Таблица 2. Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
|||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|||||
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения; |
|||||
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
ПК 1.1, 1.3, 4.1 |
||||
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
Физическая культура |
||||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; основы интегрального и дифференциального исчисления; |
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.4, 5.2 |
||||
применять базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; использовать изученные прикладные программные средства; разбираться в основных понятиях автоматизированной обработки информации; знать: общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем; об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации; |
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.5 |
||||
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности; осуществлять процедуры по борьбе с загрязнением окружающей среды; использовать оборудование, предназначенное для борьбы с загрязнением окружающей среды; знать: о взаимосвязи организмов и среды обитания; об условиях устойчивого состояния экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды; об экологических принципах рационального природопользования; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; о требованиях международных конвенций по предотвращению загрязнения окружающей среды судами; меры предосторожности, которые необходимо предпринимать для предотвращения загрязнения морской и речной окружающей среды. |
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.4 4.7, 5.3 |
||||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности; выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике; выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике; выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике; оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами; знать: правила разработки конструкторской и технологической документации; способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем; законы, методы и приемы проекционного черчения; требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации; правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем; технику и принципы нанесения размеров; классы точности и их обозначение на чертежах; типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления; |
ПК 1.1 - 1.4, 3.1 - 3.4 |
||||
применять основные аксиомы теоретической механики, кинематики движения точек и твердых тел, динамику преобразования энергии в механическую работу, законы трения и преобразования количества движения; читать кинематические схемы; определять напряжения в конструкционных элементах; производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; определять передаточное отношение; составлять принципиальные схемы гидравлических систем; производить расчеты по определению параметров работы гидросистемы; производить расчет трубопровода и параметров истечения; знать: виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; типы кинематических пар; типы соединений деталей и машин; основные сборочные единицы и детали; характер соединения деталей и сборочных единиц; принцип взаимозаменяемости; виды движений и преобразующие движения механизмы; виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; передаточное отношение и число; методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации; основы гидростатики: физические свойства жидкостей; понятие о давлении, напоре; законы Паскаля, Архимеда; графоаналитическое определение сил давления; основы понятия равновесия и остойчивости тел в жидкости; основы гидродинамики, уравнение Бернулли; режимы движения жидкости в трубопроводе и насадках; физические основы функционирования гидравлических систем; |
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.4, 4.2 - 4.6 |
||||
использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности; читать и составлять принципиальные, электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями, применять методы и приемы работы с диагностическим оборудованием, измерять необходимые характеристики и параметры электронных устройств; подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; собирать электрические схемы; подключать к сети и запускать аппаратуру и электродвигатели, рассчитывать по заданным условиям типовые электронные каскады; знать: способы получения, передачи и использования электрической энергии; электротехническую терминологию; основные законы электротехники; характеристики и параметры электрических и магнитных полей; свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов; принципы действия и устройства электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей; правила эксплуатации электрооборудования; |
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.4, 4.2 - 4.6 |
||||
подбирать конструкционные материалы для судов и судового оборудования по их назначению и условиям эксплуатации; пользоваться справочной литературой и нормативными правовыми актами; подбирать способы и режимы обработки материалов для изготовления различных деталей; знать: основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов; классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве; основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства; особенности строения металлов и их сплавов, закономерности процессов кристаллизации и структурообразования; виды обработки металлов и сплавов; сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием; основы термообработки металлов; способы защиты металлов от коррозии; требования к качеству обработки деталей; виды износа деталей и узлов; особенности строения, назначения и свойства различных групп неметаллических материалов; свойства смазочных и абразивных материалов; классификацию и способы получения композиционных материалов; |
ПК 1.1 - 1.3, 2.1, 3.1 - 3.3, 4.2 - 4.4 |
||||
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами; использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; знать: основные понятия и определения метрологии и стандартизации; задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; формы подтверждения качества; терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; требования технических регламентов, нормативных правовых актов и технических документов и отраслевых стандартов в своей служебной деятельности; основные методы и средства измерений физических величин при эксплуатации, обслуживании и ремонте транспортных средств и оборудования; |
ПК 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.4, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.4 |
||||
технически грамотно эксплуатировать судно; производить расчеты по плавучести, остойчивости, непотопляемости и ходкости судна; производить расчеты по снабжению судов; знать: общее устройство судна: особенности конструкции различных типов судов, сравнительные характеристики судов; классификацию судов; основные требования Российского речного регистра и Российского морского регистра судоходства к техническому состоянию судна и техническим средствам; основные документы по безопасности эксплуатации судна; устройство внутренних помещений, надстроек, вооружение и оборудование судов: канаты, тросы, цепи и их применение на судах технического флота; якоря (стопоры), лебедки для судов технического флота и транспортных судов; мачты, их назначение, использование мачт (автоствор) для работы земснарядов; средства сигнализации; основы теории судна: геометрию корпуса судна, плавучесть, устойчивость, непотопляемость, управляемость судов, ходкость; судовые движители; сопротивление среды движению судна; оценочные характеристики сопротивления среды движению судов; спасательные средства и их снаряжение; аварийное оборудование и средства, правила и способы их использования; организацию службы на судах; организацию борьбы за живучесть и способы спасения людей в аварийных ситуациях на судах; |
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 4.1 - 4.7 |
||||
вычерчивать планы съемок, профили; выполнять поверки основных геодезических инструментов; выполнять геодезические измерения, горизонтальные и вертикальные съемки; обрабатывать результаты геодезических измерений; определять площади фигур различными способами; знать: об основных направлениях развития топографии и инженерной геодезии; о назначении государственных геодезических сетей и методах их построения; условные топографические знаки; правила эксплуатации и поверки основных геодезических инструментов; методы геодезических измерений; основные понятия о нивелировании III и IV классов; |
ПК 3.1 - 3.4 |
||||
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
Безопасность жизнедеятельности |
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.7, 5.1 - 5.5 |
|||
Эксплуатация и обслуживание судов технического флота В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: пользования техническими инструкциями, наставлениями и технологическими картами; эксплуатации рабочих устройств и оборудования земснарядов; выполнения производственных операций; работы со средствами навигационного оборудования и светосигнальными приборами навигационного оборудования; уметь: выбирать тип дноуглубительного снаряда в зависимости от условий работы; эксплуатировать рабочие устройства и оборудование земснарядов; осуществлять монтаж и регулировку светосигнальных приборов навигационного оборудования; выбирать светосигнальные приборы; выбирать светоотражающие покрытия и способы нанесения на навигационное оборудование; знать: устройство судов технического флота различных типов; технический надзор за судами; правила технической эксплуатации рабочих устройств и оборудования земснарядов; способы управления дноуглубительными и портовыми снарядами; технологические процессы землечерпания; методы определения оптимального режима работы грунтового насоса; работы со средствами навигационного оборудования и светосигнальными приборами навигационного оборудования; правила расстановки навигационных знаков на внутренних водных путях, по координатам и с помощью спутниковых навигационных систем. |
МДК.01.01. Технология дноуглубления, эксплуатация судов технического флота и навигационного оборудования внутренних водных путей |
ПК 1.1 - 1.4 |
|||
Эксплуатация и обслуживание судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: обслуживания и эксплуатации главных и вспомогательных механизмов; обслуживания и эксплуатации основных видов электрооборудования земснарядов; ведения ремонтных работ систем и устройств; уметь: эксплуатировать главные и вспомогательные двигатели; эксплуатировать судовые устройства и механизмы; обслуживать дизельную энергетическую установку на всех режимах; устранять неполадки в работе систем и устройств; читать принципиальные схемы управления электродвигателями основных механизмов; осуществлять подготовку к пуску, пуск, регулирование заданных режимов, обслуживание во время работы основных видов электрооборудования земснарядов; безопасно проводить судовые работы; выполнять ремонт главных и вспомогательных механизмов; использовать основной мерительный инструмент для дефектации и контроля; центровать валопровод по фланцам, устранять изломы и смещения; знать: иметь представления об ресурсо- и энергосберегающих технологиях; конструктивные особенности дизелей, установленных на земснарядах, их классификацию и маркировку; системы газораспределения, наддува, охлаждения, смазки, подачи топлива; правила технической эксплуатации дизелей и правила Российского Речного Регистра; правила ведения технической документации; об основных видах износа и повреждений корпуса судна, энергетического оборудования и судовых вспомогательных механизмов; порядок составления технической документации на судоремонт и выполнения ремонтных и монтажных работ на судне; теоретические основы организации и технологии судоремонта; методы дефектации при судоремонте; методы ремонта и повышения износостойкости корпусных конструкций и деталей судовых технических средств, корпуса судна, надстроек и оборудования судна, судовых устройств, судовых систем, судового котлоагрегата двигателя; методы сборки, монтажа и испытаний дизелей; методы ремонта валопровода и двигателей, вспомогательных механизмов; безопасность труда при судоремонте; виды электрооборудования и автоматики земснарядов; правила эксплуатации источников электроэнергии на земснарядах; принципы работы электрооборудования в ручном и автоматическом режимах; порядок составления технической документации на судоремонт и выполнения ремонтных и монтажных работ на судне. |
МДК.02.01. Устройство и эксплуатация судовых энергетических установок и судового оборудования |
ПК 2.1 - 2.3 |
|||
Проектно-изыскательные работы на внутренних водных путях В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения изысканий на водных объектах; составления планов землечерпательных работ; ведения расчетов расходов и уровней воды в водоеме; работы с основными гидрометрическими приборами; производства разбивочных работ; подготовки и ведения землечерпательных работ; уметь: выполнять поверки основных гидрометрических приборов; производить разбивочные работы на местности; выполнять водомерные наблюдения; уметь определять местоположение судна с использованием системы спутниковой навигации; составлять укрупненные планы землечерпательных прорезей и вычислять объем грунта на прорези; определять расход воды в реке различными способами; строить графики колебаний уровней воды в реке; трассировать эксплуатационные и капитальные землечерпательные прорези; составлять наряд-задание на землечерпательные работы; знать: об основных научно-технических проблемах и перспективах развития внутренних водных путей; о применении спутниковых систем на водных изысканиях (автоматизированные промерные комплексы); режимы движения воды и их влияние на деформацию русла; требования к судоходным прорезям и отвалам грунта; о выправительных работах на реках; методы улучшения судоходных условий; виды путевых работ; состав проекта путевых работ; виды выправительных сооружений; методы определения оптимального режима работы грунтового насоса; правила эксплуатации и поверки основных гидрометрических приборов; порядок выполнения русловых съемок. |
ПК 3.1 - 3.4 |
||||
Обеспечение безопасности плавания В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практическим опыт: действий по тревогам; борьбы за живучесть судна; организации и выполнения указаний при оставлении судна; использования коллективных и индивидуальных спасательных средств; использования средств индивидуальной защиты; действий при оказании первой медицинской помощи; уметь: действовать при различных авариях; применять средства и системы пожаротушения; применять средства по борьбе с водой; пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия; применять меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях; производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов; управлять коллективными спасательными средствами; устранять последствия различных аварий; обеспечивать защищенность судна от актов незаконного вмешательства; предотвращать неразрешенный доступ на судно; оказывать первую медицинскую помощь, в том числе под руководством квалифицированных специалистов с применением средств связи; знать: нормативные правовые акты в области безопасности плавания и обеспечения транспортной безопасности; расписание по тревогам, виды и сигналы тревог; организацию проведения тревог; порядок действий при авариях; мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне; виды и химическую природу пожара; виды средств и системы пожаротушения на судне; особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях; виды средств индивидуальной защиты; мероприятия по обеспечению непотопляемости судна; методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна; виды и способы подачи сигналов бедствия; способы выживания на воде; виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжения; устройства спуска и подъема спасательных средств; порядок действий при поиске и спасании; порядок действий при оказании первой медицинской помощи; мероприятия по обеспечению транспортной безопасности; комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды. |
МДК.04.01. Безопасность жизнедеятельности на судне и транспортная безопасность |
ПК 4.1 - 4.4 |
|||
Управление структурным подразделением В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: в планировании и организации работы структурного подразделения на основе знания психологии личности и коллектива; в руководстве структурным подразделением; контроля качества выполняемых работ; оформления технической документации организации и планирования работ; анализа процесса и результатов деятельности подразделения с применением современных информационных технологий; уметь: рационально организовывать рабочие места, участвовать в расстановке кадров, обеспечивать их предметами и средствами труда; рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели, характеризующие эффективность выполняемых работ; планировать работу исполнителей; инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ; принимать и реализовывать управленческие решения; мотивировать работников на решение производственных задач; управлять конфликтными ситуациями, стрессами и рисками; обеспечивать соблюдение правил безопасности труда и выполнение требований производственной санитарии; применять компьютерные и телекоммуникационные средства; использовать необходимые нормативно-правовые документы; знать: современные технологии управления подразделением организации; основы организации и планирования деятельности подразделения; принципы, формы и методы организации производственного и технологического процессов на производстве; характер взаимодействия с другими подразделениями; функциональные обязанности работников и руководителей; принципы делового общения в коллективе; основы конфликтологии; основные производственные показатели работы организации и ее структурных подразделений; методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей; виды, формы и методы мотивации персонала, в том числе материальное и нематериальное стимулирование работников; методы оценивания качества выполняемых работ; деловой этикет; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; методы осуществления мероприятий по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. |
МДК.05.01. Планирование и организация работы структурного подразделения |
ПК 5.1 - 5.5 |
|||
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
|||||
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 14.09.2016 N 1193) (см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 14.09.2016 N 1193) (см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.4, 4.1 - 4.7, 5.1 - 5.5 |
|||||
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 14.09.2016 N 1193) (см. текст в предыдущей редакции) |
|||||
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей