Создание сети служб медиации является центральным элементом Концепции и основным условием ее успешной реализации. Именно работа этих служб в тесном взаимодействии со всеми органами и организациями, работающими с детьми и участвующими в воспитании и образовании детей, защите их прав и интересов, со всеми заинтересованными институтами гражданского общества должна обеспечить решение задач, указанных в разделе IV Концепции, и тем самым достичь поставленной цели, получить ожидаемые результаты.
Работа сети служб медиации не покрывает весь спектр задач внедрения восстановительного правосудия, предусмотренных пунктами 59, 61, 64 и 65 плана. Сеть служб медиации является организационной основой реализации указанных задач.
В свою очередь, успех работы сети служб медиации во многом зависит от успеха реализации этих задач.
При этом сеть служб медиации не дублирует деятельность указанных органов и организаций как государственных, так и негосударственных. Функциями сети служб медиации по отношению к ним являются следующие:
исследования, анализ, обобщение, выработка и постановка идей и предложений;
разработка и совершенствование программ, методик, технологий и прикладного инструментария;
обучение специалистов, поддержание и повышение их квалификации;
помощь в оценке проблем и нахождении путей их решения;
обеспечение согласованности действий.
Сеть служб медиации создается как единая система, имеющая координацию и управление.
По своей структуре сеть служб медиации представляет собой двухуровневую систему:
на первом уровне находится головная организация системы - Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия, который является структурным подразделением федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт медиации", находящегося в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. В соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов. В связи с этим финансовое обеспечение функционирования Федерального центра медиации и развития восстановительного правосудия осуществляется в пределах средств, предусмотренных на обеспечение реализации государственного задания;
на втором уровне находятся службы медиации на региональном и местном уровнях. Основу службы медиации на региональном и местном уровнях должны составлять секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также педагогические работники, реализующие дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации педагогических работников. Они будут выполнять функции медиаторов-тренеров, методистов-тренеров для обучения и профессиональной подготовки работников, осуществляющих свою практическую деятельность с семьями и детьми в возрасте с 7 до 18 лет, - провайдеров медиативных и восстановительных технологий. Они будут выполнять основной массив практической работы по защите детей, их профилактике, реабилитации и коррекции с помощью медиации и восстановительного подхода. Главным критерием здесь должно быть обеспечение реальной доступности сети служб медиации для всех нуждающихся в помощи и защите. В связи с этим одним из наиболее эффективных направлений будет содействие организации служб школьной медиации в образовательных организациях.
Сеть служб медиации включает в себя службу медиации на федеральном уровне, на региональном и местном уровнях.
Служба медиации на федеральном уровне осуществляет следующие функции:
общая координация работы служб медиации;
координация работы по разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы для развития медиации и восстановительного правосудия с государственными органами, судами, образовательными организациями, исправительными учреждениями, комиссиями по делам несовершеннолетних, иными организациями, институтами гражданского общества и общественными организациями;
методическая работа (разработка программ обучения и просветительских программ, новых методик и технологий практической работы);
научно-исследовательская, аналитическая и экспертная работа;
сертификация организаций, выполняющих роль служб медиации;
создание системы мониторинга и специального аудита для постоянного контроля за уровнем работы сертифицированных организаций, выполняющих роль служб медиации и восстановительного правосудия;
подготовка медиаторов-тренеров, методистов-тренеров, методистов для формирования служб школьной медиации в образовательных организациях, руководителей, кадрового состава служб медиации, проверка их квалификации;
работа в тесном контакте с другими органами и организациями по защите прав и интересов детей;
информационно-просветительская работа, сотрудничество со средствами массовой информации;
международное сотрудничество, в том числе с целью обмена опытом и привлечения лучших практик;
методическое и консультационное сопровождение работы служб медиации;
Службы медиации на региональном и местном уровнях осуществляют следующие функции:
практическая работа с детьми, семьями, школами, комиссиями по делам несовершеннолетних, судами, исправительными учреждениями и иными организациями, практическая работа по защите прав и интересов детей, профилактике конфликтов и правонарушений, участие в ситуациях, где есть конфликт или правонарушение;
адресная информационно-просветительская работа с основными группами населения, коллективами и организациями с учетом региональной и местной специфики;
подготовка работников различных организаций по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации.
Возможны несколько вариантов создания региональных служб медиации, их организационно-правовых форм, способов вхождения в систему сети служб медиации, форм и механизмов координации и финансирования их работы, но приоритетным вариантом является создание в качестве структурного подразделения уже существующей государственной организации субъекта Российской Федерации (например, центра социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, института повышения квалификации педагогических работников). Вместе с тем создание нового структурного подразделения должно происходить без увеличения штатной численности работников и бюджетного финансирования государственной организации субъекта Российской Федерации.
Дополнительными вариантами создания региональных служб медиации являются:
создание новой государственной организации субъекта Российской Федерации или муниципальной организации;
создание новой негосударственной, в том числе некоммерческой, организации (возможно участие государственных и (или) муниципальных организаций как соучредителей);
привлечение к работе существующей профильной или близкой по профилю организации;
создание служб школьной медиации в образовательных организациях.
При этом решение о применении указанных альтернативных вариантов принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации муниципальных образований исходя из возможностей соответствующих бюджетов.
Там, где служба медиации является юридическим лицом, ее вхождение в систему сети служб медиации осуществляется через сертификацию.
Там, где служба медиации не является по форме собственности государственной или муниципальной службой, взаимодействие с федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный институт медиации" может рассматриваться как государственно-частное партнерство.
Новизна восстановительных и медиативных процедур требует от региональных и местных служб медиации также уделять особое внимание информационно-просветительской деятельности среди населения, в конкретных коллективах и организациях.
Инновационный характер медиации и восстановительного подхода, высокая ответственность за судьбы детей, к которым они применяются, предъявляют высокие требования к организациям - провайдерам таких технологий. Поэтому только соответствующие этим требованиям организации должны включаться в сеть служб медиации, получать статус региональной службы. Критерии, по которым должна проводиться такая сертификация, будут разработаны федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный институт медиации".
Достижение поставленных задач невозможно без профессионально подготовленного кадрового состава. Важность и ответственность этого вопроса многократно усиливается тем обстоятельством, что развитие медиации и восстановительного правосудия никак нельзя в силу их новизны отнести к задачам, которые могут решать просто опытные и хорошие работники, имеющие обычное и достаточные для их привычных трудовых функций образование в области педагогики, психологии или юридическое образование и квалификацию. Внедрение таких инноваций, овладение медиацией и навыками восстановительной практики - все это потребует от работников сети служб медиации специальных знаний, формирования особых навыков и умений, а значит и специального обучения. Такое обучение должно быть достаточно объемным, хотя и укладываться в рамки повышения квалификации (ориентировочно 72 - 576 часов), и в то же время массовым, без чего доступность медиативно-восстановительной помощи не будет обеспечена.
Федеральный центр медиации и восстановительного правосудия, формируемый на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт медиации", должен обеспечивать потребности в научно-методическом сопровождении, кадровом составе медиаторами-тренерами и методистами-тренерами, в сертификации участников сети служб медиации.
Сложность кадровой ситуации состоит еще и в том, что тренерско-преподавательский состав для такого обучения пока невелик, а значит надо обучать не только работников, но и медиаторов-тренеров, а также методистов-тренеров. По предварительной оценке, необходимо подготовить по программе профессиональной переподготовки (576 часов) около 1800 человек для работы методистами-тренерами.
Обучение медиации и восстановительному подходу не может быть разовым. Эта область знаний и практики стремительно развивается, кроме того, она требует от человека постоянной работы над собой, самосовершенствования. Все это обусловливает необходимость постоянного поддержания профессиональной компетентности и регулярного повышения квалификации работников всех уровней.
Инновационность вопросов медиации и восстановительного правосудия вызывает естественный интерес к этой тематике со стороны студентов близких специальностей и молодых ученых. Информационные мероприятия в их среде, привлечение их к работе сети служб медиации будут способствовать подготовке квалифицированных кадров с более ранних ступеней.
Новизна и высокая ответственность восстановительной и медиативной деятельности вызывает необходимость разработки системы аттестации и сертификации работников сети служб медиации и специалистов, занимающихся медиативной деятельностью в различных сферах, включая разработку критериев и показателей эффективности работы для основных категорий руководителей и специалистов. Делать это необходимо в том числе на основе профессионального стандарта по медиации как самостоятельного вида деятельности, который разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов". Этот стандарт должен включать блок трудовых функций, имеющий общий ("сквозной") характер для всех видов деятельности, связанных с общением (социальная сфера, управление) и в первую очередь с работой с детьми.
Необходимо включить соответствующие курсы и программы ("Медиация. Базовый курс", "Восстановительное правосудие", "Школьная медиация", "Медиация в социальной сфере", "Семейная медиация" и др.) в систему подготовки работников органов и организаций, работающих с детьми и являющихся частью системы защиты прав и интересов детей. Объем программ первоначальной подготовки для различных профессий может варьироваться от 18 до 576 часов.
Дальнейшее повышение квалификации работников в области медиации и восстановительного правосудия также должно осуществляться в рамках сети служб медиации, включая региональные и местные службы.
Знания, умения и навыки по медиации и восстановительному подходу должны быть внесены в федеральные государственные образовательные стандарты для всех профессий (специальностей, видов деятельности и направлений подготовки), связанных с работой с детьми, и для всех социально ориентированных профессий. Это касается стандартов среднего профессионального и высшего образования.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей