IV. Содержание дисциплин, разделов и тем общепрофессионального цикла

IV. Содержание дисциплин, разделов и тем

общепрофессионального цикла

11. Дисциплина "Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены в пищевом производстве" включает в себя изучение следующих тем:

1) "Краткие сведения о микробах" (раздел "Основы микробиологии"). В данной теме изучаются основные сведения о микробах и микробиологии; понятие и основные группы микроорганизмов (бактерии, дрожжи, грибы, вирусы), распространение их в природе; основные группы микроорганизмов; питание и дыхание микроорганизмов; влияние условий внешней среды на микроорганизмы; использование микробов в пищевой промышленности, медицине, сельском хозяйстве; микробы, подвергающие порче пищевые продукты; процессы, протекающие в пище при попадании некоторых видов микробов;

2) "Пищевые заболевания" (раздел "Основы микробиологии"). В данной теме изучаются понятие и виды патогенных микроорганизмов; механизм токсинообразования; инкубационный период; явление бациллоносительства; пути передачи инфекций; защитные силы организма в борьбе с инфекциями; пищевые заболевания микробной природы; виды пищевых инфекций и отравлений; понятие пищевой токсикоинфекции, гельминтозов, диареи "путешественников"; меры профилактики и предупреждения; возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве; меры профилактики и предупреждения;

3) "Роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания" (раздел "Физиология питания"). В данной теме изучаются значение питания в жизни человека; основные сведения о пищевых веществах (терминология, состав, значение, энергетическая ценность, суточная норма потребности человека в белках, жирах, углеводах); понятие белков, жиров, углеводов в пищевых продуктах; значение витаминов в питании и профилактика витаминной недостаточности; физиологическая роль витаминов; понятие авитаминоза и гиповитаминоза; потери витаминов при кулинарной обработке и хранении пищи; понятие и функции минеральных веществ; роль пищи как источника минеральных веществ; физиологическое значение отдельных минеральных веществ; роль воды в организме человека, потребность в воде; питьевой режим; питьевой режим в тропиках; понятие жесткости воды;

4) "Пищеварение и усвояемость пищи" (раздел "Физиология питания"). В данной теме изучаются: процесс пищеварения; механизм всасывания пищевых веществ; усвояемость пищи, факторы, влияющие на нее; понятие обмена веществ и энергии; факторы, влияющие на обмен веществ и процесс регулирования его в организме человека; суточный расход энергии человека; энергетическая ценность пищи; энергетические затраты организма и потребность в энергии; особенности питания различных групп населения; суточный рацион питания; режим питания; особенности питания экипажей судов в различных условиях плавания (длительное плавание, штормовая обстановка), в зависимости от назначения судна (суда рыбопромыслового флота, суда-ледоколы, суда-снабженцы, плавающие в водах Заполярья, суда-газовозы); основы лечебного и лечебно-профилактического питания; нормы и принципы рационального сбалансированного питания; понятие баланса энергии; технология расчета суточных энергозатрат человека и калорийности пищи.

В ходе изучения данной темы проводится практическое занятие по расчету суточных энергозатрат человека, расчету калорийности пищи, составлению меню суточного пищевого рациона;

5) "Санитарные требования к содержанию камбузов, личная гигиена" (раздел "Санитария и гигиена в пищевом производстве"). В данной теме изучаются понятие и правила личной гигиены работников пищевого производства и ее соблюдение; условия допуска на работу лиц, поступающих на пищевые объекты судов; санитарные требования к устройству предприятий общественного питания; к территории, планировке и отделке помещений предприятий общественного питания; к содержанию помещений пищеблока; процедура уборки территории, помещений пищеблока, хранения и удаления пищевых отходов; санитарные требования к оборудованию, инвентарю и инструментам; процедура маркировки, мытья, дезинфицирования и хранения инвентаря и инструментов; санитарные требования к посуде, таре; виды материалов для ее изготовления, емкость, маркировка, мытье, дезинфицирование, хранение; режим мытья кухонной и столовой посуды, столовых приборов; санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов.

Также в данной теме изучаются понятия дезинфекции, дезинсекции, и дератизации; характеристика моющих и дезинфицирующих средств, условия и сроки хранения; алгоритм проведения дезинсекции и дератизации; ответственность судового повара за соблюдение санитарного режима пищеблока.

В ходе изучения данной темы проводится практическое занятие по приготовлению растворов дезинфицирующих и моющих средств;

6) "Санитарные требования к условиям хранения, транспортировке и кулинарной обработке пищевых продуктов на судах" (раздел "Санитария и гигиена в пищевом производстве").

В данной теме изучаются санитарно-гигиеническое и физиологическое значение кулинарной обработки продуктов; факторы, влияющие на качество готовой кулинарной и кондитерской продукции; санитарные требования к рабочему месту; к механической кулинарной обработке продуктов; к тепловой кулинарной обработке продуктов и процессу приготовления блюд и кондитерских изделий; физиологическое и эпидемиологическое значение тепловой обработки; соблюдение температурных режимов и сроков тепловой обработки продуктов; технология приготовления скоропортящихся блюд, кулинарных и кондитерских изделий; санитарные требования к пищевым добавкам.

Также в данной теме изучаются санитарные требования к реализации готовой продукции, сроки реализации пищи; понятие и функции бракеражных комиссий.

12. Дисциплина "Экономические и правовые основы профессиональной деятельности" включает в себя изучение следующих тем:

1) "Общие положения экономики морского транспорта". В данной теме изучаются: понятие, функции и роль морского транспорта в транспортной системе Российской Федерации; организационно-правовые формы предприятий морского транспорта; основы планирования хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики; виды источников финансирования для создания и развития объектов основной производственной деятельности морского транспорта; значение заработной платы как фактора, обеспечивающего эффективность труда работников; формы оплаты труда; вопросы налогообложения заработной платы и доходов населения, понятие декларации доходов;

2) "Основы трудового законодательства Российской Федерации". В данной теме слушателей знакомят с понятиями трудового права, трудового договора и порядком его заключения, основаниями его прекращения; вопросами, касающимися оплаты труда.

Также в данной теме дается понятие дисциплинарной ответственности работника, изучаются требования трудовой дисциплины к каждому члену судового экипажа, виды и способы защиты гражданских прав и раскрывается процедура разрешения споров в судебном порядке.

Итоговой формой контроля является зачет.

13. Дисциплина "Устройство судна и организация службы на морских судах" включает в себя изучение следующих тем:

1) "Классификация судов" (раздел "Устройство и оборудование судов"). В данной теме изучаются: понятие и классификация морских судов по назначению, району плавания, принципу движения, типу главного двигателя, материалу корпуса; функции ФАУ "Российский морской регистр судоходства";

2) "Эксплуатационные характеристики судна" (раздел "Устройство и оборудование судов"). В данной теме изучаются: понятие и виды водоизмещения, грузоподъемности судна; понятие международной грузовой марки, марки углублений; крена, дифферента; посадки судна; понятие и виды грузовместимости; понятия дальности и автономности плавания; скорости судна;

3) "Мореходные качества судна" (раздел "Устройство и оборудование судов"). В данной теме изучаются: понятия и виды плавучести, остойчивости, непотопляемости, качки, ходкости, основные характеристики движителей судна;

4) "Судовые устройства и системы" (раздел "Устройство и оборудование судов"). В данной теме изучаются: назначение, размещение, принципиальное устройство и действие рулевого, якорного, буксирного устройства; назначение и виды грузовых устройств; назначение, виды и расположение на судне судовых спасательных средств коллективного и индивидуального пользования; назначение и классификация судовых систем; конструктивные элементы судовых систем;

5) "Судовые помещения" (раздел "Устройство и оборудование судов"). В данной теме изучаются: классификация и назначение отсеков корпуса; назначение и размещение на судне жилых, служебных и производственных помещений; методы поддержания надлежащего технического и санитарного состояния помещений;

6) "Основные положения международных конвенций в области морского судоходства" (раздел "Организация службы на морских судах"). В данной теме слушателей знакомят с основными положениями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море <1> (далее - СОЛАС-74); Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года <2> (далее - МАРПОЛ 73/78); Международной конвенции о грузовой марке <3>; Конвенции о международных правилах предупреждения столкновения судов в море <4> (далее - МППСС); Конвенции ПДНВ;

--------------------------------

<1> Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года".

<2> Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года".

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 457 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2769).

<4> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. - М., 1979, 435 - 461. Конвенция вступила в силу для СССР 15 июля 1977 г. Документ о присоединении СССР к Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 9 ноября 1973 г.

7) "Системы управления безопасностью" (раздел "Организация службы на морских судах"). В данной теме слушателей знакомят с целями и задачами системы управления безопасностью (далее - СУБ), понятием, назначением и элементами системы проверок СУБ судов;

8) "Законодательство Российской Федерации по организации службы на судах" (раздел "Организация службы на морских судах"). В данной теме слушателей знакомят с основными положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся службы на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации; дисциплины членов экипажей морских судов; технической эксплуатации морских судов и судовых технических средств; техники безопасности на морских судах;

9) "Флаги и вымпелы судна" (раздел "Организация службы на морских судах"). В данной теме изучаются: процедура хранения, подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации, штандарта Президента Российской Федерации, флага Министерства транспорта Российской Федерации (в том числе при посещении судна высшими должностными лицами государства, дипломатическими представителями России, Министром транспорта Российской Федерации); порядок подъема флагов иностранных государств; процедура расцвечивания судна флагами Международного свода сигналов; классификация военно-морских флагов и вымпелов;

10) "Экипаж судна" (раздел "Организация службы на морских судах"). В данной теме изучаются: правовой статус капитана судна, понятие и классификация функциональных подразделений судна; основные задачи и предназначение палубной команды (службы эксплуатации), машинной команды (службы технической эксплуатации), радиослужбы, службы быта, медико-санитарной службы, пассажирской службы, учебной службы; права и основные обязанности должностных лиц командного состава судна, задачи и функции деятельности помощников капитана судна, электромехаников, радиоспециалистов, врачей и других лиц, занимающих на судне инженерно-технические должности, старший командный состав, права и полномочия должностных лиц старшего командного состава; права и обязанности рядового состава судна; функциональная деятельность боцмана, матросов, мотористов, электриков, донкерманов; квалификационные и медико-санитарные документы членов экипажа судна;

11) "Правила поведения на судне" (раздел "Организация службы на морских судах"). В данной теме изучаются: распорядок дня на ходу и на стоянке судна; алгоритм содержания жилых и служебных помещений; особенности размещения членов экипажа судна в жилых помещениях; способы осмотров мест общего пользования в жилых помещениях; процедура хранения ядовитых, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других пожароопасных веществ; правила пользования электронагревательными приборами; правила закрытия на замок жилых помещений, хранения ключей первого и второго комплектов; правила приема пищи; понятие санитарного аврала; правила курения на судне; выноса с судна вещей; использования дежурной шлюпки.

Итоговой формой контроля является зачет.

14. "Основы профессионального английского языка". В ходе изучения дисциплины изучаются: профессиональная лексика, фразеологические обороты и термины (устройство судна, палубные механизмы и оборудование, спасательные средства, противопожарные средства, действия аварийной партии, охрана окружающей среды, оказание первой медицинской помощи); техника перевода со словарем профессионально ориентированных текстов; использование и понимание Стандартного морского разговорника Международной морской организации; формы обращения, приветствия, благодарности, извинения, сожаления, просьбы, одобрения, согласия, отказа; коммерческо-правовые и финансовые термины (деньги, расчеты, оплата); наименование частей судна, судовых помещений, судовых устройств; названия должностей членов экипажей морских судов; основные медицинские термины, касающиеся человеческого организма; наименования продовольственных продуктов, блюд, камбузной посуды, буфетной посуды и приборов, приборов для сервировки стола, характеристик вкуса; термины, обозначающие судовое белье и предметы быта; одежду и предметы личного обихода; аварийное снабжение и имущество; предупредительные надписи; противопожарное оборудование и средства защиты; сигнальные средства; спасательные средства.

Итоговой формой контроля является зачет.