к 2015 году составило 8,7 млрд. рублей (в 2016 году предусмотрено 13,8 млрд. рублей). В 2017 году объем субсидий будет снижен до 6,0 млрд. рублей в связи с повсеместным внедрением сети цифрового наземного эфирного вещания 1-го мультиплекса.

Прекращение в 2015 году финансирования мероприятий по развитию телерадиовещания и выполнения мероприятий по строительству наземных сетей цифрового телевизионного вещания на территории Российской Федерации в связи с завершением в 2015 году ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы". Расходы по ФЦП составляют в 2014 году 10,8 млрд. рублей, 2015 году - 8,8 млрд. рублей, в 2016 - 2017 году - 0 рублей.

Рост расходов в 2017 году относительно 2016 года по разделу "Средства массовой информации" связан с увеличением финансирования государственной программы "Информационное общество (2011 - 2020 годы)":

увеличение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение информационных агентств для участия в международном информационном пространстве в 2017 году (объем бюджетных ассигнований составляет в 2015 году 3,2 млрд. рублей, в 2016 году - 3,1 млрд. рублей, в 2017 году - 8,0 млрд. рублей);

увеличение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации проектов в сфере средств массовой информации на 7,2 млрд. рублей с последующим распределением (объем бюджетных ассигнований в 2014 году - 0,1 млрд. рублей, в 2015 году - 2,3 млрд. рублей, в 2016 году - 1,9 млрд. рублей, в 2017 году - 9,1 млрд. рублей);

увеличение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение федеральных государственных бюджетных учреждений в области СМИ в 2017 году (предусмотрены субсидии в размере 4,3 млрд. рублей);

увеличение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение эксплуатации мобильного телерадиовещательного комплекса многофункционального назначения в целях освещения массовых спортивных мероприятий, пропаганды здорового образа жизни и занятий физической культурой и расходов на экспертизу объектов телерадиовещания в рамках подготовки проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в 2017 году (предусмотрена субсидия в объеме 1,9 млн. рублей).