Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приказ Генпрокуратуры России от 01.04.2014 N 165 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 1 апреля 2014 г. N 165

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОБ ОХРАНЕ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ

В целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры Российской Федерации надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании считать одним из основных направлений надзорной деятельности и осуществлять его комплексно, гласно, с максимальным использованием возможностей институтов гражданского общества.

Деятельность по надзору за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании подчинить задаче обеспечения реализации положений ст. 42 Конституции Российской Федерации о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

2. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

2.1. Осуществлять надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании федеральными органами исполнительной власти.

2.2. Систематически анализировать состояние законности в указанной сфере, изучать, прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению.

2.3. Оказывать практическую и методическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

3.1. С учетом экологической обстановки обеспечить эффективный надзор за исполнением законов об охране окружающей среды, в том числе об охране атмосферного воздуха, вод, лесов, почв, недр, объектов животного мира и рациональном использовании природных ресурсов.

3.2. Организовать системный сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в том числе статистических и иных данных органов государственной власти, местного самоуправления, научных учреждений, публикаций в средствах массовой информации. В качестве источника информации активно использовать информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, уделяя первоочередное внимание мониторингу сайтов Минприроды России и иных уполномоченных в этой сфере органов, Росстата, общественных экологических организаций, новостных сайтов.

По требующей оперативного вмешательства прокурора информации о нарушении закона проверки организовывать незамедлительно. При выявлении данных, свидетельствующих об устойчивых негативных тенденциях в этой сфере, включать в план работы прокуратуры соответствующие надзорные мероприятия.

3.3. Систематически информировать органы государственной власти и местного самоуправления соответствующего уровня о наиболее острых проблемах экологической безопасности. Информацию о состоянии законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, результаты работы прокуроров на данном направлении регулярно доводить до сведения населения.

3.4. Координировать деятельность правоохранительных органов по противодействию экологической преступности, предотвращению и пресечению нелегального использования природных ресурсов и их незаконного оборота.

3.5. Для решения наиболее актуальных проблем в сфере экологии и природопользования создавать постоянно действующие межведомственные рабочие группы с участием заинтересованных правоохранительных органов, органов государственной власти, местного самоуправления, научных организаций, общественности.

3.6. Наладить тесное взаимодействие с общественными и иными некоммерческими объединениями, осуществляющими деятельность в области охраны окружающей среды.

3.7. Последовательно и настойчиво добиваться реального устранения нарушений законов. Учитывая длительность устранения нарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования и необходимость выделения значительных средств для решения экологических проблем, держать на контроле акты прокурорского реагирования до полного исполнения требований прокурора.

Организовать системный надзор за исполнением судебных решений по всем категориям предъявляемых прокурорами исков экологической направленности.

3.8. Для выяснения вопросов, требующих специальных познаний (отбор проб, проведение лабораторных исследований, исчисление размера вреда, дача заключений по вопросам допустимости оказываемого на окружающую среду негативного воздействия и т.п.), привлекать специалистов уполномоченных государственных органов в области экологии и подведомственных им учреждений для участия в прокурорских проверках.

3.9. Осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, проверять целевое использование бюджетных средств, выделяемых на реализацию природоохранных мероприятий, в том числе при исполнении государственных и муниципальных программ, и субвенций на реализацию переданных государственных полномочий.

С целью оперативного выявления нарушений в этой сфере обеспечить надлежащее взаимодействие с органами государственного (муниципального) финансового контроля.

3.10. В органах, осуществляющих разрешительные функции в сфере охраны окружающей среды и природопользования, проверять законность выдачи лицензий и иной разрешительной документации.

3.11. Добиваться от органов, осуществляющих государственный экологический надзор, надлежащего исполнения полномочий. Особое внимание уделять выполнению обязанностей по предъявлению исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам в каждом случае ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации, разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законов в этой сфере.

Пресекать факты занижения названными органами размера причиненного природным объектам вреда.

При выявлении случаев уклонения органов государственного экологического надзора от предъявления иска в суд либо в случае занижения размера причиненного вреда ставить вопрос об ответственности виновных в этом должностных лиц.

3.12. Определить перечень хозяйствующих субъектов - основных загрязнителей окружающей среды, держать на постоянном контроле исполнение ими законов об охране окружающей среды и природопользовании. Особое внимание уделять реализации этими предприятиями запланированных мероприятий по снижению степени негативного воздействия на окружающую среду до установленных нормативов.

При осуществлении надзора в отношении хозяйствующих субъектов - природопользователей исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора), а также создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.

3.13. Добиваться от органов государственной власти, местного самоуправления, органов государственного надзора принятия мер по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами, предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Особое внимание уделять соблюдению требований законодательства при сборе, транспортировке и размещении медицинских, биологических и радиоактивных отходов.

3.14. При проверках органов государственного надзора в области промышленной безопасности уделять самое пристальное внимание выполнению ими функций, связанных с обеспечением безопасности производственных объектов чрезвычайно высокого и высокого классов опасности.

3.15. Требовать от уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления принятия мер по постановке на учет и приведению в безопасное состояние бесхозяйных ГТС, скважин, химически и биологически опасных накопителей, свалок, захоронений и других потенциально опасных для здоровья человека и окружающей среды объектов.

3.16. При проверках исполнения лесного законодательства сосредоточить усилия на вопросах охраны лесов от пожаров, незаконного использования лесных ресурсов и земель лесного фонда. В обязательном порядке проверять соблюдение требований закона, обязывающих проводить инвентаризацию лесов, постановку земель лесного фонда на кадастровый учет, мероприятия по лесовосстановлению, а также достоверность представляемой органами власти статистической отчетности. Решительно пресекать факты незаконного распоряжения лесами.

Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора в сфере охраны лесов от пожаров. Акцентировать внимание на выполнении федеральными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления обязанностей по обеспечению готовности к пожароопасному периоду.

3.17. Незамедлительно реагировать на случаи невыполнения органами, наделенными полномочиями в области водных отношений, обязанностей по недопущению незаконного использования водных объектов, в том числе для сбросов неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, застройки береговых полос, размещения в водоохранных зонах мест захоронения отходов, опасных веществ.

3.18. В ходе проверок исполнения законодательства об экологической экспертизе следует исходить из закрепленных в законе принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и обязательности проведения экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

3.19. При организации и проведении проверок исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха обращать особое внимание на деятельность наиболее крупных предприятий на поднадзорной территории, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Решительно пресекать случаи бездействия контролирующих органов по выявлению и устранению нарушений при таких выбросах без разрешительной документации либо с нарушением установленных нормативов, привлечению виновных лиц к ответственности.

3.20. Обеспечить системный и эффективный надзор за исполнением законодательства об особо охраняемых природных территориях. Незамедлительно реагировать на факты необоснованного изменения границ данных объектов, незаконной добычи природных ресурсов, застройки и иной хозяйственной деятельности.

3.21. При выявлении в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании признаков экологических преступлений на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации незамедлительно выносить постановления о направлении соответствующих материалов в следственные органы.

Обеспечить исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, своевременное и качественное разрешение информации о преступлениях, принятие законных и обоснованных решений по материалам проверок.

Незамедлительно в рамках предоставленных законом полномочий реагировать на нарушения, допущенные следователями и дознавателями как на этапе проведения доследственных проверок, так и в ходе расследования уголовных дел. В случае выявления волокиты при проведении доследственных проверок и расследовании уголовных дел, неоднократного принятия органами следствия и дознания незаконных процессуальных решений ставить вопрос об устранении нарушений закона и о привлечении к ответственности виновных лиц.

Особое внимание обращать на принятие мер к обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.

3.22. В докладных записках об итогах работы прокуратуры за год отдельным блоком отражать результаты надзорных мероприятий в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

3.23. Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, в том числе по результатам проверок сообщений о многочисленных и (или) грубых нарушениях закона, вызвавших общественный резонанс и критические выступления в средствах массовой информации, информировать ее о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

Ю.Я.ЧАЙКА