Таблица 3. Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
|||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|||||
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения |
|||||
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|||||
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
|||||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; основы интегрального и дифференциального исчисления |
|||||
использовать изученные прикладные программные средства в профессиональной деятельности; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ |
|||||
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: читать кинематические схемы; проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения; проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; определять напряжения в конструкционных элементах; производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; определять передаточное отношение; анализировать системы сил, действующих на самолет в различных полетных ситуациях; определять кинематические параметры, характеризующие движение самолета; выполнять основные расчеты по теоретической механике, сопротивлению материалов и деталям машин; знать: виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; типы кинематических пар; типы соединений деталей и машин; основные сборочные единицы и детали; характер соединения деталей и сборочных единиц; принцип взаимозаменяемости; виды движений и преобразующие движения механизмы; виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; передаточное отношение и число; методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации; конструктивные особенности деталей и механизмов, используемых в авиаконструкциях |
ПК 1.3, 2.3, 1.4 |
||||
использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; собирать электрические схемы; знать: способы получения, передачи и использования электрической энергии; электротехническую терминологию; основные законы электротехники; характеристики и параметры электрических и магнитных полей; свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов; принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей; правила эксплуатации электрооборудования |
ПК 1.3, 2.3, 3.4 |
||||
выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности; проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда; вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда; вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; знать: системы управления охраной труда в организации; законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; обязанности работников в области охраны труда; фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала); порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты |
ПК 1.3, 2.3, 3.4 |
||||
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ; выбирать и расшифровывать марки конструкционных материалов; определять твердость металлов; определять режимы отжига, закалки и отпуска стали; подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием и др.) для изготовления различных деталей; осуществлять аэродромный контроль качества горюче-смазочных материалов в процессе эксплуатации авиатехники; знать: основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов; классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве; основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства; особенности строения металлов и их сплавов, закономерности процессов кристаллизации и структурообразования; виды обработки металлов и сплавов; сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием; основы термообработки металлов; способы защиты металлов от коррозии; требования к качеству обработки деталей; виды износа деталей и узлов; свойства смазочных и абразивных материалов; классификацию и способы получения композиционных материалов; основные свойства материалов, применяемых в авиационной промышленности, свойства и условия применения горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей при эксплуатации воздушных судов |
ПК 1.3, 2.3, 3.4 |
||||
читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности; выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике; выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике; выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике; оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; знать: правила чтения конструкторской и технологической документации; способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем; законы, методы и приемы проекционного черчения; требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации; правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем; технику и принципы нанесения размеров; классы точности и их обозначение на чертежах; типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления |
ПК 1.3, 2.3, 3.4 |
||||
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
ПК - все |
||||
Летная эксплуатация однодвигательного воздушного судна и его функциональных систем (на уровне пилота-любителя) В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: по планированию, подготовке и выполнению полетов на однодвигательном воздушном судне (далее - ВС); по подготовке к использованию в полете приборного и электрорадиотехнического оборудования (бортовых комплексов); в использовании и практическом применении взлетных и посадочных параметров; в применении основ авиационной метеорологии, получении и использовании метеорологической информации; в пользовании аэронавигационными картами; в использовании аэронавигационной документации, в том числе AIP, NOTAM, авиационные коды; по локализации ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации; уметь: управлять самолетом в пределах его эксплуатационных ограничений; плавно и точно выполнять все маневры; принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять контроль и наблюдение в полете; применять знания в области аэронавигации; выполнять расчеты массы и центровки ВС; знать: правила и положения, касающиеся обладателя свидетельства пилота-любителя (самолета); правила полетов; правила обслуживания воздушного судна; принципы работы силовых установок, систем и приборного, электрорадиотехнического оборудования самолетов; эксплуатационные ограничения самолетов и силовых установок; соответствующие эксплуатационные данные из руководства по летной эксплуатации или другого содержащего эту информацию документа; влияние загрузки и центровки на летные характеристики и на поведение ВС в полете; порядок планирования полетов с учетом их видов и выполняемых задач; соответствующие правила обслуживания воздушного движения; порядок донесений о местоположении; порядок и правила работы с высотомером; правила выполнения полетов в районах с интенсивным воздушным движением; связь человеческого фактора с безопасностью полетов; практические аспекты аэронавигации и методы счисления пути; соответствующие меры предосторожности и порядок действий в аварийных ситуациях, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в следе и других опасных для полета явлений; основы аэродинамики и практическую аэродинамику эксплуатируемого воздушного судна; правила ведения радиосвязи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов (далее - ПВП); порядок действий при потере радиосвязи; нормативно-правовую базу обеспечения авиационной безопасности |
МДК.01.01. Воздушные суда, двигатели, функциональные системы, их летная эксплуатация и обеспечение безопасности полетов |
ПК 1.1 - 1.4, 4.1, 4.2, 4.5 |
|||
Летная эксплуатация воздушного судна, двигателя и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: по планированию, подготовке и выполнению полетов на однодвигательном ВС; в подготовке к использованию в полете приборного и электрорадиотехнического оборудования (бортовых комплексов) на уровне пилота коммерческой авиации; в управлении самолетом в пределах его летных ограничений; в использовании и практическом применении взлетных, посадочных параметров, влияющих на летные характеристики ВС; в применении авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов погоды; в использовании метеорологической информации при подготовке к полету и в процессе его выполнения; в использовании аэронавигационных карт, курсовых систем и навигационных средств; уметь: выполнять полеты в качестве командира воздушного судна со степенью компетенции, соответствующей правам обладателя свидетельства пилота коммерческой авиации; применять знания в области аэронавигации; принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять контроль и наблюдение в полете; выполнять расчеты полетной массы и центровки ВС; предотвращать акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (в пределах своей компетенции); знать: правила и положения, относящиеся к обладателю свидетельства пилота коммерческой авиации (самолета); правила полетов; соответствующую практику и правила обслуживания воздушного движения; принципы эксплуатации и работы силовых установок, систем и приборного, электрорадиотехнического оборудования самолетов; эксплуатационные ограничения соответствующих самолетов и силовых установок; соответствующие эксплуатационные данные из руководства по летной эксплуатации или другого содержащего эту информацию документа; правила пользования и порядок проверки исправности оборудования и систем эксплуатируемых воздушных судов; правила технического обслуживания планера, систем и силовых установок эксплуатируемых воздушных судов в соответствующих условиях; влияние загрузки и центровки на летно-технические характеристики и характеристики управляемости самолета; порядок предполетного планирования, особенности планирования маршрутных полетов по ПВП; основы психофизиологии летного труда, общей и социальной психологии; особенности подготовки авиаперсонала в области человеческого фактора; правила получения и использования метеорологической информации перед полетом и во время полета; климатологию соответствующих районов с точки зрения ее влияния на авиацию; условия возникновения и характеристики особых явлений погоды, влияющие на условия полета по маршруту, взлета и посадки; порядок обхода зоны опасных метеоявлений; принцип работы и характеристики соответствующих навигационных систем; принцип работы бортового оборудования; порядок выполнения полетов с использованием зональной навигации; порядок использования аэронавигационной информации (AIP, NOTAM, авиационные коды и сокращения); соответствующие меры предосторожности и порядок действия в аварийной обстановке; правила перевозки грузов; особенности и правила перевозки опасных грузов; требования, предъявляемые к пассажирам по вопросам безопасности, включая меры предосторожности при посадке на самолет и высадке; особенности аэродинамики и поведения воздушного судна при полете на больших скоростях; правила ведения радиосвязи и фразеологии применительно к полетам по ПВП; порядок действий при потере радиосвязи |
МДК.02.01. Выполнение летной работы и обеспечение безопасности полетов в коммерческой авиации в соответствии с требованиями воздушного законодательства |
ПК 2.1 - 2.4 |
|||
Летная эксплуатация многодвигательного воздушного судна и его функциональных систем на уровне практических полетов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: в управлении самолетом в пределах его летных ограничений; по выполнению полетов по приборам и обеспечению безопасности полетов; в управлении самолетом при попадании в необычное угловое пространственное положение; в распознавании и оценке, складывающейся ситуации в полете; в использовании бортовых и наземных средств воздушной навигации; в выполнении навигационных расчетов; в эксплуатации силовой установки многодвигательного воздушного судна; в управлении движением воздушного судна и эксплуатации его функциональных систем; в выборе и контроле траектории полета ВС; по анализу устойчивости и управляемости воздушного судна на различных режимах полета; по анализу метеорологической информации, используемой в полете; уметь: производить контроль готовности воздушного судна к полету; производить предполетную проверку, контролировать работу приборного, электрорадиотехнического оборудования в полете; определять неисправности агрегатов и систем в процессе эксплуатации авиатехники и принимать правильные и своевременные решения при возникновении отказов; грамотно эксплуатировать силовую установку воздушного судна на земле и в полете; принимать своевременные и грамотные решения с учетом обстановки, сложившейся на борту воздушного судна; выполнять расчеты массы и центровки воздушного судна; анализировать устойчивость и управляемость воздушного судна на различных режимах полета; знать: правила и положения, касающиеся полета по приборам (ППП); порядок эксплуатации бортового электрорадиотехнического оборудования и приборов, необходимых для управления и навигации ВС при полете по ППП; порядок действий экипажа при возникновении особых случаев в полете; требования воздушного законодательства по вопросам организации, подготовки и выполнению полетов по ППП; порядок оперативного планирования полета; возможности человека применительно к пилотированию в условиях приборного полета; методы выявления уровней совместимости при формировании летных экипажей; особенности метеообеспечения на международных воздушных трассах; информацию SIGMET и AIRMET; порядок метеорологического обеспечения экипажей ВС; особенности метеорологических условий полетов на международных воздушных трассах; причины, методы распознавания и влияние обледенения на работу двигателей и аэродинамические характеристики планера; порядок обхода зон с опасными для полета метеоусловиями; практическую аэронавигацию с использованием радионавигационных средств; правила и фразеологию ведения радиосвязи, применяемые при полетах воздушных судов по ППП; порядок действий экипажа при потере радиосвязи |
МДК.03.01. Управление многодвигательным воздушным судном и его функциональными системами на уровне, обеспечивающем безопасность, регулярность и экономическую эффективность полетов |
ПК 3.1 - 3.5 |
|||
Организация и планирование работы в рамках структурного подразделения В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: по организации, планированию и руководству деятельностью экипажа воздушного судна, структурного подразделения; по выбору оптимальных решений при планировании действий экипажа ВС в условиях возникновения особых ситуаций; по осуществлению контроля за организацией планирования, выполнением полетов и качеством летной работы; в оценке экономической эффективности летной работы; по обеспечению техники безопасности и охраны труда на рабочих местах; по проведению разбора полета (полетов) в экипаже и в структурном подразделении; уметь: пользоваться нормативными документами, регламентирующими летную работу; оформлять полетную документацию; проводить разбор полета (полетов) в экипаже и структурном подразделении; проводить предполетную и предварительную подготовку в экипаже; проводить контроль готовности и учет предварительной подготовки; организовывать, планировать и руководить деятельностью экипажа, структурного подразделения; осуществлять контроль за организацией, планированием, выполнением полетов и качеством летной работы; проводить в полете, при необходимости, досмотр ручной клади и багажа пассажиров, а в надлежащих случаях личный досмотр пассажиров в порядке, установленном национальным законодательством; знать: требования воздушного законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации в области авиации, организации воздушного движения и использования воздушного пространства и международных стандартов; основные положения документов, регламентирующих летную работу и ее организацию; порядок проведения разборов полета (полетов) в экипаже, в структурном подразделении; порядок проведения предполетной и предварительной подготовки в экипаже; порядок осуществления контроля готовности и учета предварительной подготовки; правила использования воздушного пространства и правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации; требования, предъявляемые к воздушным судам, аэродромам и аэропортам; нормы, правила и процедуры обеспечения авиационной безопасности; организацию управления воздушным движением в гражданской авиации; принципы и методы управления летной работой; методы и приемы управления психологическим климатом в летном экипаже; основы планирования летной работы в подразделениях эксплуатанта гражданской авиации; основные требования нормативных правовых актов и методических документов в области управления летной работой; правила и процедуры организации воздушных перевозок и авиационных работ; функции и порядок взаимодействия служб и подразделений аэропорта |
МДК.04.01. Организация летной работы, мероприятия по обеспечению экономической эффективности полетов (производственной деятельности) |
ПК 4.1 - 4.5 |
|||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
|||||
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 13.07.2021 N 450) (см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.4, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.5 |
|||||
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей