Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается с 31 декабря 2024 года (Приказ Минпросвещения России от 27.11.2023 N 892).

Таблица 5. Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки

Таблица 5

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

углубленной подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

4320

2880

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

900

600

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 9

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1 - 9

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

48

ОГСЭ.03. Психология общения

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.3

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

228

ОГСЭ.04. Иностранный язык

ОК 1 - 9

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни;

456

228

ОГСЭ.05. Физическая культура

ОК 2, 3, 6

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

316

210

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

составлять уравнения прямых по заданным условиям и изображать их на координатной плоскости;

вычислять пределы функций с помощью раскрытия неопределенностей и формул двух замечательных пределов;

находить производные и дифференциалы сложных функций, применять производную в построении графиков функций, решению прикладных задач на нахождение наибольших и наименьших значений реальных величин;

находить неопределенные и определенные интегралы основными методами, применять геометрические и физические приложения определенного интеграла;

решать дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными, находить частные решения при заданных начальных условиях;

вычислять вероятности случайных событий, числовые характеристики дискретной случайной величины;

задавать выборочное распределение, вычислять выборочные характеристики;

моделировать и решать геометрическим методом задачи линейного программирования (задачи о планировании производства, оптимальных технологий);

знать:

виды уравнений прямой на плоскости, условие параллельности и перпендикулярности кривых;

определение предела функции в точке и на бесконечности, теоремы о пределах, формулы двух замечательных пределов, методы раскрытие неопределенностей;

определение производной и дифференциала, правила дифференцирования, общую схему построения графиков с помощью производной, правила дифференцирования сложной функции, схему построения графиков функций с помощью производной, правила нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на промежутке;

определение и свойства неопределенного и определенного интегралов, способы вычисления интегралов, приложения определенного интеграла;

определение и способы решения дифференциальных уравнений первого порядка, нахождение общего и частного решений;

определение вероятности случайного события, основные формулы теории вероятности, числовые характеристики дискретной случайной величины;

понятие выборки, выборочного распределения выборочных характеристик;

геометрический метод линейного подразделения;

ЕН.01. Математика

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.3

уметь:

использовать прикладное программное обеспечение (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, информационно-поисковые системы);

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронных вычислительных машин и вычислительных систем;

способы защиты информации от несанкционированного доступа;

антивирусные средства защиты;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

ЕН.02. Информатика

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.3

уметь:

использовать технологии сбора, размещения, хранения, наполнения, преобразования и передачи данных в информационных системах;

обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки данных;

знать:

классификацию информационных систем;

виды технологических процессов обработки информации в информационных системах, особенности их применения.

ЕН.03. Автоматизированные информационные системы

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.3

П.00

Профессиональный учебный цикл

3104

2070

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1466

978

В результате изучения обязательной части учебного

цикла обучающийся должен:

уметь:

выполнять геометрические построения;

выполнять чертежи технических изделий;

выполнять сборочные чертежи схемы;

создавать, редактировать и оформлять чертежи на персональном компьютере;

знать:

правила разработки, выполнения, оформления и чтения чертежей;

стандарты ЕСКД и Единой системы технической подготовки производства;

методы и приемы выполнения чертежей и схем по специальности;

основные приемы работы с чертежом на персональном компьютере;

ОП.01. Инженерная и компьютерная графика

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.3

уметь:

рассчитывать параметры основных электрических цепей;

знать:

основные законы электротехники и электроники;

основные методы измерения электрических величин;

принципы работы электроустановок и электронных устройств;

ОП.02. Электротехника и электроника

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.3

уметь:

выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

расшифровывать марки конструкционных материалов;

выполнять кинематические и энергетические расчеты многоступенчатого привода;

знать:

классификацию конструкционных материалов, металлов и сплавов, их области применения;

наименование, маркировку и основные механические свойства конструкционных материалов;

классификацию машин по назначению;

кинематические и силовые соотношения в передаточных механизмах;

основные виды механических передач;

виды сварных швов и сварных соединений;

виды резьбовых швов и способы стопорения;

ОП.03. Техническая механика

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.3

уметь:

применять требования нормативных правовых актов к основным видам продукции и процессов;

выбирать структуры метрологического обеспечения производственных процессов;

разрабатывать алгоритмы обработки результатов измерений и контроля качества продукции, оценки качества измерений;

знать:

основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

основные положения систем общетехнических стандартов;

методы и алгоритмы обработки результатов измерений и контроля качества продукции;

принципы построения средств измерения и их метрологические характеристики;

ОП.04. Метрология, стандартизация и сертификация

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.3,

2.1 - 2.3

уметь:

определять основные параметры процессов и аппаратов;

составлять и рассчитывать материальный и тепловой балансы отдельных процессов и аппаратов;

пользоваться справочной, нормативно-технической документацией при выполнении расчетов и выборе аппаратов;

знать:

классификацию и теоретические основы процессов;

устройство и принцип действия аппаратов;

методику расчета материального и теплового балансов процессов и аппаратов;

принципы расчета и выбора аппаратов для проведения заданных процессов;

ОП.05. Процессы и аппараты

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4,

2.1 - 2.3

уметь:

обосновать выбор хода анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;

описывать уравнениями реакций ход анализа;

анализировать вещество с соблюдением правил техники безопасности;

производить расчеты результатов анализа;

оценивать достоверность результатов анализа;

пользоваться справочной литературой;

знать:

методы качественного и количественного анализов;

аналитическую классификацию ионов;

аппаратуру и технику выполнения анализов;

приемы безопасной работы в лаборатории;

ОП.06. Аналитическая химия

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4,

2.1 - 2.3

уметь:

производить расчеты кинетических параметров химических реакций с использованием научно-технической и справочной литературы;

получать и исследовать свойства дисперсных систем;

пользоваться основными приемами и методами физико-химических измерений;

обрабатывать, анализировать и обобщать результаты физико-химических наблюдений и измерений;

знать:

основные законы физической и коллоидной химии;

закономерности протекания химических реакций, процессов, явлений и способы их регулирования;

приемы безопасной работы при проведении физико-химических испытаний;

ОП.07. Физическая и коллоидная химия

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4,

2.3

уметь:

выбирать требуемые средства контроля и управления в зависимости от особенности технологического процесса;

читать схемы автоматизации;

знать:

принципы контроля и регулирования технологических процессов и оборудования с помощью технических средств автоматизации;

принципы действия и устройство средств автоматизированного контроля и управления производством;

ОП.08. Автоматизация технологических процессов

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4,

2.3

уметь:

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

знать:

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов машиностроительного производства, показатели их эффективного использования, способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;

механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

ОП.09. Экономика организации

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4,

2.1 - 2.3

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

68

ОП.10. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4,

2.1 - 2.3

ПМ.00

Профессиональные модули

1638

1092

ПМ.01

Осуществление технологических процессов комплексной переработки древесины

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

ведения технологических процессов в соответствии с технологической документацией;

эксплуатации технологического оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией;

ведения контроля технологических процессов с применением средств информационно-автоматизированных систем;

проведения анализа причин возникновения дефектов и брака при выпуске продукции с разработкой мероприятий по их предупреждению;

уметь:

осуществлять технологические операции по всем стадиям производства переработки древесины в соответствии с требованиями технологического регламента на заданную продукцию;

осуществлять контроль и регулирование параметров по стадиям технологического процесса с применением средств АСУТП;

рассчитывать материальные и тепловые балансы технологических процессов;

составлять и оформлять изменения (дополнения) к технологическим регламентам;

составлять карты и принципиальные схемы технологических процессов;

производить подготовку оборудования к работе с выявлением и устранением возможных неисправностей;

разрабатывать технологические режимы на новые виды продукции;

рассчитывать и подбирать технологическое оборудование, используя информационно-справочные материалы ведущих организаций и производителей;

разрабатывать технологическую документацию при внедрении технологических процессов комплексной переработки древесины;

осуществлять опытно-промышленные испытания при внедрении технологических процессов;

осуществлять контроль работы технологического оборудования в соответствии с требованиями правил эксплуатации и использованием средств автоматизированных систем управления;

обеспечивать подготовку оборудования к проведению планово-предупредительных ремонтов;

разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда;

осуществлять в рамках структурного подразделения экологический контроль соблюдения установленных требований и действующих норм, правил и стандартов;

рассчитывать экологический риск и оценивать ущерб окружающей среде;

знать:

технологические процессы и режимы производства комплексной переработки древесины;

виды и характеристику сырья, полуфабрикатов, химикатов, материалов и теплоэнергетических ресурсов для комплексной переработки древесины;

устройство, принцип действия технологического оборудования и расчет технических параметров;

химические, физико-химические, гидромеханические, тепловые и массообменные процессы, происходящие при переработке древесины;

методы контроля производства продукции по стадиям технологического процесса;

виды нормативно-технической и технологической документации;

виды дефектов и брака продукции, способы их устранения;

принцип работы регулирующей и контрольно-измерительной аппаратуры и автоматизированных систем управления технологическим процессом;

современные технологии и оборудование переработки древесины;

использование вторичного сырья и энергоресурсов;

требования ЕСКД и ЕСТД к оформлению технической и технологической документации;

методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов;

перечень мероприятий по охране окружающей среды;

методы переработки, утилизации и захоронения промышленных отходов;

виды и источники заражения природной среды;

состав и структуру экологических паспортов промышленных организаций

МДК.01.01. Технология и оборудование производства волокнистых полуфабрикатов

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4

МДК.01.02. Технология и оборудование производства бумаги и картона

МДК.01.03. Технология и оборудование производства древесных плит

МДК.01.04. Технология и оборудование лесохимического производства

ПМ.02

Организация производственной деятельности в рамках структурного подразделения

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

планирования работы структурного подразделения;

руководства работой структурного подразделения;

анализа результатов деятельности структурного подразделения;

разработки и реализации программ организации в области качества, охраны труда и экологической безопасности;

уметь:

доводить до сведения персонала плановые задания по количеству, качеству и ассортименту выпускаемой продукции;

осуществлять расстановку кадров в соответствии с компетенцией работника;

контролировать своевременное и качественное выполнение плановых заданий персоналом;

определять ответственность и полномочия персонала;

обеспечивать производственную и технологическую дисциплину;

принимать и реализовывать управленческие решения в соответствии с нормами правового регулирования;

мотивировать работников на выполнение производственных задач;

предупреждать и управлять конфликтными ситуациями и стрессами;

обеспечивать безопасные условия труда для работников структурного подразделения;

вести утвержденную учетно-отчетную и рабочую документацию;

систематизировать и обрабатывать информацию о производственной деятельности структурного подразделения;

производить расчеты и анализ основных технико-экономических показателей при производстве продукции;

использовать результаты анализа в руководстве работой структурного подразделения;

разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда;

давать оценку воздействия на окружающую среду негативных техногенных факторов;

сохранять среду обитания живой природы при осуществлении профессиональной деятельности;

использовать экобиозащитную технику в процессе трудовой деятельности;

оформлять документацию по управлению качеством;

оценивать качество и надежность продукции;

знать:

принципы и формы организации производственных процессов;

особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, нормативные и организационные основы охраны труда;

основные нормы правового регулирования;

требования пожарной безопасности;

требования законодательства в сфере экологии;

принципы рационального природопользования;

основы промышленной экологии;

проблемы сохранения биоразнообразия и принципы организации экологически грамотного использования лесов;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

основные технико-экономические показатели структурного подразделения;

методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов;

основные положения систем менеджмента качества и требования к ним;

методы и нормативные правовые акты по вопросам управления качеством продукции;

основные методы оценки качества и надежности продукции;

правила предъявления и рассмотрения рекламаций по качеству сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции

МДК.02.01. Управление структурным подразделением

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.3

МДК.02.02. Анализ производственно-хозяйственной деятельности

МДК.02.03. Управление качеством

ПМ.03

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)

1836

1224

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

6156

4104

УП.00

Учебная практика

31 нед.

1116

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4,

2.1 - 2.3

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

7 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

9 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

7 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.