Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2022 года (Приказ Минпросвещения России от 29.07.2022 N 635).

Таблица 3. Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

Таблица 3

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

базовой подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

3240

2160

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

654

436

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1, 4, 6 - 8, 10, 11

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1, 4, 6 - 8

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности

170

ОГСЭ.03. Иностранный язык

ОК 1, 4, 6 - 8, 11

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

340

170

ОГСЭ.04. Физическая культура

ОК 1, 6 - 9

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

144

96

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности:

выполнять расчеты, необходимые для решения производственных задач, эффективного использования материальных ресурсов при строительстве объектов природообустройства, сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения;

знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной образовательной программы СПО;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы математического анализа;

основы теории вероятностей;

основы математической статистики

ЕН.01. Математика

ОК 1, 4 - 7

ПК 1.1 - 1.4,

2.1, 2.2,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.3

уметь:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

пользоваться основными положениями земельного и водного кадастров;

соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

знать:

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;

принципы и методы рационального природопользования;

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

содержание государственного мониторинга земельных ресурсов и водных объектов;

методы контроля за рациональным использованием земельных ресурсов;

нормативные правовые акты и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

ЕН.02. Экологические основы природопользования

ОК 1 - 11

ПК 1.1, 1.3, 1.4,

2.1 - 2.3,

3.1, 3.3, 3.4,

4.1 - 4.3

П.00

Профессиональный учебный цикл

2442

1628

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1170

780

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

выполнять и читать машиностроительные, строительные, топографические и гидротехнические чертежи в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации;

знать:

требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;

правила выполнения и оформления чертежей, проецирования и преобразования чертежа;

последовательность выполнения эскиза;

методы и приемы выполнения схем по специальности;

технику и принципы нанесения размеров;

условности и упрощения на чертежах, правила построения разрезов и сечений

ОП.01. Инженерная графика

ОК 1, 4, 6, 7, 10, 11

ПК 1.1, 1.3,

2.1 - 2.3,

3.1, 3.3,

4.3

уметь:

читать электрические схемы;

эксплуатировать различные устройства и приборы, применяемые на гидромелиоративных системах;

рационально использовать электрическую энергию;

знать:

электротехническую терминологию;

основные законы электротехники;

методы расчетов электрических цепей;

общее устройство и принцип действия электрических машин, аппаратов, электроизмерительных приборов, применяемых на строительстве и при эксплуатации гидромелиоративных систем;

правила эксплуатации электрооборудования

ОП.02. Электротехника и электроника

ОК 1 - 11

ПК 1.1, 2.1,

3.1, 4.1, 4.3

уметь:

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

использовать сервисы и информационные ресурсы глобальных и локальных сетей для поиска информации, необходимой при решении профессиональных задач;

использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, включая специализированное, и телекоммуникационные средства;

устанавливать программное обеспечение компьютера;

пользоваться средствами защиты информации;

знать;

правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств информационно-коммуникационных технологий;

состав, функции и возможности использования современных информационных и

телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

виды и возможности специализированных прикладных программ, используемых в отрасли;

состав, особенности и возможности использования глобальных, локальных и отраслевых сетей;

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности

ОП.03. Информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 1 - 11

ПК 1.1, 1.2,

2.1 - 2.3,

3.1, 3.2,

4.1 - 4.3

уметь:

определять гидростатическое давление, силу и центр давления;

пользоваться приборами (пьезометрами, манометрами, вакуумметрами) для измерения гидростатического давления;

определять потери напора в трубопроводах из различных материалов;

определять расход и скорость воды при истечении через отверстия гидротехнических сооружений и насадки;

рассчитывать простые длинные трубопроводы и открытые русла с использованием технической и справочной литературы;

выполнять гидравлический расчет гидротехнических сооружений, устроенных по типу водосливов;

знать:

основные законы гидростатики;

понятие о гидродинамике, ее значение для решения практических задач в гидротехнике и мелиорации;

виды движения жидкости, гидравлические характеристики потока, уравнение Бернулли и его практическое применение;

режимы движения жидкости;

виды гидравлических сопротивлений и потерь напора;

понятие о напорном движении в трубопроводах, расходной характеристике;

причины возникновения потерь напора по длине трубопровода;

понятие о гидравлическом ударе, его последствия и способы гашения;

условия равномерного движения воды в открытых руслах, гидравлические характеристики потока и русла, нормы проектирования каналов, основы гидравлического расчета безнапорных труб;

основные условия, причины возникновения неравномерного движения воды в открытых руслах и характер движения воды в них

ОП.04. Гидравлика

ОК 1, 4, 5, 7, 11

ПК 1.1, 1.3,

2.3, 3.1, 3.3,

4.1, 4.3

уметь:

читать топографические планы и карты, решать задачи на планах (картах);

пользоваться основными геодезическими приборами, применяемыми в профессиональной деятельности;

выполнять поверки и юстировки приборов;

самостоятельно выполнять основные полевые и камеральные геодезические работы;

определять на планах площади участков различными способами;

выносить в натуру проектные углы, длины линий, проектные отметки;

выполнять различные виды съемок местности;

составлять планы и профили местности;

знать:

условные изображения основных форм рельефа на топографических планах и картах, свойства горизонталей;

устройство основных геодезических приборов и методику работы с ними;

сущность, состав и порядок выполнения камеральных работ;

сущность, цель и способы разбивочных работ;

основные документы для производства геодезических работ

ОП.05. Инженерная геодезия

ОК 1 - 11

ПК 1.1, 1.3, 1.4,

2.1 - 2.3,

3.1, 3.3, 3.4,

4.1, 4.3

уметь:

читать геологические карты и геолого-литологические разрезы;

определять по картам гидроизогипс направление, скорость движения и глубину залегания подземных вод;

оценивать гидрогеологические и инженерно-геологические условия участка строительства;

знать:

наиболее распространенные минералы и горные породы, их практическое значение;

виды геологических карт, их масштабы и содержание;

значение карт четвертичных отложений для проектирования, строительства и эксплуатации гидромелиоративных систем и гидротехнических сооружений;

водные свойства горных пород, их практическое значение;

основные разновидности подземных вод, условия их формирования и влияние на условия сельскохозяйственного производства и строительство сооружений;

состав и свойства подземных вод;

основы динамики подземных вод;

виды запасов и ресурсов подземных вод, виды загрязнений подземных вод, меры по охране подземных вод в России;

режим и баланс подземных вод, взаимосвязь вод гидросферы и атмосферы;

использование подземных вод для хозяйственных целей

ОП.06. Геология и гидрогеология

ОК 1 - 5, 7, 9 - 11

ПК 1.1, 1.3,

2.1 - 2.3,

3.1, 3.3,

4.3

уметь:

планировать и организовывать работу коллектива исполнителей (в рамках подразделения);

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

знать:

функции менеджмента и их характеристику;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

систему мотивации труда;

методы и процесс принятия и реализации управленческих решений;

методы управления конфликтами;

стили управления, виды коммуникаций;

нормативные правовые акты и документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности

ОП.07. Менеджмент и правовое обеспечение профессиональной деятельности

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.4,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.3

уметь:

проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по

вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда;

регистрировать и учитывать несчастные случаи на производстве;

использовать противопожарную технику;

знать:

источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;

особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

организационные основы и нормативное правовое регулирование безопасности труда в сфере профессиональной деятельности

ОП.08. Охрана труда

ОК 1 - 5, 7, 9 - 11

ПК 1.1 - 1.4,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.3

уметь:

применять требования нормативных правовых актов и иных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

знать:

основные понятия метрологии;

формы подтверждения соответствия;

основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

ОП.09. Метрология и стандартизация

ОК 1 - 7, 9 - 11

ПК 1.1 - 1.4,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.3

уметь:

определять основные рабочие параметры строительных и мелиоративных машин по индексации и маркам;

читать простые кинематические схемы и находить на машинах в натуре отдельные элементы кинематической схемы;

пользоваться техническими паспортами и инструкциями по эксплуатации машин;

производить предварительный выбор машин для выполнения определенных видов работ;

знать:

общее устройство, принцип действия и технологические возможности машин и механизмов, применяемых при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства, строительстве трубопроводов для водоснабжения, первичной обработке мелиорируемых земель;

классификацию и индексацию мелиоративных и строительных машин, основные элементы машин;

назначение и виды силового, ходового, рабочего оборудования, трансмиссий и систем управления различных групп машин;

назначение, область применения и кинематические схемы базовых машин;

классификацию, общее устройство, принцип работы и передвижения различных дождевальных установок и машин

ОП.10. Машины и оборудование для природообустройства

ОК 1 - 5, 7, 9 - 11

ПК 1.1, 1.2,

2.1 - 2.3,

3.1, 3.2,

4.1 - 4.3

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

68

ОП.11. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 4.3

ПМ.00

Профессиональные модули

1272

848

ПМ.01

Организация и производство работ по строительству объектов природообустройства

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

привязки проектов типовых сооружений объектов природообустройства к местным условиям строительства;

организации разгрузки и складирования материалов, конструкций и деталей, поступающих на строительную площадку объекта природообустройства, с соблюдением технологических требований обеспечения их сохранности и рационального расходования;

контроля обеспеченности производственного участка строительства объекта природообустройства технологическими комплектами;

оперативного планирования и руководства производством работ на участке строительства объектов природообустройства в соответствии с проектной документацией и конкретными условиями строительной площадки;

контроля качества работ на производственном участке строительства объектов природообустройства;

оперативно-технического учета выполненных работ на строительстве объектов природообустройства;

уметь:

читать рабочие чертежи, пользоваться проектно-сметной документацией на строительство объектов природообустройства;

составлять разбивочный чертеж, переносить в натуру проекты водохранилищ, гидротехнических сооружений, других объектов природообустройства;

производить геодезический контроль при строительстве сооружений;

определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий, используемых на строительстве объектов природообустройства, устанавливать области их применения с учетом характера действующих нагрузок и условий внешней среды;

пользоваться технической и справочной литературой, техническими условиями, стандартами, каталогами унифицированных деталей и конструкций для строительства объектов природообустройства;

проводить инструктаж исполнителей по условиям производства работ и оплаты труда на строительстве объектов природообустройства, оформлять задание на выполнение работ;

определять возможности складского хозяйства строительной площадки для размещения материалов, конструкций, деталей и оборудования, определять соответствие условий их хранения нормативным;

оформлять погрузочно-разгрузочные документы на грузы, поступающие на строительную площадку объекта природообустройства;

пользоваться технологическими картами на производство работ по строительству объектов природообустройства, привязывать типовую технологическую карту к конкретным сооружениям и условиям строительства;

производить исполнительную съемку;

пользоваться картами трудовых процессов;

корректировать оперативные планы работ по строительству объектов природообустройства в зависимости от конкретных условий их производства, в том числе в нестандартных ситуациях;

мотивировать и стимулировать трудовую деятельность исполнителей;

составлять локальные сметы на строительство объектов природообустройства, пользоваться нормативными правовыми актами при их разработке;

пользоваться технологическими картами и нормативными правовыми актами при проведении контроля и оценки качества работ на строительстве объектов природообустройства;

выявлять дефекты в ходе строительства, определять меры по их устранению и предупреждению;

оформлять в ходе строительства объектов природообустройства необходимую документацию по утвержденным формам;

знать:

условия применения, составные элементы и устройство различных типов мелиоративных, водохозяйственных, инженерно-экологических систем и природоохранных комплексов;

классификацию, назначение и конструкции основных типов сооружений, применяемых на мелиоративных, водохозяйственных и инженерно-экологических системах, правила их размещения;

унификацию и классы сооружений;

факторы формирования стока;

основные гидрографические характеристики рек и речных бассейнов;

приборы и методику измерений уровней, глубин и скоростей течения воды в реках и каналах;

основные способы определения расходов воды;

закономерности процесса формирования поверхностного стока и его многолетних колебаний;

факторы и условия формирования максимальных и минимальных расходов воды и внутригодового распределения стока;

основные виды работ, выполняемых при строительстве объектов природообустройства;

строительные процессы, их структуру, строительные операции, сущность комплексной механизации работ;

номенклатуру, основные свойства строительных материалов и изделий;

методы оценки и контроля качества строительных материалов, изделий и конструкций;

принципы выбора и рационального использования строительных материалов и изделий;

основы организации и производства геодезических работ при строительстве объектов природообустройства;

состав строительных операций и способы производства работ при строительстве открытых каналов, регулировании водоприемников и строительстве дренажа на осушительных и оросительных системах;

состав и способы производства культуртехнических работ;

понятие суффозии и карста, результаты процессов, их влияние на строительство инженерных сооружений;

состав и технологию производства работ при строительстве закрытых оросительных трубопроводов;

виды природных каменных материалов и грунтов, используемых в водохозяйственном строительстве, их строительные свойства;

состав и технологию производства работ при строительстве плотин и дамб из местных материалов;

состав строительных процессов и способы их производства при строительстве бетонных и железобетонных гидротехнических сооружений;

виды, состав и содержание проектных документов, условности изображений на чертежах объектов природообустройства;

правила и нормы транспортирования, приемки, разгрузки, хранения строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования для строительства объектов природообустройства;

виды документов, составляемых при приемке и выдаче материалов, конструкций, деталей и оборудования со складского хозяйства;

требования к складским помещениям;

условия обеспечения строительства электроэнергией, сжатым воздухом и водой;

действующие нормы права, правила и стандарты: государственные стандарты (далее - ГОСТы), строительные нормы и правила (далее - СНиП), регламентирующие качество работ на строительстве объектов природообустройства;

действующие системы управления качеством строительной продукции, стандарты организации;

виды контроля, применяемые при строительстве объектов природообустройства, их назначение, сроки и способы проведения;

виды учета и отчетности при строительстве объектов природообустройства;

виды и формы документов, заполняемых в ходе строительства;

формы оплаты труда в современных условиях строительства объектов природообустройства

МДК.01.01. Объекты природообустройства и материалы для их строительства

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.4

МДК.01.02. Технология и организация работ по строительству объектов природообустройства

ПМ.02

Организация и производство работ по рекультивации и охране земель

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

оперативного планирования работ в соответствии с проектной документацией и конкретными условиями строительной площадки;

руководства технологическими процессами рекультивации на строительной площадке;

восстановления нарушенных агрогеосистем и создания культурных ландшафтов;

организации выполнения запроектированных работ по охране земель;

уметь:

определять типы почв по морфологическим признакам;

определять гранулометрический состав, физико-химические и водные свойства почв;

оценивать структуру почв, определять влажность и другие водные свойства почв;

читать почвенные карты;

анализировать и оценивать состояние нарушенных земель, в том числе и эродированных;

устанавливать причины нарушения (разрушения) агрогеосистем;

определять основной состав работ по рекультивации земель в зависимости от направления последующего использования;

пользоваться документами, регламентирующими направления использования рекультивированных земель, качество рекультивации;

определять состав мероприятий по восстановлению нарушенных компонентов локальных агрогеосистем;

определять способы преобразования (восстановления) нарушенного ландшафта;

устанавливать причины эрозии почв при природопользовании и строительстве;

определять комплекс противоэрозионных и почвозащитных мероприятий, комплекс мероприятий по защите территорий от паводков и затопления;

составлять разбивочный чертеж, переносить в натуру проект рекультивационных работ, противоэрозионных сооружений;

производить исполнительную съемку при производстве рекультивационных работ и работ по строительству противоэрозионных сооружений;

использовать положения земельного и природоохранного законодательства;

мотивировать и стимулировать трудовую деятельность исполнителей при производстве

рекультивационных работ;

знать:

факторы и условия почвообразования, строение почвенного профиля;

состав и свойства почв;

классификацию почв и их агромелиоративную характеристику (по зонам);

источники и факторы образования органических веществ в почве;

требования сельскохозяйственных культур к условиям роста и развития;

влияние щелочности и кислотности почв на развитие растений, понятие реакции почвенного раствора и способы ее регулирования;

технологические процессы и приемы обработки почвы;

классификацию нарушенных земель, объекты рекультивации;

основные этапы рекультивации нарушенных земель;

основные направления использования рекультивированных земель;

пути и методы повышения плодородия почв при рекультивации, состав работ по восстановлению плодородия малопродуктивных земель;

экологическую направленность мероприятий по воспроизводству плодородия почв;

требования экологического подхода к формированию культурных ландшафтов;

виды мероприятий, композиционные приемы по преобразованию ландшафтов в рекреационные зоны;

состав мероприятий по организации рекреационных зон при строительстве каналов;

влияние строительства каналов, прудов, водохранилищ, сооружений на сохранность ландшафта;

состав природоохранных мероприятий в зависимости от вида использования земель;

состав работ по рекультивации и обустройству карьерных выемок, отвалов, выработанных торфяников, земель, нарушенных при строительстве линейных сооружений;

состав работ по рекультивации и обустройству земель, нарушенных свалками и полигонами хранения отходов;

правовые нормы и стандарты, регулирующие отношения при рекультивации земель;

содержание понятий "ландшафт", "агрогеосистема", "устойчивость ландшафта", "культурный ландшафт";

социально-экономические функции ландшафта, результаты воздействия человека на ландшафт;

виды мероприятий по восстановлению нарушенных агрогеосистем;

содержание разделов охраны земель в проектах строительства и рекультивации;

содержание мониторинга состояния земель;

конструкции противоэрозионных сооружений, дамб обвалования и других защитных сооружений;

состав мероприятий по снижению негативных воздействий сельскохозяйственного производства на экологическое состояние компонентов геосистемы

МДК.02.01. Рекультивация и охрана земель

ОК 1 - 11

ПК 2.1 - 2.3

МДК.02.02. Формирование культурных ландшафтов и рекреационных зон

ПМ.03

Организация и производство работ по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

привязки проектов типовых сооружений сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения к местным условиям строительства;

организации разгрузки и складирования материалов, конструкций и деталей, поступающих на строительную площадку объектов водоснабжения и обводнения, с соблюдением технологических требований, обеспечения их сохранности и рационального расходования;

контроля обеспеченности участка строительства объектов водоснабжения и обводнения технологическими комплектами;

оперативного планирования и руководства производством работ на участке строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения в соответствии с проектной документацией и конкретными условиями строительной площадки;

контроля качества работ на участке строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения;

оперативно-технического учета выполненных работ на строительстве объектов водоснабжения и обводнения;

уметь:

читать рабочие чертежи сооружений, деталировку водопроводной сети;

составлять разбивочный чертеж, переносить в натуру проекты сооружений сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения;

производить геодезический контроль при строительстве;

пользоваться проектно-сметной документацией на строительство объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий;

определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий, используемых на строительстве объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения, устанавливать области их применения с учетом характера действующих нагрузок и условий внешней среды;

пользоваться технической и справочной литературой, техническими условиями, стандартами, каталогами унифицированных деталей и конструкций для строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения;

проводить инструктаж исполнителей по условиям производства работ и оплаты труда на строительстве объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения, оформлять задание на выполнение работ;

определять возможности складского хозяйства строительной площадки объектов

сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения для размещения материалов, конструкций, деталей и оборудования, определять соответствие условий их хранения;

оформлять погрузочно-разгрузочные документы на грузы, поступающие на строительную площадку;

пользоваться технологическими картами на производство работ по строительству объектов водоснабжения и обводнения, привязывать типовую технологическую карту к конкретным сооружениям и условиям строительства;

производить исполнительную съемку;

пользоваться картами трудовых процессов;

корректировать оперативные планы работ по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения в зависимости от конкретных условий их производства, в том числе в нестандартных ситуациях;

мотивировать и стимулировать трудовую деятельность исполнителей;

составлять локальные сметы на строительство объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения, пользоваться нормативными правовыми актами при их разработке;

пользоваться технологической картой и нормативными правовыми актами при проведении контроля и оценки качества работ на строительстве объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения, выявлять дефекты в ходе строительства, определять меры по их устранению и предупреждению;

оформлять в ходе строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения необходимую документацию по утвержденным формам;

знать:

особенности и виды систем сельскохозяйственного водоснабжения, схемы водоснабжения населенного пункта, расположения водопроводных сетей;

способы соединения труб, фасонные части, водопроводную арматуру для наружных трубопроводов;

состав, назначение и конструкцию сооружений на трубопроводах, правила их размещения;

конструкцию водозаборных, регулирующих и запасных сооружений в зависимости от вида водоисточника, рельефа и других условий;

классификацию насосов, характеристику и принцип работы центробежных насосов, общие сведения о водоподъемниках, применяемых в сельскохозяйственном водоснабжении;

виды насосных станций, основное оборудование, порядок определения напора насосной станции;

сущность обводнения, особенности водоснабжения на обводняемых территориях;

строительные процессы и операции при прокладке наружных водопроводов, порядок промывки, дезинфекции и сдачи трубопроводов в эксплуатацию;

требования к качеству питьевой воды, основные методы его улучшения;

основы водоотведения и способы очистки сточных вод;

виды, состав и содержание проектных документов, условности изображений на чертежах объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий;

правила и нормы, регламентирующие порядок транспортирования, приемки, разгрузки, хранения строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования для строительства объектов водоснабжения и обводнения;

порядок оформления документов, составляемых при приемке и выдаче, в том числе строительных материалов;

требования к складским помещениям;

условия обеспечения строительства электроэнергией, сжатым воздухом и водой;

действующие правовые нормы, правила и стандарты: ГОСТы, СНиП, регламентирующие качество работ на строительстве объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения;

виды контроля, применяемые при строительстве, их назначение, сроки и способы проведения;

виды и формы документов, заполняемых в ходе строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения;

условия оплаты труда в современных условиях строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения

МДК.03.01. Объекты сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения и материалы для их строительства

ОК 1 - 11

ПК 3.1 - 3.4

МДК.03.02. Технология и организация работ по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения

ПМ.04

Организация и производство эксплуатационно-ремонтных работ на объектах природообустройства

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

оперативного планирования и руководства производством работ по поддержанию в рабочем состоянии каналов, гидротехнических сооружений и других элементов мелиоративных систем;

контроля мелиоративного состояния земель в соответствии с руководством по контролю;

организации работ по регулированию водно-воздушного режима почв на мелиорированных землях;

организации ремонтных работ на внутрихозяйственной мелиоративной системе;

уметь:

составлять план проведения поливов сельскохозяйственных культур и корректировать его в зависимости от состояния культур и погодных условий;

увязывать график подачи воды насосной станцией с режимом водопотребления;

составлять оперативный план-график поливов и тракторных обработок политых площадей;

составлять оперативный план регулирования водно-воздушного режима на полях осушительной системы и корректировать его в зависимости от состояния культур и погодных условий;

определять кислотность почв, степень и вид засоления, рассчитывать дозы извести (гипса) для химической мелиорации;

определять виды работ по поддержанию объектов природообустройства в рабочем состоянии;

составлять календарный план эксплуатационных мероприятий на внутрихозяйственной мелиоративной системе, корректировать план в зависимости от конкретных погодных и других условий;

пользоваться документацией, регламентирующей надзор и уход за мелиоративной системой;

выполнять инженерно-мелиоративный мониторинг состояния окружающей среды;

выполнять обработку наблюдений за уровнями воды;

пользоваться приборами и устройствами для учета и оценки качества воды на мелиоративных системах;

вести наблюдения за деформациями сооружений геодезическими методами;

составлять ведомость дефектов сооружений, каналов и оборудования;

определять вид ремонта, состав и объем работы на мелиоративной системе;

планировать текущие и капитальные ремонтные работы с учетом действующих норм и правил;

составлять договор на выполнение ремонтных работ с подрядными организациями;

определять затраты на производство эксплуатационно-ремонтных работ на мелиоративной системе;

анализировать состояние мелиоративной системы, определять необходимость, состав работ и затраты на ее реконструкцию (переустройство) по укрупненным показателям;

читать рабочие чертежи, пользоваться проектно-сметной документацией на реконструкцию мелиоративной системы;

рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели работы мелиоративной системы;

знать:

эксплуатационные требования к оросительным системам;

содержание подготовительных работ к проведению поливов в хозяйстве;

особенности водопользования в зоне действия образовательного учреждения;

организацию работ при проведении поливов дождевальными установками и машинами;

способы контроля качества поливов, организацию учета воды и политых площадей;

виды потерь воды на оросительных системах и эксплуатационные меры по предупреждению потерь и борьбе с ними;

методы и устройства для учета воды на мелиоративных системах;

особенности эксплуатации различных типов дождевальной и поливной техники, мероприятия по поддержанию техники в рабочем состоянии;

особенности режима грунтовых вод на мелиорированных территориях;

эксплуатационные требования к осушительным системам;

способы регулирования водного режима почв на осушительных системах;

особенности регулирования водно-воздушного режима на осушительных системах двустороннего действия;

мероприятия по ускорению отвода избыточных вод весной и в периоды затяжных дождей;

цели и содержание инженерно-мелиоративного мониторинга окружающей среды;

цель и содержание наблюдений за режимом грунтовых вод, их солевым составом;

особенности организации эксплуатации объектов природообустройства, находящихся в государственной, муниципальной или индивидуальной собственности юридических лиц;

правила эксплуатации различных объектов природообустройства;

состав эксплуатационных работ на объектах природообустройства в различные периоды года;

содержание работ по эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

основы организации и производства геодезических работ при эксплуатации и поддержании в рабочем состоянии каналов, гидротехнических сооружений и других элементов мелиоративных систем;

классификацию ремонтных работ на мелиоративных системах;

состав организационно-подготовительных мероприятий к производству ремонтных работ в хозяйстве;

наиболее часто встречающиеся деформации каналов и сооружений на мелиоративных системах и меры по их ликвидации;

методы повышения устойчивости каналов, сооружений и дренажа на осушительных системах;

особенности ремонта закрытой оросительной и осушительной систем;

состав машин и оборудования для производства ремонтных работ на мелиоративных системах;

виды документов, используемых для контроля качества ремонтных работ на мелиоративных системах;

права и обязанности техника (гидротехника) сельскохозяйственной организации;

меры по охране окружающей среды, предупреждению и тушению пожаров на болотах;

основы водного законодательства Российской Федерации, документы, регламентирующие требования в области рационального использования водных ресурсов;

показатели работы и виды затрат на эксплуатацию мелиоративной системы;

основы анализа хозяйственной деятельности, приемы и методы анализа;

содержание эколого-экономической оценки мелиоративных мероприятий;

механизмы ценообразования на услуги по выполнению ремонтных работ на мелиоративных системах, формы оплаты труда;

причины, вызывающие необходимость реконструкции (переустройства) существующих мелиоративных систем;

показатели работы системы, вызывающие необходимость переустройства;

виды работ по реконструкции мелиоративных систем

МДК.04.01. Эксплуатация мелиоративных систем

ОК 1 - 11

ПК 4.1 - 4.3

МДК.04.02. Организация и производство ремонтных работ на объектах природообустройства

ПМ.05

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ

(определяется образовательной организацией самостоятельно)

1350

900

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

4590

3060

УП.00

Учебная практика

24 нед.

864

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.4,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.3

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.