I. Общие положения

1. Правила пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" <1> (далее - КВВТ), определяют организацию безопасного пропуска судна, состава, в том числе плотового, и иного плавучего объекта (далее - судно) через судоходные гидротехнические сооружения (шлюзы), расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации (далее - ВВП).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2003, N 14, ст. 1256, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 30, N 18 (ч. I), ст. 2141, N 29, ст. 3625, N 52 (ч. I), ст. 6450; 2011, N 15, ст. 2020, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4294, N 30 (ч. I), ст. 4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст. 6333, 6335; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4320; 2013, N 27, ст. 3477; "Российская газета", 2014, N 24.

2. Настоящие Правила распространяются на:

администрации бассейнов внутренних водных путей (далее - АБВВП), в границах бассейнов которых осуществляется пропуск судов через шлюзы;

физических и юридических лиц при осуществлении судоходства на ВВП;

членов экипажей судов, следующих на пропуск через шлюзы.

3. Границы отдельного шлюза обозначены створами дальних светофоров в нижнем и верхнем бьефах, ограничивающих участок водного пути, включающий в себя шлюз с причальными стенками или причальными палами. При наличии причальной стенки дальний светофор устанавливается на ее оконечности, а при отсутствии причальной стенки - на берегу подходного канала. При отсутствии причальных стенок или причальных палов, а также дальних светофоров, границы отдельного шлюза обозначаются на местности стоповыми знаками, расположенными в нижнем и верхнем бьефах. Со стороны межшлюзовых бьефов, длина которых не превышает километр, граница проходит посередине бьефа.

Внешней границей головного шлюза шлюзованного участка бассейна ВВП является граница отдельного шлюза, проходящая с внешней стороны по отношению к шлюзованному участку.

Границы шлюза или шлюзованного участка указываются в лоцманских описаниях и обозначаются на навигационных картах.

4. В соответствии с пунктом 4 статьи 34 КВВТ пропуск судов через шлюзы осуществляется АБВВП.

5. Пропуск судов через шлюзы включает в себя операции по организации движения судов по подходным каналам в пределах дальних светофоров, заход судов в камеру шлюза и выход из нее, а также шлюзование, после проведения которых может быть начат пропуск судов через шлюз в том же (далее - односторонний пропуск) или во встречном (далее - двусторонний пропуск) направлениях.

6. Шлюзование судов осуществляется выполнением комплекса технологических операций по вертикальному перемещению судов с уровня одного бьефа на уровень другого бьефа. В многоступенчатых шлюзах, камеры которых имеют общие промежуточные головы, и шлюзование судов осуществляется на разные уровни, в операции по шлюзованию включаются операции по переходу судов из камеры в камеру.

7. Расстановка судов в камере шлюза производится на части длины камеры, в пределах которой могут стоять суда и составы при шлюзовании (полезная длина камеры шлюза), ограниченной вертикальными полосами красного цвета шириной 20 - 40 сантиметров и длиной не менее 1,5 метра, наносимыми на парапетах и/или стенах камеры шлюза и причальных сооружений шлюзов и освещаемыми постоянным огнем красного цвета, или вертикальным световым электрическим знаком красного цвета высотой не менее метра над уровнем парапетов и шириной 20 - 40 сантиметров (далее - стоповые знаки). Стоповыми знаками также ограждаются границы зоны швартовки, остановки судов в подходных каналах к шлюзам.

8. Осадка и габаритные размеры шлюзующихся судов должны обеспечивать запасы по глубине на порогах шлюзов и фактической ширины их камер не менее величин, приведенных в приложении к настоящим Правилам.

Правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей (далее - правила движения и стоянки судов), утверждаемыми в соответствии с пунктом 3 статьи 34 КВВТ, применительно к отдельным шлюзам могут быть определены иные нормы, чем установленные в настоящих Правилах, при этом применяются нормы правил движения и стоянки судов.

9. Суда, следующие на шлюзование, должны иметь исправное рулевое устройство, исправное дистанционное автоматическое управление главными двигателями, достаточное давление воздуха в пусковых баллонах главных двигателей, а также втянутые в клюзы и закрепленные якоря.

Суда, следующие на шлюзование, не должны иметь:

утечек нефти и/или нефтепродуктов;

посторонних предметов на якорях, а также волочащихся цепей и тросов;

выступающих за габаритную ширину поврежденных элементов корпуса, надстройки, а также частей груза или иных предметов.