Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается с 31 декабря 2023 года (Приказ Минпросвещения России от 27.10.2023 N 803).

Таблица 3. Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

Таблица 3

Структура программы подготовки специалистов среднего

звена базовой подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

2970

1980

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

618

412

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 9

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1 - 9

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности

158

ОГСЭ.03. Иностранный язык

ОК 1 - 9

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

316

158

ОГСЭ.04. Физическая культура

ОК 2, 3, 6

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

150

100

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;

основы интегрального и дифференциального исчисления

ЕН.01. Математика

ОК 1 - 6, 9

уметь:

использовать изученные прикладные программные средства в профессиональной деятельности;

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации;

общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ

ЕН.02. Информатика

ОК 1 - 6, 9

П.00

Профессиональный учебный цикл

2202

1468

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

504

336

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

читать кинематические схемы;

проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;

проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;

определять напряжения в конструкционных элементах;

производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;

определять передаточное отношение;

анализировать системы сил, действующих на самолет в различных полетных ситуациях;

определять кинематические параметры, характеризующие движение самолета;

выполнять основные расчеты по теоретической механике, сопротивлению материалов и деталям машин;

знать:

виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;

типы кинематических пар;

типы соединений деталей и машин;

основные сборочные единицы и детали;

характер соединения деталей и сборочных единиц;

принцип взаимозаменяемости;

виды движений и преобразующие движения механизмы;

виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;

передаточное отношение и число;

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;

конструктивные особенности деталей и механизмов, используемых в авиаконструкциях

ОП.01. Техническая механика

ОК 1 - 4, 6 - 9

ПК 1.3, 2.3, 1.4

уметь:

использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

собирать электрические схемы;

знать:

способы получения, передачи и использования электрической энергии;

электротехническую терминологию;

основные законы электротехники;

характеристики и параметры электрических и магнитных полей;

свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей;

правила эксплуатации электрооборудования

ОП.02. Электротехника и электронная техника

ОК 1 - 4, 6 - 9

ПК 1.3, 2.3, 3.4

уметь:

выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;

использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;

проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;

проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда;

вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

знать:

системы управления охраной труда в организации;

законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

обязанности работников в области охраны труда;

фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);

порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);

порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты

ОП.03. Охрана труда

ОК 1 - 4, 6 - 9

ПК 1.3, 2.3, 3.4

уметь:

распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;

выбирать и расшифровывать марки конструкционных материалов;

определять твердость металлов;

определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;

подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием и др.) для изготовления различных деталей;

осуществлять аэродромный контроль качества горюче-смазочных материалов в процессе эксплуатации авиатехники;

знать:

основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;

классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве;

основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

особенности строения металлов и их сплавов, закономерности процессов кристаллизации и структурообразования;

виды обработки металлов и сплавов;

сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием;

основы термообработки металлов;

способы защиты металлов от коррозии;

требования к качеству обработки деталей;

виды износа деталей и узлов;

свойства смазочных и абразивных материалов;

классификацию и способы получения композиционных материалов;

основные свойства материалов, применяемых в авиационной промышленности, свойства и условия применения горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей при эксплуатации воздушных судов

ОП.04. Материаловедение

ОК 1 - 4, 6 - 9

ПК 1.3, 2.3, 3.4

уметь:

читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности;

выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;

выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;

выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;

оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

знать:

правила чтения конструкторской и технологической документации;

способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем;

законы, методы и приемы проекционного черчения;

требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;

правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;

технику и принципы нанесения размеров;

классы точности и их обозначение на чертежах;

типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления

ОП.05. Инженерная графика

ОК 1 - 4, 6 - 9

ПК 1.3, 2.3, 3.4

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

68

ОП.06. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 9

ПК - все

ПМ.00

Профессиональные модули

1698

1132

ПМ.01

Летная эксплуатация однодвигательного воздушного судна и его функциональных систем (на уровне пилота-любителя)

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

по планированию, подготовке и выполнению полетов на однодвигательном воздушном судне (далее - ВС);

по подготовке к использованию в полете приборного и электрорадиотехнического оборудования (бортовых комплексов);

в использовании и практическом применении взлетных и посадочных параметров;

в применении основ авиационной метеорологии, получении и использовании метеорологической информации;

в пользовании аэронавигационными картами;

в использовании аэронавигационной документации, в том числе AIP, NOTAM, авиационные коды;

по локализации ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;

уметь:

управлять самолетом в пределах его эксплуатационных ограничений;

плавно и точно выполнять все маневры;

принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять контроль и наблюдение в полете;

применять знания в области аэронавигации;

выполнять расчеты массы и центровки ВС;

знать:

правила и положения, касающиеся обладателя свидетельства пилота-любителя (самолета);

правила полетов;

правила обслуживания воздушного судна;

принципы работы силовых установок, систем и приборного, электрорадиотехнического оборудования самолетов;

эксплуатационные ограничения самолетов и силовых установок;

соответствующие эксплуатационные данные из руководства по летной эксплуатации или другого содержащего эту информацию документа;

влияние загрузки и центровки на летные характеристики и на поведение ВС в полете;

порядок планирования полетов с учетом их видов и выполняемых задач;

соответствующие правила обслуживания воздушного движения;

порядок донесений о местоположении;

порядок и правила работы с высотомером;

правила выполнения полетов в районах с интенсивным воздушным движением;

связь человеческого фактора с безопасностью полетов;

практические аспекты аэронавигации и методы счисления пути;

соответствующие меры предосторожности и порядок действий в аварийных ситуациях, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в следе и других опасных для полета явлений;

основы аэродинамики и практическую аэродинамику эксплуатируемого воздушного судна;

правила ведения радиосвязи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов (далее - ПВП);

порядок действий при потере радиосвязи;

нормативно-правовую базу обеспечения авиационной безопасности

МДК.01.01. Воздушные суда, двигатели, функциональные системы, их летная эксплуатация и обеспечение безопасности полетов

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4,

4.1, 4.2, 4.5

ПМ.02

Летная эксплуатация воздушного судна, двигателя и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

по планированию, подготовке и выполнению полетов на однодвигательном ВС;

в подготовке к использованию в полете приборного и электрорадиотехнического оборудования (бортовых комплексов) на уровне пилота коммерческой авиации;

в управлении самолетом в пределах его летных ограничений;

в использовании и практическом применении взлетных, посадочных параметров, влияющих на летные характеристики ВС;

в применении авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов погоды;

в использовании метеорологической информации при подготовке к полету и в процессе его выполнения;

в использовании аэронавигационных карт, курсовых систем и навигационных средств;

уметь:

выполнять полеты в качестве командира воздушного судна со степенью компетенции, соответствующей правам обладателя свидетельства пилота коммерческой авиации;

применять знания в области аэронавигации;

принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять контроль и наблюдение в полете;

выполнять расчеты полетной массы и центровки ВС;

предотвращать акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (в пределах своей компетенции);

знать:

правила и положения, относящиеся к обладателю свидетельства пилота коммерческой авиации (самолета);

правила полетов;

соответствующую практику и правила обслуживания воздушного движения;

принципы эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного, электрорадиотехнического оборудования самолетов;

эксплуатационные ограничения соответствующих самолетов и силовых установок;

соответствующие эксплуатационные данные из руководства по летной эксплуатации или другого содержащего эту информацию документа;

правила пользования и порядок проверки исправности оборудования и систем эксплуатируемых воздушных судов;

правила технического обслуживания планера, систем и силовых установок эксплуатируемых воздушных судов в соответствующих условиях;

влияние загрузки и центровки на летно-технические характеристики и характеристики управляемости самолета;

порядок предполетного планирования, особенности планирования маршрутных полетов по ПВП;

основы психофизиологии летного труда, общей и социальной психологии;

особенности подготовки авиаперсонала в области человеческого фактора;

правила получения и использования метеорологической информации перед полетом и во время полета;

климатологию соответствующих районов с точки зрения ее влияния на авиацию;

условия возникновения и характеристики особых явлений погоды, влияющие на условия полета по маршруту, взлета и посадки;

порядок обхода зоны опасных метеоявлений;

принцип работы и характеристики соответствующих навигационных систем;

принцип работы бортового оборудования;

порядок выполнения полетов с использованием зональной навигации;

порядок использования аэронавигационной информации (AIP, NOTAM, авиационные коды и сокращения);

соответствующие меры предосторожности и порядок действия в аварийной обстановке;

правила перевозки грузов;

особенности и правила перевозки опасных грузов;

требования, предъявляемые к пассажирам по вопросам безопасности, включая меры предосторожности при посадке на самолет и высадке;

особенности аэродинамики и поведения воздушного судна при полете на больших скоростях;

правила ведения радиосвязи и фразеологии применительно к полетам по ПВП;

порядок действий при потере радиосвязи

МДК.02.01. Выполнение летной работы и обеспечение безопасности полетов в коммерческой авиации в соответствии с требованиями воздушного законодательства

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.4

ПМ.03

Летная эксплуатация многодвигательного воздушного судна и его функциональных систем на уровне практических полетов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

в управлении самолетом в пределах его летных ограничений;

по выполнению полетов по приборам и обеспечению безопасности полетов;

в управлении самолетом при попадании в необычное угловое пространственное положение;

в распознавании и оценке, складывающейся ситуации в полете;

в использовании бортовых и наземных средств

воздушной навигации;

в выполнении навигационных расчетов;

в эксплуатации силовой установки многодвигательного воздушного судна;

в управлении движением воздушного судна и эксплуатации его функциональных систем;

в выборе и контроле траектории полета ВС;

по анализу устойчивости и управляемости воздушного судна на различных режимах полета;

по анализу метеорологической информации, используемой в полете;

уметь:

производить контроль готовности воздушного судна к полету;

производить предполетную проверку, контролировать работу приборного, электрорадиотехнического оборудования в полете;

определять неисправности агрегатов и систем в процессе эксплуатации авиатехники и принимать правильные и своевременные решения при возникновении отказов;

грамотно эксплуатировать силовую установку воздушного судна на земле и в полете;

принимать своевременные и грамотные решения с учетом обстановки, сложившейся на борту воздушного судна;

выполнять расчеты массы и центровки воздушного судна;

анализировать устойчивость и управляемость воздушного судна на различных режимах полета;

знать:

правила и положения, касающиеся полета по приборам (ППП);

порядок эксплуатации бортового электрорадиотехнического оборудования и приборов, необходимых для управления и навигации ВС при полете по ППП;

порядок действий экипажа при возникновении особых случаев в полете;

требования воздушного законодательства по вопросам организации, подготовки и выполнению полетов по ППП;

порядок оперативного планирования полета;

возможности человека применительно к пилотированию в условиях приборного полета;

методы выявления уровней совместимости при формировании летных экипажей;

особенности метеообеспечения на международных воздушных трассах;

информацию SIGMET и AIRMET;

порядок метеорологического обеспечения экипажей ВС;

особенности метеорологических условий полетов на международных воздушных трассах;

причины, методы распознавания и влияние обледенения на работу двигателей и аэродинамические характеристики планера;

порядок обхода зон с опасными для полета метеоусловиями;

практическую аэронавигацию с использованием радионавигационных средств;

правила и фразеологию ведения радиосвязи, применяемые при полетах воздушных судов по ППП;

порядок действий экипажа при потере радиосвязи

МДК.03.01. Управление многодвигательным воздушным судном и его функциональными системами на уровне, обеспечивающем безопасность, регулярность и экономическую эффективность полетов

ОК 1 - 9

ПК 3.1 - 3.5

ПМ.04

Организация и планирование работы в рамках структурного подразделения

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

по организации, планированию и руководству деятельностью экипажа воздушного судна, структурного подразделения;

по выбору оптимальных решений при планировании действий экипажа ВС в условиях возникновения особых ситуаций;

по осуществлению контроля за организацией планирования, выполнением полетов и качеством летной работы;

в оценке экономической эффективности летной работы;

по обеспечению техники безопасности и охраны труда на рабочих местах;

по проведению разбора полета (полетов) в экипаже и в структурном подразделении;

уметь:

пользоваться нормативными документами, регламентирующими летную работу;

оформлять полетную документацию;

проводить разбор полета (полетов) в экипаже и структурном подразделении;

проводить предполетную и предварительную подготовку в экипаже;

проводить контроль готовности и учет предварительной подготовки;

организовывать, планировать и руководить деятельностью экипажа, структурного подразделения;

осуществлять контроль за организацией, планированием, выполнением полетов и качеством летной работы;

проводить в полете, при необходимости, досмотр ручной клади и багажа пассажиров, а в надлежащих случаях личный досмотр пассажиров в порядке, установленном национальным законодательством;

знать:

требования воздушного законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации в области авиации, организации воздушного движения и использования воздушного пространства и международных стандартов;

основные положения документов, регламентирующих летную работу и ее организацию;

порядок проведения разборов полета (полетов) в экипаже, в структурном подразделении;

порядок проведения предполетной и предварительной подготовки в экипаже;

порядок осуществления контроля готовности и учета предварительной подготовки;

правила использования воздушного пространства и правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации;

требования, предъявляемые к воздушным судам, аэродромам и аэропортам;

нормы, правила и процедуры обеспечения авиационной безопасности;

организацию управления воздушным движением в гражданской авиации;

принципы и методы управления летной работой;

методы и приемы управления психологическим климатом в летном экипаже;

основы планирования летной работы в подразделениях эксплуатанта гражданской авиации;

основные требования нормативных правовых актов и методических документов в области управления летной работой;

правила и процедуры организации воздушных перевозок и авиационных работ;

функции и порядок взаимодействия служб и подразделений аэропорта

МДК.04.01. Организация летной работы, мероприятия по обеспечению экономической эффективности полетов (производственной деятельности)

ОК 1 - 9

ПК 4.1 - 4.5

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)

1296

864

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

4266

2844

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 13.07.2021 N 450)

(см. текст в предыдущей редакции)

УП.00

Учебная практика

35 нед.

1260

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4,

2.1 - 2.4,

3.1 - 3.5,

4.1 - 4.5

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.