Таблица 5. Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
|||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|||||
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; |
|||||
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; |
ПК 1.11 |
||||
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|||||
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
|||||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчисления; решать дифференциальные уравнения; находить значения функций с помощью ряда Маклорена; составлять уравнение прямых и основных кривых второго порядка по заданным условиям и изображать их на координатной плоскости; осуществлять переход от прямоугольной системы координат к полярной и обратно; вычислять вероятности случайных событий, числовые характеристики дискретной случайной величины; моделировать и решать геометрическим методом задачи линейного программирования (задачи о планировании производства, оптимальных технологий); использовать пакеты прикладных программ для решения задач линейного программирования; знать: основные понятия и методы математического анализа; уравнения прямой и основных кривых второго порядка на плоскости; правило перехода от декартовой системы координат к полярной; определение вероятности случайного события, основные формулы теории вероятностей, числовые характеристики дискретной случайной величины; виды задач линейного программирования, алгоритм их моделирования и решения; |
ПК 1.1 - 3.4 |
||||
использовать прикладное программное обеспечение (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, автоматизированные системы, информационно-поисковые системы); знать: основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру ЭВМ и вычислительных систем; способы защиты информации от несанкционированного доступа; антивирусные средства защиты; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; |
ПК 1.1 - 3.4 |
||||
использовать технологии сбора, размещения, хранения, наполнения, преобразования и передачи данных в информационных системах; обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки данных; знать: классификацию информационных систем; виды технологических процессов обработки информации в информационных системах, особенности их применения. |
ПК 1.1 - 3.4 |
||||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: выполнять геометрические построения; выполнять чертежи технических изделий; выполнять сборочные чертежи; решать графические задачи; знать: правила разработки, выполнения, оформления и чтения чертежей; правила разработки и оформления конструкторской документации; методы и приемы выполнения чертежей и схем по специальности; категории изображений на чертеже: виды, разрезы, сечения; |
ПК 1.1 - 3.4 |
||||
рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей и электронные схемы; читать схемы простых электрических цепей и электронные схемы; моделировать блок-схемы и простейшие схемы управления устройств, применяемых в лесозаготовительном производстве; знать: основные законы электротехники; принцип работы электронных устройств; основы электропривода; способы передачи и распределения электрической энергии; основы электроники; электронные и измерительные приборы; электронные устройства автоматики; устройство, принцип действия, характеристики и область применения элементов автоматики; |
ПК 1.1 - 3.4 |
||||
выполнять несложные расчеты элементов конструкций и деталей машин, механических передач и простейших сборочных единиц; знать: законы статики, кинематики, динамики; основы расчетов элементов конструкций и деталей машин; основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения; |
ПК 1.1 - 3.4 |
||||
определять основные древесные породы; измерять фактические и устанавливать стандартные размеры, определять качество древесных материалов, производить маркировку лесоматериалов; определять физические и механические свойства древесины; использовать стандарты на лесную продукцию; выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания материалов; знать: элементарный химический состав древесины, особенности макро- и микроскопического строения древесины, ее химические, физические, механические и технологические свойства; классификацию лесных товаров и их основные характеристики; приборы и оборудования для испытания свойств древесины; практическое применение древесины с учетом свойств; причины разрушения древесины и способы повышения стойкости древесины; требования к лесоматериалам в соответствии с ГОСТами; физико-химические основы процессов, происходящих в металлах и сплавах при различных воздействиях; строение и свойства металлов; классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; |
ПК 1.1 - 3.4 |
||||
применять требования нормативных документов к основным видам продукции и процессов; применять основные правила системы сертификации Российской Федерации; знать: основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; основные положения систем общетехнических стандартов; методы и средства нормирования точности; |
ПК 1.1 - 3.4 |
||||
производить оценку естественного возобновления; составлять документы по лесопользованию; применять инструменты и оборудование для подсочки; определять вредителей леса и выбирать способы борьбы с ними; определять грибы-трутовики; производить учет урожайности недревесной продукции; определять таксационные показатели; вычислять таксационные признаки насаждения; производить сортиментацию по сортиментным и товарным таблицам; знать: классификацию типов леса; способы охраны и защиты лесов; формы учета и отчетности, порядок их ведения и составления; терминологию, применяемую в специальной и справочной литературе; лесоводственные характеристики; типологию леса; виды лесных пожаров; |
ПК 1.1 - 3.4 |
||||
анализировать содержание гражданско-правовых договоров на соответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации; составлять и оформлять документы, необходимые при приеме на работу и увольнении с нее; выделять особенности основных видов и режимов рабочего времени, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации; определить, какой вид наказания можно применить при совершении того или иного дисциплинарного проступка; определять размер вознаграждения за работу в различных ситуациях; воспользоваться нормами трудового законодательства для решения конфликтных ситуаций, возникающих на производстве; знать: понятия предпринимательства; формы предпринимательства; понятия права собственности; общие положения трудового права; понятия и содержание гражданско-правовых договоров; виды и режимы рабочего времени; виды времени отдыха; виды дисциплинарных взысканий; основные системы оплаты труда; понятия материальной ответственности; понятие трудового спора; понятие трудового стажа, его виды; понятие административного правонарушения; |
ПК 1.1 - 3.4 |
||||
использовать прикладное программное обеспечение (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, автоматизированные системы, информационно-поисковые системы); подключать к персональному компьютеру (далее - ПК) различные периферийные устройства (монитор, клавиатуру, манипулятор "мышь", принтер, плоттер, сканер, модем); устанавливать на ПК пакеты прикладных программ по профилю специальности; создавать, редактировать, архивировать, копировать, хранить, пересылать, объединять, удалять, восстанавливать, защищать файлы; осуществлять обмен информацией в сети; пользоваться сервисными функциями операционных систем для поиска информации в накопителях информации ПК, локальной и корпоративной сетях; сканировать текстовые и графические материалы; пользоваться программно-аппаратными средствами мультимедийной технологии; применять мультимедийную технологию для обучения и решения задач в сфере профессиональной деятельности; решать профессиональные задачи с использованием средств автоматизации (ПК и прикладных программ); пользоваться поисковыми серверами сети Интернет; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру ЭВМ и вычислительных систем; способы защиты информации от несанкционированного доступа; антивирусные средства защиты; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; аппаратную конфигурацию ПК; аппаратное обеспечение современного ПК и автоматизированного рабочего места специалиста на его основе; назначение и состав базового программного обеспечения; типы накопителей, их основные характеристики и параметры; о необходимости защиты информации; источники угрозы целостности информации; уголовно-правовую характеристику неправомерного доступа к компьютерной информации; классификацию типов информации; технологию и программные средства поиска необходимой информации в накопителях информации, в локальной, корпоративной и глобальной компьютерных сетях; назначение и типы сканеров; |
ОП.08. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
ПК 1.1 - 3.4 |
|||
использовать экобиозащитную технику; проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; знать: особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на производстве; технику безопасности лесосечных, нижнескладских и лесотранспортных работ; |
ПК 1.1 - 3.4 |
||||
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
ПК 1.1 - 3.4 |
||||
Разработка и внедрение технологических процессов лесозаготовок В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: таксационных измерений; разработки и ведения технологических процессов лесозаготовок; определения основных древесных пород и сортов древесных материалов; использования машин, механизмов и оборудования при проведении лесозаготовительных и лесоскладских работ; проведения лесовосстановительных мероприятий; разработки и ведения технологических процессов комплексной переработки древесины; использования технической документации и норм; чтения гидравлических схем; чтения и построения схем автоматического управления при погрузочно-разгрузочных операциях; разработки баз данных для лесопромышленного производства; уметь: разрабатывать технологические процессы лесосечных, лесоскладских работ, мероприятия по совершенствованию технологии и организации лесозаготовительного производства; управлять проведением технологических процессов лесозаготовок, обработки и первичной переработки лесоматериалов в соответствии с техническими условиями; составлять проект освоения лесных участков; составлять лесную декларацию; составлять технологические карты разработки лесосек, делянок; пользоваться нормативно-технологической документацией, справочной литературой и другими источниками в процессе профессиональной деятельности; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности структурного подразделения; определять основные древесные породы; проводить измерения и испытания лесоматериалов в соответствии с требованиями ГОСТов; читать схемы пневмопривода механизмов и машин лесозаготовительного производства, вычислять параметры жидкости в статике и динамике; рассчитывать основные характеристики насосов гидродвигателей, подбирать элементы гидропривода по каталогу; читать гидравлические схемы; формулировать требования к средствам автоматизации, исходя из конкретных условий; выбирать и эффективно использовать машины, механизмы, оборудование при проведении лесозаготовительных и лесоскладских работ с учетом природно-производственных условий; обеспечивать выполнение правил техники безопасности при проведении лесосечных и лесоскладских работ; разрабатывать технологические процессы для комплексной переработки низкокачественной древесины и отходов лесозаготовок; организовывать производство по переработке низкокачественной древесины; работать с таксационными приборами и инструментами; пользоваться навигационными приборами и специальным программным обеспечением; разрабатывать базы данных для лесопромышленного производства; применять географические информационные системы в лесопромышленном производстве; определять таксационные показатели; использовать лесотаксационные инструменты и приборы; пользоваться таксационными таблицами; знать: правила приемки лесосечного фонда и отвода лесосек; устройство и технику применения приборов, используемых в лесной таксации; методы определения таксационных показателей древостоев; содержание таксационных таблиц; основные понятия и термины лесозаготовительного производства; состав лесосечных работ; методы заготовки древесины; специальную терминологию; назначение, принцип работы пневмопривода машин; основные законы гидростатики, гидродинамики, и их практическое применение в лесной отрасли; конструкцию приборов для измерения параметров жидкости; конструкцию элементов гидропривода лесозаготовительных машин, принцип работы, технические характеристики; устройство, принцип действия, характеристики и область применения элементов автоматики; правила чтения и построения схем автоматического управления при погрузочно-разгрузочных операциях, обрезке сучьев, раскряжевке хлыстов, сортировке и учете лесоматериалов; методы разработки баз данных и область их применения; машины и механизмы для проведения лесосечных работ; особенности технологии и организации лесозаготовок при различных видах рубок; способы создания запасов древесины на лесосеке; методы очистки лесосек, использование лесосечных отходов; ресурсосберегающие технологии в лесозаготовительном производстве; технологическую документацию на мастерском участке; особенности макро- и микроскопического строения древесины, ее химические, физические, механические и технологические свойства; классификацию пороков, их измерение и влияние на качество древесины, характеристику древесины основных лесохозяйственных пород; классификацию лесных товаров и их основные характеристики; приборы и оборудования для испытания свойств древесины; классификацию круглых лесоматериалов, требования к сортиментам в соответствии с ГОСТами, правила определения размеров, сортности, обмера и учета, маркировки, транспортирования, сортировки, приемки; практическое применение древесины с учетом механических свойств; характеристику и промышленное применение материалов из отходов древесины, коры и корней, требования действующих ГОСТов и ТУ; виды запасов и их назначение; условия применения машин, механизмов и оборудования; классификацию, общее устройство, принцип работы, технологическое оборудование лесозаготовительных машин; классификацию, общее устройство, принцип работы механизированных инструментов для лесозаготовок, виды отходов и низкокачественной древесины как дополнительного древесного сырья, способы их оценки; способы переработки древесины в целлюлозно-бумажной промышленности, в производстве древесноволокнистых и древесностружечных плит, гидролизном производстве; технологический процесс производства щепы; способы заготовки и производства сырья для химической промышленности; технологический процесс производства товаров народного потребления и промышленного назначения; производство кормовых продуктов и удобрений; виды естественного восстановления; виды семян хозяйственно-ценных пород, способы их заготовки, переработки и хранения; способы содействия лесовосстановлению; назначение и виды питомников; виды и способы создания лесных культур; общую конструкцию машин и механизмов для лесовосстановления; основные принципы моделирования баз данных и элементы их управления. |
ПК 1.1 - 1.5 |
||||
МДК.01.02. Технологические процессы первичной переработки древесины |
|||||
Разработка и внедрение технологических процессов строительства лесовозных дорог, перевозок лесопродукции В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выбора лесотранспортных машин; эксплуатационных расчетов и использования нормативной документации; выбора дорожно-строительных машин; разработки и ведение технологических процессов строительства, содержания и ремонта временных лесовозных дорог; разработки и организации процессов перевозки лесопродукции; планирования перевозок всеми видами транспорта для обеспечения объема продаж; контроля за перевозками в виде учета, анализа и проверки выполнения плановых показателей; уметь: подбирать комплект дорожно-строительных машин; читать чертежи лесовозных дорог; разрабатывать и проводить технологические процессы строительства лесовозных путей; проводить содержание и ремонты лесотранспортных путей; обеспечивать безопасность движения; обеспечивать охрану окружающей среды; использовать погрузочно-выгрузочные и подъездные пути промышленного производства; отличать основные узлы и агрегаты лесотранспортных средств; выбирать лесотранспортные средства с учетом природно-производственных условий; определять полезную рейсовую нагрузку и другие эксплуатационные показатели; организовывать безопасную доставку и хранение топливно-смазочных материалов; пользоваться нормами расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации; разрабатывать процессы лесотранспортных работ; организовывать процессы перевозок лесопродукции; составлять графики перевозок лесопродукции; осуществлять контроль за безопасным проведением лесотранспортных работ; составлять текущие и оперативные планы перевозок в организации; знать: виды и марки лесовозных автопоездов; общее устройство автомобилей и тракторов; виды и марки топливно-смазочных материалов; общее устройство трансмиссии и ходовой части; органы управления автомобилей и тракторов; технологическое оборудование автомобилей и тракторов; общую конструкцию основных дорожно-строительных машин, условия их применения, технические характеристики; основные чертежи лесовозных дорог; классификацию и устройство лесовозных путей, искусственных сооружений; размещение лесовозных дорог на лесном участке; технологию строительства и ремонта лесовозных путей; действующие положения и инструкции по основам эксплуатации лесовозных путей; правила безопасного выполнения лесотранспортных работ виды планов перевозок; методику составления текущих и оперативных планов; нормативы обслуживания поставщиков и потребителей лесопродукции. |
ПК 2.1 - 2.3 |
||||
МДК.02.02. Устройство и эксплуатация лесотранспортных средств, организация перевозок лесопродукции |
|||||
Организация производственной деятельности и руководство ею в рамках структурного подразделения В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: планирования и организации работы структурного подразделения; руководства работой структурного подразделения; анализа процесса и результатов деятельности структурного подразделения; бизнес-планирования; уметь: доводить до сведения персонала плановые задания по количеству, качеству и ассортименту выпускаемой продукции; контролировать своевременное и качественное выполнение плановых заданий персоналом; осуществлять расстановку кадров в соответствии с компетенцией работника; обеспечивать производственную и технологическую дисциплину; принимать и реализовывать управленческие решения в соответствии с нормами правового регулирования; мотивировать работников на выполнение производственных задач; предупреждать и управлять конфликтными ситуациями; обеспечивать безопасные условия труда для работников структурного подразделения; вести утвержденную учетно-отчетную и рабочую документацию; систематизировать и обрабатывать информацию о производственной деятельности структурного подразделения; проводить расчеты и анализ основных технико-экономических показателей при производстве продукции; корректировать деятельность структурного подразделения; разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда; использовать экобиозащитную технику в процессе трудовой деятельности; производить экономическое обоснование проекта предпринимательской деятельности; разрабатывать бизнес-план действующей или новой организации; рассчитывать основные показатели деятельности субъекта предпринимательства; читать первичные банковские документы; оформлять организационные и информационные документы; рассчитывать налоги по упрощенной схеме; оформлять документы по кредитованию; проводить анализ финансового состояния субъекта малого предпринимательства; знать: принципы и формы организации производственных процессов; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; основные нормы правового регулирования; требования пожарной безопасности; требования законодательства в экологических вопросах; принципы рационального природопользования; промышленную экологию; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; основные технико-экономические показатели работы структурного подразделения; методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов; формы, виды и типы предпринимательской деятельности; сущность, виды и функции денег; сущность и содержание кредитов; финансы организаций различных форм собственности; органы финансового контроля; учет показателей деятельности субъектов малого предпринимательства; налогообложение субъектов малого предпринимательства; оформление основных видов организационно-распорядительных, информационных и первичных бухгалтерских документов; виды ценных бумаг. |
ПК 3.1 - 3.4 |
||||
МДК.03.02. Анализ производственно-хозяйственной деятельности |
|||||
МДК.03.03. Предпринимательская деятельность в области лесозаготовок |
|||||
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
|||||
ПК 1.1 - 3.4 |
|||||
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей